Пассионарная теория этногенеза: фазы этногенеза и их особенности.
1. Пассионарный толчок. Новый цикл развития этноса может быть вызван только новым пассионарным толчком, при котором не реконструируется старый этнос, а возникает новая популяция. Начинается новый виток этногенеза, благодаря которому человечество не исчезает. Примеры: Древнеримский суперэтнос VIII—VI вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос X—VIII вв. до н. э.; Византийский суперэтнос I—III вв.; Исламский (первый) суперэтнос VI—VII вв.; Западный (европейский) суперэтнос VIII—X вв.; Российский суперэтнос XIII—XV вв.
2. Инкубационный период (0-150 лет). Рост пассионарности. Отражен только в мифах.
3. Подъем (150-450 лет). Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории.
4. Наивысший подъем, «акматическая фаза», или перегрев (450-600 лет). Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Быстрое увеличение могущества. Для этого этапа характерно стремление людей не создавать единство, а ничему не подчиняясь, считаться только с самим собой. Также характерно междинастическое соперничество, резьба. Примеры: Древнеримский суперэтнос V—III вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос VII—V вв. до н. э.; Византийский суперэтнос IV—VI вв.; Исламский (первый) суперэтнос VIII—IX вв.; Западный (европейский) суперэтнос XI—XIII вв.; Российский суперэтнос XVI—XVIII вв.
5. Фаза надлома (600-750 лет). В результате убийств сокращается пассионарный заряд, так как количество носителей пассионарной энергии сокращается. Начинаются гражданские войны. Энергия рассеивается в культуре и искусстве. Внешний расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Эта фаза завершается кровопролитием. После того, как выбрасывается избыток энергии, в обществе устанавливается равновесие. Примеры: Древнеримский суперэтнос II—I вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос IV—III вв. до н. э.; Византийский суперэтнос VII—VIII вв.; Исламский (первый) суперэтнос X—XI вв.; Западный (европейский) суперэтнос XIV—XVIII вв.; Русский суперэтнос XIX—XX вв.
|
|
6. Инерционная фаза (750-1000 лет). Медленный спад пассионарности на уровне около оптимального. Общее процветание. В это время образуются большие государства, происходит накопление материальных благ. Примеры: Древнеримский суперэтнос I—II вв.; Древнекитайский суперэтнос II в. до н. э. — II в. н. э.; Византийский суперэтнос IX—XII вв.; Западный (европейский) суперэтнос XVII—XX вв.
7. Фаза обскураций (1000-1150). Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация. Энергия иссякает. Ведущее положение в обществе занимают субпассионарии (люди с пониженной пассионарностью), которые стремятся уничтожить пассионариев и гармоничных людей. Господствуют вялые, эгоисты. Древнеримский суперэтнос III—V вв.; Древнекитайский суперэтнос III—V вв.; Византийский суперэтнос XIII—XV вв.
|
|
8. Мемориальная фаза (1150-1500). Начинаются необратимые процессы распада. Этнос сохраняет только па-мять о своей исторической традиции. Примеры: Тюркский суперэтнос: в долинах Горного Алтая живут потомки некогда могучих степных этносов (древних тюрок, найманов). Ныне они утеряли активность, но богатый былинный эпос говорит нам о былой славе этих народов. Византийский суперэтнос: фанариоты в Стамбуле.
9. Гомеостас (1500-неопределенное время). Исчезает и память об исторической традиции. Люди живут в гармонии с родным ландшафтом, предпочитают обывательский покой великим целям. Пассионарности хватает только на то, чтобы поддерживать хозяйство, налаженное предками.
Понятие об этносе. Виды этнических общностей. Признаки этноса. Исторические примеры.
Этнос (по Ю. Бромлею) - исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).
|
|
Этничность –свойство этнической общности, обозначающее её особенные отличия от других общностей, а также синоним более широко распространённого в российской науке понятия этнос.
Этнодифференцирующие признаки:
· Этноним – самоназвание этноса
· Этнокультурные особенности (язык, религия, обычаи, обряды, народное искусство, фольклор, нормы этики)
· Антропо-психологические признаки, т.е. отличительные черты во внешнем физиологическом облике и в психологическом складе характера человека
· Единство территории (в настоящее время утратило значение из-за массовых миграций)
Виды этнических общностей:
· Племя
Исторически формирование этнических общностей можно отсчитывать от момента распада первобытного человеческого стада. Первоначально возникает род– группа людей, объединённых кровным родством. Члены рода осознавали своё родство и носили общее родовое имя. Род включал в себя несколько или много семей. Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию рода. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединённая в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.
|
|
Несколько родов могли объединяться в кланы – родовые союзы. Единство кланов основывалось на вере в общность происхождения.
Несколько кланов могли составить племя. Основу единства племени составляют кровно-родственные связи, кроме того, племя проживает на определённой территории, у его членов общий язык или диалект, свои обычаи и культ, совместная хозяйственная деятельность, зачатки внутренней организации (племенной совет). Появление племени объясняется прежде всего сохранением и защитой среды обитания от посягательств со стороны других человеческих объединений, это облегчало задачу переселения и устройства на новых территориях, предохраняло род от вырождения.
· Народность
Народности начинают складываться из племён после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединённая хозяйственной и культурной деятельностью, единый язык. Принадлежность к народности определяется не только кровно-родственными связями
· Нация
Нация – высшая форма социально-этнической общности. Это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа. Сплочению нации способствуют общая историческая память и развитое национальное самосознание.
Клановая система сохранилась в качестве традиции ещё в Японии, Шотландии и у некоторых племён индейцев в Южной и Северной Америке. Племена существуют во многих менее развитых культурах (Африка, Австралия, Полинезия, некоторые тропические острова).
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1247; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!