СМИ как объект маркетинга. Особенности, цели, задачи, направления редакционно-издательского маркетинга.



Редакционный маркетинг – это особый вид редакционной деятельности, связанной с продвижением периодического издания на рынок, направленной на обеспечение существования этого издания и на удовлетворение информационных потребностей его читателей, телезрителей или радиослушателей.

У редакционного маркетинга три основные цели. Первая – удовлетворение информационных потребностей и запросов аудитории периодического издания. Вторая – создание условий для его продвижения на рынок. И третья – обеспечение таким образом существования периодического издания и его редакции.

Эти цели определяют конкретные задачи маркетинга. К ним относятся: изучение рынка периодических изданий, на который должна выйти или вышла газета или телепрограмма, в частности изучение конкурентных изданий. Далее – исследование их целевой аудитории и, наконец, – изучение самой газеты или программы, ее соответствия требованиям рынка и особенностям аудитории читателей, телезрителей или радиослушателей.

Планирование редакционного маркетинга делят на 2 части: 1) Перспективное планирование носит долгосрочный характер и охватывает длительный период (от 0,5 года и больше). Цель – установление основных направлений маркетинга, очередности, линии проведения важнейших мероприятий и определение их задач. Перспективный план – основа всей маркетинговой деятельности. Он краток, включает лишь указания видов маркетинговых мероприятий, обозначает их очередность, а т.ж. ответственных за них лиц.

2) Оперативное планирование имеет тактический характер и охватывает период осуществления конкретного маркетингового мероприятия. Непрерывные изменения рынка периодических изданий, появление конкурентов, возникновение новых групп потребителей и т.д. требуют быстрого реагирования. Он предельно конкретен, включает определение характера мероприятия (встреча с читателями, их опрос, подготовка анкеты, организация выставки и т.д.). В нем указывают период проведения мероприятия, его цели, место и исполнителя или ответственного лица.

Маркетинговые прогнозы тесно связаны с планированием маркетинга. Цель маркетингового прогноза – дать ред-ии время достаточное для подготовки к грядущим изменениям экономической или политической ситуации. Используют 2 вида маркетинговых прогноза: 1) общий прогноз охватывает все стороны ситуации, в которых нах-ся или будет нах-ся издание; 2) частный прогноз посвящен рассмотрению ситуации, которая м. сложиться в каком-то одном секторе информационного рынка.

Маркетинговый прогноз входит в систему методов маркетинга. Некоторые из них относятся к методам социологического исследования. Используются следующие социологические методы: 1) Анкетирование. Анкеты публикуют в издании или печатают отдельно и рассылают подписчикам, потенциальным потребителям. 2) Опросы читателей, проводимые сотрудниками редакции, по разработанной программе так же м. дать информацию.

Др. группу методов маркетинга составляют контакты журналистов и сотрудников редакции с читателями.

1) читательские конференции, которые дают информацию о составе читательской аудитории, ее интересах.

2) круглый стол – самая удобная и гибкая форма контактов с аудиторией в целях получения сведений. Этому мероприятию м. придать целевой характер, посвящая его важным для редакции темам.

3) анализ редакционной почты – получают сведения о популярности, составе аудитории и т.д.

4) фестиваль издания – обширное мероприятие, к-е служит популяризацией, эффективная форма привлечения новых читателей. Это праздник, в к-ом участвует большое число человек. Подготовка требует солидных расходов. Может включать концерт, подписку на газету, спортивный матч, выставки, буклеты, брошюры и т.д.

5) реклама издания – важнейший метод маркетинга. Особенно актуальна для новых изданий.

6) маркетинговая кампания – самый масштабный метод редакционного маркетинга. Цель – укрепление позиций на рынке и извлечение большей прибыли. Кампания проводится по тщательно разработанному плану в кризисных ситуациях.

 

Основы редакционного менеджмента. Структура и уровни редакционного коллектива. Формы и методы организации и планирования работы редакции.

Редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией. Его можно рассматривать и как специальность, профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции.

Цели:

- обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы.

- воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.

Задачи:

– задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании.

- оптимизация управления коллективом и организации его работы.

– оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др.

Решение этих задач менеджмент связывает с оптимизацией работы каждого сотрудника редакции и с выполнением всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных. Таким образом, речь идет о производственном, творческом менеджменте – оптимизации управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.

Другой вид этой управленческой деятельности – собственно экономический, прежде всего финансовый менеджмент. Он обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику их руководителей, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.

Структура

Оптимизация структуры редакции – важное направление редакционного менеджмента. Структура должна быть такой, чтобы способствовать выпуску конкурентоспособного, приносящего прибыль издания.

Требования к структуре:

- должна способствовать управлению коллективом, безотказной деятельности всех его подразделений (что предполагает наличие в структуре центра управления коллективом, свободной циркуляции потоков управленческой информации, наличие прямой и обратной связи между всеми элементами системы редакционного коллектива).

- должна быть одновременно жесткой (достигается стабильность деятельности всех звеньев, ритмичность производственного процесса) и гибкой (необходимость реагирования на изменения информационного рынка).

Принципы редакционной деятельности, влияющие на ее структуру

4) разделение труда в редакции – у каждого элемента системы редакции (подразделений, звеньев, штатных единиц) свои задачи и функции, свой участок работы и своя ответственность.

5) кооперирование труда и объединение его результатов – завершает процесс разделения труда; обеспечивает не простое суммирование результатов работы каждого подразделения редакции, но и их объединение в единое целое (ведь создается коллективное журналистское произведение).

6) единоначалие – каждый работник редакции непосредственно подчинен только одному руководителю, который получает право единолично решать все вопросы, связанные с деятельностью подразделения, которым он управляет.

Структура редакции формируется под воздействием такого фактора, как тип СМИ – аудиовизуальные и печатные СМИ предполагают различный процесс подготовки и производства, что не может не сказаться на структуре редакционного коллектива.

Общее: разделение на творческую (подготовка и выпуск периодического издания), техническую (обеспечение оптимальных условий для работы журналистов + участие в технической подготовке и выпуске издания) и коммерческую (укрепление финансовой базы издания) части редакции.

В каждом из подразделений – звено управления и звено исполнения.

Творческая группа: редакторат, редколлегия (руководство редакцией), секретариат (центр оперативного управления коллективом) + отделы редакции (основные творческие подразделения, обеспечивающие выпуск издания).

Техническая группа: служба досье, компьютерный центр, корректорская, редакционный архив, редакционная библиотека, группа проверки.

Коммерческая группа: отдел маркетинга, отдел рекламы, отдел распространения + коммерческие подразделения и приредакционные службы (возглавляет коммерческий директор).

Пирамидальная структура коллектива

Во главе – главный редактор, ниже – творческие, технические, коммерческие подразделения со своими руководителями – творческими и коммерческими менеджерами - (замами главного редактора) и работниками.

Редакция функционирует нормально, когда ее коллектив обеспечил системность своей деятельности и добился ритмичности и цикличности выпуска периодического издания.

Организация работы любой редакции характеризуется ритмичностью ее деятельности. Выпуск газеты или журнала, телерадиопрограммы производится через равные временные интервалы – час, день, неделю, месяц и т.д., в пределах заранее обусловленного времени. Ритмичность означает, во-первых, производство всех операций, связанных с подготовкой и выпуском периодического издания, в строгой, заранее обусловленной последовательности. Во-вторых, производство каждой операции в определенное время, к установленному сроку. И, в-третьих, повторяемость этих операций в определенный период, известный всему коллективу и, прежде всего работникам, производящим данную операцию. Коллектив журналистов, готовящих на телеканале ОРТ очередную программу новостей, каждый день завершает свою работу к одному и тому же часу, а дежурная смена дикторов начинает эту программу всегда в одно и то же время.

Ритмичность редакционной деятельности непосредственно связана с ее цикличностью. Эта деятельность состоит из нескольких повторяющихся циклов, каждый из которых обычно включает: подготовку номера или программы и их выпуск. В свою очередь каждая из этих частей состоит из нескольких этапов. Так, в подготовку номера или передачи входят сбор информации, ее обработка, формирование номера. Процесс выпуска номера или передачи также расчленен на несколько повторяющихся этапов. Подобная цикличность определяет всю жизнь редакционного коллектива.

Планирование работы редакции.

В редакционном планировании происходят серьезные изменения. Выдвижение в большинстве периодических изданий на первый план оперативной новостной информации – как социально-политической, так и коммерческой – привело к разрушению прежней системы редакционных планов. Ее основой являлись перспективные планы, разрабатывавшиеся на длительный период – от квартала до полугодия и даже года. Отказ от перспективного планирования аргументируется прежде всего невозможностью определения перспективы политического и экономического развития в условиях перехода общества к новой социальной системе, непрерывного изменения конкретной ситуации, в которой выходят издания, и необходимостью быстрого ее отображения в их сообщениях. В результате столь осуждавшийся прежде метод подготовки газетных номеров, заполняющихся материалами «с колес», доставляемыми корреспондентами в самый последний момент перед формированием полос, стал во многих редакциях основным. Это привело к утверждению в изданиях «фактологической журналистики», к отказу от публикации аналитических и проблемных материалов, к исчезновению в периодике ряда жанров публицистики – очерка, обозрения, проблемной статьи и других. Одно из последствий подобной практики –использование в редакциях лишь некоторых видов оперативных планов: недельного и плана очередного номера.

Определение оптимальной системы планирования, соответствующей современным требованиям и конкретным условиям, в которых выходит издание, – одна из задач, которые приходится решать специалистам в области редакционного менеджмента.

Минимизация размеров редакционного коллектива и связанное с нею повышение интенсивности работы каждого журналиста и технического сотрудника повышает значение нормирования их труда и учета его результатов. Только установление минимальной количественной нормы материала, сдаваемого журналистом в очередной выпуск издания, при соблюдении высоких требований к его качественным характеристикам, может обеспечить ритмичную работу коллектива. Это средняя норма, определяемая руководителями редакции без учета индивидуальных особенностей каждого сотрудника. Значительно больший эффект может дать установление индивидуальной нормы, определяемой с учетом способностей и возможностей журналиста. Такую норму можно было бы даже заложить в контракт, заключаемый с сотрудником редакции.

Особое значение нормирование получает в небольшой редакции. Срыв здесь задания даже одним журналистом может сказаться на всем процессе выпуска издания, задержать его и привести к выплате редакцией типографии финансового штрафа.

 

Реклама как форма массовой коммуникации. Принципы организации, виды и средства рекламы. Социальная и политическая реклама: своеобразие предмета, средств и целевой аудитории. Рекламные СМИ.

Реклама это форма массовой коммуникации, гл.целью которой является убеждение потенциального потребителя в необходимости рекламируемого продукта, побуждение его к покупке

Специфические качества рекламы:

1) общественная природа рекламы – это форма социальной коммуникации где предполагается что товар является законным и общепринятым, поскольку одно и то же обращение получает множество лиц покупатель знает что мотив, которым он руководствовался, встретит общественное понимание.

2) Способность к увещеванию, позволяющая продавцу повторить многократно своё обращение. Она дает возможность покупателю сравнивать обращения разных конкурентов. Крупномасштабная реклама является свидетельством солидности, популярности и успеха продавца

3) Экспрессивность, использование шрифта, звука, цвета позволяет фирме представить товар более броско и эффектно, однако броскость рекламы может отвлечь внимание от содержания рекламы

4) Обезличенность. Реклама способна на монолог.

Задачи:

1)информирование(о товаре, услуги и т.д)

2)увещевание(убеждение купить, поощрение покупки и т.д)

3)напоминание

4)позиционирование

5)удержание покупателей

6)создание фирменного стиля

Основные этапы рекламной коммуникации:

1) инициирование рекламной коммуникации

2) кодирование рекламной коммуникации (создание рекламного сообщения)

3) создание рекламного продукта

4) выбор канала передачи рекламного сообщения

5) доставка рекламной информации целевой аудитории

Рекламная акция – единичный контакт рекламодателя с целевой аудиторией посредством прямого или опосредованного рекламного воздействия.

Рекламная кампания – комплекс рекламных мероприятий, направленных на реализацию маркетинговых целей фирмы.

Выделяют следующие виды рекламы:

1. Информативная реклама используется для информирования потребителей о новых продуктах с целью создания первоначального спроса.

2. Побудительная реклама (увещевательная) – агрессивный вид рекламы, используемый для создания у выбранного сегмента потребителей спроса на какой-то продукт путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт является наилучшим в рамках имеющихся у них средств, т.е. убедить потребителя купить именно данный товар, а не товар конкурента.

3. Сравнительная реклама осуществляет прямое или косвенное сравнение рекламируемого товара с товарами конкурентов.

4. Реклама-напоминание напоминает потребителям о существующих продуктах и их характеристиках.

5. Подкрепляющая реклама - разновидность напоминающей рекламы; призвана поддержать потребителей, уже купивших товар, и убедить их в правильности сделанного выбора в надежде на повторные покупки товара.

Таблица 2 – Основные виды средств распространения рекламы

Средства рекламы Достоинства (преимущества) Недостатки (ограничения)
Газеты:рекламные объявления, статьи и другие публикации обзорно-рекламного характера Гибкость, своевременность, хороший охват местного рынка; широкое признание и принятие; высокая достоверность Кратковременность существования; низкое качество воспроизведения; незначительная аудитория «вторичных» читателей
Журналы:рекламные объявления, статьи и другие публикации обзорно-рекламного характера Высокая географическая и демографическая избирательность; достоверность и престижность; высокое качество воспроизведения; длительность существования; значительное число «вторичных» читателей Длительный временной разрыв между покупкой места и появлением рекламы; наличие бесполезного тиража; отсутствие гарантии размещения объявления в предпочтительном месте
«Директ-мейл»: рекламно-информацион-ные письма, целевая рассылка печатных рекламных материалов Избирательность аудитории; гибкость; отсутствие рекламы конкурентов в отправлении; личный характер Относительно высокая стоимость; образ «макулатурности»
Радио: радиореклама, радиоролики, радиообъявления, радиожурналы, репортажи Массовость использования; высокая географическая и демографическая избирательность; низкая стоимость Представление только звуковыми средствами; степень привлечения внимания ниже, чем у телевидения; отсутствие стандартной структуры тарифов; мимо-летность рекламного контакта
Телевидение: телереклама, телеролики, телеобъявления, телерепортажи, телезаставки Сочетание изображения, звука и движения; чувственное воздействие; высокая степень привлечения внимания; широта охвата Высокая абсолютная стоимость; перегруженность рекламой; мимолетность рекламного контакта; меньшая избирательность аудитории
Наружная реклама: рекламные щиты, панно, афиши, транспоранты, све-товые вывески, электронные табло, экраны, витрины, различные элементы внутримагазинной рекламы, фирменные вывески, указатели проезда, оформление офисов, одежда персонала, реклама на транспорте Гибкость: высокая частота повторных контактов; невысокая стоимость; слабая конкуренция Отсутствие избирательности аудитории; ограничения творческого характера
Печатная реклама: рекламно-каталожные издания: каталоги, проспекты, плакаты (листовки), новогодние рекламно-подарочные издания (календари, дневники, записные книжки, поздравительные открытки) Высокая степень восприятия, широкие возможности выражения идей различными художественными средствами, высокое качество воспроизведения, длительность существования, отсутствие ограничений по объему информации, отсутствие рекламы конкурентов, широта охвата аудитории Трудоемкость технического исполнения, относительно высокая стоимость изготовления, недостаточная оперативность выпуска, трудности организации распространения среди групп целевого воздействия
Выставки и ярмарки: международные, общеотраслевые, специализированные, национальные Наглядность демонстрируемых товаров и возможность их показа в действии, возможность мгновенного установления деловых контактов, положительное влияние «праздничной атмосферы» Высокая стоимость организации и участия, сравнительно редкая периодичность, недостаточно широкий охват представителей региональных групп целевого воздействия
Рекламные сувениры: фирменные сувениры с фирменной символикой, подарочные издания, фирменные упаковочные материалы: сумки, пакеты, папки Высокая эффективность в укреплении деловых контактов, высокая степень проникновения, многоразовость рекламного воздействия на широкий круг лиц Ограниченность способа выражения рекламной идеи, относительно высокая стоимость при массовом распространении
Компьютерная реклама: размещение рекламной информации в банках данных специализированных компьютерных систем Огромные возможности оперативного установления прямых деловых контактов с потребителем в случае его заинтересованности Ограниченность художественных приемов подачи рекламных сообщений

 

Социальная реклама – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством, органами исполнительной власти или партиями определенных социальных целей. Социальная реклама использует тот же набор средств, что и коммерческая: телевизионные ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Но в противовес коммерческой, ставит своей целью не продажу товаров, а воздействие на социальный процессы и отношения (продвижение определенных идей, мнений, создание определенного настроения в обществе, популяризация партий или общественных организаций). Таким образом, она чаще всего представляет собой элемент ПР-кампаний.

Кроме этого, целевые аудитории двух сравниваемых типов рекламы значительно различаются: у коммерческой рекламы – это достаточно узкая маркетинговая группа, у социальной – все общество, или значительная его часть.

Существуют три категории социальной рекламы. Первая – политическая, вторая – нравственно-социальная реклама, созданная по заказу либо гос-ва либо различного рода неправительственных и некоммерческих структур типа "Гринпис" и ЮНЕСКО. И, наконец, третья категория это государственно-социальная реклама, заказчиком которой является непосредственно государство.

Политическая реклама– продвигает в массы идеи и мнения политических организаций, популяризирует их, в период выборов призывает к голосованию за низ или отдельных кандидатов, которые и являются заказчиками и инициаторами рекламы. Тесно связана с политическими ПР-кампаниями.

Социальная рекламы, пропагандирующая нравственные ценности, может быть посвящена ставит своей целью привлечение внимания к определенному общественному явлению, проблеме, а в долгосрочной перспективе – изменение поведенческой модели общества.:

1. Борьбе с пороками и угрозами, предупреждению катастроф или нежелательных последствий, декларации благих целей.

2. Декларации ценностей. В целом можно сказать, что приоритетными ценностями каждого человека являются: здоровье, работа (карьера), семья (дети), заработок (доход), личное счастье, безопасность (комфорт) и т.д.

3. Призывам к созиданию. Основываются на стремлениях достижения социальных и индивидуальных идеалов.

Новаторский подход в социальной рекламе связан с тем, чтобы заставлять аудиторию думать. Задача эффективной социальной рекламы - вызвать сдвиг обыденного сознания: помочь «обрабатываемому» взглянуть на привычные вещи по-новому, что-то переоценить, что-то переосмыслить, в любом случае на минутку остановиться.

 

Связи с общественностью в системе демократических институтов. Журналистика, реклама и паблик рилейшинз: технологическая и сущностная взаимосвязь и особенности. Основные функции PR.

Общепризнанно, что сам термин "publicrelations" возник в США. Его ввёл в употребление третий президент Томас Джефферсон. Впервые это словосочетание появилось в 1807 году в его "Седьмом обращении к конгрессу" и обозначало усилия политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе. Уже к 1976 г. Эр Харлоу насчитал 472 определения ПР. определение самого Харлоу синтезировано из всех др. звучит так:

ПР – определенная функция менеджмента, которая позволяет устанавливать и поддерживать линии коммуникации, взаимопринятия и кооперации между организацией и ее публикой; включает в себя менеджмент проблем; помогает менеджерам сохранять информированность в отношении общественного мнения, определяет ответственность менеджмента в отношении служения общественным интересам, помогает улавливать и эффективно использовать их изменения, в качестве основных средств использует данные исследований и различные коммуникационные технологии.

Паблик рилейшнз возникла на стыке ряда таких наук, как социальная психология, логика, информатика, менеджмент и маркетинг. Термин «паблик рилейшнз» дословно переводится с английского как связи с общественностью и интегрирует в себе механизм рыночных отношений в обществе с последовательным решением многообразных проблем товарно-денежных отношений.

Паблик-Рилейшнз выполняет ряд функций:

- Установление и поддержание связей с прессой. Размещение сведений познавательного, информационного и событийного характера в СМИ для привлечения внимания к продуктам, услугам и самому предприятию.

- Паблисити к продуктам и услугам. Популяризация, создание известности через действия, направленные на привлечение внимания публики.

- Корпоративные связи. Формирование коммуникативной политики предприятия в ключе расширения благоприятных отношений с партнерами, клиентами, аукционерами, инвесторами и др.

- Мероприятия с общественностью. Формирование системы взаимоотношений с общественностью на различных уровнях (местном, региональном, национальном).

- Лоббирование. Различные формы взаимовыгодного сотрудничества с представителями власти для влияния на процессы формирования и согласования нормативных актов, влияющих на функционирование отрасли, предприятия.

- Пресс-релейшнз. Установление и поддержание контактов с прессой для обеспечения редакционного освещения деятельности фирмы, представление ее товаров и услуг.

- Позишинг. Придание товарам и услугам определенной искомой позиции на рынке, придание фирме и ее услугам лидирующего положения на рынке.

Выделяют внешнюю и внутреннюю функции ПР:

Внешняя функция направлена на создание и поддержание положительного имиджа организации среди слоев и групп общественности, являющихся внешними по отношению к организации, на информирование о деятельности организации и о ее продуктах. Эта функция может быть направлена на общественность, которая отрицательно относится к деятельности организации. Такое отношение может быть вызвано выпуском продуктов и услуг низкого качества или их небезопасностью для здоровья, нарушением норм экологической безопасности, несчастными случаями, отдельными действиями руководителей и сотрудников организации. Обычно плохие новости в СМИ получают очень быстрое распространение, и их надо стремиться нейтрализовать.

Внутренняя функция направлена на создание и поддержание корпоративной социальной ответственности внутри организации. Речь идет о высокой репутации организации среди ее персонала, формировании благожелательного климата внутри организации, поддержании чувства ответственности и заинтересованности в делах администрации. В этом плане PR следует рассматривать как один из методов создания культуры организации.

Различают несколько разновидностей PR-технологий. Рассмотрим в качестве примера классификацию по Сэму Блэку, который условно разделил все виды PR-технологий, присвоив каждому виду определенный цвет:

Белый PR - это искусство понимания, информационная открытость, предоставление бесспорных информационных поводов. Многие российские специалисты считают, что этот западный подход в наших условиях неэффективен. Другие утверждают обратное. Единого мнения пока не сложилось.

Черный PR. Его истинное значение до сих пор остается предметом дискуссий не только журналистов, но и профессионалов рынка. В понимании некоторых, черный PR -размещение в СМИ «заказных» публикаций или оплата «блокировок» для готовящихся нежелательных по ряду причин публикаций. Для других черный PR - любой вид пиаровской деятельности, оплачиваемой «черным налом». Наиболее верная трактовка связана, видимо, именно с «очернением». То есть с предоставлением ложной и негативной информации в случаях, когда бизнес или политические структуры расправляются с конкурентами чужими руками или, например, под именем того самого конкурента. Практика показала, что возможно выделение также и серого PR.

Серый PR порожден описанным выше разделением PR на черный и белый по факту наличия или отсутствия оплаты публикаций. Он определяет исключительно финансовую сторону отношений PR-специалистов с редакциями или коммерческими дирекциями СМИ.

Кровавый PR. Это определение вошло в обиход после 11 сентября 2001 г. и стало употребляться для характеристики информационной составляющей терроризма.

PR цвета хаки. Информационное воздействие на противника в ходе военных действий, текущая пропагандистская работа с военными кадрами. СМИ и населением. В большинстве крупных военных соединений многих стран мира существуют под различными названиями управления пропаганды и контрпропаганды. Как правило, свою деятельность они не афишируют. Но в армии США. напротив, избрали открытую информационную политику.

Желтый PR. Название ассоциируется с использованием скандалов, раздуванием сенсаций, папарацци, эпатажем и прочей желтой журналистикой. Характерно, что термин был даже зарегистрирован продюсером Российской комиксной корпорации В. Комаровым, по словам которого, желтый PR - «не навязчивый позитив или негатив, а прояснение ситуации через социальные сюжеты».

Зеленый PR. Массированное, принимающее порой агрессивную форму воздействие на общество гринписовцев и членов других экологических организаций. Хотя существует и другое определение: зеленый PR получил свое название от цвета американской валюты.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1098; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!