Всевышний Аллах приводит в Коране слова тех, кто, возродившись, не исправил свою порочную натуру и желает вновь вернуться в этот мир, чтобы исправить свои ошибки.



"Господь наш! - те ответят. - Ты дважды жизни нас лишал и дважды оживлял нас вновь. Признали мы

свои грехи, и есть ли путь для нас отсюда?"

* * *

Да, в Коране есть аяты о возвращении (возрождении мертвецов). До нас дошло также множество преданий семейства пророка (да благословит Аллах его и роде его!) на эту тему. В это верят все шииты, за исключением лишь немногих, которые извлекли из аятов и преданий другой смысл и считают, что слово "возвращение" означает возрождение имамов (да будет мир с ними!) и руководство ими исламским обществом после прихода его светлости Мехди (да ускорит Аллах его

80

пришествие!), а не возрождение мертвецов.

СУННИТЫ И ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ

Сунниты считают возвращение противоречием исламу, а веру в него - позором. Они не признают суннитских писателей и повествователей преданий, верующих в возвращение, и отвергают их предания. Они даже считают веру в возвращение еретизмом, язычеством и нечто ещё хужим. Эта проблема является крупнейшим орудием, которым они (по их предположению) могут критиковать шиизм.

Нет сомнений в том, что вопрос возвращения является одним из беспочвенных предлогов, посредством которых некоторые исламские группы отвергают другие. В сущности, для подтверждения этого предлога не существует никаких доказательств, ибо вера в возвращение никоим образом не вредит монотеизму и вере в пророчество. Наоборот, она укрепляет эти убеждения, ибо возвращение (оживление мертвецов) является признаком безграничного могущества Аллаха и необыкновенным делом, которое может стать ещё одним чудом нашего пророка Мохаммада (да благословит Аллах его и род его!) и его семейства.

В сущности, возвращение является тем самым чудом оживления мертвецов, совершавшимся его светлостью Иисусом Христом (да будет мир с ним!). В возвращении это чудо является наиболее полным, так как в этом случае мертвецы воскресают после того, как сгнили и превратились в прах. В Коране приведено:

81

"И молвит он: "Кто может жизнь вернуть сухим костям, когда они (к тому ж) истлели?" Ответь ему: "Их оживит лишь Тот, кто создал их первоначально! Тот, кто Всеведущ в каждом виде созиданья!""[33]

Таким образом, вера в возвращение ничуть не походит на язычество и еретизм.

Некоторые, желая отвергнуть проблему возвращения, заявили, что возвращение является своего рода метемпсихозом, не признаваемым исламом. В сущности, они не видят разницы между метемпсихозом и физическим возрождением (возвращение - один из видов физического возрождения). Метемпсихоз - это переселение души из одного тела в другое. При этом душа отделяется от первого тела.

Однако физическое возрождение - это возвращение души в прежнее тело (в котором эта душа ранее пребывала). Возвращение имеет тот же смысл.

Если бы возвращение было метемпсихозом, возрождение мертвецов его светлостью Иисусом (да будет мир с ним!) или физическое возрождение людей в Судный День также должно было быть переселением душ (а это не так).

В итоге можно сказать: По поводу проблемы возвращения предъявляются две претензии.

Возвращение невозможно.

Предания о возвращения являются беспочвенными.

Если даже предположить, что эти претензии

82

верны, вера в возвращение не является таким огромным позором, из-за которого сунниты могли бы враждовать с шиитами и совершать на них нападки. Существует множество мнений среди различных исламских групп, подтверждённых или опровергнутых исламскими руководителями, но не являющихся причиной еретизма или отлучения от ислама. В этой связи можно привести много примеров:

Например, вера в то, что пророк совершает ошибки, или убеждение в том, что Коран устарел или пророк (да благословит Аллах его и роде его!) не назначил преемника после себя и т. п. (Сунниты верят во всё это.)

ОТКЛОНЕНИЕ ПЕРВОЙ ПРЕТЕНЗИИ

Эти две претензии ни на чём не обоснованы. Сунниты утверждают, что возвращение невозможно. Как было сказано, возвращение - своего рода физическое возрождение, с той разницей, что возвращение совершается в этот мир. Доводы о возможности физического возрождения касаются и возможности возвращения, и нет повода считать его невозможным.

Проблема возвращения (воскресения мёртвых) является для нас несколько непривычной. В своей жизни мы не сталкивались с подобными случаями и не знаем их причин или преград, которые могут приблизить или отдалить нас от этого мнения. Человеческий ум может легко подтвердить лишь то, что доступно его постижению. Люди спрашивают:

83

""Кто может жизнь вернуть сухим костям, когда они (к тому ж) истлели?" Тогда им отвечают: "Их оживит лишь Тот, кто создал их первоначально! Тот, кто

Всеведущ в каждом виде созиданья!"[34]

* * *

Да, в проблемах, подобных проблеме возвращения, когда не существует умственного аргумента для подтверждения или отклонения, мы должны обратиться за помощью к кораническим аятам и религиозным преданиям.

Аяты Священного Корана повествуют о воскресении мёртвых и их возвращении на этот свет. В Коране упоминается о чуде его светлости Иисуса (да будет мир с ним!). О воскресении мёртвых Коран со слов его светлости Иисуса говорит: "Я исцелю того, кто слеп родился, и прокажённого оздоровлю, я оживлю Господней волей умерших."[35]

В аяте 259 суры "Корова" (со слов одного пророка, увидевшего развалины города), Аллах повествует: "Как может оживить его Господь, когда оно уже застыло в смерти?"

Или же аят, упомянутый в начале этой главы (аят 11 суры "Прощающий").

Эти аяты ясно свидетельствуют о возвращении в этот мир после смерти, и придавать им другой смысл является ошибкой, хотя некоторые комментаторы в пояснениях к этим аятам поступили именно так.

84

ОТКЛОНЕНИЕ ВТОРОЙ ПРЕТЕНЗИИ

Утверждение о том, что предания и хадисы о возвращении являются ложными и беспочвенными, является абсурдным, ибо возвращение - одно из очевидных и необходимых явлений, о котором неоднократно упоминалось имамами (да будет мир с ними!), и безосновательно считать все эти предания

Подложными.

* * *

После выяснения значения возвращения разве не удивительно, что известный суннитский писатель, считающий себя чрезвычайно образованным, т. е. Ахмад Амин, в своей книге "Фаджр ал-Ислам" пишет:

"Предписания иудейства возникли среди шиитов из-за веры в возвращение."?


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!