АРМИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ



Армия наряду с предприятием и семьей относится к таким полномас­штабным образованиям, которые следует рассматривать в единстве двух сторон как социальную организацию и как социальную общность. Это две стороны одного целого, а именно социального института. Общество немыслимо без социальной организации банков, предприя­тий, университетов, магазинов, транспортной системы и армии. У соци­альной организации есть свои название, устав, цели, сфера деятельно­сти, порядок работы, штат сотрудников, головной офис, униформа и даже служебная машина для руководителя.

АРМИЯ КАК ОБЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Крупная социальная организация — общество в миниатюре, ибо в орга­низации мы найдем все, что существует в обществе. Разница в масштабе: об­щественная иерархия состоит из больших социальных групп (классов, страт, сословий, каст), а организационная — из малых: высшая администрация, ли­нейные руководители, штабные руководители, низшие управленческие чины (супервайзеры) и служащие и рабочие, не имеющие никого в подчи­нении (так называемые индивидуальные контрибьютеры).

Организующим стержнем армии выступает ее командование, представ­ленное офицерами. Выражаясь по-современному, это менеджмент бизнес-организации, от управленческих действий которого зависит конечный ус­пех организации.

Впервые слово офицер встречается в сочинении герцога Филиппа Клев-ского (1573). Оно означало всякое лицо, занимавшее определенную государ­ственную должность. Только к концу XVI в. это слово приобрело современ­ное значение.

Офицер — это войсковой начальник, облеченный чином, который дает­ся главой государства и обеспечивается существующими законоположени­ями. Офицеры составляют в войске особый класс, корпус, на который воз-

564

лагаются командование в бою и руководство обучением нижних чинов в мирное время.

На протяжении нескольких веков офицерский корпус в России был по­чти исключительно кастовым, сословным. В начале XX в. доступ в офицер­ский корпус открывается лицам недворянского происхождения, а также нижним чинам, имеющим определенный образовательный ценз. Но это не изменило обособленного положения офицерского корпуса как особой ка­тегории лиц внутри армии и особого сословия внутри государства. Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной обязанности нижних чинов), в Российской империи именно офицеры были носителями воинской чести и в этом смысле составляли особое сословие. Отсюда понятие офицер­ской чести.

Огромную роль в воспитании офицерской чести сыграл Петр Великий. В те годы молодая русская армия испытывала нехватку в офицерах. Русский царь не только пригласил на службу офицеров-иностранцев, но и всеми силами стремился поднять престиж офицерского звания среди русского дворянского сословия, главной опоры престола. Например, его указом был узаконен ритуал посвящения в офицеры. При этом в офицеры посвящались только юноши из дворянских семей, которые служили рядовыми в гвардей­ских полках (Преображенском, Семеновском).

В честь побед русского оружия Петр I начинает проводить триумфальные шествия. Полки под знаменами, на которых изображались масличные вет­ви и лавры, под торжественную музыку оркестра проходили церемониаль­ным маршем. Гремел ружейно-пушечный салют. Устраивались иллюмина­ции и фейерверки. Триумфальные шествия стали предшественниками еще одного военного ритуала — военного парада.

Рис. 33. Военный парад

Воспитанию офицерской чести служили и полковые смотры. Этот риту­ал начинался общим построением полка и торжественной встречей лица, на­значенного царем для производства самого смотра.

При Петре I установились и укрепились традиции награждения воинских частей памятными царскими реликвиями. Наиболее распространенными из них были стяги и штандарты, серебряные трубы и литавры.

565

У каждой социальной организации помимо названия, устава, цели, сфе­ры деятельности, порядка работы, штата сотрудников, формы есть и свои символы: у государства это флаг и герб, у церквей — крест, полумесяц или звезда Давида, у семьи — обручальные кольца, у университета — эмблема, у предприятия — торговая марка. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш также могут выступать в роли символов.

Военного человека от обыкновенного смертного во все времена отлича­ли мундир, знаки различия и т.д. В Красной Армии для определения при­надлежности к ее составу в 1918 г. установили нагрудный знак в виде венка из лавровых и дубовых веток, поверх которого расположена пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью, с эмблемой «плуг и молот» в центре. Кроме того, в том же 1918 г. установлен и значок-кокарда для головного убора красноармейцев и командиров — пятиконечная звезда с эмблемой «плуг и молот». На воротники шинелей и гимнастерок нашивались петлицы цвета, соответствующего роду войск.

Знаки различияпо званиям у офицеров и генералов появились еще в 1827 г. (звездочки на эполетах), а у солдат и унтер-офицеров — в 1843 г. («лычки» на погонах), см. рис. 34.

Рис. 34. Полевые погоны офицеров русской армии слева направо: 1 — шинельный погон поручика 122-го полка; 2 — погон подпоручика; 3 погон полковника; 4 — погон генерал-майора; 5 — погон

военного чиновника X класса

Звания и знаки различия служат маркером социального статуса, который выражается той или иной культурной атрибутикой. Статус как культурный феномен обставляется отвечающими его рангу почестями, символами, зна­ками и атрибутикой. Чем выше ранг, тем больше почестей и ярче отличи­тельные знаки статуса. Статус предписывает человеку соответствующее социально одобряемое поведение, обладание определенными правами и обязанностями, требует адекватного ролевого поведения, наконец, иденти­фикации, т.е. психологического отождествления себя со своим статусом.

Общество придумало внешние знаки различия, позволяющие разграни­чивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную уни-

566

форму, которая выделяет их из массы гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки различия, которые определяют­ся иерархией воинских званий. Рядовой, майор, генерал различаются на­грудными знаками, погонами, головным убором, цветом и формой одежды. Статусные символы— внешние знаки различия социального ранга. Это могут быть одежда, речь, прическа, жесты, головной убор, домашняя утварь, мебель и др. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служеб­ных обязанностей (отдание чести старшему по званию); они маркируют род войск. Ярким примером статусных символов в армии служат эполеты.

ЭПОЛЕТЫ (фр., единственное число epaulette, от epaule — плечо) — наплечные знаки различия военнослужащих российской и ряда ино­странных армий и флотов.

Пожалуй, нет более известного и заметного элемента офицерской фор­мы русской царской армии, чем эполеты на плечах офицеров и генералов. Эполеты впервые были введены в некоторых европейских странах в начале XVIII в. На русской военной форме эполеты появились в 1803 г. после вве­дения в состав армии нового вида легкой кавалерии — уланских полков.

Крепление эполет на плече не такое, как у погон: эполет подсовывается под при­шитую к плечу мундира галунную петлю (называемую «контрпогон») и верхним концом пристегивается к пришитой воз­ле воротника пуговице; нижняя часть эполета свободно лежит на плече. По­скольку эполет в отличие от погона имел жесткое основание, то такое крепление эполета не сковывает движения руки всадника в плече.

В российской армии и флоте носи­лись (сначала на левом плече, с 1807 г. на обоих плечах) преимущественно офи­церами, генералами и адмиралами до 1856 г. при любой форме одежды, затем только при парадной форме. В отличие от погон имели «чашку» (круг), у генера­лов (адмиралов) и штаб-офицеров — с бахромой. У генералов на витках была «жирная» бахрома, у штаб-офицеров — тонкая витая, у обер-офицеров эполеты были без бахромы; на эполетах нижних чинов — улан, гвардейских казаков и жандармов была короткая густая гарус­ная бахрома. На «чашке» обозначался чин. Эполеты в России упразднены пос-

567

ле революции 1917 г., в ряде стран они сохраняются для отдельных катего­рий военнослужащих при парадной форме одежды.

Адъютанты русской армии — офицеры, состоящие при командире для выполнения служебных поручений или несущие штабные обязанности, в начале XIX в. носили изящные воинские мундиры, определяющие их ста­тус. Адъютанты подразделялись на батальонных, полковых, старших, или генеральских. Последние имели, как правило, штаб-офицерские чины (май­ор, подполковник, полковник) и носили витой полуэполет на правом пле­че, переходящий в аксельбант.

Полуэполет и аксельбант изготавливались из шнуров золотой или сереб­ряной нити в зависимости от прибор­ного металла полка, где служил адъю­тант. Аксельбант был не только эле­ментом различия адъютантов, но и подручным инструментом для записей, ибо в его наконечники вставлялись свинцовые карандаши. Статусные символы — непременная черта социальной организации и социальных общностей.

Социальные общностипредставляют собой такие объединения людей, ко­торые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жиз­ненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в обще­ственном производстве (классы) или различаются по территориально-регио­нальным и поселенческим признакам (городские и сельские общности).

В Энциклопедическом социологическом словаре (М., 1995) указано, что социальная общность — это «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некото­рых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового созна­ния, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития».

Социальная общность — совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют, обмениваются услугами, зависят друг от друга и совместной деятельностью удовлетворя­ют общие потребности. Такая совокупность индивидов характеризуется от­носительной целостностью, выступает как самостоятельный субъект исто­рического и социального действия.

Общность и организация расположены по разные концы социального континуума. Общность — это сообщество равных друг другу людей; в ней нет выделенных, особо привилегированных индивидов. Организация — это всегда иерархия и неравенство, основу которого составляет подчинение ни­жестоящих вышестоящим.

Общности — самый сильный тип интеграции людей. Они основаны на двух важнейших принципах: 1) единство места проживания, 2) единство места работы. Русская поземельная община, советский колхоз, средневеко­вые и современные утопические коммуны — примеры такого единства. Ар­мейский коллектив имеет оба признака — единство места проживания и единство места работы (службы).

568

Социальные общности могут находиться между собой в дружественных или враждебных отношениях, и это — норма общественной жизни.

Враждебность, подозрительность и агрессивность по отношению к чужой стране, народу, классу превращается постепенно в устойчивое предубежде­ние. Оно означает, с одной стороны, умаление всяких достоинств врага, а с другой — преувеличение его реальных и воображаемых пороков.

Предубеждение — это всегда двойной стандарт морали: о врагах думать плохо, а о «своих» хорошо. Даже незначительный поступок «своих» превоз­носится как героизм, а великодушие и бескорыстие «чужих» — как соблю­дение обычных правил приличия.

Но еще важнее, что собственная жестокость по отношению к врагам предстает как справедливое возмездие, достойный и высоконравственный по­ступок, тогда как подобные или более безобидные действия врага осуждают­ся за бесчеловечность.

Ненависть к внешнему врагу, как отмечал в свое время Э. Дюркгейм, кон­солидирует гражданское общество, превращая его в сплоченную нацию. Армия и вооруженные силы, будучи особым типом социальной общности, выполняют важнейшую функцию защиты от внешнего врага по поручению и с санкции верховного субъекта (например, правительства), проявляя кол­лективную волю народа.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2055; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!