Представители консервативного направления социально – политической мысли в России в к. XIX – н. ХХ в. и их идеи.



Консервативная политическая традиция в России, получив такой импульс, развивалась в направлении защиты интересов национального единства и государственной целостности, оправдания сильной политической власти и самодержавной формы правления, сохранения самобытных социальных и политических институтов, акцентируя внимание на неприятии радикализма как слева, так и справа, как в политической теории, так и в политической практике. В целом русский консерватизм в XIX в. аппелирует, прежде всего, к практическому жизненному опыту народа, а консервативным идеалом выступает единство самодержавия и народа: соответствие духу и характеру русского народа делает самодержавие и правление сакральными и законными с исторической точки зрения.

В типологии русского консерватизма условно можно выделить: историософскую идеологему самодержавия Н.М. Карамзина; политическую философию славянофильства ( братья Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков ); теорию русского византизма» К.Н. Леонтьева; направление «официального монархизма» ( М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров); концепции неомонархизма ( И.А. Ильин, И.Л. Солоневич).

Самодержавие Карамзинпонимал как "единоличную власть самодержца, не ограниченную никакими учреждениями". Но самодержавие в понимании Карамзина, не означает произвола властителя. Оно предполагает наличие "твердых уставов" - законов, согласно которым самодержец управляет государством, ибо гражданское общество там, где есть и исполняются законы.

Славянофилы (И.В. Киреевский. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков) выступали за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа.

В своем сочинении Леонтьев излагает ставшую впоследствии знаменитой органическую теорию исторического развития. Как всё живое на земле, любое общество в истории проходит три этапа:

1) первичной простоты,

2) сложного цветения (“цветущей сложности”)

3) вторичного смесительного упрощения, за которым следует разложение и гибель.

Согласно Леонтьеву, Европа вступила в третью стадию, о чем свидетельствует прежде всего владычество эгалитарно-демократического, буржуазного идеала и соответствующее ему революционное гниение (а отнюдь не обновление) общества. Россия, будучи особым и отдельным социальным организмом, порождением и наследницей Византии, имеет шансы избежать общеевропейской участи.

М.Н. Катковполагал, что разноплеменные подданные должны «прежде всего, осознать себя русскими», требовал полного «слияния их с империей». Л.А. Тихомиров настаивал, что в России должна быть одна господствующая народность (великорусская), один господствующий язык (русский), одна господствующая церковь (Православная русская).

Ильинподразделял право на естественное и положительное.

Основу естественного права он определял как «достойную, внутренне- самостоятельную и внешне-свободную жизнь множества индивидуальных духов, составляющих человечество». Оно включает в себя не только то «чтобы не погибнуть», но и право на образование, на «развитие души».

Естественное право - основа всякого положительного права. Связано это с утверждением его духовной природы, которую раскрывают три «аксиомы правосознания», лежащее в основе правовой жизни любого народа: «закон духовного достоинства», «закон автономии» (гражданин как внутренне свободный волевой центр, истинный субъект права) и «закон взаимного признания» и доверия, связывающий граждан между собой и с государственной властью.

Российская либеральная мысль в к. XIX – н. ХХ вв.

Либерализм – идеология, которая возникла на основе общественно-полит движения, появившееся в период борьбы с абс монархией за свободу торговли, развитие частного предпринимательства, а также соблюдение в гос-ве политических, гражданских и личных свобод граждан.

Особенности русского либерализма:

1) Возник значительно позже, чем в Западной Европе, не в конце ХVIII века, а ср. ХIХ. А в самостоятельную партию сложился лишь в н. ХХ в.

2) Был более силен в периферии, а не в столице. Опора русского либерализма – земство.

3) Никогда не обладал реальной полит силой. Ни одна либеральная реформа до конца в России не была осуществлена.

4) Был неоднороден. Нередко между либералами возникали противоречия, которые не позволяли им выступать единым монолитом.

5) В отличие от западных либералов русские достаточно много внимания уделяли воспитанию граждан, развитию моральных ценностей, формированию правосознания.

М.М. Сперанский (Богословский) Существуют 2 вида рабства и два вида свободы (гражданское и политическое). Гражданская свобода – это независимое существование всех сословий, когда нет эксплуатации одного сословия другим. Полит свобода – участие всех сословий в управлении гос-вом. В России отсутствует и гражданская, и полит. свобода. Идеальное будущее – конституционная монархия. Реформы необходимо начинать с изменения законов и полит системы. Выступает за соблюдение естественного права в понимании Локка. Гос-во должно учитывать общественное мнение, поэтому должна существовать гласность.

Чичерин.Гос-во – союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага. Подчинение граждан верховной власти должно быть на основе закона. Определяя права граждан закон защищает их свободу. Свобода – отсутствие внешнего насилия и возможность действовать по своему усмотрению. Гос-во и церковь должны быть независимы друг от друга. В центре концепции – личность со всеми правами и свободами. Высшая стадия развития идеи гос-ва – конституционная монархия.

Столыпин.

1) Проведению всех реформ в России должно предшествовать нравственное оздоровление общества (государство составляет программу, направленную на нравственную сторону).

2) Проведение реформ в России необходимо подготовить. Для этого необходимо повысить уровень образования общества.

3) Всеобщее начальное образование для всех граждан России (воспитание должно показать народу, что существует строй единственно приемлемый, а реформы – необходимы).

4) Все реформы должны быть экономически подготовлены.

5) Аграрная реформа. Цель – создать собственника. Хутора, отрубы. Переселенческая политика. Освоения Сибири. Создание Крестьянского поземельного банка.

6) Земская реформа. ( цель развития местного самоуправления, создание земств по всей стране).

7) Судебная реформа (за одинаковый для всех закон).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!