Раздел 4. Четвертый семестр. Режиссура спектакля.



Главная сложность освоения темы «Режиссура спектакля» в необходимости вычленить собственно режиссерскую работу из целого произведения, режиссером же сочиненного. Участникам семинара необходимо сосредоточиться в первую очередь именно на тех сторонах сценического целого, которые созданы исключительно режиссером или не могут существовать вне режиссуры, таких, например, как мизансценический строй, жанровое решение, «условия игры».

Пьеса в работе на эту тему фигурирует почти неизбежно, но не сама по себе, а в связи с ее режиссерской интерпретацией, которая свидетельствует о замысле спектакля, сценография рассматривается как совокупность внятных указаний на тип пространства действия, актерские работы – как окончательная реализация определенных представлений режиссера об участниках действия и стиле постановки и т.д.

Раздел 5. Пятый семестр. Рецензия на спектакль.

Завершается переход от приобретения общетеатроведческих навыков анализа художественного произведения сцены к специализирующим умениям. Тема семинаров пятого семестра - «Рецензия на спектакль» - не просто последняя, для которой в качестве материала в обязательном порядке избирается единичное произведение сцены; здесь, с одной стороны, объектом исследования впервые становится театральный процесс, с другой – именно сейчас студент начинает работать над основными жанрами театральной критики. Большая («журнальная») рецензия и является таким коренным жанром.

Профессиональный отчет о спектакле должен быть в первую очередь полным и объемным: художественная оценка базируется на воспроизведении и анализе творческого вклада всех основных авторов спектакля, включая в необходимых случаях и зрителей, в явном или неявном виде присутствуют общетеатральный и культурный контекст, обязательно знание литературы об исследуемом спектакле. Учебная работа пятого семестра пишется как текст, предназначенный для публикации в специальной театральной прессе. Соответственно автор обязан учитывать характер и интересы будущего читателя, а текст должен быть полноценно литературным. На этом этапе семинарской жизни студенты, как правило, особенно активно заняты выработкой своего стиля.

Раздел 6. Шестой семестр. Театральный портрет.

Большею частью участники семинара выбирают сценическое творчество актера или режиссера, но в некоторых случаях (при наличии специальных знаний) объектом исследования может стать сценограф, театральный композитор, дирижер. Возможно также создание своеобразного «портрета театра». На успех работы может существенно повлиять объем художественного материала: желательно, чтобы, например, у выбранного актера было не слишком мало или, напротив, не слишком много серьезных ролей (последнее особенно существенно, когда значащая часть послужного списка актера в прошлом: егго творчество может оказаться объектом не столько театрально-критического, сколько историко-театрального анализа). Если актер серьезно занят в кино, на телевидении и радио, эти его роли могут и должны, не приравниваясь к театральным, стать дополнительным материалом и подспорьем в работе.    

       Специфика этого курсового задания ясно видна в сравнении с методическими требованиями, которые предъявлялись к курсовым работам об актере в роли или о режиссуре спектакля. На третьем году обучения акцент сознательно переносится с ролей или спектаклей на их создателя. Наиболее важными оказываются как раз тип и природа отношений актера с ролью, школа, которой он принадлежит, и другие детали его художественной биографии, характеристики индивидуальности, в том числе свойства психофизики, и т.д.

Одна из наиболее показательных трудностей в создании театрального портрета – расположение материала. На установочных занятиях руководитель семинара предлагает студентам возможные варианты композиции – наращение качества творческих работ героя по ходу их анализа в реальной последовательности или синтезирование его свойств, умений и т.д., каждое из которых «предварительно собирается» из ролей или спектаклей. Автор портрета и семинарская группа в целом должны представлять себе не только достоинства таких вариантов, но и возможные опасности – риск эмпиричности в одном случае и грех искусственности в другом. Педагог настаивает лишь на том, чтобы композиционное решение не переводило творческий портрет в жанр биографического очерка.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!