Этимология слова ИМЯ и однокоренных с ним слов



Слово ИМЯ – очень древнее, и этимология его расплывчата. Это слово некоторые ученые сближают с древнерусским ИМЪТИ – «иметь», «считать», «принимать за кого-либо или за что-либо»; другие считают, что слово восходит к древнеиндийскому ИЮОТИ – «отделяет», т.е. имя дается для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга.

Слово ИМЯ имеет множество «родственников» в языке, расцветает в языковой системе пышным цветом, что свидетельствует о живучести и востребованности данного слова в языке. Наиболее часто встречающиеся однокоренные слова:

- именной – к имени относящийся (именной указ, именное повеление);

- именно – точно, подлинно, буквально;

- именовать – давать имя;

- наименовать – назвать;

- именованье – названье;

- именины – день ангела, соименного святого;

- именинный – относящийся к именинам;

- именинник –у христиан это человек, называемый так в день ангела соименного ему святого;

- именитый – знаменитый, сановитый;

- именительный падеж – нач. форма существительных, прилагательных.

Верования и обычаи древнего человека, связанные с именем

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они рождаются, живут своей особой жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь.

Ряд ученых считает, что первыми словами на земле были имена собственные. Во многих странах, в ряде племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Некоторые люди считали, что имя человека – синоним его души. Чем дольше оно сохранится, тем бессмертнее будет человек.

По словам одного исследователя, в Египте стереть имя покойного с гробницы считалось величайшим преступлением. Чтобы этого никто не мог сделать, в Древней Греции имена вырезались на свинцовых дощечках, которые бросались на дно залива.

Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил и старались без лишней надобности не произносить имя, т.к. оно, по их мнению, изнашивается. Исходя из этих соображений, настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.

Человек в древности верил, что слово, имя – неотъемлемая часть предмета, личности. Без этой веры невозможна магия, немыслимы многие действия. Люди меняли имя больного ребенка, обмануть злых духов, которые могут причинить ему зло, а также это делалось для того, чтобы обмануть смерть. Один из исследователей быта североамериканских индейцев, долго живший среди них, писал: «В первое время моего пребывания у могавков мне сделал любезность один из старых Сахемов, дав мне свое имя... Он был известный воин, - и сказал мне, что теперь я имею право присвоить себе все подвиги, им совершенные, и что теперь мое имя будет раздаваться во всех пяти народах». Древний человек верил, что человеку можно причинить вред, прокляв или околдовав его имя. Связь имени и человека не подлежала сомнению. Североамериканский индеец «…относится к своему имени не как к обычному ярлыку, но как к самостоятельной части тела и уверен, что от дурного обращения с именем проистекает не меньший вред, чем от раны, нанесенной телесному органу».

Своеобразие древних русских имен

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, отличие, по которому можно было бы выделить его из семьи.

Древнее русское имя представляло собой своеобразную характеристику: Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Некраса, Любава, Забава (по внешним признакам); Добрыня, Храбр, Молчан, Умник, Несмеяна (по черте человеческого характера); Ждан, Неждан, Блажен, Любим (по отношению к нему близких людей); Первак, Вторак, Третьяк, Вторуша, Девятуша, Меньшой, Малыш, Пятой (по времени появления в семье); Кожемяка, Селянин (по профессии) и т.д. Все эти имена впоследствии перешли в состав современных русских фамилий.

В конце десятого века киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, совершавших опустошительные набеги на Русь. Такого союзника он увидел в лице Византийского императора. Чтобы скрепить союз, князь Владимир согласился на крещение Руси. В ходе крещения необходимо было заменить языческое имя на имя христианское. С этого времени на Руси появились Иваны и Марьи, Петры и Анны, Глебы и Зои.

Любопытно, что в Московской Руси имя и отчество использовались по-разному в зависимости от общественного положения человека. Холопы назывались уничижительно: Фильками, Петрушками, Ивашками. Естественно, что ни о каком отчестве для этой категории людей и речи быть не могло. Имена «умалительные» были в большом ходу и использовались в различных значениях: они выражали растроганность и нежность и ласку (Мишатка, Сенюшка); любовное отношение к князьям (Владимирко, Василько); служили показателями преданности и покорности, понимания своего места на общественной лестнице (Федька, Митька); особый умалительный суффикс добавлялся к именам незаконнорожденных детей (Мстиславец, Ярославец). Поповские имена писались на –чище (Иванчище, Степанище). Знатные люди имели право добавить к полному имени «полуотчество»: Иван Степанов Городец. А аристократическая верхушка имела имя, отчество и фамилию. Причем отчество было равноценно современному: оно оканчивалось суффиксом –ич-. С тех пор вошла в русский язык пословица: «Наши вичи едят одни калачи».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2088; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!