Примордиализм и его разновидности.



Объект, предмет исследования этнологии и географии религий. Связь этнологии с другими науками.

Этнология – научная дисциплина, изучающая сходство и различие народов мира, а также этнические процессы, разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, происходящие с ними изменения на протяжении всей истории человечества с древних времён и до наших дней.

Объектом изучения этнологии являются этносы или этнические общности.

Предмет изучения этнологии – этнические процессы, т.е. разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности. Т.о. в предмет этнологии входят следующие сферы:

· Возникновение этносов (этногенез),

· Историческая эволюция этносов (этническая история),

· Современная жизнь этносов (их актуальное функционирование),

· Возможные пути развития этносов в обозримом будущем (проблемы этнического прогнозирования).

Основные проблемы, изучаемые современной этнологией:

· Расселение народов, их этнонимию (самоназвания – эндоэтнонимы, названия, данные другими народами – экзоэтнонимы), изучение этнических территорий и этнических границ,

· Социальные группы (слои, классы, сословий и т.п., в том числе современные и исторические) в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоёв, институтов и пр., что составляет предмет занятий специальной этнологической дисциплины – этнической социологии, демографические процессы, происходящие в этносах, или динамика численности народов,

· Субэтнические группы и образования в составе крупных этносов, различные аспекты традиционно-исторической и современной народной и профессиональной культуры народов – их поселения, жилища, орудия и утварь, системы питания, одежды и украшения, художественная культура,

· Хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы,

· Обряды, обычаи, нравы и верования народов,

· Языковое поведение и его влияние на этносы,

· Проблемы этнического сознания и самосознания,

· Политологические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями и т.п.

Связь этнологии с другими науками.

1. Этнология и антропология. К этнологии довольно близка антропология: для той и другой науки общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов. Но нельзя ставить знак равенства между понятиями «этнология» и «антропология», так как предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических процессов; антропология была и остаётся наукой о биологической и физической природе человека.

2. Этнология и социология. Изучает влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения; использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности; социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений; межэтнические конфликты; национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах; этноязыковые процессы, в том числе билингвизм

3. Этнология и психология. Изучает формирование этнического самосознания, стереотипов, идентификации.

4. Этнология и педагогика. Изучает традиционную культуру воспитания народов.

5. Этнология и география. Изучает географию расселения народов, особенности мест их проживания.

6. Этнология и демография. Исследует демографические процессы (например, рождаемость, смертность, миграция и др.), динамику численности этносов.

7. Этнология и лингвистика. Изучает отношения между языком и культурой, а также особенности восприятия мира разными этническими группами.

8. Этнология и экология. Раскрывает механизмы взаимодействия этнических групп с природной средой.

9. Этнология и история. Изучает этапы становления этноса, развитие государства, культуры, взаимоотношения этносов.

География религий или конфессиональная география – это наука о пространственном распространении различных религий, верований и объединений населения на конфессиональной основе.

Объектом ее изучения являются территориальные сочетания элементов религиозной сферы (религиозные территориальные системы), состоящие из групп людей, носителей веры: объектов, общественных институтов и явлений, прямо или косвенно связанных с обслуживанием и воспроизводством религиозной сферы и религиозной символики.

 

Классические этнологические представления 19 – первой половины 20 века (Теории эволюционизма, диффузионизма, функционализма, структурализма как первые этнологические теории (Э. Тайлор, Л.Г. Морган, Б. Малиновский, Ф. Боас, К. Леви-Строс и др.)).

Эволюционизм.

Эволюционизм был первой собственно этнологической теорией. Его формирование началось в середине 19 века в связи с утверждением в науке принципа развития. В естествознании примером применения этого принципа является дарвиновская теория эволюции.

Основные положения эволюционизма:

Человеческий род – един, сл. все люди имеют примерно равные умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать близкие решения, что определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет

В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. процесс перехода от простого состояния к более сложному, культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путём непрерывных, постепенных изменений

Развитие любого элемента культуры изначально предопределено, т.к. его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних формах, развитие культуры многоступенчато и происходит в соответствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур мира

 

Одинаковые стадии эволюции развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты

Общественное развитие подчиняется законам эволюции, свойственным живой природе, где источником развития служит межвидовая борьба за существование, в результате чего происходит наслоение одного элемента культуры на другой или замена старого новым

Культурные различия народов обусловлены ступенью их развития

Наиболее известные представители эволюционизма: Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрэзер (Англия), Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц (Германия), Шарль Летурно (Франция), Льюис Генри Морган (США).

Основоположником эволюционной школы в этнологии принято считать Эдуарда Тайлора (1832-1917). Труды, посвящённые эволюционизму: «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871).

Тайлору принадлежит идея о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации, преемственности и взаимосвязи культур разных народов, о том, что существующие различия народов не связаны с расовой принадлежностью, а являются разными ступенями развития культуры. Идею прогрессивного развития культур Тайлор противопоставил теории вырождения Ж. де Местра, считающего, что начало культуре положили появившиеся на Земле расы людей, развитие которых пошло далее либо по пути регресса к обществу дикарей, либо по пути прогресса к цивилизованному обществу. Тайлер не отрицал возможности регрессивных изменений, но считал, что основным путём развития человечества является прогрессивное развитие культур.

Тайлор считал, что все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, развитие которых идёт схожим образом, т.к. определяется схожими причинами. Разнообразие же культур определяется стадиями развития культур.

Герберт Спенсер (1820-1903). Труды: «Основы социологии» (1876-1896).

Им была предложена концепция эволюции как особого типа последовательных необходимых изменений культурных феноменов от однородности к неоднородности. В основе этой концепции лежит аналогия между обществом и организмом. Общество и различные типы культур понимаются как некий сверхорганизм, составляющий надорганическое развитие под влиянием внешних (географическая среда, соседние культуры) и внутренних (физическая природа человека, расовая принадлежность, разнообразие психические качеств) факторов. Спенсер высказал гипотезу создания «отсталых» культур людьми физически, умственно и морально неразвитыми. Однако он полагал, что человеческие качества модифицируются и постепенно аккумулируются, передаваясь в популяции непосредственно или через традицию.

Спенсер выделил две основные стороны процесса исторического развития: дифференциацию и интеграцию. Развитие начинается с увеличения числа составляющих элементов культуры, что приводит к дифференциации целого на отдельные части, а когда эти структурные компоненты становятся всё более непохожими и начинают выполнять специализированные функции, требуется некий механизм согласованности. Спенсер ввёл в научный оборот понятия «структура», «функция» и «культурный институт».

Адриан Бастиан (1826-1905) совершил девять экспедиций в различные регионы планеты. В своих исследованиях он делал акцент на психологию, которая является краеугольным камнем единого мировоззрения всех людей. Все первобытные люди обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов. Каждый народ формирует свой собственный круг идей, который определяет содержание культуры. Этот круг остаётся постоянным, пока народ живёт обособленно, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, стимулирующие развитие культуры. Чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвержен историческим изменениям. По Бастиану, духовная жизнь полностью подчинена биологическим законам. Человеческий дух развивается во времени, а порождающие его причины и факторы являются предметом этнологии, которая относится к категории естественных наук.

Льюис Генри Морган (1818-1881). Труды: «Первобытное общество» (1871), «Древнее общество» (1877). Почти сорок лет изучал племена ирокезов, затем другие племена индейцев Америки и народы других частей света. Внёс большой вклад в этнологию. Изучал такие проблемы, как место и роль родового строя в истории человечества, история формирования семейно-брачных отношений, периодизация истории человечества.

Историю человечества Морган делит на два больших периода: первый, ранний, - организация социальная, основанная на родах и племенах, второй, поздний, - организация политическая, основанная на территории и собственности. Родовая организация явилась почти универсальной основой социального строя древних обществ. Причём, существуют разные ступени развития рода: зародышевая (австралийские племена), развитая (ирокезы), поздняя (отцовская) (греки и римляне архаической эпохи). Также особую ценность представляют идеи превращения материнского рода в отцовский в связи с накоплением собственности и передачи её по наследству.

Морган выделил пять типов семьи в истории человечества: кровно-родственная семья (брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сёстрами, но запрет браков между родителями и детьми), пуналуальная семья (групповой брак нескольких сестёр с общими мужьями или нескольких братьев с общими жёнами), парная (синдиасмическая) семья, патриархальная (полигамная) семья, моногамная семья современного вида. Наиболее устойчивыми, по мнению Моргана, являются первая, вторая и пятая.

Морган создал первую универсальную систему периодизации всемирной истории. Он предложил разделить всю историю человечества на три этапа: дикость, варварство и цивилизация, а первые два этапа, в свою очередь, на три ступени (низшую, среднюю и высшую).

Эволюционисты, исходя только из количественных изменений в культуре, не могли и не стремились объяснить самозарождение культуры и её составных частей, предполагая возникновение всех будущих культурных явлений из начала человеческой истории. Также новые многочисленные сведения этнографических экспедиций часто не согласовывались с эволюционными установками и требовали иных объяснений.

Диффузионизм.

Методологический кризис эволюционизма привёл к появлению нескольких диффузионистских школ, противопоставивших эволюционизму исследование ограниченного круга исторических проблем: пространственное распределение культур или отдельных культурных элементов, области их происхождения, реконструкция путей и способов их распространения.

Применительно к этнологии понятие «диффузия» означает распространение культурных явлений путём контактов между народами. Диффузионизм предполагает главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, заимствование, перенос и взаимодействие культур. То есть эволюционистской идее автономного возникновения и развития схожих культур в сходных условиях диффузионисты противопоставили идею уникальности возникновения культурных элементов в определённых географических регионах с последующим их распространением из центра зарождения.

Общие положения диффузионизма:

Культура – живой организм, рождающийся и развивающийся в определённых географических условиях, каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе и оттуда распространяется по всему земному шару

Основными факторами развития культуры служат заимствования, переносы, смешение её элементов, это касается не только материальной, но и духовной (мифы, культу, обычаи) культуры

Каждая культура обладает своим центром зарождения и распространения, нахождение этих центров является главной задачей этнологии

Методом исследования культур является изучение культурных кругов (ареалов) элементов культуры

Каждый элемент культуры возникает только однажды и, составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента

В рамках теории диффузионизма существовало несколько научных течений и школ. В Скандинавии было распространено историко-географическое направление (Э. Норденшельд), в Германии – культурно-историческое (Ф. Гребнер, В. Шмидт) и антропогеографическое (Л. Фробениус), в Северной Америке – теория культурных ареалов (Э. Сепир, М. Херсковиц), в Англии – гипердиффузионизм (Г. Элиот-Смит, У. Риверс).

Основателем диффузионизма принято считать профессора этнографии Мюнхенского университета Фридриха Ратцеля (1844-1904). Труды: «Антропогеография» (1882-1891), «Народоведение» (1885-1895), «Земля и жизнь» (1897). Ратцель впервые поднял вопрос о явлениях культуры как признаках связи народов, т.к. расы смешиваются, языки меняются и исчезают, самоназвания народностей тоже меняются, а культурные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия. Ратцель попытался представить общую картину расселения человечества и развития культуры в связи с географическими условиями.

Анализ географического распространение предметов материальной культуры (этнографических предметов) и народов – носителей этих предметов привёл Ратцеля к утверждению, что вызванные природными условиями различия между культурами постепенно сглаживаются в результате пространственных перемещений этнографических предметов через культурные контакты народов. Он подробно рассматривал различные формы этих контактов: переселение, завоевание, смешение, обмен, торговлю и др. Ратцель выделял два способа перемещения элементов культур: полный и быстрый перенос всего культурного комплекса (аккультурация) и перенос отдельных этнографических предметов. Одни предметы (украшения, одежды, наркотики) передаются легко, другие (упряжь, изделия из металла) передвигаются только вместе с их носителями. Человеку он отводил второстепенную роль в культуре (носитель этнографических предметов) и предполагал относительную независимость культуры от него.

Ученик Ратцеля – археолог, этнолог, фольклорист Лео Фробениус (1873-1938) создал в рамках диффузионизма концепцию морфологии культуры. Он совершил 12 экспедиций в Африку, Австралию и Океанию, составил этнологические карты Африки, не утратившие своего научного значения и в наши дни. Труды: «Происхождение африканских культур» (1898).

Изменение культуры является следствием распространения не отдельных элементов, а целых комплексов явлений культуры. Культура, по Фробениусу, живой организм, переживающий рождение, детство, зрелый возраст, старость и смерть. При этом она не зависит от человека. Человек продукт или объект культуры, а не её творец. Но культура не может обходиться без людей, так как без них не распространяется. Каждая культура обладает собственным характером, «культурной душой», который Фробениус назвал «пайдеума». Пайдеума – культурно-психологическое понятие, под которым понимается духовная структура народа, отображающаяся в культурном образе действий, т.е. ментальность.

Культуры, по Фробениусу, подразделяются на мужские и женские. Более того, на материале своих экспедиций он выделил два типа африканских культур: теллурическо-эфиопско-патриархальную и хтоническо-хамитическо-матриархальную. В интерпретации Фробениуса теллурический – растущий из земли вверх, а хтонический – углубляющийся в землю. Первый тип зародился в зоне саванн, второй – в пустынях Северной Африки. Теллурическая культура стремится вверх, и это проявляется в наличии свайных жилищ, амбаров, кроватях на ножках, обитании божеств в высоких местах и поднятии души на небеса. Эта культура всегда патриархальная. Хтонической культуре свойственно стремление зарыться в землю: подземные жилища, зернохранилища, земляные печи, представления о подземном мире душ. Эта культура матриархальная.

Фритц Гребнер (1877-1934) является главой диффузионизма в немецкоязычных странах. Главную задачу этнологии он видел в разработке метода исследования культурно-исторических связей или самостоятельного происхождения культур. Труды: «Метод этнологии» (1911).

 

Опираясь на труды Фробениуса и Ратцеля, Гребнер создал теорию культурных кругов, представляющую собой попытку глобальной реконструкции всей первобытной истории. Ему удалось объединить культурные достижения народов мира на догосударственной стадии развития в шесть культурных кругов (или культур), каждый круг состоит из 19-20 элементов – явлений материальной, духовной и общественной жизни. Сходные элементы культуры Гребнер объявляет принадлежащими к одному определённому культурному кругу и происходящими из одного географического центра. Каждый из элементов культуры появлялся в истории лишь однажды. Никакой повторяемости в истории человечества и его культуры нет, сл. нет никаких закономерностей. Из этого следует, что этнология – историческая, а не естественная наука.

В США диффузионизм не стал сколько-нибудь значимым научным направлением. Он существовал там лишь в качестве одного из аспектов изучения культур. Его становление на Американском континенте было связано с критикой Францем Боасом эволюционистской теории. Теоретические исследования Боаса и его учеников определили господство в американской культурной антропологии представлений о диффузии как основном факторе, вызывающем сходство культур различных народов.

Результатом многочисленных исследований индейцев Америки стала концепция «культурных областей», изложенная Кларком Уисслером (1870-1947) в книге «Американский индеец» (1912). Культура представляет собой результат приспособления отдельной группы людей к определённой экологической среде. Он выделил в границах местообитаний индейцев Америки 15 культурных областей и сформулировал общий закон культурной диффузии: антропологические черты и культурные явления имеют тенденцию распространяться во всех направлениях от центра своего происхождения концентрическим образом, при этом простые формы занимают окраинное положение, а в центре сосредоточены более сложные и типичные.

Уильям Риверс (1864-1922). Труды: «История меланезийского общества» (1914). В Океании, полагал он, прослеживается несколько сменявших друг друга волн заселения, каждая из которых привносила свои элементы культуры, а значит, что новые культуры возникают путём смешения, а не эволюции. При этом взаимодействие и смешение нескольких культур могут порождать совершенно новое явление, ранее не встречавшееся ни в одной из взаимодействующих культур. И даже малое число пришельцев, обладая более высокой технологией, может ввести свои обычаи среди местного населения. Однако у Риверса нет чётких примеров, что это были за пришельцы, откуда и куда они шли и что произошло с ними впоследствии.

Функционализм.

Первая завершённая функционалистская концепция принадлежит немецкому этнологу Рихарду Тунрвальду, однако на его родине функционализм не получил широкого распространения, тогда как в Англии он сложился в крупное научное направление, оказавшее значительное влияние на развитие социальной и культурной антропологии. Его виднейший представитель – Бронислав Малиновский (1884-1942).

Отличительной чертой функционального подхода к исследованию этнических процессов является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных элементов. Каждый отдельный элемент не просто играет присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать. Поэтому важнейшим методом функционализма является разложение культуры на составные части и выявление зависимости между ними. Важно раскрыть механизмы действия и воспроизводства социальных структур и культуры.

Функционализм, строго говоря, не является этнологической теорией, такой, как например, эволюционизм и диффузионизм. Скорее можно говорить о том, что Б. Малиновский разработал функционалистский подход в изучении культуры, суть которого заключалась в рассмотрении каждого элемента через призму функции, которую он имеет.

Основные постулаты функционализма:

Человеческое общество развивается как живой организм и существует постольку, поскольку элементы, составляющие его, выполняют определённые функции, т.е. человеческое общество строится на структуре взаимосвязанных и вазимодополняющих культурных элементов

Любая социальная система состоит из «структур» и «действий». «Структуры» представляют собой устойчивые модели, посредством которых индивиды осуществляют отношения между собой и с окружающей средой, а их функция состоит в том, чтобы вносить свой вклад в поддержание социальной системы

Культура служит нуждам индивида: базовым (пища, жилище, одежда), производным (разделение труда, защита, социальный контроль), интегративным (психологическая безопасность, социальная гармония, законы, религия, искусство) потребностям

Ключевая роль в культуре принадлежит обычаям, ритуалам, моральным нормам, которые являются регуляторами поведения людей

Задача этнологии состоит в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи в рамках каждой отдельной культуры

Среди особенностей функционализма отдельного внимания заслуживает практическая направленность исследований. Функционализм первым из всех направлений этнологии заявил о своём прикладном характере. Его сторонники стремились создать социальную антропологию как прикладную науку, обеспечивающую решение актуальных практических задач, прежде всего в английских колониях. В первую очередь – это управление на территориях с доминированием традиционных культур.

Научная деятельность Малиновского посвящена главным образом изучению культуры как универсального явления, а также созданию понятий, позволяющих системно изучать специфические культуры со всеми их особенностями и открывающих возможность для кросскультурных сравнений. Свои исследования он начал с резкого выступления против спекулятивных построений тех эволюционистов и диффузионистов, которые не имели опыта полевых исследований, ограничиваясь изучением музейных коллекций. Он возражал против описательного, фактографического характера этнологической науки, которая лишь фиксирует разрозненные черты культуры. Важно не только описать предмет, но также знать, кто его создал, кто его использует, кому он принадлежит. Труды: «Научная теория культуры» (1944).

Общество представляет собой биологический организм особого рода, естественную адаптивную систему, в которой согласуются условия существования самого общества и потребности его членов. Культура есть продукт биологических свойств человека, так как человек представляет собой животное, которое должно удовлетворять свои биологические (физические) потребности. Удовлетворяя их, человек преобразует окружающую среду и создаёт производное окружение, которое и есть культура. Различия между культурами – это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей. Помимо основных потребностей выделяются производные (вторичные) потребности, обусловленные культурной средой. Средства удовлетворения и основных, и производных потребностей представляют собой некую организацию, которая состоит из единиц – институтов. Институт по Малиновскому – совокупность средств и способов удовлетворения той или иной потребности. Малиновский не исключает заимствований элементов из другой культуры, но если в ходе изменений уничтожить хоть один элемент культуры, то весь этнос может погибнуть.

Малиновский подверг резкой критике метод «пережитков» Тайлора. Руководствуясь этим методом, учёные искали всюду «пережитки», в то время как «пережитков» не существует, а есть явления культуры, которые приобрели новую функцию вместо старой. В культуре не может быть ничего лишнего, случайного, всё существующее в ней имеет какую-нибудь функцию, иначе оно было бы забыто. Основная ошибка диффузионистов, по мнению Малиновского, состояла в том, что они понимали культуру не как живое органическое целое, а как совокупность мёртвых вещей. Основным недостатком предыдущих учений Малиновский считал изолирование изучение отдельных чёрт культуры как независимых друг от друга.

Именно Б. Малиновским были разработаны основные принципы полевого этнографического метода, которые являются базовыми в этнологии до сих пор. Основные его положения заключаются в следующем: 1) этнографическое изучение должно базироваться не на мыслительном анализе фактов, которые были получены из вторых рук, а на основе данных, собранных в той среде, в которой они функционируют; 2) наиболее важно для работы этнолога изучение не экзотических явлений, а обычных, бытовых, повседневных вещей, где наиболее полно проявляется характер культуры каждого народа. Необходимо, чтобы этнограф сам владел языком изучаемой общности, так как общение через переводчика часто искажает информацию. Основным методом работы этнографа должен быть метод непосредственного наблюдения, так как именно он позволяет изучить бытование культурных явлений.

Альфред Радклифф-Браун (1881-1955). Ведущей у него являлась не идея об основных биологических потребностях человека, а «структура» общества. Жизнь общества должна рассматриваться как динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимное вере. Труды: «Метод этнологии и социальной антропологии» (1950), «Историческая и функциональная интерпретация культуры» (1929). Он создал научное направление, названное английским структурализмом или структурным функционализмом.

Основной наукой, изучающей человека, является антропология, которая делится на человеческую биологию, доисторическую археологию и этнографию, которая состоит из этнологии и социальной антропологии. Этнология – конкретно-исторической изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей. Социальная антропология занимается поиском общих законов социального и культурного развития.

Структурализм.

Данное течение распадается на два, во многом самостоятельных, направления – британский и французский структурализм. Объединяет эти две разновидности структурализма, во-первых, представление о том, что культура представляет собой жестко упорядоченную структуру, а, во-вторых, акцент на изучение не статичных феноменов, а процессов, происходящих в культуре. Тем не менее, и различия между этими направлениями являются достаточно большими. Это касается даже выбора объекта исследования: для британских ученых главным объектом изучения являлся социум, а культура в этом случае воспринималась лишь как его часть, а французские структуралисты (прежде всего, в лице К. Леви-Стросса) акцентировались на исследовании особенностей мышления "традиционного" человека через призму мифологии и религиозных представлений.

Зарождение структурализма произошло в рамках функционализма, и поэтому первая его форма получила название «структурного функционализма». Основоположником нового направления в этнологии стал английский учёный А. Радклифф-Браун. Его идеи быстро стали популярны в английской социальной антропологии и нашли многочисленных последователей, среди которых наибольшую известность получил Эдуард Эванс-Причард (1902-1972).

Социальные и культурные системы составляют единое целое, поскольку создаются человеком. Эти системы отвечают его потребностям в упорядоченных отношениях с окружающим миром. Структуралистский метод предполагает определение существенных черт структурных форм однородных объектов и причин из изменений путём сравнения. Для этого сначала нужно извлечь «социальный факт из культурной формы». Каждый такой факт обладает первичными и вторичными качествами. Первичные качества – структура – это то, что действительно существует и играет роль причины. Вторичные качества – культура – порождаются, с одной стороны, путём воздействия окружающего мира на органы чувств человека, а с другой - выбором символических знаков в данном обществе. Во взаимоотношении этих качеств первые составляют основу вторых, т.е. культура имеет свою структуру. Любые отношения представляют собой своеобразную структуру, а взятые все вместе, эти структуры образуют определённую иерархию в форме социальной системы. Понятия племя, клан, род, семья и т.п. не являются основополагающими для этнологии, для неё более важны понятия, обозначающие социальные ситуации, различные виды отношений и отношения между этими отношениями.

Клод Леви-Строс (р. 1908). Получил известность как исследователь культуры и быта индейцев Бразилии, систем родства примитивных народов. Изучал мифологию отсталых этнических групп, тотемических и других верований. Труды: «Структурная антропология» (1958-1973), «Тотемизм сегодня» (1962), «Печальные тропики» (1975), «Мифологики» (1964-1971).

В основе теории Леви-Строса лежит положение о возможности создания системы символов, отражающих структуру той или иной сферы культуры, путём применения методов структурной лингвистики. Концепция структурализма исходит из представления о некой вечной, внеисторической структуре, которая является плодом непознанного, существующего вечно человеческого сознания. Леви-Строс стремился показать, что все многообразные явления нашего мира есть модификации, раскрытие некой исходной единой модели и потому все они могут быть строгим образом систематизированы и классифицированы.

Человеческий разум един на всех стадиях исторического развития. Для него вся человеческая деятельность и все формы сознания подчинены строгой логике. В человеческом сознании преобладает именно разумное, а не эмоциональное и не подсознательное начало. Леви-Строс рассматривал каждую сторону культуры и быта как замкнутую систему, стараясь в каждой из них обнаружить свои логические закономерности, и чаще всего находил их в бинарных оппозициях – парных противоположностях, главной из которых явилась оппозиция «природа-культура».

Структурализм, как и функционализм, ищет причины подобия человеческих культур в определённых антропологических константах. Но если в функционализме единообразие культур объяснялось единообразием основных человеческих потребностей, то в структурализме оно выводилось из единообразия человеческого духа.

Франц Боас (1858-1942). Стал основателем американской школы исторической этнологии. Он отвергнул все традиционные школы этнологии как недостаточно универсальные и исходившие из ложных посылок, приводивших к ложным выводам. Он фактически предложил создать этнологию абсолютно заново. Его идея состояла в том, чтобы начать с нуля накапливать этнографические данные, а затем на их основе делать обобщения, постепенно вырабатывая новые метод и теории. Конечной целью этой науки является построение единой истории всех народов. Для этого необходимо изучить каждый отдельный народ, его культуру и язык. А уже на основе реконструкции всей истории человечества выявить законы, управляющие деятельностью человека. Каждая культура имеет свой собственный уникальный путь развития. Внешне сходные явления могут иметь совершенно различное происхождение и разные функции. Во всех случаях нужны тщательные исторические исследования. Рассматривая каждую культуру как нечто уникальное и особенное, сторонники американской исторической школы проводили детальнейшие описания культур. Накопленный ими огромный и разнородный материал породил потребность в специальных методах его обработки (этнографическое картографирование).

 

Примордиализм и его разновидности.

Примордиалистский подход к анализу этничности был сформулирован и развит в работах К. Гирца, Р. Гамбино, У. Коннора, Ю.В. Бромлея, Э. Стюарта, П. ван дер Берге. В концепциях этих авторов этнос и этничность рассматриваются как врождённое свойство человеческой идентичности, имеющее свою объективную основу либо в природе, либо в обществе. Тем самым идентичность понимается как фундаментальный аспект идентичности человека – безусловный и не подверженный изменениям.

Примордиализм (от лат. primordial - изначальный) является фундаментальным, самым распространённым, научно обоснованным подходом, в соответствии с которым этнос рассматривается как первозданная общность людей, заявляющая о себе в истории и реальной жизни в неповторимых конкретно-исторических формах. Каждая из этих форм, имея свои особые неповторимые признаки, позволяет определить принадлежность человека к тому или иному этносу и отличить один этнос от другого.

Примордиалистский подход возник в 19 веке в Германии. Однако наиболее распространённая формулировка примордиалистского подхода к анализу этничности принадлежит основателю интерпретативной антропологии, американскому антропологу К. Гирцу: «В каждом обществе во все времена некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной, некоторые сказали бы – духовной близости, чем из социального взаимодействия». Таким образом, по мысли Гирца, во все времена в любом обществе некоторые привязанности человека вытекают из ощущения естественного родства, а не из социального взаимодействия. Это относится прежде всего к этническим связям и отношениям, что и придаёт им характер примордиальных.

Исходя из двух объективных оснований существования этноса (природы и общества) все теории примордиалистского подхода можно разделить на два направления: природное и эволюционно-историческое.

Сторонники природного направления объясняют этничность с помощью эволюционных идей (т.е. как явление, детерминированное генетическими и географическими факторами), интерпретируя её как «расширенную родственную группу» или как «расширенную форму родственного отбора и связи».

Пьер ван ден Берге предложил понимать этничность как следствие генетической предрасположенности человека к родственному отбору, называемому в социобиологии непотизмом. Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же самое время увеличивает возможность их передачи кровными родственниками (косвенная передача генов). Эта тенденция предпочтения родства индивидуализму и была названа в социологии родственными отбором или непотизмом.

Другим важным понятием в социобиологическом направлении исследований этничности является реципрокность (взаимность, взаимодействие) – взаимоотношение и сотрудничество между отдалёнными родственниками и индивидами, не связанными отношениями родства. Иными словами, в тех социальных условиях, где непотистское (родственное) поведение оказывается по каким-либо причинам невозможным либо опасным, индивид может договориться с другими о скоординированном поведении, что также позволяет увеличить его возможности передачи своих генов.Применительно к людям это означает, что, когда люди стали жить более многочисленными группами, состоящими не только из кровных родственников, им проще было договориться о поддержке и защите друг друга перед лицом всевозможных опасностей, в том числе и от других подобных групп людей. Соседи воспринимались как «свои», близкие люди в противовес «чужим», пришедшим издалека.

Эволюционно-исторический подход был развит в работах Ю.В. Бромлея, предложившего во многом сходное определение этноса как исторически сложившейся на определённой территории совокупности людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме). При этом ни один из признаков не является этнодифференцирующим, лишь их совокупность позволяет определить этнос. Таким образом, этносы, оставаясь примордиальными группами, носят характер социальных, а не биологических сообществ, поскольку этнические связи рассматриваются как сущностно зависимые от исторических изменений.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!