СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ



Особый тип революций составляют социально-политические революции. Они начинаются, а нередко и завершаются узкой группой людей (полити­ческой партией), но их последствия касаются широких масс населения. Та­кова Октябрьская революция 1917 г. Ее начало отмечено свержением старого

An obvious example is the communist movement. It started as a revolt against the tyranny of capitalists and a demand for equality. This was the kalyptic carrot that gave communism its many adherents and made possible a violent revolution. But from equality to conformity is only a little step, and the communist states somehow evolved in the regal direction. A massive ideological armament was needed to suppress religion and to meet the threat of war from the capitalist countries. The russians had replaced the tsar regime with the one-party system. True, from monarchy to oligarchy is a step in the kalyptic direction, but only a little step. The regal characteristics of state communism were easy to spot: centralist government, bureaucratic control, and systematic oppression of all other political and religious ideologies.

A more peaceful kind of revolt is seen in the many grass­roots movements that have cropped up in the western world during the twentieth century. People are fighting for democracy, human rights, disarmament, peace, abolition of slavery, racial equality, decentralization, religious liberty, protection of nature against exhaustion and pollution, women's liberation, sexual liberation, etc. The emergence of these movements is an indication of a kalyptization process in the western world now, when the colonial time is over. The success of these movements, and the fact that their organization in most cases is non-centralist, are unmistakable indicators that a peaceful kalyptic revolt may indeed be effective.

The concept of equality is still a schism in the cultural r/k process. A regal society is hierarchical and based on inequality and privileges. A kalyptic insurrection against the hierarchy is a demand for equality, meaning absence of privileges. But another sense of the word equality is conformity and uniformity, which is a regal strategy. The ideal of equality has been used by both kalyptic and regal advocates. Kalyptic when used against discrimination and privileges, as for example during the french revolution; and regal when used to justify imposed uniformity, as e.g. under Stalinism. Rebellions, civil wars, and other internal conflicts in a society do not always mean kalyptization. The rebellious groups may have regal motives or use methods that have regalizing effects. If a minority group in a society uses terrorism or other strategies which are dangerous to the society, then the conflict may have a significant regalizing effect, since the minority group is perceived as a threat to society as a whole. Since the regalizing effect of such a conflict is of a psychological nature, it is the subjectively perceived social danger, rather than the real threat, that determines whether the conflict has a regalizing effect. Cases where the dangerousness of a minority group is highly overestimated or totally fictive are called witch-hunts or moral panics. I will return to this phenomenon on page 149.

Источник: http://www.agner.org/cultsel/chapt4/ ?e=0,1,2#0.

233

государства, которое большевики называли «машиной эксплуатации», а за­вершилась она трансформацией социальной структуры, охватывавшей 180 млн человек, и изменением действия всех общественных институтов. Именно по поводу таких качественных скачков сформировалась самостоя­тельная научная область — социология революции.

Рис. 45. Начало революции 1917 г. в России свержение старого государства, а завершение: трансформация социальной структуры и изменение действия всех общественных институт, ■

С точки зрения социологии, революция— это глобальная ситуация, ког­да общество изменяется под воздействием на него государства либо, наобо­рот, общество давит на государство и вынуждает его изменяться. Она воз­никает в тех случаях, когда огромное число людей предпринимают спонтан­ные совместные действия, которые при успешном их окончании вызывают масштабные изменения в обществе. Революции не только концептуально, но и практически отличаются от вооруженных конфликтов, терроризма.

Революции — естественная и фундаментальная часть современной исто­рии Западной Европы. В течение последних двух столетий такие революции стали нормой жизни Западной и Восточной Европы, а в мировой истории они привычны последние 50 лет. Большинство современных государств, включая США, Францию, Ирландию, Великобританию, Китай, Индоне­зию, Мексику, Венесуэлу, Индию и Россию, появились на свет в результате революции. Революционные движения, явные и латентные, продолжаются до сих пор, оказывая решающее влияние на развитие общества в Африке. Латинской Америке и арабских странах. Специалисты полагают, что и в XXI в. роль революции не станет заметно меньшей.

Репрессивная политика европейских правителей после Венского конгресса (1814—1815), противоречившая политическим и экономическим интересам набиравшей силу буржуазии, равно как и национально-государственные уст­ремления и социальные конфликты, весной 1848 г. вызвала волну революций почти во всех европейских государствах. Исключение составляли: Великоб­ритания, где социальное напряжение после отмены «хлебных законов» (1848) несколько ослабело; Испания, где после бурных политических событий 1830— 1840-х гг. земельная аристократия вернула утраченные позиции; Россия, са­модержавная система которой была достаточно сильна.

В Италии общественный подъем начался в 1846 г.; отчасти он был связан с надеждами либералов на папу Пия IX, проведшего ряд церковных реформ.

234

Революция в Италии началась с восстания в Палермо на Сицилии, охватив­шего затем весь остров. В нем участвовали и городские низы, и аристокра­тия. В этой обстановке король Сицилии Фердинанд II был вынужден дать стране 29 января 1848 г. конституцию. 8 февраля была введена в действие конституция и в Сардинском королевстве по образцу французской (1830); она предусматривала, в частности, создание двухпалатного парламента. Ре­волюционно-реформаторская волна охватила также Тоскану, Ломбардию, Венецию и другие государства Италии, началась война за независимость.

Во Франции противостояние монархии Луи Филиппа и оппозиции в феврале 1848 г. переросло в революцию. Правление крупной буржуазии, от­меченное скандалами и коррупцией, вызывало резкое недовольство всех слоев населения. Общественность тре­бовала реформировать избирательное право в сторону увеличения числа из­бирателей и критиковала сближение внешней политики Июльской монар­хии/с реставрационной политикой Священного союза (1815).

Оппозиция режиму Июльской мо­нархии была крайне неоднородна. В ней были представлены республиканские, конституционно-либеральные и социалистические силы со своими специфи­ческими целями. Импульсом для революционной вспышки стал запрет банке­та сторонников реформы избирательного права, назначенного на 22 февраля 1848 г. Протесты против запрета банкета переросли 23 и 24 февраля в уличные бои между парижанами, требовавшими провозглашения республики, и арми­ей, брошенной властями на подавление волнений. 23 февраля 1848 г. премьер-министр Франсуа Гизо, проводивший политику крупной буржуазии, был вы­нужден уйти в отставку; 24 февраля отрекся от престола король Луи Филипп. Известия об успешных боях на парижских баррикадах стимулировали революционное движение в Германии, Австрии и Венгрии.

По мнению Г. Дорсо, политическая революция — это процесс вхождения в правящий класс новых рекрутов, вместо изгнанных из него в результате коррупции и всевозможных ограничений. Но рекруты — обязательно пред­ставители политического класса. Напротив, социальная революция представ­ляет собой замену и вытеснение всего правящего класса. Однако в реально­сти нередко бывает так, что революция, начавшаяся как политическая, за­тем распространяется на экономику и статусную систему, т.е. на то, что обычно называют социальной областью. Кроме того, достижение глобаль­ных политических целей революционеров невозможно без перестройки эко­номики и статусной системы.

Разграничение политической и социальной революций полезно лишь в одном аспекте — когда обозначают стратегические цели той и другой. В по­литической революции цели и изменения остаются политическими на про­тяжении всего периода революции, а в социальной они затрагивают клас­совую и статусную системы как важнейшие факторы.

3 Сорокин П.А. Россия после НЭПа// Вестник Российской академии наук. 1992. № 2. С. 130.

235

Революции возникают не вдруг, им предшествует революционная ситуа­ция. Ее создают отказ властей производить постепенные реформы, накопле­ние, аккумуляция не позитивных, а негативных изменений, т.е. регресса. Для социальной революции стартовая точка — ситуация двойной власти: низы (большинство населения) не желают жить по-старому, а верхи не могут управ­лять как прежде4. Такая ситуация крайне нестабильна и чревата возникнове­нием масштабного конфликта. Революционная ситуация существует краткое время и успевает мобилизовать огромную социальную энергию множества людей5. В этой ситуации две или более политических единицы требуют кон­троля над государством, их интересы несовместимы и партия, находящаяся в

оппозиции, получит поддержку значи­тельной части населения.

Революция заканчивается, когда ос­тается только одна партия, выступав­шая с требованиями. После революции люди возвращаются к своей обычной деятельности. В результате некоторые провозглашенные революцией цели и идеалы на короткое или длительное время уничтожаются, они не реализуются, например права женщин после Октябрьской революции 1917г. Долговременные цели тонут в кратковремен­ных задачах, а кратковременные цели становятся долговременными револю­циями. Например, диктатура пролетариата считалась кратковременным со­стоянием, но затянулась на длительное время. Таким образом, революция — более сложное явление, чем предполагала марксистская теория, она имеет негативные и позитивные последствия и цена их может быть очень высокой. Социальная революция представляет собой такую ситуацию, когда кол­лективное насилие сталкивает противоборствующие стороны, которые долж­ны мобилизовывать имеющиеся в их распоряжении ресурсы: одни — с це­лью развернуть коллективные акции, а другие — организовать сопротивле­ние этим коллективным действиям. Действительно ли революции возникают чаще всего в те периоды, когда наиболее высок уровень кол­лективного недовольства? Для того чтобы проверить эту «очевидность», Д. Снайдер и Ч. Тилли предприняли исследование6, охватившее 130 лет французской истории (1830—1960). Вначале они установили два показателя годового уровня коллективного насилия. Первый основывался на подсчете числа социальных возмущений, имевших место в течение рассматриваемого периода; второй — на подсчете числа их участников. Под возмущениями авторы понимали «продолжительные взаимодействия, в которые вовлече­но от 50 человек и более и в ходе которых имевшие место посягательства или нанесение ущерба частным лицам или объектам встречали сопротивление». Оценка общего числа возмущений и численности их участников произ­водилась путем анализа газетных обзоров, содержавшихся в двух обшенаци-

4 Foran J. (ed.). Theorizing Revolutions. L., 1997; Tarrow S. Power in Movement: Social Movements andContentious Politics. Cambridge, 1998.

5 Furet F., Ozouf M. (eds.). A Critical Dictionary of the French Revolution. Cambridge, 1989; Barker СEmotions and Social Movements: the Case of Gdansk 1980 // С Barker, M. Tyldesley (eds.). Fifthinternational conference on Alternative futures and popular protest. Manchester, 1999.

6 Snyder D., Tilly С Hardschip and Collective Violence in France. 1830 to 1960 // American SociologicalReview. 1972. Vol. XXXVII. P. 520-532; Tilly С European Revolutions 1492-1992. Oxford, 1995.

G

ональных ежедневных газетах. Выяснилось, что оба показателя взаимосвя­заны: по мере роста числа «возмущений» росло и число участвовавших в них людей. Проведенный Снайдером и Тилли эмпирический анализ показыва­ет, что во Франции между 1830 и 1960 гг. в моменты, когда тяжесть условий жизни была наиболее высока, коллективное насилие не становилось ни бо­лее интенсивным, ни более вероятным7.

Революции совершают не революционеры, а обычные люди. Хотя без особых навыков, умений, достижительной мотивации, специфических воз­зрений на мир и таланта руководителей революция не может начаться, но без народных масс, решивших, что по-старому они больше не хотят жить,

революция не может успешно завер­шиться8. Революционерами называют людей, прошедших особое обучение тому, как изменять положение вещей по сравнению с тем, каким оно являет­ ся сейчас. Это высококреативные аген­ты истории (в терминологии Л.Н. Гу­милева — пассионарии)4. В течение многих столетий в их среде сформиро­вались специфическая субкультура, институции и интеллектуальные традиции. Специалисты даже говорят об исторически длительной контр­культурной традиции10.

Успешные революции дают жизнь новым социальным и политическим порядкам, институтам, учреждениям и режимам. Сами по себе, в процессе осуществления, революции относятся к очень сложным и трудно выполни­мым социальным практикам, в ходе которых приходится организовывать, направлять и контролировать перемещения крупных масс народа при дефи­ците времени и информации, неподготовленности менеджерского звена к работе в чрезвычайных условиях борьбы с преобладающей мощью легитим­ных институтов власти".

Любая социально-политическая революция чревата для общества тремя очень крупными неприятностями:

♦ останавливается гражданское производство, начинается товарный де­фицит, часто сопровождаемый голодом и падением жизненного уров­ня населения;

♦ массовые амнистии заключенных — «жертв старого режима» — приво­дят к тому, что вместе с «политическими» выходят на свободу уголов­ники; в стране резко повышается уровень преступности, повсеместноначинаются грабежи, разбои, уличное хулиганство и т.п.;

♦ попытки новых властей укрепить институты социального контроля встране оборачиваются посягательством на права человека либо их пря-

7 Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Пер. с фр. М.М. Киричен­ко. М., 1998. С. 88-91.

8 RudeG. Ideology and Popular Protest. L., 1980.

9 Hobsbawm E. Revolutionaries. L., 1999.

10 McKay G. Senseless Acts of Beauty: Cultures of Resistance Since the Sixties. L., 1996; Barker C, Tyldesley M.(eds.). Alternative Futures and Popular Protest III. Manchester, 1997.

11 Coover V. etal. Resource manual for a Living Revolution. Philadelphia, 1985; Black/edge P. Understandingthe defeat last time // С Barker, M. Tyldesley (eds.). Seventh international conference on Alternativefutures and popular protest. Manchester, 2001.

237

мым нарушением, несоблюдением свободы слова, закрытием неугод­ных газет, репрессиями против инакомыслящих и т.п. Революция приводит не только к социальной, экономической и поли­тической, но и к духовной деградации общества. Вверх по социальной лест­нице — прямо к командным высотам — продвигаются самые неквалифи­цированные представители населения, прежде не имевшие возможности заявить о себе. Лояльность новому режиму, а не квалификация, знания и талант становятся пропуском к руководящим должностям. Одновременно без средств к существованию, а то и на пороге физической смерти оказы­вается самая образованная часть общества — интеллигенция. Гражданам

предписывается, какой профессией заниматься, где жить, что читать и пи­сать, во что верить, что хвалить, что порицать и т.д.

Таким образом, любая революция создает парадоксальный виток эволю­ции, который через некоторое время приводит к ее гибели: свобода предо­ставляется наименее образованным и криминальным слоям, а у самых обра­зованных и творческих слоев всякая свобода отбирается. Формальное дек­ларирование принципов равенства, братства и справедливости в дореволю­ционный период завершается реальным деклассированием населения в послереволюционный период. Даже низшие слои общества, ради и от име­ни которых совершается революция, мало от нее получают, поскольку унич­тожение аристократии — культурного авангарда общества лишает остальное население стимулов на кого-то равняться, к чему-то стремиться. Достижи-тельная мотивация социальных низов ограничивается уровнем получения элементарной грамотности и бытовой гигиены. Для движения на более вы­сокую ступень культуры им нужны дополнительные стимулы, которых не могут предложить ни революция, ни ее лидеры — революционеры, ни про­летариат, выступающий ее социальной опорой. Необходимы еще два клас­са — средний и высший, которые как раз и становятся первыми жертвами революции.

В условиях кризиса, как и революции, ухудшается положение большин­ства населения — растет безработица, уменьшаются доходы населения, уг­лубляется социальная поляризация, усиливается недовольство тех, кто по­нес наибольшие потери. Если кризис носит длительный и глубокий харак­тер, тогда созревают предпосылки для революции. А «...революция, — как отмечал очевидец революционных коллизий начала XIX в. знаменитый рус­ско-американский социолог Питирим Сорокин, — суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс... Революции скорее не социализируют людей, а биологизируют; не увеличивают, а сокра­щают все базовые свободы; не улучшают, а скорее ухудшают экономическое и культурное положение рабочего класса... Чего бы она ни добивалась, дос­тигается это чудовищной и непропорционально великой ценой»12.

12 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 270.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 697; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!