Раздел 1.  Первый семестр. Реконструкция спектакля.



На начальном этапе задача семинара – организация и специализация творческой памяти. Каждый участник семинарской группы по результатам неоднократных просмотров избранного им спектакля создает и под руководством педагога обсуждает с коллегами запись действия. Максимальная подробность, ни физически ни теоретически не возможная, сама по себе и не должна становиться целью. Цель в освоении двух взаимосвязанных и по-своему противоположных навыков: умения одновременно «читать» несколько сценических рядов – мизансценический и связанный с ним словесно-интонационный и пластический (включая жест и мимику) актерский, а также внеактерское движение сценографии и звуков – и способности выделять в многомерном потоке такие фрагменты, в которых ощутимы перемены любого рода, независимо от того, на каком из театральных языков эти перемены выговариваются. Запись спектакля, таким образом, должна стать записью сценических перемен с максимальным учетом их реальной фактуры. 

Как правило, обсуждается столько спектаклей, сколько студентов учится в группе; не исключен вариант, при котором над одним и тем же спектаклем трудится часть семинара; наконец, может быть использовано и не целое произведение, а лишь один его акт и т.д. Желательно лишь, чтобы многомерность сценической ткани и неостановимость перемен воспринимались будущим театроведом как норма.

Раздел 2. Второй семестр. Анализ спектакля

Реконструкция спектакля переходит с уровня знаков и значений на уровень целого текста и его вероятного смысла. По усмотрению педагога, для этой цели может быть использована сделанная прежде или новая запись, обязательно лишь введение иного критерия, которым становится не сама по себе цепкость фиксации или достоверность деталей, а способность восстановить пространственно-временные связи между ними. Участнику семинара предстоит обнаружить темп, ритм и общий – интенсивный или экстенсивный, причинный или ассоциативный – характер композиции, основные фазы ее развертывания, роль и значение каждого сценического элемента и каждого значащего временного отрезка в становлении целого художественного высказывания.

Очевидно, что для работы во втором семестре, в отличие от первого, рекомендуется выбирать только полные, законченные спектакли, а в масштабах всего семинара заведомо предпочтительней набор, включающий сценические произведения разных типов.

Пьеса, анализируемая в первом семестре, по умолчанию признается совершенной; не первоочередной оказывается потребность в оценке и когда пьесу сопоставляют со спектаклем; запись сценического действия также не нуждается в специальной эстетической оснастке. С проблемой оценки театрально-критический семинар впервые на практике сталкивается тогда, когда его участники, вглядываясь во внутренние связи спектакля, обнаруживают, что связи эти в реальности слабы или произвольны. Если даже коллективные попытки понять смысл происходящего на сцене оказываются безрезультатны, перед молодым театроведом, тоже впервые, встает проблема исследовательской морали: ему предстоит публично приписать неудачу либо себе, либо авторам спектакля, а при втором диагнозе – либо честно зафиксировать отсутствие искомого смысла, либо сочинить его за авторов спектакля.

Раздел 3. Третий семестр. Работа актера в роли.

Даже если студенту-исследователю известны художественная индивидуальность и творческая биография актера, конкретная роль которого рассматривается, они на этом этапе входят в круг интересов семинара лишь постольку, поскольку проявляются в отношениях с данной ролью в данном спектакле. Предметом анализа здесь является не актер, а созданный им сценический образ; часть спектакля, а не часть актерской биографии.

Хотя при анализе работы актера в роли каждый должен исходить из того, что перед ним сложные художественные отношения между артистом и персонажем, сугубая локальность материала, с которым имеет сейчас дело начинающий театровед, вынуждает к сдержанности при выдвижении гипотез, касающихся драматических механизмов образа. 

Тем более важным для семинара становится полноценное использование источников, из которых студенту предстоит извлекать аргументы для обоснования своих концепций. Среди них, помимо результатов неоднократных «наблюдений» за актером из зрительного зала, на первое место следует поставить такие факторы, как общее решение спектакля (от которого прямо зависит решение данной роли и других ролей в этом спектакле), а также, если это возможно, сравнение данной актерской работы с работой другого исполнителя той же роли.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!