ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОСТАВ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА



Федеральное агентство по образованию

Омский государственный институт сервиса

Кафедра конструирования швейных изделий

 

О. А. РАШЕВА

 

 

КОНСТРУКТОРСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА

 

Учебное пособие

 

 

Часть 1

 

Омск 2006

 


 
УДК 687.016.5

Р 33

Рашева, О. А.

Конструкторская и технологическая подготовка производства : учебное пособие : в 2-х частях. Ч. 1 / О. А. Рашева. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2006. – 202 с.

 

Содержит материал, обеспечивающий формирование теоретических знаний и практических навыков в области разработки проектно-конструкторской документации при проектировании новых моделей одежды.

Цель учебного пособия – помочь студентам освоить необходимый объем теоретического и практического материала, связанного с их будущей специальностью, после изучения которого они могли бы самостоятельно разобраться в различных ситуациях и решить любые вопросы, встречающиеся в их практической работе на производстве или в научно-исследовательских и проектных организациях. Особое внимание в 1 части настоящего пособия уделено вопросам организации проектных работ в швейной отрасли, разработки и градации всех видов лекал, что позволяет применять данные сведения при выполнении курсовых работ, учебной и производственной практик и разделов дипломных проектов, связанных с проектированием новых моделей одежды.

Составлено на основании государственных образовательных стандартов ВПО для вузов по специальности 280900 «Конструирование швейных изделий». Может служить основным и дополнительным материалом к лекционному курсу, практическим занятиям. Предназначено для самостоятельной работы студентов 3–5 курсов, обучающихся по направлению 656600 «Технология и конструирование изделий легкой промышленности», специальности 280900 «Конструирование швейных изделий», специализации 280905 «Конструирование швейных изделий по индивидуальным заказам», 280901 «Конструирование и маркетинг».

 

УДК 687.016.5

 

Библиогр.: 29 назв. Рис. 30. Табл. 13. Прил. 13. Словарь терм., предм. указ. (в конце)

 

Рецензент зав. кафедрой ССЭК ОГИС, канд. техн. наук, доцент

 Л. В. Антонина

Отв. за выпуск зав. кафедрой КШИ, канд. техн. наук, проф.

И. В. Лашина

 

© Омский государственный

   институт сервиса, 2006


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ………………………………………………………………….. 5
Введение ….………………………………………………….……………….. 6
1. Цель, задачи и состав конструкторско-технологической подготовки производства ………………………………………………………………….   8
1.1. Характеристика работы групп специалистов, занимающихся КТП .…... 9
1.2. Задачи ктпп …………………………………………………………….. 11
1.3. Уровни КТПП …………………………………………………………… 11
1.4. Стадии проектирования одежды ……………………………………….. 12
1.5. Этапы конструкторской подготовки к запуску новых моделей одежды в производство ………………………………………………………   16
Вопросы для повторения и самоконтроля ……………………..…………... 20
2. Основные положения и содержание проектных работ в швейной отрасли 21
2.1. Предпроектные исследования ………………………………………….. 22
2.1.1. Изучение рынка сбыта и потребительского спроса ……………….. 21
2.1.2. Содержание информации о человеке ………………………………... 25
2.1.3. Содержание информации о среде ……………………………………. 29
2.1.4. Информация об одежде и способах ее производства ….…………... 29
2.2. Техническое задание ……………………………………………………. 31
2.3. Техническое предложение ………………………………….…………... 33
2.3.1. Анализ моделей-аналогов ……………………………………………... 34
2.3.2. Разработка моделей-предложений ………………………………….. 36
2.3.3. Обоснование целесообразности проекта ……………….…………... 36
2.4. Эскизный проект ………………………………………………………… 42
2.4.1. Технический эскиз ……………………………………………………... 43
2.4.2. Анализ конструктивного решения модели …………………………... 52
2.4.3. Разработка первичной конструкции модели ………………………... 56
2.4.4. Оценка качества эскизного проекта …………………….…………... 58
2.5. Технический проект …………………………………………………….. 60
2.5.1. Методы стандартизации и унификации при типовом проектировании новых моделей одежды …………………………………...   61
2.5.2. Особенности проектирования потребительских систем моделей .. 64
2.5.3. Технологичность конструкции одежды …………………………….. 75
2.5.4. Экономичность проектируемых моделей одежды …...…………….. 80
2.6. Разработка рабочей документации …………………………………….. 82
Вопросы для повторения и самоконтроля ..…………………….. 84
3. Состав и содержание проектно-конструкторской документации на швейные изделия ………………………………………………………………   85
3.1. Общая характеристика категорий нормативных документов ………….. 85
3.2. Состав и вид технических описаний на новые модели одежды ………… 89
3.3. Разработка чертежей лекал деталей одежды при проектировании новых моделей ………………………………………………………………..   92
3.3.1. Классификация лекал по назначению …………………….…………... 92
3.3.2. Исходные данные для разработки чертежей лекал ……………….. 93
3.3.3. Построение рабочих лекал основных деталей ……………………… 96
3.3.4. Построение лекал производных деталей ……………………………. 100
3.3.5. Построение вспомогательных лекал …………………….………….. 108
3.3.6. Оформление (маркировка) лекал ……………………………………... 109
3.4. Особенности разработки конструкторской документации при проектировании одежды по индивидуальным заказам населения ...…………….   110
3.5. Особенности разработки конструкторской документации при проектировании одежды-полуфабриката ………………………………………….   117
Вопросы для повторения и самоконтроля ..………………………………... 119
4. Градация лекал деталей одежды …………………………………………. 120
4.1. Теоретические основы процесса градации лекал ……………………... 120
4.2. Основные способы градации ……………………………….…………... 122
4.2.1. Лучевой способ градации ……………………………………………... 124
4.2.2. Пропорционально-расчетный способ градации …………………….. 124
4.2.3. Определение величин перемещений конструктивных точек при градации пропорционально-расчетным способом …..……………………………...   127
4.2.4. Типовые схемы градации лекал ………………………………………. 137
4.2.5. Особенности градации лекал деталей одежды нетиповых конструкций 141
Вопросы для повторения и самоконтроля ……………………..…………... 143
5. Нормирование материалов ……………………………………. 144
5.1. Факторы, определяющие расход материала на единицу продукции в швейной промышленности …………………………………………………..   144
5.2. Виды раскладок, способы и условия их выполнения ………………… 149
Вопросы для повторения и самоконтроля …………..……………………... 154
Заключение ………………...………………………………………………… 155
Библиографический список …………………………………………………. 157
Приложения ………………..………………………………………………….. 159
1. Перечень мероприятий для поддержания и повышения конкурентоспособности продукции …………………………………………………………..   159
2. Анкета ………………………………………………………………………. 161
3. Иерархическая схема показателей качества одежды……………………... 163
4. Средние значения нормированных коэффициентов весомости показателей качества одежды……………………………….……………………….   166
5. Наиболее часто встречающиеся варианты уровня требований потребителей к показателям качества швейных изделий различных видов и назначения   167
6. Методика оценки моделей-аналогов ……………………………………… 168
7. Абсолютные значения размерных признаков типовых фигур женщин… 173
8. Бланк оценки качества новых моделей одежды в системе индивидуального производства……………………………………………………………..   176
9. Схемы построения унифицированных деталей ………………………….. 177
10. Образец технического описания …………………………………………. 178
11. Направление нитей основы на деталях при раскрое ………………….. 188
12. Места расположения обязательных надсечек в лекалах для изделий с втачным рукавом ………………………………………………………………   193
13. Величины припусков на швы и уточнение изделия на фигуре заказчика 194
Словарь терминов …………………………………………………………….. 196
Алфавитно-предметный указатель ………………………………………….. 200

Предисловие

Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса «Конструкторская и технологическая подготовка производства» для студентов специальности 280900 дневной и заочной формы обучения с целью изучения теоретической и практической частей дисциплины, а также может быть использовано для самостоятельной работы.

В пособии нашли отражение вопросы организации проектных работ в швейной отрасли, разработки, внедрения и использования проектно-конструкторской документации, вопросы создания новых моделей одежды и внедрения их в производство.

В первой части пособия изложен основной теоретический материал рассматриваемого курса: цель, задачи и состав конструкторско-технологической подготовки производства; основные положения и содержание проектных работ в швейной отрасли; состав и содержание проектно-конструкторской документации на швейные изделия; градация лекал деталей одежды; нормирование материалов.

13 приложений содержат примеры оформления проектно-конструкторской документации в соответствии с различными типами производства и дополнительные сведения справочного характера.

Для эффективного изучения изложенного материала термины и определения выделены ужирнением, курсивом, шрифтом, в конце каждой главы приведены выводы, также выделенные курсивом. Вопросы для повторения и самоконтроля и практические задания, расположенные в конце каждого раздела, позволят проверить и закрепить полученные знания.

Список литературных источников содержит не только учебную литературу, но и публикации в печатных изданиях.

В конце пособия дан словарь терминов и алфавитно-предметный указатель.

Дисциплина «Конструкторская и технологическая подготовка производства» является логическим продолжением и развитием курсов «Конструирование одежды», «Конструктивное моделирование одежды», «Технологическая обработка изделий» и «Системы автоматизированного проектирования одежды», и поэтому при изложении отдельных тем рассчитывается, что студентами усвоены основные понятия названных курсов.

 

О. А. Рашева


ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей, стоящей перед швейной промышленностью, является увеличение выпуска высококачественной, конкурентоспособной одежды, имеющей рациональную структуру ассортимента и удовлетворяющей потребностям населения.

Потребитель предъявляет к современной одежде всё более высокие требования, хочет, чтобы она отличалась подлинной красотой и высокой степенью удобства. Индивидуализация потребителя, стремительные изменения в моде и технологиях, конкуренция на рынке аналогичной продукции диктует короткий жизненный цикл и частую сменяемость моделей одежды.

В этой связи ключевое значение для производителей швейных изделий имеет не только и не столько качество продукции, обусловленное требованиями производства, сколько качество ее проектирования (замысла), соответствующее требованиям рынка.

Проектирование – это коллективный творческий процесс создания новых изделий, при котором достигается единство утилитарных и эстетических функций полученного образца. В нем органично сочетаются элементы инженерного и художественного конструирования.

Основной задачей художественного конструирования является согласование внешней формы проектируемого изделия с его внутренней структурой (конструкцией), а через нее с основными функциями, т. е. создание эстетически совершенной модели.

Инженерное конструирование определяет конструкцию (техническое устройство) изделия. Основная задача инженерного конструирования в швейной промышленности – обеспечение потребителю максимума удобств и комфорта в новой модели, технологичности и экономичности ее производства и надежности в эксплуатации. Результатом инженерного конструирования является создание образца-эталона новой модели одежды и комплекта проектно-конструкторской документации для его изготовления.

Если производство изделий есть их изготовление по существующему описанию, то проектирование – это процесс получения такого описания.

Проектирование начинается при наличии первичного описания, в котором в общем виде сформулированы назначение будущего объекта и требования к его свойствам. Первичное описание представляется в форме технического задания, которое путем выполнения ряда проектных операций и процедур преобразуется в окончательное описание – проектную документацию, несущую в себе всю необходимую информацию для создания объекта и выполняющую роль посредника между разработчиком и производством.

Проектированием одежды занимается широкая сеть проектных организаций: Дома моделей, конструкторские бюро, экспериментальные цеха швейных объединений, фирм, частных предприятий. Художественная разработка новых образцов промышленных изделий на высоком качественном уровне предполагает тесное сотрудничество ряда специалистов: художника-дизайнера, инженера-конструктора, технолога, психофизиолога, гигиениста, искусствоведа, экономиста и др. Их основная функция – прогнозирование нового ассортимента товаров, формирование и изучение потребительского спроса, пропаганда культуры одежды и моды, а также разработка коллекций моделей одежды для своего предприятия и на продажу другим организациям.

Работа специалистов, четкое планирование и управление производственной деятельностью предприятия определяется конструкторской и технологической подготовкой производства, качеством используемой проектно-конструкторской документации, ее информативностью и универсальностью.

Основная цель курса «Конструкторская и технологическая подготовка производства» как учебной дисциплины – осветить прогрессивные существующие и перспективные методы проектирования одежды в системе человек–одежда–среда–производство.

Основной задачей курса является рассмотрение широкого круга вопросов конструкторской и технологической подготовки производства, ознакомление с накопленным передовым опытом и научными разработками методов выполнения проектно-конструкторских работ.

Данное учебное пособие предназначено не только для изучения в рамках учебной программы, но и для более глубокого изучения предметной области – создание проектно-конструкторской документации при проектировании новых моделей одежды, может быть рекомендовано студентам различных форм обучения при выполнении курсовых и дипломных работ типового характера.

 

 


ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОСТАВ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА

Конструкторская и технологическая подготовка производства (КТПП) – это совокупность конструкторских и технологических мероприятий при подготовке производства к внедрению новой моды [1].

Цель КТПП – подготовка предприятия, с учетом производственной мощности и технологических возможностей, к внедрению новых моделей одежды, производимых в соответствии с направлением моды, индивидуальными или групповыми потребностями населения в изделиях определенного ассортимента, назначения и размеров.

КТПП осуществляется с учетом типа производства [2]. Различают три типа производства одежды – массовый, серийный и единичный.

Массовое производство характеризуется ограниченным разнообразием ассортимента при большом объеме выпуска изделий для обезличенного потребителя, непрерывно изготовляемых в течение продолжительного промежутка времени группой исполнителей с высокой специализацией рабочих мест.

Серийное производство характеризуется небольшим разнообразием ассортимента при различных объемах выпуска изделий, изготовляемых периодически повторяющимися партиями, в течение определенного промежутка времени группой специалистов с высокой или средней специализацией рабочих мест. При этом различают крупносерийное производство, среднесерийное и мелкосерийное.

Единичное производство, характеризуется большим разнообразием ассортимента и малым объемом выпуска изделий для конкретного потребителя группой специалистов со средней и низкой специализацией рабочих мест.

Не смотря на существующие различия для всех типов производства можно выделить общие мероприятия конструкторско-технологической подготовки.

К конструкторской подготовке относятся отбор и согласование со всеми службами коллекций моделей, принятых к внедрению, планирование последовательности разработки новых моделей, проектирование их конструкций, расчет трудоемкости, рентабельности и плановой себестоимости.

К технологической подготовке относится инженерное обеспечение, комплектование каждой конкретной модели или серии моделей (количественно и качественно) материалами, фурнитурой определенных артикулов и необходимой цветовой гаммы, планирование последовательности запуска моделей, проектирование технологических процессов с учетом имеющегося оборудования и средств организационного оснащения.

 

1.1. Характеристика работы групп специалистов,

 занимающихся КТПП

 

Конструкторско-технологическая подготовка производства проводится экспериментальными службами предприятий, входящих в состав художественно-конструкторского бюро (ХКБ), с участием отделов маркетинга, материально-технического снабжения и сбыта.

В состав ХКБ входят четыре группы специалистов, объединенных в участки или отделы: моделирования, конструирования, технологический, нормирования; а на предприятиях единичного производства – специалисты экспериментального цеха.

Отдел моделирования определяет художественно-эстетический уровень выпускаемой продукции. В его состав входят художники-дизайнеры и конфекционеры. Руководит отделом главный художник. Основными задачами отдела являются эскизная проработка промышленной коллекции, создание образцов моделей, отвечающих современному уровню моделирования, конструирования и прогрессивной технологии, маркетинговые исследования и изучение покупательского спроса на новые виды продукции.

Дизайнеры участвуют в отборе промышленных коллекций моделей к ярмаркам оптовой продажи, осуществляют авторский надзор за выпуском изделий в соответствии с образцами-эталонами, разрабатывают техническое задание по созданию новых по структуре и оформлению тканей, фурнитуры и отделочных материалов для предприятий смежных отраслей промышленности, совместно с торгующими организациями участвуют в проведении выставок-продаж и покупательских конференций в целях изучения покупательского спроса на новые виды продукции.

Конструкторский отдел возглавляет главный конструктор. В функции отдела входят разработка конструкций промышленных коллекций новых моделей в соответствии с техническим заданием и подготовка моделей изделий особо модных конструкций. Конструкторы разрабатывают и комплектуют всю техническую документацию, тщательно отрабатывают и подготавливают модели к запуску в поток, разрабатывают мероприятия по совершенствованию процессов моделирования и конструирования в области унификации и стандартизации деталей одежды.

Основная задача отдела технологов – разработка наиболее прогрессивной трудосберегающей и энергосберегающей технологии, создание унифицированной групповой технологии ассортиментных серий моделей, проработка новых структур материалов с целью определения их пошивочных свойств и разработка рекомендаций для производства.

Отдел нормирования нормирует расход основных, прикладных и отделочных материалов и фурнитуры, проводит анализ расхода материалов и разрабатывает мероприятия, направленные на их экономию.

Ответственность за качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность и рентабельность лежит на художественно-техническом совете предприятия (ХТС), основной задачей которого является осуществление единой художественно-технической политики в развитии ассортимента продукции, выпускаемой предприятием. В состав художественно-технического совета предприятия входят высококвалифицированные специалисты различных отделов, а также представители торгующих организаций.

ХТС предприятия выполняет следующие основные функции:

· утверждает новые модели швейных изделий, предназначенных для внедрения в производство, образцы-эталоны на вновь разработанную продукцию и определяет срок их действия, устанавливает художественный и технический уровень моделей нового ассортимента;

· переутверждает в связи с истечением срока действия образцы-эталоны на продукцию текущей выработки и определяет новый срок их действия;

· рекомендует образцы моделей для экспонирования на выставках или для участия в конкурсе;

· оценивает качество промышленных коллекций изделий для подготовки их к ярмаркам оптовой продажи товаров;

· принимает решение о снятии с производства изделий, не соответствующих требованиям моды и конъюнктуре спроса;

· рассматривает организационные вопросы по совершенствованию промышленного моделирования и конструирования, по взаимоотношениям с предприятиями смежных отраслей, осуществляет авторский надзор за изготовлением моделей, оценивает работу специализированных магазинов по реализации продукции.

Определив цель, контингент и функции специалистов, занимающихся конструкторской и технологической подготовкой производства, можно выделить задачи, стоящие перед КТПП.

Задачи ктпп

 

Основными задачами КТПП являются:

Ø изучение нового модного направления в одежде;

Ø освоение особенностей моделирования, конструирования и технологии изготовления новой одежды и подготовка материалов-рекомендаций для предприятий швейной отрасли;

Ø разработка коллекций модного ассортимента; разработка рекомендаций по использованию в процессе изготовления одежды модных форм новых материалов.

В соответствии с перечисленными выше задачами весь процесс конструкторской подготовки производства (КПП) можно условно разделить на три уровня.

 

Уровни КТПП

 

На первом уровне, отраслевом, работы по плановому проектированию осуществляются ведущими (головными) моделирующими организациями: Домом моды «Кузнецкий мост», для предприятий массового и серийного типов производств, и Центром моды «Ольховка» – для предприятий единичного типа производства, изготавливающих одежду, в том числе по индивидуальным заказам населения.

На данном этапе проводят следующий объем работ:

· изучают и анализируют основные тенденции перспективной моды с учетом маркетинговых исследований рынка отечественных и импортных материалов и фурнитуры для разработки перспективных коллекций моделей одежды;

· осуществляют методическое руководство нижестоящими моделирующими организациями: проводят семинары с показом перспективных коллекций, с докладами по направлению моды, особенностям моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды модных форм, с рекомендациями по выбору режимов ВТО, способов формообразования и декорирования одежды;

· разрабатывают базовые конструкции (БК) и базовую конструкторскую документацию.

На втором уровне – уровне предприятий (Дома моделей, Дома мод, экспериментальные цеха и отделы фирм по производству одежды и т.д.) осуществляется как плановое, так и оперативное проектирование.

При плановом проектировании, на основе материалов, поступающих из ведущих моделирующих организаций, разрабатываются направляющие коллекции моделей одежды различных ассортиментных групп. Проектирование модных коллекций осуществляется по сезонам. Разработка перспективной коллекции «весна–лето» заканчивается к ноябрю, а «осень–зима» – в мае. Коллекции утверждаются художественно-техническим советом предприятий. На утвержденные модели разрабатывается полный комплект конструкторской документации.

При оперативном проектировании осуществляется разработка образцов одежды по заказам населения. Исходными данными при этом являются размерные признаки фигуры заказчика; требования, предъявляемые заказчиком к проектируемой модели; свойства ткани (при обновлении одежды – размеры, форма, степень износа обновляемого изделия). Эстетический уровень изделий при этом в значительной степени определяется квалификацией исполнителя (художника-консультанта, закройщика) и качеством используемой нормативно-технической и конструкторской документации.

Третий уровень характерен для предприятий (ателье), не имеющих в своем составе экспериментальные группы и изготавливающих одежду на конкретные фигуры потребителей с использованием готовой конструкторской документации (разработанной на втором уровне). Использование готовой конструкторской документации при раскрое одежды по заказам населения позволяет сократить затраты времени на поиск формы изделия, дает возможность повысить качество кроя, более экономно расходовать материалы, уменьшить затраты времени на раскрой изделия.

На предприятиях массового или серийного типов производства, на третьем уровне, могут быть доработаны конструкция или технология изготовления отдельных деталей или узлов, не изменяющих в целом внешний вид изделия, с учетом особенностей производства и оборудования конкретного предприятия.

 

Стадии проектирования одежды

 

Проектирование в современном понимании – это совокупность (комплекс) работ по созданию нового образца изделия, включая исследование, технико-экономические расчеты и обоснования, создание эскизов, моделей, расчеты и построение чертежа изделия и деталей, изготовление и испытание опытных образцов [1].

Результатом проектирования является комплект проектно-конструкторской документации (ПКД), который содержит все необходимые сведения для изготовления, контроля и эксплуатации изделия.

Одним из важнейших условий современного проектирования изделий является системный подход. Основной принцип системного подхода заключается в рассмотрении частей явлений или сложной системы с учетом их взаимодействия. Применительно к одежде это значит, что при проектировании необходимо учитывать всю совокупность требований к проектируемому изделию, оптимизировать проектное решение, т. е. выбрать наилучшее решение из возможных вариантов с учетом всех требований и ограничений. Чтобы решить задачу оптимизации, проектировщикам постоянно приходится проводить анализ вариантов композиционных и конструктивных решений и выбирать наиболее предпочтительные из них.

Критерием рациональности разработки новых моделей и конструкций одежды при проектировании является высокое качество конечного продукта, достигнутое при экономии общественного труда и материалов.

Объектами проектирования в швейной промышленности являются как автономные (единичные модели), так и различного вида системы.

Система– это целостная структура, составленная из частей, находящихся в определенных отношениях и связанных друг с другом.

К системам в швейной промышленности можно отнести совокупность изделий, разработанных на одной конструктивной основе, с использованием унифицированных деталей или синтезированных из композиционных модулей. Также системы могут разрабатываться в виде комплектов, ансамблей, костюмов или набора изделий, свободно формирующихся в модель. Это могут быть системы моделей для запуска в один поток или запуска рациональных ассортиментных серий. Перечисленные объекты могут разрабатываться для выставок, театральных показов моды, предприятий по изготовлению одежды для массового потребителя или выполняемой по индивидуальному заказу.

Эти различия в назначении объектов проектирования определяют принципы решения проектных задач. Так, при разработке коллекционных моделей, производимых в единичном экземпляре, преобладает дизайнерский подход, учитывающий в основном взаимодействие таких факторов как человек, одежда, среда. При решении задач создания изделий для массового потребителя промышленным способом используется системотехнический подход, учитывающий влияние на проектные решения помимо перечисленных выше факторов, производственный фактор (человек–одежда–среда–производство).

В целях упорядоченья выполнения проектных работ с 1971 г. до сегодняшнего дня в нашей стране действует Единая система конструкторской документации (ЕСКД), представляющая собой комплекс государственных стандартов, устанавливающих единые правила и положения по составлению, оформлению и обращению проектно-конструкторской документации. ЕСКД определяет типовые стадии проектирования всех промышленных изделий.

Стадии проектирования – наиболее крупные части проектирования как процесса, развивающегося во времени. В общем случае выделяют стадии научно-исследовательских работ (НИР), эскизного, технического и рабочего проектирования, испытаний и внедрения.

Стадию НИР можно разделить на стадии предпроектных исследований, технического задания, технического предложения.

На стадиях предпроектных исследований, технического задания и технического предложения на основании изучения потребностей общества в создании новых изделий, научно-технических достижений в данной и смежных отраслях промышленности, имеющихся ресурсов и т. д. определяют назначение, основные принципы построения проектируемого объекта и формируют техническое задание (ТЗ) на его проектирование. Результатом выполнения предварительного проектирования является техническое предложение (ПТ).

На стадии эскизного проектирования, называемого также стадией опытно-конструкторских работ, выполняется всесторонняя проработка основных принципов и положений, определяющих функционирование будущего изделия, и разрабатывается его эскизный проект (ЭП).

На стадиях технического и рабочего проектирования выполняется тщательная проработка всех схемных, конструкторских и технологических решений. Результатом выполнения этих стадий является технический (ТП) и рабочий (РП) проекты.

При массовом или серийном производстве изделий в процесс проектирования входит изготовление опытного образца, по результатам испытания которого вносятся все необходимые изменения в проектную документацию.

Процесс проектирования одежды может быть рассмотрен как система, состоящая из двух подсистем: управляющей и управляемой. Управляющей системой является стадия ТЗ, а управляемой – все остальные стадии проектирования. Функционирование системы осуществляется за счет управляющих воздействий, которые формируются на основе технических требований к изделию и показателей качества, получаемых в результате разработки ТЗ (рис. 1).

Управление процессом проектирования одежды рассматривается как целевое воздействие, при котором объект из множества возможных состояний переходит в такое, которое соответствует заданной цели.

 

 

 


Рис. 1. Принципиальная схема процесса проектирования одежды как системы

 

Под целью проектирования одеждыпонимается разработка проекта изделия с установленными качественными и количественными характеристиками.

Постановка целей проектирования одежды связана с формированием качества проектируемого изделия, уровень которого не должен быть ниже, чем у существующих изделий. К целям и задачам проектирования предъявляются такие требования, которые обеспечивали бы генерирование новых идей и переработку достаточного объема информации, снижающего неопределенность принятия решения.

Снижению неопределенности принятия решений способствует выбор ограничений.Ограничения – это сведения о недопустимых проектных решениях, обусловленных техническим заданием, стандартами, техническими условиями и другой нормативно-технической документацией. Примером служат ограничения в выборе материалов для детской одежды, в выборе оборудования для изготовления одежды из натуральной кожи и т. д. Ограничения должны обеспечивать высокое качество, надежность и безопасность изделия в эксплуатации, и экономичность в производстве.

Каждая из стадий проектирования состоит из этапов, этап – из проектных процедур, проектная процедура – из проектных решений.

Этап проектирования – условно выделенная часть проектирования, сводящаяся к выполнению одной или нескольких проектных процедур, объединенных по принципу принадлежности получаемых проектных решений к одному иерархическому уровню.

Проектная процедура – формализованная совокупность действий, выполнение которых заканчивается получением проектного решения. (Пример проектных процедур применительно к проектированию одежды: построение чертежа конструкции базовой основы, конструктивное моделирование, градация лекал и т. п.).

Проектное решение – описание объекта или его составной части достаточное для рассмотрения и принятия заключения об окончании проектирования или путях его продолжения.

Более мелкие составные части процесса проектирования, входящие в состав проектных процедур, называют проектными операциями. (Пример проектных операций: вычерчивание контура лекал отдельных деталей, расчет единичных показателей качества нового изделия и т. д.).

 

1.5. Этапы конструкторской подготовки к запуску


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1961; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!