Особенности зарубежных социально – политических теорий в XVIII – XIX вв.



Объект, предмет и структура социологии политики

Социология политики – наука, которая изучает анализ политических процессов с позиции их восприятия и отражение в сознании и поведении людей.

Объект: политические отношения между государством, его структурами и гражданским обществом.

Предмет: анализ политических процессов с точки зрения личности, членов социальной группы и гражданского общества в целом.

Структура политической социологии как науки определяется ее предметом и местом среди других направлений научного знания. Ее теоретические и методологические основы, характеризуют состояние, тенденции и механизм участия людей в политической жизни общества.

В структуру политической социологии включаются конкретные формы функционирования политических отношений в зависимости от характера власти. Речь идет о проблемах управления и самоуправления, о побуждении людей к творческой социально значимой деятельности.

У меня в лекции в структуре политической социологии написано про социологов и что они сделали, на всякий случай оставлю здесь:

М.Вебер: первым осуществил социологический анализ власти, ввел типологию властных отношений, классификацию типов господства.

В.Парето, Р.Моска: номенклатурный тип формирования элит (замкнут), антрепренерский тип (элиты с низов)

Р.Михельс: «железный» закон олигархии

Бентли: исследовал природу лоббизма, реализацию лоббизма

Т.Парсонс: предложил системный метод в рамках системного подхода для исследования политических отношений

Генезис научных идей о социально – политических явлениях от Античности до Нового Времени

Древний Китай:

Лао-цзы «Книга о Дао»

Дао определяет законы. Все по отношению к дао равны. Дао – высшаяч благодетель, справедливость.

Первый принцип естественного права - принцип недеяния.

Конфуций: исключение поляризации общества, все должно быть поделено поровну, методы «мягкой» силы. У него было отрицательное отношение к позитивным законам (тем, что создало государство), они санкционируют, все почти построено на наказании. Патриархально – патерналистская традиция (государство – большая семья). Выступал за аристократическую форму правления.

Древняя Греция:

1. Натурфилософы  (Демокрит, Фалес, Аноксимандр, Аноксимен) их интересовали в первую очередь природа и природные явления.Первых философов объединяла мысль о том, что за всеми изменениями в природе должно стоять некое исходное вещество, первоначало.

2. Классический период (Сократ, Платон, Аристотель). Сократ (около 470-399 до н.э.) полагал, что править должны знающие. Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых. Настоящее знание, по Сократу, нужно получать не от учителя, а путем углубленного самопознания. Требование Сократа «править должны знающие» относится ко всем политическим формам.У Платона в основе учения о государстве лежит идеализм.Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. Идеальное государство - справедливое правление лучших и благородных. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое единство составляющих элементов. Согласно мнению Аристотеля, во всех формах государственного правления народная масса должна ощущать себя носительницей верховной власти.

3. Элинистический период (стоики, циники, эпикурейцы, скептики)

Древний Рим:

Цицерон: государство существует как упорядоченное правовое общение граждан, действующих в интересах справедливости и счастья. Власть не вправе вмешиваться в частную жизнь граждан, но требует от них исполнения долга.

Новое время.0

Англия:

Томас Гоббс: теории естественного права и общественного договора, основы которой были заложены в предшествующий период

Джон Локк: обосновал либерально-правовую концепцию государства. Считал, что свобода, присущая людям в естественном состоянии, должна сохраняться и в гражданских отношениях. Основой при этом является частная собственность, которая выражает и естественные, и социально-гражданские отношения.

Франция:

Шарль Луи Монтескье: теория разделения властей. Наиболее интересным в его учении является попытка установить связь между общественными явлениями и условиями, в которых живет тот или иной народ. Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называл также почву, ландшафт, величину страны

Вольтер: много внимания уделял свободе гражданина, борьбе с тиранией и сословным неравенством, обоснованию «просвещенной монархии»

Руссо: Социальное неравенство- главное направление его исследований и размышлений. выступает у него причиной и источником социального зла. Имущественное и социально-политическое неравенство связано с деятельностью государства, не учитывающего общественные интересы.

Особенности зарубежных социально – политических теорий в XVIII – XIX вв.

Тут надо сначала сказать про Монтескье, Вольтера, Руссо (18 век).

В 19 веке:

Иеремия Бентам: теория утилитаризма. Основное понятие этой теории «польза», под которой Бентам понимал свойство того или иного предмета приносить человеку благодеяние, выгоду, удовольствие, добро и счастье или предупреждать вред, страдания, зло и несчастье. Из этого перечня он выделил два исходных чувства — удовольствие и страдание - и назвал их «верховными властителями», управляющими поведением каждого человека.Благополучие и счастье человека совсем не исключают его богатства, нажитого честно и законно. Он высказывался против абсолютного равенства в области имущественных отношений, защищал частную собственность.Государство должно обеспечивать защиту политических прав и свобод личности, «ее существование, довольство и счастье». Бентам всесторонне обосновал роль в этом конституционного права.Из «умеренного демократа», готового на известные компромиссы с монархией и аристократией, Бентам постепенно превратился в «демократа непримиримого, не терпящего никаких ограничений демократического принципа».Самое главное — парламент должен иметь «наибольшее количество точек соприкосновения с народом» и выражать его интересы

Алексис Токвиль:крупный теоретик либеральной демократии. Защита свободы и равенства людей характеризовалась Токвилем как основная цель демократии, реализующей «принцип верховной власти народа». При необходимости эта власть должна быть достаточно сильной и воплощаться в деятельности столь же сильного государства. Последнее защищает общие интересы нации и создает условия для осуществления интересов различных социальных слоев и отдельных граждан.

Важное место в работе Токвиля отводится анализу проблемы разделения властей. Он выделял роль судебной власти. Высокое место в государственной иерархии США занимает Верховный суд. Токвиль считал это важным для реального обеспечения принципов демократии. Он подчеркивал, что без этого Конституция США была бы мертва.

Вообще насколько я помню, она говорила, что это два главных теоретика этого времени, но тут можно рассказать его про Конта, Спенсера.

Огюст Конт: главное - это научное выяснение реальных исторических фактов, выявление их связей и соотношений. Это касается изучения всех общественных явлений, в том числе политических.политическая деятельность людей определяется их политическим сознанием и направлена на укрепление общества как целостной социальной системы; в зависимости от политического сознания людей формируется соответствующий государственный строй, решаются проблемы гражданских прав и свобод граждан.

Спенсер: в своем учении о свободе человека, его гражданских и политических правах исходит из основных постулатов теории естественного права. Свободу человека он рассматривал как его неотчуждаемое право, которое дано ему от рождения и должно охраняться государством на протяжении всей его жизни. Спенсер писал: закон справедливых социальных отношений заключается в правиле, что каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!