Конструктивизм и его разновидности.



Согласно конструктивистскому подходу, порождаемое на основе дифференциации культур этническое чувство и формируемые в его контексте представления и доктрины представляют собой интеллектуальный конструкт, сознательно создаваемый писателями, учёными, политиками. Этот подход уделяет особое внимание роли сознания и языка как ключевого символа, вокруг которого формируется понимание этнической отличительности.

Основное теоретическое обоснование конструктивистский подход получил в трудах американского культурного антрополога Дж. Комароффа. Однако наиболее распространённое в мировой науке конструктивистское понимание этничности связывают с именем норвежского этнолога Ф. Барта, который определяет её как самую широкую категорию социальной идентичности, ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения, подчёркивая договорной характер границ между этническими категориями.

Впервые в этнологии в качестве главного критерия этничности Барт предложил этнические границы группы, которыми она сама себя ограничивает. Этот критерий был выбран потому, что этнические границы направляют социальную жизнь в определённое русло и это влечёт за собой сложную организацию поведения и социальных отношений. По этой причине в различных этнических границах мы наблюдаем и различные культурные явления, демонстрируемые членами той или иной группы.

Барт не рассматривал «самоприписывание» к этнической группе как существенную черту этничности. Он считал, что все внутриэтнические отношения строятся на «культурном знании». Именно благодаря этому «знанию» человек ведёт себя адекватно своей этнической роли и рассматривается в качестве члена этнической группы.

Для конструктивизма этничность – вопрос сознания, членство в этнической группе зависит от того, как индивид представляет себе, что такое эта группа. Поэтому для определения этничности решающее значение имеет не культура этноса вообще, а те её характеристики, которые в данный момент подчёркивают различия и групповые границы.

Этнос в конструктивизме – это общность людей, формирующаяся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в фундаментальных связях. Признаком этнической общности является не общее происхождение, а представление или миф о её общей исторической судьбе.

 

Пассионарная теория этногенеза: особенности подхода к этносу и этническому, сущность пассионарности и основные положения теории.

Основной акцент автор делает на идее этноса как биофизической реальности, облачённой в социальную оболочку. Для Гумилёва этнос – не социальная группа (так как напрямую с производительными силами он не связан), не раса (ведь раса – не форма общежития, а биологическая характеристика), не популяция (сумма особей, живущих в одном ареале и беспорядочно между собой скрещивающихся). Этнос – явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим ландшафтом.

Гумилёв считает, что человек «входит» в биосферу в виде этносов, которые в совокупности становятся антропосферой, или этносферой.

В своих работах Гумилёв говорит также об этнической структуре, которая в иерархической соподчинённости выглядит как: консорция, конвиксия, субэтнос, этнос, суперэтнос. Под консорцией автор понимает группу людей, объединённых одной исторической судьбой. В пример можно привести разнообразные группировки – мафия,

секты, артели, старообрядцы. Чаще всего они распадаются, но иногда уцелевают на срок в несколько поколений и тогда они становятся конвиксиями. Конвиксия – группа людей объединённых однохарактерным бытом и семейными связями, например, купечество, боярство, кварталы и предместья. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы – подсистемы этноса, противопоставляющие себя как целостность этносу, внутри которого они возникают. Если субэтносу удается навязать свой стереотип поведения другим субэтносам, он превращается в этнос и даже суперэтнос, если ему удается установить системные отношения с соседними этносами из общей этноландшафтной зоны.

Гипотеза Гумилёва заключается в том, что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается воздействию какого-то специфического космического излучения, которое своим энергетическим воздействием вызывает определённые мутации, способствующие появлению у некоторых людей повышенной тяги к действию. Это свойство Гумилёв назвал пассионарностью, а людей-носителей этого свойства – пассионариями. Собираясь вместе, такие люди ставят какие-то общие цели, добиваясь их осуществления, вырабатывают единые стереотипы поведения и единое самосознание, образуя таким образом новый этнос.

Пассионарность (от фран. passioner — увлекаться, разжигать страсть) — избыток некой «биохимической энергии» живого вещества, порождающий жертвенность, часто ради высоких целей. Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво. Деятельность эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни, счастья современников и соплеменников. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека героем, ведущим толпу, ибо большинство пассионариев находятся в составе толпы, определяя её потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

Существенно важным для характеристики этноса Гумилёв также считает системный подход, в соответствии с которым весь мир рассматривается как совокупность систем – множества внешне и внутренне упорядоченных элементов. Системы могут быть открытыми (постоянно обменивающимися веществом и энергией с окружающей средой) и закрытыми (однократно получающими заряд энергии и затем растрачивающими его); жёсткими (работающими при наличии всех элементов, изъятие даже одного из них нарушает работу всей системы) и дискретными (нет столь жёсткой связи элементов). Этнос, по Гумилёву, закрытая система дискретного типа. Он получает заряд энергии в момент пассионарного толчка (той самой вспышки космической энергии, приводящей к мутациям) и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части. Именно так существуют в биосфере природные коллективы людей с общим стереотипом поведения (этот признак Гумилёв считает самым главным для этноса) и своеобразной внутренней структурой, противопоставляющей себя всем другим подобным коллективам, на основе дихотомии «мы – они».

Объединение людей в этносы, по мнению Гумилёва, происходит по принципу комплиментарности –неосознанной взаимной симпатии к одним людям и антипатии к другим. Этнос становится системой колебаний пассионарного поля. Создают его пассионарные особи, связанные положительной комплиментарностью. При этом охватываются особи не пассионарные, но получившие тот же настрой путём пассионарной индукции.

При взаимодействии этносов ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом возникает либо гармония, когда фазы колебания идут в унисон, либо дисгармония. В первом случае возможно этническое слияние, ассимиляция либо плодотворные этнические контакты; во втором – нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях способно привести к гибели участников такого контакта.

Основные положения:

· Суперэтнос – основная общественная формация человеческой цивилизации. Много внимания Л.Н. Гумилёв уделяет понятию этноса, останавливается на понятии суперэтнос. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы. Ядром каждой суперэтнической системы является системообразующий этнос.

· Время существования суперэтнической системы. Гумилев утверждает, что время существования этносистемы от 1200 до 1500 лет

· Продолжительность фаз и периодов развития суперсэтноситемы.

· Пассионарные толчки

Время от времени происходят массовые мутации, повышающие уровень пассионарности (пассионарные толчки). Они продолжаются не дольше нескольких лет, затрагивают узкую (до 200 км) территорию, расположенную вдоль геодезической линии и тянущуюся несколько тысяч километров. Особенности их протекания указывают на их обусловленность внеземными процессами. Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Возможно время от времени на землю попадает луч жесткого излучения от Солнечного протуберанца.

· Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого (суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия, консорция)

· Взаимодействие этносов.

Способы, которыми взаимодействуют этносы, определяются их уровнем пассионарности, комплемента́рностью (отношению друг к другу на уровне эмоций) и размерами. Эти способы включают симбиоз, ксению и химеру.

Химера - этническая форма и продукт контакта несовместимых (имеющих отрицательную комплементарность) этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. В её среде расцветают антисистемные идеологии. Например: контакт хуннов и китайцев в III в. н. э. (после захвата большей части Ханьского Китая хуннами), Арабский халифат в X в. н. э., Болгарское царство (созданное болгарами на славянских землях в 660 г. н. э.), государства инков и муисков, Хазарский каганат, Волжская Булгария.

Ксения - сочетание, при котором один этнос — «гость», вкрапление в теле другого, — живёт изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи — колонии поволжских немцев, присутствие ксений безвредно для вмещающего этноса.[6]

Симбиоз - сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя своё национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Он — оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности каждого из народов

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 637; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!