КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ СПРАВОЧНИКОМ 2 страница



Лит.: Шубин Н. А. Внутришкольный контроль. – М., 1977; Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед соч. – М., 1981. – Т. 3; Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка, – М., 1986.

анализ языка художественного произведения – вид языкового анализа; предполагает работу учащихся (под руководством учителя) по обнаружению, выделению и объяснению значения и функций изобразительно-выразительных средств языка: тропов (эпитетов, сравнений, метафор, метонимий, синекдох, гипербол и литот, иронии, аллегории, олицетворения, перифраза), так называемых стилистических фигур (параллелизм, антитеза, градация,

 

19 Аналогия в обучении русскому языку

инверсия, эллипсис, умолчание, риторические обращение и вопрос, период и пр.), а также стилистического использования прямой, косвенной и несобственно-прямой речи, других синтаксических конструкций и морфологических форм. А. я. х. п. предполагает также выделение стилистически не нейтральной лексики: архаизмов, неологизмов, историзмов, диалектизмов, жаргонизмов, народно-поэтической лексики и фразеологии, слов, имеющих эмоциональные окраски или относящихся к различным функционально-стилистическим пластам. А. я. х. п. связывается с анализом его идейного содержания, с изучением индивидуальных особенностей стиля писателя. А. я. х. п. проводится преимущественно на уроках литературы (в I – Ш классах – на уроках чтения), постепенно усложняясь от I к X классу.

Лит.:Шмелев Д. Н. Слово и образ. – М., 1964; Анализ художественного текста / Под ред. Н. М. Шанского. – М., 1975;Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. – М., 1979; Виноградов В. В. О языке художественной прозы. – М., 1980; Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.

аналитические упражнения по русскому языку –упражнения, при выполнении которых преобладает аналитическая деятельность учащихся: наблюдения над языком> виды языкового анализа – грамматический разбор в разных вариантах, орфографическое комментирование и пр. Элемент анализа имеет место и в тех упражнениях, в которых преобладает синтез: изложения, сочинения, диктанты. Аналитическая деятельность учащихся может преобладать также при знакомстве с новым материалом, в процессе самостоятельной познавательной деятельности. В методике используются также аналитико-синтетические упражнения, их комплексы; в отдельных случаях говорят об аналитических, синтетических и аналитико-синтетических методах обучения.

аналитическое чтение.1. Чтение по слогам (не по буквам!); термин используется главным образом в методике обучения грамоте (элементарному чтению) в I классе.

2. Чтение, при котором понимание текста достигается в результате понимания и анализа всех его элементов: предложений, слов, их форм, сочетаний и других средств языка. А. ч. обеспечивает наиболее сознательное усвоение читаемого текста (ср. Синтетическое чтение). Термин используется преимущественно в методике обучения иностранным языкам и русскому как неродному, а также в методике чтения в младших классах.

аналогия в обучении русскому языку– методический прием: установление сходства изучаемого явления с уже изученным, трудноразличимого с легкоразличимым, понятным. Так, при обучении грамоте применяется чтение по аналогии: Маша Саша; при

 

Анахронизм

обучении орфографии по аналогии с ударяемыми пишутся безударные падежные окончания тех же склонений: по водепо бумаге Аналогии используются систематически, что позволяет говорить о методе аналогии, или сопоставления и противопоставления, в обучении русскому языку. Существенную роль аналогии играют в речевом развитии детей: предполагается, что аналогии лежат в основе усвоения продуктивных грамматических форм (например, продуктивных классов глагольных основ, продуктивных форм, моделей в словообразовании, механизмов построения сходных синтаксических конструкций и пр.).

анахронизм – тип ошибки в сочинениях учащихся, состоит в употреблении слов, терминов, понятий, не соответствующих изображаемой эпохе, например: «Чапаевцы строчили из автоматов» (сочинение учащегося IV класса).

аннотация – резюме, краткое изложение содержания книги, статьи, обычно содержит элемент оценки и рекомендации к использованию в практической деятельности. Составление А. – один из видов упражнений в связной речи учащихся, вид реферативной работы, близкий к сжатому изложению. (Используется не ранее VI класса.)

аппликация – методический прием, используемый преимущественно в младших классах при иллюстрировании сочинений, изложений, устных рассказов и пересказов, а также читаемых художественных произведений. Представляет собой изготовление картинок, иллюстраций, составленных из наклеенных или нашитых на основу фигур, деталей разных цветов. В начальных классах служит средством связи уроков русского языка с уроками труда.

аргумент (-ы) – структурный (-е) элемент(-ы) рассуждения: тезис развивается и доказывается в сочинении-рассуждении с помощью А. А. могут быть самыми разнообразными: приведение примеров из современной жизни или из истории, из художественной литературы и других искусств, ссылки на мнения авторитетных людей, логические доказательства, изложение собственных целей, задач, собственного понимания путей решения поставленных целей и задач, опровержение чужих мнений, с которыми автор не согласен, и т. п. От качества А., приведенных автором сочинения-рассуждения, зависит убедительность, стройность сочинения, реализация его замысла. А. обобщаются в выводах.

аргументация– доказательство, обоснование высказанной мысли. Хорошая А. – одно из основных качеств связной речи, главным образом научной, «деловой» речи. Отсутствие А. может расцениваться как логический недочет сочинения, устного сообщения, доклада.

 

Аудиовизуальный метод

артикулирование звуков – образование звуков речи посредством движений органов речи: языка, губ, мягкого нёба; анализ положения и движений органов речи при произношении того или иною звука; подготовка органов речи к произношению того или иного звука. Каждый звук в русском языке может быть артикуляционно охарактеризован на доступном для учащихся уровне и единообразно для всех говорящих на данном языке, независимо от индивидуальных различий произношения, и эти артикуляционные характеристики усваиваются учащимися. А. з. как методический прием используется в методике обучения грамоте, при изучении фонетического материала в разных классах, при исправлении дефектов речи, при обучении орфоэпии, а также при изучении русского языка как неродного.

архаизм – устаревшее слово, или словосочетание, или грамматическая форма. В художественной литературе Л. используется как изобразительный прием с различными стилистическими функциями, помогая писателю передать колорит эпохи, уточнить речевую характеристику персонажа. Учащиеся допускают ошибки в использовании А., например: «Буденный со своими дружинами громил тылы белых армий». В этом смысле термин А. в методике используется для обозначения речевой (стилистической) ошибки – ошибки в использовании устаревшего слова. Предупреждение ошибок в использовании А. проводится на основе изучения лексики, ее стилистических не нейтральных пластов.

ассоциации словесные – устойчивые связи между словами, сложившиеся в сознании отдельного индивида или большинства носителей языка. А. с. выявляются с помощью ассоциативного эксперимента. Типичные виды А. с.: по контрасту (слово добрый вызывает слово злой), по смежности (книга тетрадь), целое и его часть (овощи помидор) и пр. А. с. отражают также языковые отношения: синтагматические желать – счастья, парадигматические медвежонок мышонок, словообразовательные лес лесник и т. п. А. с. играют определенную роль в выборе слов при построении фразы: типичные А. с. повторяются. В отдельных случаях говорящему или пишущему приходится разрушать привычные А. с., создавать новые, не стандартные связи. А. с. пока не получили широкого применения в методике обучения языку, хотя интерес к их возможностям весьма высок.

Лит.: Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А. А. Леонтьева. – М., 1977.

аудиовизуальный метод – один из методов обучения языку, предполагающий использование одновременно звуковых и зрительных технических средств обучения: кинофильмов, телепередач, озвученных диафильмов, видеозаписей, экранных пособий, а также

 

Аудирование 22

других форм совмещения зрительных и слуховых восприятий. В рамках А. м. создаются речевые ситуации для построения высказываний учащихся на различные темы. А. м. в изучении неродного языка сочетается с подходом лингвострановедческим (см.), что позволяет знакомить учащихся с бытом и обычаями тех стран, язык которых изучается. А. м. не рассматривается как универсальный, он используется как один из методов в общей системе обучения языку.

Лит.: Аудиовизуальные и технические средства в обучении. – М., 1975.

аудирование – восприятие речи на слух и понимание ее, один из четырех видов речевой деятельности наряду с говорением, письмом и чтением. Методика А. (восприятия речи) пока разработана мало, несмотря на то что, по данным обследований, на уроке до 50% звучащей речи учащихся и учителя не воспринимается или не осознается определенной частью учащихся. Причины низкого уровня А.: недостаточное внимание учащихся, отсутствие интереса к материалу, плохая слышимость из-за ослабленного слуха учащихся или из-за шума на уроке, использование учителем труднопонимаемых слов или слишком сложных и крупных синтаксических конструкций.

афоризм – устойчивое изречение, содержащее обобщенную и законченную мысль о явлении действительности, обычно на темы нравственных отношений, о жизни людей и пр. А. бывает построен в лаконичной, яркой, запоминающейся форме. А. называют авторские изречения, хотя А. являются и народные пословицы. Известны сборники афоризмов – «Максимы и размышления» Ф. Ларошфуко, «Мысли и афоризмы Козьмы Пруткова», «Отрывки из ненаписанного» Э. Кроткого, «В мире мудрых мыслей» и др. А. широко используются в речи учащихся как эпиграфы, заглавия, цитаты, предметы обсуждений, диспутов, а также как материал для дневниковых записей, монтажей, альбомов, журналов, стенгазет и пр. А. используются как материал для грамматических упражнений.

Б

базисный словарь– набор наиболее частотных и необходимых в общении слов изучаемого языка, как правило – неродного, которые включаются в учебники и пособия и предназначаются для активного усвоения. Объем Б. с., составляемых разными методистами в СССР и за рубежом, колеблется от 2000 до 6000 слов. Б. с. русских слов для национальных школ, предложенный НИИ преподавания русского языка в национальной школе в 1985 г., – 5000 слов. Использование Б. с. для изучения родного языка большинством методистов отвергается.

 

Беседа на уроках русского языка

Лит.: Баранов М. Т., Мамушин В. Е. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе. – М., 1962; Львов М. Р. Речь учащихся средней школы. Общая характеристика лексики // Рус. яз. в школе. – 1981. – №6; Единый лексический минимум русского языка для национальной средней школы. – М., 1985. – Ч. 1, 2, 3.

безударные гласные в школе – одна из труднейших тем курса орфографии. Правописание Б. г. на всех этапах обучения тяжело усваивается школьниками и дает большое количество орфографических ошибок. В основе трудностей правописания Б. г. лежат законы позиционного чередования гласных о, а, с, и. Правила проверки и правописания Б. г. определяются тем, в какой части слова они находятся; поэтому правописание Б. г. в корне слова, в приставках, суффиксах и окончаниях регулируется различными группами правил и орфографические действия (алгоритмы) применяются разные. Так, Б. г. в корне слова проверяются соответствующими ударяемыми гласными в родственных словах, следовательно, эффективность проверки зависит не только от умения обнаружить Б. г., применить правило, но и от богатства и активности словаря учащегося. Проверка Б. г. в окончаниях падежных форм имен существительных, прилагательных требует четких грамматических умений: определить тип склонения, падеж, число и т. п. Большую группу составляют слова с непроверяемыми Б. г. (традиционные написания), которые заучиваются учащимися или проверяются с помощью словарей. Большую роль в усвоении правописания Б. г. играют аналогии, сопоставления и противопоставления ударяемых и соответствующих им Б. г.: например, в безударной позиции пишется то же окончание, которое употреблено в ударяемом варианте той же формы (по воде по улице).

Лит.: Иванов П. П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе. – М., 1955; Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960, Ефимова Н. Ф. Изучение безударных гласных в средней школе – М., 1977.

беседа на уроках русского языка – метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Представляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающееся постановкой цели и завершающееся выводами. Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового и к выводам, к обобщениям. Б. активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – задача, которую решают учащиеся. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная; беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться наблюдениями над языком, выполнением упражнений по орфографии,

 

Библиография по методике русского языка 24

грамматическим разбором и пр. Эвристическая Б. используется при подходе учащихся к выводу новых грамматических определений и правил, на основе наблюдений и анализа языковых образцов или выполнения определенных действий; воспроизводящая – при закреплении, также при повторении и при обосновании выполненных действий; сообщающая – в тех-случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически. Воспроизводящая Б. становится повторительной, когда она проводится с целью обобщающего повторения. Обобщающая Б. проводится обычно в конце урока и в конце изучения раздела, темы. Практикуется Б. между учащимися как средство развития диалога на различные темы; литературные, бытовые, об искусстве, о природе и пр. Б. на уроках литературы (или на уроках чтения в начальных классах) бывает направлена на анализ идейного содержания и художественных особенностей литературных произведений.

Лит.: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. – § 5; Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1981; Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку (IV – VIII классы). – М., 1983.

библиография по методике русского языка – отрасль педагогической библиографии, описания книг. Задачи Б.: изучение, аннотирование, классификация издаваемых книг и статей, составление тематических списков литературы, указаний к поиску литературы н пр. Отдельного периодического издания по Б. методики русского языка нет. Систематически фиксируется литература по методике русского языка: а) в газете «Книжное обозрение»; б) в «Книжной летописи», в разделах педагогических; в) в бюллетенях Информационного центра АПН СССР; г) в периодически выпускаемых сборниках «Педагогическая литература...»; д) в периодически выпускаемых реферативных сборниках «Педагогическая литература за рубежом»; е) в библиографическом бюллетене «Новая советская литература по языкознанию»; ж) в обзорах журналов «Русский язык в школе» и др. за каждый год, в 6-м или 12-м номере.

Наиболее полный список дореволюционной методической литературы можно найти в книге: Соколов Н. М., Тумим Г. Г. Кабинет родного языка. – СПб., 1913. Узкотематические списки литературы содержатся в диссертациях докторских и кандидатских, а также в монографиях. Представляют большой интерес также авторские библиографические сборники, например: Библиографический указатель трудов академика АПН СССР, доктора педагогических наук, профессора А. В. Текучева (1979), Наиболее полные систематические каталоги по методике русского языка находятся в ордена Трудового Красного Знамени Государственной научной педагогической библиотеке им. К. Д. Ушинского АПН СССР.

 

25 Буквенная стадия обучения письму

букваристика – отрасль методики русского (родного) языка, наука о букварях, их составлении и о методах первоначального обучения чтению и письму. Проблемы Б.: выбор принципиальной основы методики обучения грамоте – звука, буквы, слога, целого слова; определение порядка изучения звуков и букв; выбор минимальной единицы чтения; одновременность или неодновременность обучения чтению и письму; построение системы, эффективной в воспитательном отношении. По проблемам Б. проходили дискуссии в журнале «Советская педагогика» в 1964 и 1972 – 1974 гг.

Лит.: Соколов Н. М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. – СПб., 1917; От Азбуки Ивана Федорова до современного букваря. – М., 1974.

букварный период обучения грамоте – время изучения в I классе букв по букварю (в отличие от добукварного и послебукварного периодов). На протяжении Б. п. дети овладевают слоговым чтением.

букварь – учебная книги для первоначального обучения грамоте. Содержит: на первых страницах – картинки для бесед, развития речи, составления предложений и для языкового анализа в до-букв'арный период; затем буквы, расположенные в определенном порядке – в соответствии с концепцией автора Б., а также слоги, слова с новыми буквами и тексты с иллюстрациями к ним. Для работы над одним звуком и одной буквой, как правило, отводится две страницы. Тексты составляются авторами Б. из тех слов, которые к данному моменту уже могут быть прочитаны первоклассниками, вводятся также отрывки из произведений художественной литературы. Обычно буквари красочны и занимательны. Первый на Руси Б. – [«Азбука»] Ивана Федорова (1574). Широко известны также Б. Василия Бурцова (1634), Кариона Истомина (1694), Феофана Прокоповича – «Первое учение отроком...» (1721), «Родное слово. Год первый. Азбука» К. Д. Ушинского (1864), «Азбука» и «Новая азбука» Л. Н. Толстого (1872 и 1875), «Б.» Д. и Е. Тихомировых (1873), «Русский Букварь» В. П. Вахтерова (1898), «Живые звуки...» И. Н. Шапошникова (1926), «Букварь» Н. М. Головина (1937), «Букварь» С. П. Редозубова (1945) и др.

Лит.: От Азбуки Ивана Федорова до современного букваря. – М., 1974; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Уроки обучения грамоте. – М., 1988.

буквенная стадия обучения письму – вторая среди трех стадий: элементной, Б. с. и стадии связного письма. На Б. с. дети, уже овладевшие написанием элементов букв, учатся писать сами буквы, а также продолжают овладевать координацией движений при письме, правильной посадкой, другими гигиеническими умениями.

 

Буквенные методы обучения грамоте

буквенные методы обучения грамоте – методы, в которых исходной единицей обучения является не звук, не слог, не целое слово, а буква. Обучаясь по этому методу, дети первоначально усваивают (заучивают) буквы алфавита, затем соотносят их со звуками, составляют из ннх слоги, читают слоги, слова и тексты. Метод по преимуществу синтетический. См. также Буквослагательный метод обучения грамоте.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!