Русская периодика 1895—1917 гг с идейно-политической точки зрения



ЛЕКЦИИ История отечественной журналистики XX века (1900 – 1930-е годы)

Общественные настроения и журналистика 1900 – 1918 годов

В начале XX века многое в России происходило «впервые». В 1905 году разразилась первая русская революция, в 1914-м — первая мировая война, впервые грозно заговорил о себе пролетариат, Россия стала первой страной, где власть перешла к диктатуре пролетариата.На фоне исторических потрясений, невиданных мятежей — невероятный взлет науки, культуры, духовности — «серебряный век» русской литературы, русский религиозный ренессанс...

В конце XIX века, вопреки попыткам народников доказать самобытность страны и возможность миновать капиталистический этап развития, Россия вступила на путь, по которому шли практически все страны мира. В 1894 году Петр Бернгардович Струве призывал «вперед, к капитализму»: «Признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму».

Начало XX века, дооктябрьский период, последний этап существования Российской империи уже давно скрупулезно исследуют историки, экономисты, искусствоведы и литературоведы. Историки русской журналистики начали изучать систему русской журналистики начала XX века сравнительно недавно.

Возникшая в 1703 году по воле императора Петра I российская журналистика существовала до 1918 года, когда новая власть закрыла почти все общественно-политические органы периодики, которые, являясь социальным институтом данного государства, так или иначе обслуживали интересы именно этого государственного устройства. Новый тип государства создавал свою новую прессу.

История русской журналистики XVIII — XIX веков досконально изучена и многие десятилетия преподается студентам факультетов журналистики. Но последнее двадцатилетие (конец 90-х — начало 1900-х годов) долго оставалось вне поля зрения исследователей, так как возникшая в 1900 году, с появлением «Искры», большевистская пресса считалась печатью нового типа, истинной носительницей идей демократии, а все остальные издания были объявлены недостойными внимания. Забытыми оказались не только крупные русские газеты и журналы, имевшие огромное влияние на общественное мнение «рубежа веков», но и блестящие русские публицисты, талантливые журналисты, материалы которых читала и обсуждала вся Россия.

Так же, как идет в последние годы «освоение» литературы «серебряного века», когда выходят из печати все новые и новые для нас, но давно написанные романы, стихи, дневники крупнейших русских писателей, так же должно произойти и «второе рождение» творческого наследия ведущих журналистов и публицистов начала нашего века.

Считается, что публицистика — вещь сиюминутная и поэтому интересна только для своего времени и своего читателя. Но об интересе, который возник у читателя нашего века к публицистике его начала, свидетельствуют серия перепечаток наиболее нашумевших в свое время журнальных и газетных статей в прессе (особенно много сделала в этом отношении «Литературная газета»), публикация сборников произведений Власа Михайловича Дорошевича, Александра Валентиновича Амфитеатрова, А Аверченко и других известных журналистов, издание книг, вызвавших большой общественный резонанс в свое время (например, сборник «Вехи»), выход в свет воспоминаний и дневников русских писателей, общественных деятелей и журналистов, материалы которых существенно дополняют наше представление не только о начале века в целом, но и о журналистике тех лет.

Все, что мы знаем сейчас о прессе дооктябрьского периода, — только «верхний пласт», только фрагменты огромной картины. В 1900 году в России выходило 1002 издания, в 1913-м их стало почти 3000. Море забытых изданий, имен авторов и редакторов, непрочитанных комплектов газет и журналов, неизвестных фактов развития журналистики в предпринимательском мире.

Россия — страна особая: периодика всегда играла в ней очень важную роль. Если сейчас газеты, журналы, радио и телевидение называют четвертой властью, то в самодержавной стране литературе и журналистике принадлежала роль «властительницы дум», как справедливо писал В. Г. Белинский, «публика видит в русских писателях своих единственных вождей, защитников и спасителей от мрака самодержавия, православия и народности».

Эти слова можно распространить и на русских публицистов, и на русские журналы XIX века, которые были единственной отдушиной для общественной мысли в задавленной цензурой стране.

В газетных и журнальных статьях обсуждались самые важные проблемы развития России, высказывались взгляды различных общественных групп, вокруг редакций газет и журналов в начале XX века начали формироваться русские политические партии.

 Одна из основных целей, которую мы ставим перед собой, — показать движение общественных и философских идей, отразившееся в журналистике, познакомить с мнением и взглядами, которые многие десятилетия считались ошибочными и даже враждебными. Вторая, не менее важная задача — увидеть, в каких условиях развивалась и сама журналистика в периоды войн, революций, реакции и революционных подъемов.

В условиях интенсивного развития капитализма, обострения классовой борьбы в России возросла роль периодической печати в идейно-политической борьбе, экономической, научной и культурной жизни. Но общественно-политические органы печати составляли в них примерно пятую часть — 202 издания. (Р.П.Овсепян).

Основными центрами журналистики в конце XIX в. и до 1917 г. были Петербург и Москва, что вполне отвечало их роли в экономической, политической и культурной жизни России.В течение 1901—1916 гг. в стране выходило уже более 14 тыс. периодических изданий. Из них свыше 6 тыс. — в Москве и Петербурге.Заметное развитие получила и региональная печать. В 1901— 1916 гг. в Харькове, Нижнем Новгороде, Тифлисе, Баку, Ташкенте и многих других городах выходили газеты и журналы различных типов, официальные и частные, органы различных партий и общественных групп.

Русская периодика 1895—1917 гг с идейно-политической точки зрения

В течение 1895—1917 гг. русская периодическая печать, с точки зрений идейно-политического направления, представляла весьма пеструю картину. Большая часть периодических изданий в 1890-х гг. — начале 1900-х гг. выражала и поддерживала правительственный курс, внешнюю и внутреннюю политику царизма. К числу таких газет и журналов относились прежде всего официальные издания типа "Губернских ведомостей" и в первую очередь "Правительственный вестник". Охранительным духом были проникнуты крайне реакционные "Московские ведомости", многие частные издания, являвшиеся рупором высших слоев общества, — "Гражданин", "Новое время" и др.

К периоду 1900-х гг. для русской печати стало характерно проникновение в прессу частного капитала, появление крупных газетных предприятий. В их числе "Русское слово", газета, издававшаяся издательским объединением И. Сытина, многочисленные "Листки", рассчитанные на вкусы непритязательного читателя. Возрастало влияние на буржуазную печать банков, трестов, которые становились держателями акций и газетных предприятий, подчинявших их своим интересам. Одним из таких изданий являлись "Биржевые ведомости".И все же это была лишь часть газетного мира России, далеко не адекватная процессам, происходившим в обществе.

Умеренную оппозиционность_.русской буржуазии выражала весьма распространенная в начале XX в. либеральная журналистика: газеты "Русские ведомости", "Россия", журнал "Русская мысль" и др. Главным их идеалом являлась конституционная монархия, а реформы объявлялись единственно законным путем необходимых, с точки зрения буржуазии, преобразований.В то же время в. среде радикальных либералов все заметнее стало увлечение марксистскими идеями.

Не остались в стороне и легальные либерально-буржуазные издания — "Новое слово", "Жизнь", "Мир божий" и др. Они пытались соединить марксизм с либеральной теорией реформирования буржуазного общества, использовать отдельные положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, критиковали народничество, выступали за буржуазно-демократические свободы. Так появился "легальный _марксизм" — одно из течений русской либерально-буржуазной общественной мысли.

В 1897 г. увидел свет журнал "легальных марксистов" "Жизнь". В его литературном отделе ведущую роль играл М. Горький, напечатавший здесь такие произведения, как "Фома Гордеев", "Кирилка", "Двадцать шесть и одна", "Трое". Горький привлек к участию в журнале А. П. Чехова, который опубликовал одну из лучших своих повестей "В овраге". В журнале выступали также В. Вересаев, Л. Украинка. Однако в июне 1901 г, издание было закрыто властями.С печатью "легальных марксистов" связано имя Петра Струве, испытывавшего в начале 90-х гг. сильное влияние марксизма.

В 1899 г. Струве был одним из редакторов вновь созданного ежемесячного журнала литературы, науки и политики "Начало". К этому времени Струве — один из идеологов "легального марксизма" — переходит от идеи классовой борьбы, гегемонии пролетариата и революционного захвата власти к эволюционной концепции, делающей упор на необходимости демократических реформ, гарантирующий основные свободы и парламентскую систему государственного правления.Несмотря на принципиальные расхождения во взглядах П. Струве и видных российских сторонников марксизма Георгия Плеханова и Владимира Ульянова, последние получили возможность использовать журналы "легальных марксистов" "Жизнь" и "Начало" для пропаганды революционной теории Маркса. В результате каждый из вышедших четырех номеров журнала "Начало" подвергался цензурным искажениям. Четвертый номер "Начала", в котором была опубликована статья В. Ульянова о книге К. Каутского "Аграрный вопрос", был уничтожен властями. В конце 1899 г. журнал был закрыт и все номера изъяты.

П.Струве, не помышлявший ранее о "великом перевороте русской жизни", был возмущен действиями царской администрации. Вскоре он выехал за границу и в Штутгарте в июне 1902 г, вместе с группой радикальных либералов основал журнал "Освобождение", который видел свою задачу в замене "произвола самодержавной бюрократии правами личности и общества". Журнал открыто заявил о своем стремлении предотвратить революционный взрыв в России и утверждал, что целью его деятельности является "конституционная Россия, постепенные реформы". Таким образом, Струве порвал с "легальным марксизмом" и полностью перешел на позиции буржуазного либерализма.В октябре 1902 г. издание журнала было перенесено в Париж. Вокруг журнала в 1904 г. сложился союз "Освобождение", из которого выросла кадетская партия. В октябре 1905 г. журнал перестал выходить.

К периоду началу XX в. относится организационное сплочение партии либеральной буржуазии. В 1902 г. возникло первое издание кадетского толка. Им стала либерально-буржуазная газета "Гласность", вышедшая в 1902 гГ"в Петербурге. С 1903 г. она стала выпускаться под названием "Русь", Ее редактором-издателем был Алексей Сергеевич Суворин, с именем которого связано также издание и финансирование других газет, стоявших на охранительных позициях: "Московский телеграф", "Русская земля", "Новое время».

В конце 90-х гг. XIX в. в общественной жизни России возникло такое политическое течение, как "экономисты". Одним из значительных их изданий стала газета "Рабочая мысль", начавшая выходить с октября 1897 г. Она отражала мировоззрение той части рабочего класса, которая не отдавала приоритет политической борьбе. В России удалось напечатать лишь два номера "Рабочей мысли". Затем ее издание было перенесено в Варшаву, а затем в Берлин. Выходила до конца 1902 г.В апреле 1899 г. в Женеве вышел журнал "экономистов" "Рабочее дело" как орган "Союза русских социал-демократов за границей". Его редактировали лидеры "экономистов" Б. Кричевский, А. Мартынов и др. Журнал очень настороженно относился к революционной теории Маркса, практически отрицая ее, и настойчиво провозглашал стихийность рабочего движения. Журнал издавался до февраля 1902 г., всего вышло 12 номеров.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!