Как соотносятся между собой объект и предмет политологии?



2. Какие типы категорий политологии вы знаете и как они характеризуют данную науку?

3. Какие функции политология как наука выполняет в обществе?

4. Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека и общества? Охарактеризуйте специфику возникновения политики в западных странах и государствах Востока.

5. Какова структура политики и равноценны ли ее элементы?

6. Какие функции выполняет политика в обществе?

7. Какие функции политики, на ваш взгляд, слабо развиты в современном российском обществе?

8. Что общего и в чем различия между политикой и моралью?

9. Опишите специфику основных парадигм политологии.

 

Тест 1

 

1. Политология - это:

а) наука о политике;

б) наука об управлении государством;

в) наука о политической системе общества;

г) необходимый атрибут демократического общества.

2. Объектом политологии является:

а) политическая сфера общества;

б) социальная сфера общества;

в) экономическая сфера общества.

3. Причины возникновения политики:

а) рост численности населения;

б) возникновение городов;

в) возрастание потребностей человека;

г) необходимость регулирования взаимоотношений людей.

4. Какая из функций политологии направлена на развитие политической культуры граждан?

а) аксиологическая;

б) гносеологическая;

в) функция политической социализации.

5. В каком году политология была фактически признана мировым сообществом как самостоятельная наука?

а) 1842 г.;

б) 1948 г.;

в) 1961 г.

 

 

Тема 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

Основные понятия: политические идеи, конфуцианство, античность, аристократия, полития, демократия, олигархия, теория «общественного договора», разделение властей, суверенитет, либерализм, консерватизм, славянофильство, западничество.

 

1. Политические идеи Древнего Востока и Античности.

2. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения.

3. Политические теории Нового времени.

4. Политические учения России.

 

Первые представления о власти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были одной из ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества. Эти представления были не политическими идеями в строгом смысле этого слова, а скорее мечтами об идеальном государстве, поучениями и наставлениями о справедливом правлении и законопослушном поведении. Они органично переплетались с верованиями, традициями и обычаями.

1. Как считают историки, первые политические идеи складываются в странах Древнего Востока в четвертом тысячелетии до нашей эры. Существовавшие тогда представления об общественном порядке исходили из тезиса о Божественном характере власти и государства как составной части мирового космического порядка. Ирригационная система земледелия, проведение посевных и уборочных работ обусловили господство на Востокедеспотических форм правления. Древнекитайское государство - разновидность восточной деспотии. Одним из самых влиятельных политических учений Древнего Китая былоконфуцианство.Его основатель - древнекитайский философ Конфуций (551 - 479 до н.э.). Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие». Эти понятия составляют правильный путь - дао, которому должен следовать каждый. Государство по Конфуцию представляет собой большую семью, где правитель - отец, а подданные - его дети. Таким образом, Конфуций выступал за аристократическую форму правления, где народ полностью устранялся от участия в управлении государством, и его главной добродетелью являлись преданность и послушание.

2. Политическая мысль Античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Реальной основой для построения таких теорий являлсяполис (город-государство), в котором не было четкого разделения функций и элементов государства и общества. Для этого этапа развития политологии был характерен взгляд на политику как на сферу государственных отношений. Наивысшего развития античная политическая мысль достигла в ученияхПлатона (427 - 347 до н.э.) иАристотеля (384 - 322 до н. э.) Свои политические воззрения Платон изложил в диалогах «Государство», «Политик», «Законы». Платон был объективным идеалистом и понимал общество как отражение вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной формой существования общества он считал государство. Идеальное государство по Платону - это сообщество граждан, разделенных на три сословия - правителей-философов, воинов и трудящихся. Идеальная форма правления таким государством - аристократическая или монархическая. Существующие в реальной жизни формы правления Платон располагает в порядке их «ухудшения»: тимократия (власть честолюбивых), олигархия (господство немногих богачей), демократия (власть большинства), тирания (власть какого-либо представителя сильного рода). Учение Аристотеля было более реалистично, так как он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика». Аристотель отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного». Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум основаниям - количеству правящих и цели правления. Правильные формы правления - те, которые служат достижению общего блага, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. К правильным формам он относит монархию, аристократию и политию; к неправильным - тиранию, олигархию и демократию, которые служат корыстным интересам правителей. Лучшей формой государства Аристотель считалполитию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития была конкретным выражением идей о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии, олигархии и демократии. Говоря современным языком, можно сказать, что это правление в интересах среднего класса.

3. В Средние века господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого была христианская церковь. Политическая мысль развивается в основном усилиями религиозных деятелей и мыслителей. В раннем Средневековье был широко известен Августин Блаженный (354 - 430). Основные положения своего учения он изложил в обширном труде « О граде Божьем». Основная черта его воззрений - обоснование и оправдание неравенства в обществе. По мнению Августина, такое положение предопределено Богом, а всемирная история представляет собой противоборство двух противоположных «градов» - града Божьего (праведники, божьи избранники) и града земного (государства, в котором борются за материальные блага и притесняют праведников). Единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели. Учение Августина Блаженного имело огромное значение в обосновании главенства власти церкви на протяжении целого ряда столетий. Теократические концепции государства Августина были развиты и конкретизированы в трудах другого средневекового мыслителя-богословаФомы Аквинского (1225 - 1274) через семь веков. Ф. Аквинский полагал, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Однако, несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование зависит от людей. Следовательно, сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми. При этом судить о законности власти может только церковь, т.е. государственная власть есть опосредованное церковью установление Бога.

4. Отличительные особенности развития политической мысли Возрождения коренятся в изменениях социально-экономической жизни Западной Европы. Тогда был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в политической теории и освобождении ее от теологии. Основное открытие Ренессанса в области политики принадлежит выдающемуся итальянскому мыслителюН. Макиавелли: «Человек, а не Бог центр Вселенной!». Н Макиавелли (1469-1527) считается родоначальником политической науки. Свои политические взгляды он изложил в работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия». Важным вкладом ученого в развитие политической мысли явилось противопоставление теологической теории государства концепции светского государства. Макиавелли выводит законы государства из разума и опыта, а не из теологии и считает, что политика - это автономная сфера деятельности человека, исходящая из его собственной воли, а не из божественного откровения. Главным в учении Макиавелли является выдвинутый импринцип политического реализма, который предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного и заключается в подчинении политических действий политическим интересам. Формы государства мыслитель, так же, как Аристотель, рассматривает в зависимости от числа правителей и цели государства. У него тоже есть правильные (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (тирания, олигархия) формы правления. Макиавелли отдает предпочтение власти большинства - республике, однако выступает за умеренную республику - такую форму государства, где будут сочетаться монархический, аристократический и демократический элементы власти. Идеологом сильного централизованного государства является также французЖан Боден (1530-1596). Его политические взгляды изложены в работе « Шесть книг о государстве». Ж. Боден выдвигает одну из самых значительных идей Возрождения - идею государственного суверенитета, который, по его мнению, есть самый существенный признак государства, т.е. высшая, абсолютная и постоянная власть над подданными в политическом сообществе.

5. Окончательный разрыв с религиозньми представлениями Средневековья происходит в Новое время - ХVI-ХIХ вв. - время буржуазных революций. Политические теории Нового времени направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. В этот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем. Развитие политологии происходит в рамках идеологий либерализма и консерватизма. В Новое время создаются теории естественного права и общественного договора. Первые попытки создания таких теорий принадлежат нидерландским мыслителям Э. Гроцию и Б. Спинозе. Систематическое развитие эти теории получают у английских мыслителейТомаса Гоббса (1588 - 1679) иДжона Локка (1632 - 1704). Т. Гоббс изложил свое учение в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского». По мысли Гоббса государство возникает на основе общественного договора из догосударственного положения, когда люди находились в состоянии «войны всех против всех». Люди добровольно отдавали государству часть своей свободы, взамен требуя осуществления функции охраны мира и благоденствия. Образование государства по Гоббсу означает создание общества, организованного властью, которой оно безоговорочно подчиняется. Другую концепцию создает Д. Локк в работе «Два трактата о правительстве». Он считает, что основными деталями естественного права являются личная свобода и уважение к частной собственности. Общественный договор, отчуждающий права отдельных людей в пользу государства, не отменяет естественных прав, а только возлагает на государство блюсти их принципы, и прежде всего право частной собственности. Как только государство нарушает эту договорную обязанность, подданные вправе расторгнуть договор. Локк - сторонник конституционной монархии. Отстаивая ее целесообразность, Локк впервые выдвинул идею о разделении властей. Развитие либеральных политических идей продолжают мыслители французского просвещения Ш. Монтескье, Вольтер, Руссо, Дж. Медисон. Вкладом Монтескье в политическую науку стало обоснованиетеории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную как гарантии безопасности граждан от произвола властей и обеспечения их свободы. Дж. Медисон дополнил учение французских просветителей концепцией сдержек и противовесов, которые обеспечиваются при федерально-республиканской форме правления. Медисон утверждает принцип равноценности всех трех ветвей власти, что обеспечивает им возможность контролировать и сдерживать друг друга. Таким образом, в произведениях Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других авторов, творивших на этом этапе развития политической мысли, возникла либеральная политическая доктрина.

6. Консерватизм возник как антибуржуазная, феодально-антиклерикальная идеология, противостоящая либеральным идеалам свободы, равенства и прогресса, выдвинутым Французской революцией 1789 г. Создатели консервативной идеологии - англичанинЭ. Берк (1729 - 1797), французыЖ. де Местр (1734 - 1821) иЛ. де Бональд (1753 - 1840). Консерватизм критиковал идеи естественного права и общественного договора, называя существующие в обществе институты (семья, государство) естественными, а их разрушение - сатанинским делом. XIX в. был также периодом зарождения оригинальных концепций, не потерявших своей актуальности и в наши дни. Выдающийся немецкий мыслительМ. Вебер (1864 - 1920) в работе «Политика как призвание и профессия» впервые выдвинул и обосновал и ныне применяемые в политологии три типа политического господства и лидерства и оригинальную концепцию так называемой «плебисцитарной демократии», согласно которой народ должен выбирать себе в лидеры человека с харизматическими чертами характера (чтобы избежать тирании и бюрократии), а задача лидера состоит в том, чтобы осуществлять постоянный контроль за деятельностью управленческого аппарата, не допуская его бюрократизации.

7. Как самостоятельная область научного знания русская политическая мысль представляет собой систему взглядов на властные отношения в обществе, сущность государства и формы политического устройства, оптимальные для России. Она развивалась во взаимосвязи с российской государственностью, русской философией, особенностями идейных и духовных традиций. Первоначально русская политическая мысль развивалась в целом в религиозной форме, но с ХVIII в. в ней начинают преобладать секулярная и просветительская тенденции. В развитии политической мысли России можно выделить три направления:либеральное, консервативное, радикальное. Политическая идеология либерализма есть продукт западной цивилизации, где либерализм имел широкую социальную базу. В России либерализм не имел таких глубоких исторических корней, однако он являлся одной из интеллектуальных черт русской политической мысли, имел свои национальные особенности. Лишь после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела характер широкого идейно-политического и общественного движения, получившего название«западники». Это течение исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада. Русский либерализм прошел в своем историческом развитии три этапа:

«правительственный» либерализм (инициируемый сверху) - охватывал периоды царствования Екатерины II и Александра I; по содержанию это был просветительский либерализм, уповающий на просвещенную ограниченную монархию (М. Сперанский);

«охранительный» либерализм, сочетавший либеральные идеи с консервативными ценностями сильной власти, порядка, преемственности (Б. Чичерин, П. Струве);

социальный либерализм начала XX в. - его сутью был синтез идей либерализма и социал-демократии, он провозглашал необходимость обеспечения каждому гражданину права на достойное существование (Н. Кареев, П. Новгородцев, Б. Кистяковский).

8. В русской политической мысли XIX в. был широко представленконсерватизм, который отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности. Идейно-политическое течение, которое стремилось обосновать принципиальные различия в развитии России и Запада, получило название «славянофилы». В славянофильстве можно выделить два направления -  ортодоксально-реакционное (С. Уваров, Н. Карамзин, К. Победоносцев) и реформаторски-ориентированное (А. Хомяков и др.). Смысл первого направления выражен формулой «православие, самодержавие, народность», подчеркивающей невозможность перенесения в Россию западных политических институтов и либеральных реформ, а потому необходимость сохранения самодержавия. Представители второго направления не отрицали необходимости реформ, однако европейский путь преобразования они считали губительным для России, так как он разрушит ее духовное единство.

9. В ХIХ-ХХ вв. в политических воззрениях России были представлены различные течения революционногорадикализма, восходившие к революционно-демократическим идеям ХVIII в. А. Радищева, предлагавшего вместо монархии народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Революционеры-демократы (В. Белинский, А. Герцен, Н. Чернышевский) считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит «социальную республику». Неприязнь к западному либерализму и конституционализму отчетливо прослеживается и в русскоманархизме. Его идеологи - М. Бакунин и П. Кропоткин - негативно относились не только конкретно к русскому, но и к любому государству и праву, ограничивающим свободу индивидов. Особенностями всех течений левого радикализма в России были революционность и недооценка эволюционных факторов социального и экономического прогресса.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Почему политическая мысль зародилась на Востоке раньше, чем на Западе?

2. Как объясняли природу государства на Востоке?

3. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления?

4. Чем отличаются критерии классификации политических режимов Платона и Аристотеля?

5. Почему политические идеи Средневековья имеют религиозный характер?

6. Что нового внес в христианскую политическую теорию Ф. Аквинский?

7. Почему Н. Макиавелли называют первым теоретиком практической политики?

8. В чем смысл учения Н. Макиавелли о круговороте форм государства?

9. В чем смысл договорной теории государства и почему на смену признанию божественного характера власти пришла теория «общественного договора»?

10. В чем различие взглядов Т. Гоббса и Д. Локка на сущность государства?

11. Расскажите о теории разделения властей. Чем отличается теория разделения властей у Ш. Монтескье и Д. Медисона?

12. В чем смысл теории плебисцитарной демократии М. Вебера?

13. Каковы отличительные черты развития политических идей в России?

14. В чем особенность либеральных политических идей в России?

15. Каковы основные идеи русского консерватизма?

16. Расскажите о сути политической концепции анархизма.

 

Тест 1

1. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государства?

1) Т. Мор;                     3) Платон;

2) Конфуций;               4) К. Маркс.

2. Кому принадлежат слова «Человек - политическое животное»?

1) Платону;                   3) Аристотелю;

2) Цицерону;                4) Ф. Ницше.

3. Какие формы правления, по мнению Аристотеля, являются «правильными»?

1) аристократия;           4) монархия;

2) олигархия;                5) тирания;

3) демократия;              6) полития.

4. Кто определил естественное состояние человеческого общества как «войну всех против всех»?

1) Т. Гоббс;                            3) Д. Локк;

2) Н. Макиавелли;             4) Ж. Боден.

5. Кто первым в истории политической мысли выдвинул идею «общественного договора»?

1) Платон;                          3) Т. Гоббс;

2) Д. Локк;                         4) Г. Гроций.

6. Какое понятие впервые в истории политической мысли сформулировал Ж. Боден?

1) божественное право;    3) суверенитет;

2) легитимность;               4) политика.

7. Кто основал теорию разделения властей?

1) Аристотель;                  3) Ш. Монтескье;

2) Платон;                         4) Ж.-Ж. Руссо.

8. К какому направлению русской политической мысли принадлежит знаменитая формула «Православие, самодержавие, народность»?

1) либерализм;                  3) консерватизм;

2) анархизм;                      4) революционный демократизм.

Тема З. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

 

Основные понятия: власть, господство, легитимность, легальность, эффективность власти, субъект власти, объект власти, основания и ресурсы власти, мотивация подчинения, типы легитимного господства, источник власти, функции власти.

 

1. Политическая власть: сущность, содержание и основные концепции.

2. Специфика политической власти

3. Структурные элементы политической власти.

4. Классификация субъектов власти

5. Политическое господство и политическая легитимность.

1.

 

1. Понятие«власть» как базовая категория политологии дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Обобщая различные подходы к определению ее сущности, можно сказать, что власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое взаимоотношение между субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате чего властвующий субъект реализует свою волю и свои интересы.

Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин  связанных с необходимостью придать взаимодействию между людьми целесообразность, организованность, создать общие для всех правила поведения:

1 – расширение спектра духовных и материальных потребностей человека;

2 – потребность социума в самосохранении;

3 – неоднородность социальной структуры общества, связанной с проявлением естественного и социального неравенства людей.

4 – общественный характер труда

5 – психологическое разнообразие людей.

 Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью разных средств, в том числе и принуждения, людей.

 Власть многолика: она предстает в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна ее сторона. Именно поэтому в политической науке существует множество концепций, каждая из которых акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления. При всем многообразии, концепции власти можно разбить на два класса – атрибутивно-реляционистские и системные.

Рассмотрим атрибутивно-реляционистские концепции власти.

1.Теологическая концепция власти объясняет ее природу с помощью теории божественного права. Согласно этой концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а монархи - исполнители божественной воли. Потребность человека во власти выводилась из тезиса о естественной греховности человека. Только подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, сохранение и продолжение человеческого рода (А. Августин, Ф. Аквинский).

2.Биологическая концепция власти. В этом случае власть рассматривается как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в фундаментальных инстинктах человека как биологического существа(М. Марсель, Ф. Ницше, К.Лоренц).

3.Бихевиоральная концепция власти. Эта концепция формируется под знаком противостояния двух социокультурных традиций – англо-американской и континентально-европейской. Англо-американская традиция отражает классическую неприязнь буржуазного общества к политике. Чтобы из политики исключить все иррациональное и аффективное, ее сводят до уровня «экономического человека», разумного эгоиста, преследующего свои материальные интересы. Тогда сам политический процесс оказывается процессом обмена, рынком, где политический класс продает политический товар в виде идеологий, программ, а покупатели-избиратели приобретают понравившийся товар. Таким образом, власть рассматривается как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие - подчиняются. Бихевиорализм индивидуализирует власть, сводит ее к взаимодействию реальных личностей и особое внимание уделяет субъективной мотивации власти. Американские политологи Г. Лассуэлл и Ч. Мерриам рассматривали в качестве доминирующего мотива политической активности присущую индивиду волю к власти и обладание «политической энергией». Сам же политический процесс бихевиоралисты объясняли столкновением индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает сильнейший. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов.

4.Психоаналитическая концепция власти тесно примыкает к бихевиоральной, при этом общим у них является рассмотрение индивидуального поведения как источника власти. В рамках психоанализа власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Стремление к власти трактуется как проявление, сублимация подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (З. Фрейд) или же психическую энергию вообще (К.Г. Юнг). Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Так, К. Хорни, американский психоаналитик, видит их в страхе людей, порождаемом враждебной человеку социальной средой, а Ж. Лакан, например, - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же этот подход позволяет выявить механизмы мотивации власти как командования-подчинения.

Рассмотрение подобных концепций позволяет увидеть специфику атрибутивно-реляционистских концепций: сущность власти в них связана с различными свойствами человека и сторонами его индивидуальной деятельности.Такой подход развивает своеобразную философию человека, и усматривает сущность власти в волевых, силовых, психологических свойствах индивида, или в использовании им определенных средств принуждения и поведенческого взаимодействия.

А теперь рассмотрим системные концепции власти.

1.Системная (структуралистская) концепция власти. Является противоположностью бихевиористского и психологического видения власти. Если предыдущие концепции требуют идти в понимании власти снизу вверх, от индивида к обществу, то системный метод исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, т.е. трактует власть как свойство системы, проявляющееся во взаимоотношениях частей и целого (Д. Истон). Один из основателей системной теории обществаТ. Парсонс определяет власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системы.

2.Конфликтологическая концепция власти связана с именамиК. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина. Власть есть отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Экономическое неравенство служит основой всех других форм социального неравенства, не только классового, но и профессионального, этнического, культурного и т.д. Именно поэтому власть существует везде, где есть неравенство.

3.Дуалистическая концепция власти М. Дюверже. Согласно этой концепции власть следует отличать от господства. Выделяя два элемента внутри власти - материальное принуждение и веру в справедливость подчинения со стороны народа, Дюверже подчеркивает, что источником осуществления власти служат оба элемента. Если нет добровольного подчинения, то это не власть, а господство. Кроме того, двойственность власти, согласно этой концепции, выражается в том, что она, с одной стороны, является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой - выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества.

Системные концепции власти трактуют власть как анонимное, надперсональное, безличное свойство социальной системы, несводимое к характеристикам индивидуального или группового субъекта.

2.

 В реальной жизни власть выступает и реализуется в конкретных сферах жизнедеятельности людей и приобретает свои особенности в зависимости от той или иной сферы и субъектов социального взаимодействия. В обществе существует множество видов власти: экономическая, политическая, правовая, духовная, информационная, семейная и др. Власть проходит вместе с обществом сложный путь изменений, прежде всего изменения ее форм. Исторически формы власти меняются, проходя в своем развитии три основные фазы:

анонимная, «распыленная» между членами рода, племени в примитивных обществах;

индивидуализированная, сконцентрированная в руках вождей, групп;

институциализированная, опирающаяся в своей деятельности на специализированные институты, в результате чего власть приобрела политический характер.

Отличительными признаками политической власти являются следующие:

1.       легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

2. верховенство, обязательность решений политической власти для всего общества и всех других видов власти;

3. публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права;

4. моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;

5. многообразие ресурсов.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.

Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами: парламент, правительство, судебные органы, органы правопорядка и т.д.Общественнаявласть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

 Основными функциями политической власти в обществе являются следующие:

- обеспечение господства определенных социальных групп в обществе;

   - управление общественной жизнью людей, включая поддержание общественного порядка с позиций интересов определенных социальных групп;

   - поддержание целостности и единства общества;

   - руководство - выработка и принятие органами власти важных для общества решений и их осуществление;

  -  управление - непосредственная деятельность административного аппарата и правительства;

   - контроль за соблюдением социальных норм, правил деятельности индивидов и социальных групп.

 

3.

 Политическая власть - сложное структурное образование. К основным компонентам власти относятсясубъект власти, объект власти, основания и ресурсы власти, а такжепроцесс, приводящий в движение все ее компоненты.

Субъект власти воплощает ее активное, действующее начало. Субъектом власти может быть отдельный человек, организация, общность людей. Для возникновения властных отношений надо, чтобы субъект обладал рядом качеств, таких, как желание властвовать (воля к власти), компетентность, знание сути дела, состояния и настроений подчиненных, а также авторитет.

Для того чтобы возникли властные отношения, необходимо наличие объекта, так как власть всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие субъекта и объекта с доминированием воли властителя. Объекты власти - индивиды, социальные группы, классы, на руководство которыми направлена деятельность властей. Власть невозможна без подчинения объекта; если же такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что субъект власти обладает и волей к власти, и мощными средствами принуждения. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло свое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.

Готовность объекта к подчинению зависит от рада факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от мотивации подчинения. Мотивация подчинения достаточно сложна и может основываться на страхе, на привычке, на интересе, на убеждениях, на авторитете, вызываемом носителем власти.Все эти мотивы влияют на характер властных отношений, а также на силу власти. Наиболее стабильна власть, построенная на интересе и убеждениях людей, а также на авторитете.

Подоснованиями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта.Ресурсы власти - это реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления самой власти и ее оснований. Иными словами, основания власти - это ее фундамент, ресурсы власти - это ее потенциал и технология. По сферам жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы власти:

экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом и т.д. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная политика, налоговая и таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность по укреплению независимости страны;

социальные основания власти - это социальные группы и слои общества, на которые власть опирается. Социальные ресурсы - это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности;

юридические основания власти - это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которые власть опирается в практической деятельности. К юридическим видам ресурсов можно отнести мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством;

административно-силовые основания власти - это совокупность властных учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность, внутреннюю и внешнюю безопасность государства. Сюда входят наиболее важные структуры исполнительной и законодательной власти, а также их аппарат. Административно-силовыми ресурсами являются система подбора кадров, оснащение властных учреждений соответствующей техникой, профилактика коррупции и др.;

культурно-информационные основания власти - это система организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационными ресурсами являются духовные ценности, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетной ценностью.

Как правило, ресурсы власти используют по двум направлениям - для функционирования и укрепления власти, а также для создания адекватных ей оснований. В самом механизме осуществления власти ресурсы способны играть самостоятельную роль. В этом случае их делят на организационные, поощрительные, принудительные и нормативные ресурсы.

 

4.

В обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу своего особого статуса являются своеобразными центрами притяжения власти. Рассмотрим эту схему классификации субъектов власти.

· Аристократия – власть избранных, привилегированной элиты.

· Плутократия – власть богатства, дает его обладателям дополнительные ресурсы в виде образования, связей. В ХХ веке начинает проявляться в форме финансовой олигархии.

· Бюрократия – власть чиновников. Базируется на доступе к знанию, секретной информации, технологии управления.

· Демократия – власть народа связана с притязаниями большинства иметь преимущества перед меньшинством.

· Теократия – власть духовенства.

· Партократия – власть партийных структур, реально проявила себя в ХХ веке, когда кандидаты на высшие государственные посты стали выдвигаться по партийному принципу.

· Медиакратия – власть СМИ – это порождение ХХ века, когда влияние СМИ принимает глобальный характер.

· Технократия – власть технических специалистов, прямое следствие НТР ХХ века.

· Автократия – власть личности, исторически связана с ее особым статусом во всех политических структурах, от фараонов Древнего Египта, до современных президентов.

Для современной России характерно растущее влияние автократии, бюрократии и плутократии. Укрепляются позиции медиакратии, слабее, чем в других странах, проявляется влияние партократии и технократии.

5.

 Отношения власти вобществе очень многообразны, изменчивы, относительны. Для того чтобы упорядочить их, стабилизировать власть, сделать ее способной к выполнению своих функций, власть должна быть институализирована и закреплена в форме политического господства.Политическое господство означает структурирование в обществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения управленческого труда и связанных с ним социальных привилегий и исполнительской деятельности.Без политического господства власть не может удерживаться длительное время и выполнять свои функции. По словам М. Вебера, «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Научное понимание термина «политическое господство» в отличие от обыденной трактовки этически нейтрально, не связано с такими атрибутами, как эксплуатация, угнетение. Таким образом, господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Господство может по-разному оцениваться гражданами. Если граждане признают право власти управлять и согласны ей подчиняться, говорят олегитимности власти. Легитимность власти - это признание власти населением, убежденность в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения. Такое объяснение принципа легитимности дал М. Вебер, включив в него два положения - признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей. Легитимность власти связана с наличием у власти авторитета, с верой подавляющего большинства населения в то, что существующий порядок - наилучший для данной страны. Возникнув во Франции в XIX в., первоначально термин «легитимность» использовался как синоним легальности и означал законно установленную власть в отличие от насильственно узурпированной. Сегодня понятия легальности и легитимности власти нуждаются в уточнении.Легальность власти - это ее юридическая обоснованность, опора на нормы и законы, понятие этически нейтральное и рациональное, тогда как легитимность - это скорее символ веры, степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, понятие социально-психологическое, эмоциональное, не оформленное юридически. Итак, легальность и легитимность власти - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит юридический, рациональный характер, а второе - этический и политический.

Показателями легитимности власти являются следующие:

· уровень принуждения при проведении политики в жизнь;

· наличие попыток свержения власти;

· сила проявления гражданского неповиновения;

· результативность выборов, референдумов.

Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение без принуждения, а если оно не достигается, оправдание применения насилия.

Для поддержания легитимности власти используются: а) изменение законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; б) традиции населения в законотворчестве; в) поддержание в обществе законности и др. Большой вклад в разработку проблемы легитимности власти внес немецкий ученый М. Вебер, выделивший три идеальных типа легитимного господства:

1. традиционное господство. Основано на вере в законность издревле существующих традиций, порядка, власти;

2. харизматическое господство. Харизма - божественный дар, способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди других, не столь приобретенное им, как дарованное природой, Богом, судьбой. Легитимность основана на вере в исключительные качества харизматической власти. Такой тип господства возникает в условиях социально-политических кризисов, которые способствуют появлению вождей;

3. легальное (рационально-бюрократическое) господство. Легитимность основывается на признании добровольно установленных норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При таком типе господства подчиняются не личности, а власти. Возникает в условиях рыночной экономики и воплощается в правовом государстве.

Описанные Вебером типы легитимного господства в реальной политической практике переплетаются, а доминирование того или иного связано с типом политического режима. Существуют и другие типы легитимности, например идеологическая, когда власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность провозглашаемых ею идеологических ценностей.

 Эффективность власти - это степень выполнения ею своих задач и функций, наиболее важная интегральная характеристика власти. Основные критерии эффективности власти следующие:

- рациональность вертикальных и горизонтальных структур власти, при этом вертикальные структуры обеспечивают власть сверху вниз, а горизонтальные отражают координацию властных действий;

- эффективность контроля, учета и анализа распоряжений власти. Контроль тесно связан с системой санкций, которые должны быть действенными и неотвратимыми по всей вертикали власти;

- наличие у власти авторитета, т.е. признания обществом деловых, созидательных качеств субъекта власти.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте развернутое определение понятий «власть» и «политическая власть».

2. Охарактеризуйте качества, отличающие политическую власть от других видов власти в обществе.

3. Что такое мотивация подчинения и какие ее виды способствуют повышению эффективности власти?

4. Опишите черты сходства и различия между основаниями и ресурсами власти.

5. В чем главное отличие психологических и социологических концепций власти?

6. Раскройте смысл понятия «политическое господство». Возможно ли существование власти без политического господства?

7. Охарактеризуйте идеальные типы легитимного господства М. Вебера.

8. Что такое легитимность власти и как она связана с легальностью?

9. С помощью каких критериев можно судить об эффективности власти?

 

Тест 1

 

1. Что из нижеперечисленного относится к причинам возникновения власти в человеческом обществе?

1) географические условия;          

2) неравенство людей;


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!