Международное гуманитарное право и журналистика.



Международное гуманитарное право (МГП) – это отрасль международного права, которая применяется в период вооруженных конфликтов с целью смягчить их последствия. МГП представляет собой систему юридических норм и принципов, которые, во-первых, ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий, во-вторых, защищают лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях «О защите жертв войны» 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Журналистам необходимо знать нормы этого права потому, что журналист – одно из главных действующих лиц на современной войне. Информационная составляющая играет огромную роль в современных вооруженных конфликтах.

Именно с этой целью и были сформулированы семь основных положений гуманитарного права, представляющие собой его квинтэссенцию. Вот эти положения (их текст не носит юридической силы, а просто способствует распространению знаний об МГП):

1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались.

4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям.

5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которых он не совершал. Никто не может подвергаться пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

6. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты.

Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

а) военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.) и

б) журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.)

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

- являться представителями СМИ;

- иметь аккредитацию в вооруженных силах;

- сопровождать военные формирования;

- не являться членами военных формирований.

В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные.

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, — по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица.

Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать копределенного рода действиям по отношению к ним.

 

Профессиональная этика журналиста. Современные кодексы профессиональной этики журналиста.

Журналистами и издателями много лет назад был разработан некий свод "правил журналистской этики", регламентирующих, что журналист может себе позволить, а что – не может. Эти правила не являются абсолютными – в принципе, у каждой крупной газеты есть свой "кодекс чести журналиста", хотя большая часть правил одинакова у всех. Некоторые этические нормы и принципы кодифицируются в законе, в этом случае государство требует от своих граждан следовать конкретному правилу или принципу в процессе принятия ими решений.

Журналистская этика – понятие, которым обозначается изучение и практическое применение стандартов профессионального поведения в журналистике, специфика возникающего здесь нравственного выбора.

Следование правилам журналистской этики зачастую избавляет автора от возможных проблем с представителями закона, работает на его репутацию и позволяет ему, хоть это и звучит несколько напыщенно, не утратить чести и сохранить самоуважение.

1. Следовать фактам.
Это первое – и самое главное правило, основа основ журналистской этики. Суть работы журналиста в том, чтобы сообщать читателям факты – и на этом фундаменте он должен строить свои материалы. Да, разумеется, автор может анализировать, выдвигать гипотезы и т.п. – но все это опирается на факты. Если автор любит придумывать истории, пусть пишет художественную литературу. Если автор любит убеждать людей, воздействуя на их эмоции, выигрывая на стадном чувстве, - он может заняться рекламой или PR. Журналист – будь то репортер, "новостник", специалист по журналистским расследованиям или спортивный комментатор – работает в первую очередь с фактами.
2. Представлять интересы читателей и газеты.
Если же человек представляет в газете или журнале интересы своей партии, фирмы, организации, то это называется пропагандой. Мы же говорим о полном и эффективном удовлетворении потребностей и интересов аудитории в сфере информации.
Журналист должен ставить перед собой вопросы – нужна ли эта информация аудитории? Может ли она заинтересовать предполагаемый круг читателей? И поддержит ли эта статья завоеванные доверие и престиж издания, или же нет?
Но кроме этого оказываются важными вопросы о том, как аудитория воспримет предлагаемую информацию. Адекватно ли будут поняты факты и суждения? Сработает ли аргументация? Как далеко продвинется аудитория в осознании действительности? Журналист должен ясно представлять себе «свою» аудиторию. Здесь наиболее полно проявляется морально-этический уровень поведения и сознания журналиста.
3. Работа над статьей должна быть поиском правды.
Собирая материал для статьи, журналист не должен стараться любой ценой доказать или опровергнуть какую-то определенную точку зрения. Даже свою собственную. Это вовсе не значит, что автор не может начать сбор фактов, чтобы попытаться доказать какую-то свою гипотезу. Но если факты, которые ему удалось собрать, противоречат его гипотезе, журналист должен отказаться от этой точки зрения, не пытаясь подогнать факты под какую-то теорию, даже если изначально она казалась верной. Нельзя выдавать воображаемое за действительное. Можно сказать, что существуют определенные границы между действительным, реальным, воображаемым и желаемым. У журналиста границы между этими понятиями должны быть четко очерчены и за них он ни в коем случае не должен переступать.
4. Журналист не должен служить причиной событий.
Речь идет именно о том, когда журналисты сами создают события: военный корреспондент может срежиссировать какие-то столкновения, "скандальный" журналист может устроить неприятности для какой-либо знаменитости и т.п. Разумеется, такие действия строжайше запрещены этическим кодексом.
5. Нельзя получать информацию обманным путем.
Есть два типа контакта с источником информации. Один тип подразумевает «открытый» характер встречи – когда журналист предстает как официальный сотрудник СМИ, знакомит источник с намерениями редакции, получает разрешение присутствовать, если речь о каких-либо мероприятиях. Также контакт может носить «скрытый характер» - скрытые камеры, микрофоны, случаи, когда журналист скрывает истинные намерения и притворяется представителем другой профессии или когда о его присутствии не знают. Но скрытое наблюдение считается оправданным в двух случаях. Первый – когда нужно стать очевидцем «непотревоженной» жизни, увидеть ее «изнутри». И второй – когда нужно получить сведения о тщательно скрываемых сторонах жизни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах.

Большинство серьезных журналистов решают для себя этот вопрос следующим образом: они всегда представляются и объясняют, что собирают материал для статей, за исключением случаев, когда они ведут журналистское расследование деятельности какого-либо человека или организации. Но даже в этом случае информация, полученная от введенного в заблуждение собеседника, обычно используется лишь как зацепка для дальнейшей работы, а не как материал для печати и не как подтвержденные факты (исключение составляют документы).
6. Следует исправлять свои ошибки.
Если журналист все же допустил ошибку, исказил факты, поторопился с выводами и т.п. – он должен сам написать об этом и восстановить истину, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой. Конечно, возможность или невозможность напечатать опровержение обычно зависит от политики газеты и от позиции редактора, но журналист должен, по меньшей мере, попытаться это сделать. Не говоря о возможных и наверняка имеющих место последствиях для журналиста, ошибка может подорвать авторитет издания.
7. Нельзя нарушать соглашения с источниками информации.
Если в процессе сбора информации журналист договорился о чем-то с человеком, предоставившим ему информацию, эта договоренность должна соблюдаться любой ценой. Если журналист пообещал человеку не называть его имени, он не имеет права это сделать (известны случаи, когда журналисты шли под суд, лишь бы не раскрывать имена своих информаторов). Если герой публикации говорит тебе, что это "не для печати", то ее публикация будет грубым нарушением журналистской этики. Естественно, и из этого исключения есть правила, допустим, когда речь идет о реальной угрозе жизни людей. Если была достигнута какая-то другая договоренность (например, о сроках публикации), ее тоже следует неукоснительно придерживаться.
8. Нельзя использовать свое положение как оружие или средство давления.
В случае какого-либо конфликта с каким-то деятелем или организацией, журналист порой испытывает искушение воспользоваться своей профессией как оружием устрашения: "Или ты..., или я про тебя ТАКОЕ напишу!" Однако поступать так нельзя ни в коем случае, каким бы сильным не было это искушение. И речь не только о том, что шантаж уголовно наказуем. Если событие действительно заслуживает написания статьи, надо не угрожать, а сесть и подготовить материал. Если же дело яйца выеденного не стоит, журналист таким поведение просто дискредитирует себя, свое издание и свою профессию. Также стремление получить информацию не может переходить в развязную и безапелляционную требовательность, при которой журналист пренебрегает интересы, желания и точку зрения собеседника. Отказ частного лица предоставить информацию следует уважать. Иное дело при контактах с официальными лицами, обязанными по закону предоставить информацию. Тут журналист имеет право напомнить об их ответственности за точное и полное информирование по вопросам, находящимся в их компетенции.

9. Любое утверждение, способное причинить кому-либо вред, должно подкрепляться фактами.
Любая критика в чей-либо адрес, любое высказывание, способное повредить чьей-либо репутации, должно подкрепляться фактами. Читатель всегда имеет право подать иск, если, по его мнению, несправедливо затронуты его честь и репутация. В таком случае, без доказательств и четких фактов, у журналиста просто нет шансов. Впрочем, точно так же должна подкрепляться фактами и любая положительная оценка – чтобы не причинить ущерб читателям, введя их в заблуждение. Маститые журналисты роняют фразы, что ни в коем случае нельзя писать то, во что ты сам не веришь или в чем ты не уверен на 99%.
Получая нужные сведения, следует не торопиться с выводами, уточнять все неясные детали, чтобы избежать неверной интерпретации, давать оценку до тех пор, пока не будет уверенности в том, что собрано нужное количество доказательств. Поэтому в ходе сбора информации следует придерживаться принципа «презумпции невиновности» - то есть пока не доказаны та или иная идея, оценка, обвинение, выводы делать нельзя.
10. Писать "правду, всю правду, и ничего, кроме правды".
Бывает так, что "полуправда" зачастую является большей ложью, нежели домысел или клевета. Существует множество различных приемов, позволяющих "лгать правдой". Это и собственно полуправда, и фокусирование на чем-то второстепенном, и наклеивание ярлыка с последующей его критикой, и переход на личности и другие приемы.
При сокрытии определенных фактов читатель может неправильно истолковать предлагаемую информацию, тем более речь не может идти о намеренном сокрытии части важной для данной темы или события информации или сознательно извращающий истину монтаж высказываний и кадров – это крайнее нарушение этических норм (а в данном случае и закона). Журналист должен быть крайне осторожным при выборе фотокадров, либо аудио-, видеопленки из всего объема сведений, чтобы не исказить смысл и характер полученной информации, раскрыть ее настолько полно для аудитории, насколько возможно в данной тематике или в рамках издания.
Таковы, вкратце, основные принципы журналистской этики. Я могу лишь еще раз повторить слова Рэндалла: журналистская этика – свод правил, которых должен придерживаться (либо стыдиться того, что не придерживается) каждый уважающий себя журналист.

Журналистская этика, конечно же, определяется нормами и традициями каждой страны, однако самое важное в ней – уважение журналистами своего общества, его ценностей и своей аудитории при сходном понимании профессионального долга – одинаково важно везде.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 908; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!