Античная цивилизация условно исчислялась от гомеровской Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.).



В истории Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.).

История Древнего Рима делится на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.).

Обе культуры тесно взаимодействовали. У греков римляне заимствовали более совершенные методы земледелия, полисную систему государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур сформировал античную культуру, ставшую основанием европейской цивилизации, европейского пути развития, породившего дихотомию Восток – Запад.

Несмотря на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации – Греции и Рима, можно говорить о некоторых общих чертах, определивших своеобразие античного типа культуры. Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота.

Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная. В ее результате, античное общество опиралось на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Это привело к появлению товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовало возникновению и других структур, определявших специфику античного общества.

Другими отличительными признаками являлись различные политические правовые и социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете – расцвету античного искусства.

Важную роль в архаической революции сыграла греческая колонизация, которая вывела греческий мир из состояния изоляции и вызвала стремительный расцвет греческого общества, сделала его более подвижным, восприимчивым.

Она открыла широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, помогла высвобождению личности из-под контроля общины и ускорила переход общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.

Колонизация, т.е. создание новых поселений в чужих странах, была вызвана различными причинами, в частности перенаселением, политической борьбой, развитием мореплавания и т.д. Первоначально колонисты остро нуждались в самом необходимом. Им не хватало привычных продуктов, таких, например, как вино и оливковое масло, а также многих других вещей: домашней утвари, тканей, оружия, украшений и т.п. Все это приходилось доставлять из Греции на кораблях, привлекая внимание к этим изделиям и продуктам местных жителей.

Открытие рынков на колониальной периферии способствовало совершенствованию ремесленного и сельскохозяйственного производства в самой Греции. Ремесленники постепенно становятся многочисленной и влиятельной социальной группой. А крестьяне в ряде районов Греции переходят от выращивания малоурожайных здесь зерновых культур к более доходным многолетним культурам: винограду и оливкам.

Превосходные греческие вина и оливковое масло пользовались огромным спросом на внешних рынках в колониях. Некоторые греческие города-государства вообще отказались от своего хлеба и стали жить за счет более дешевого привозного зерна.

С колонизацией было связано и появление более прогрессивной формы рабства, когда в рабов обращали не соплеменников, а захваченных в плен чужеземцев. Основная масса рабов поступала на греческие рынки из колоний, где их можно было приобрести в больших количествах и по доступной цене у местных правителей. Благодаря широкому применению во всех отраслях производства рабского труда у свободных граждан появлялся избыток свободного времени, которое они могли посвятить занятиям политикой, спортом, искусством, философией и т.д.

Таким образом, колонизация способствовала формированию основ нового общества, новой полисной цивилизации, резко отличающейся от всех предшествующих.

1.3. Античный полис как уникальное явление.

 

Античная цивилизация строится вокруг основной единицы античного мира – «полиса» (переводится как «город»), а в латинском варианте – «цивитаса» («гражданская община»).

Полис был особой формой государственного устройства – городом-государством, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности. Для грека и римлянина полис был тем единственным местом, где он чувствовал себя человеком, где он находился под защитой богов, которые покровительствуют городу (как, например, Юпитер – Риму, Афина Паллада – Афинам), где он был членом гражданского коллектива, жизнь которого регулируется законами и защищена от произвола.

Поэтому нет ничего страшнее, чем изгнание из родного города, чем то, что римляне называли «лишением огня и воды», т.е. отнятие гражданских прав. Цицерон в своем сочинении «О государстве» утверждал, что «уничтожение, распад и смерть гражданской общины как бы подобны упадку и гибели мироздания».

Полис как общественная форма наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны, это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой – индивидуальная собственность каждого гражданина.

В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством – «ойкосом» (домом). «Он одновременно выступает и как хозяин дома, организатор – «ойконом» и как гражданин – «политес»... Перед лицом закона граждане полиса выступают полноценными собственниками – ойкономами... Хороший хозяин ойкоса считался и хорошим гражданином, и наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политесом». Способности управлять домом и участвовать в общественных делах рассматривались как равноценные.

В античном демократическом полисе высшая власть принадлежала народному собранию всех граждан с правом издания законов, выбора высших должностных лиц. К несомненным достижениям античной демократии следует отнести равенство граждан перед законом, право гражданина на обеспечение землей, запрет порабощения собственных граждан.

Формирование античной демократии и так называемого гражданского общества проходило в острой политической борьбе народа (демоса) с родовой аристократией. В тех городах-государствах, где победу одерживал демос, устанавливалась демократия (власть народа), но даже там, где аристократии удавалось отстоять свою власть (как, например, в Спарте), она существовала в форме аристократической или олигархической республики, но не монархии.

Большую роль в утверждении демократических ценностей сыграли великие законодатели и реформаторы античности. Среди них особое место занимают имена двух выдающихся афинских реформаторов – Солона и Клисфена, а также спартанского – Ликурга. Наиболее важной среди реформ Солона (VI в. до н.э.) была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным названием «встряхивание бремени» (сейсахтейя).

Солон объявил все долги и накопившиеся по ним проценты недействительными и запретил сделки самозаклада. Сейсахтейя спасла значительную часть греческих граждан от порабощения и сделала возможным дальнейшее развитие демократии в Афинах. Однако расцвет античного полиса и торжество античной демократии как идеального эталона пришлись на период правления Перикла в Афинах (V в. до н.э.).

Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому государству в Греции. Государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. Афинянина нельзя было заключить в тюрьму без судебного решения, а человек, привлеченный к суду, если не надеялся на оправдание, мог уйти из города до рассмотрения своего дела.

Вместе с тем афинская политическая система была демократией для меньшинства населения. Из нее были исключены не только рабы, не имевшие элементарных гражданских прав, но и метеки (постоянно жившие в Афинах переселенцы, чужеземцы). Метеки не имели права владеть имуществом – землей и домами, они работали по найму, занимались ремеслом и торговлей, а жили в наемных помещениях.

Соотношение полисного демократического идеала и реальной практики было таковым, что в повседневной жизни, бесспорно, существовали и развивались социальный антагонизм верхов и низов, подозрительность по отношению к каждому, кто стал выше массы, даже если он выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.

Так, знаменитый философ Сократ, обвиненный в антидемократизме, принял яд; Перикл провел последние годы жизни под следствием; величайший скульптор античной эпохи Фидий кончил свою жизнь в тюрьме.

Не только греческий полис, но и Римская республика нередко становилась ареной жестоких социальных конфликтов. Римская республика была по своей сути аристократической, и только потомки родовой знати (патриции) могли занимать государственные должности (магистратуры) и места в сенате. Римский плебс на протяжении V–IV вв. до н.э. боролся за свои права, в результате образовался новый правящий слой – нобилитет (патрицианско-плебейская знать).

Бедняки, обладавшие только потомством (пролетарии), фактически не имели никаких прав, так как участие в политической жизни было связано с имущественным цензом. Серия гражданских войн, восстаний рабов и военных диктатур подорвала республиканские основы и привела к установлению в Риме императорского (монархического) режима, просуществовавшего почти пять веков. В этот период основная борьба велась между императорами и сенатской оппозицией.

Противоречие между полисным и республиканским идеалом общественного устройства и реальной жизнью приводило к тому, что человек начинал чувствовать себя отчужденным от государства, терял чувство гражданской солидарности – последнее для античного человека было очень важно.

Античного человека, как грека, так и римлянина, делала гражданином лишь принадлежность к определенной группе, фамилии, общине, городу. Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Каждый человек становится членом какой-то малой группы, социальной микрообщины.

Античная действительность обостряла противоречия в обществе, но вместе с тем и предоставляла возможность их преодоления, разрешения на уровне различных микрообщностей, формирующих основы гражданского общества.

Эволюция античного полиса, социально-политических отношений в республиканском и императорском Риме находила свое отражение в религии, идеологии, социальной психологии, морали и правовых устоях античного общества.

 

1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства

 

В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из них – Риму, возникшему, по преданию, в 753г. до н.э. – суждено было стать господином Средиземноморья. Первые два с половиной века своей истории Рим управлялся царями. Установившееся после падения царской власти республиканское правление соединило в себе черты монархической (единоначалие консулов), аристократической (власть сената) и демократической (народное собрание) форм правления. Длительная борьба между патрициями и плебеями закончилась установлением гражданского равноправия. В результате все римские граждане несли обязанности и пользовались правами. Храбрость, дисциплинированность и организованность воинов, таланты военачальников позволили Риму сначала стать владыкой Италии, а затем и всего Средиземноморья.

В огромном Римском государстве рабский труд являлся основой экономики. Труд свободных собственников – крестьян и ремесленников – утратил ведущую роль в жизни римского полиса. Об этом свидетельствовали острые социально-политические конфликты и гражданские войны, полыхавшие в Римском государстве.

Для управления завоеванными странами была необходима сильная централизованная власть. С многочисленными проблемами гигантской державы мог справиться только единоличный правитель. С конца I в. до н.э. мир Средиземноморья управлялся императорами – пожизненными военными диктаторами, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.

Покорив многие народы, римляне познакомили их со своим обра­зом жизни. Жители подчиненных Римом стран, прежде всего горожа­не, были романизированы. Вне зависимости от того, к какому народу они принадлежали, они одевались как римляне, говорили на латин­ском языке. В начале III в. жители провинций получили права рим­ского гражданства. Теперь все свободные жители империи стали граж­данами государства. Римские законы защищали права и собственность гражданина независимо от того, где он родился и какое положение в обществе занимал.

В эпоху наибольшего расширения Римской империи ее население составляло 27 млн. человек. Провинции государства, расположенного в трех частях света, были соединены друг с другом великолепными до­рогами. Единство империи поддерживали и купцы, доставлявшие свои товары в самые удаленные ее уголки.

Итог

Социально-экономическое и политическое развитие античных городов-государств Средиземноморья создало возможность для реализации принципов демократии:власти граждан, осуществляемой через представительные органы; выборности должностных лиц, равенства прав и обязанностей, уважения к частной собственности.

Результатом борьбы античных полисов стала победа Рима, распро­странившего свою власть на все Средиземноморье.

1.5. Географические рамки античного общества.

 

1.5.1. Географические рамки Древней Греции.

Географические рамки Древней Греции не были простыми, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т.е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные о-ва Эгейского моря. С VIII-VI вв. до н.э., после мощного колониального движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которая получила название Великой Греции, а также побережье Черного моря. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Но во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность зародилась и достигла своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для центрального района Греции (Эгейский бассейн и южная часть Балканского полуострова) характерной являлась определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы, эолийцы. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и цивилизации. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце 3 тыс. до н.э. В конце 2 тыс. до н.э. под напором дорийских племен, шедших из района современных Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В 1 тыс. до н.э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Месснению, Агролиду, Элиду), Крит, Родос. Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах Самос, Хиос, Лемнос, в области Ионии. Племенная группа эодийцев проживала в Беотии, Фессалии, Эоиде, острове Лесбос.

Греция богата полезными ископаемыми: мрамор, железо, медь, серебро, дерево, гончарная глина. Почвы Греции каменисты, средеплодородны и трудны для возделывания. Но обилие солнца и мягкий субтропический климат делали их благоприятными для выращивания винограда и оливок. Были просторны долины (в Беотии, Лаконике, Фессалии), пригодные для земледелия.

Балканская Греция в древности занимала территорию около 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке – с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке – Миртойским, на востоке – Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона – Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные – Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага – Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова у западного побережья Малой Азии. Балканская Греция – в основном гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные – Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

Самые крупные из греческих островов – Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага – Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции - Кркира, Левкада, Кефалиния и Закинф.

 

1.5.2. Географические рамки цивилизации Древнего Рима.

Географические рамки цивилизации Древнего Рима не были постоянными: с начала VI в. до н.э. в ареал Древнего Рима входило только расчлененное общество с первичной государственностью, собственно римская община в центе Лация. В IV в. до н.э. в Древний Рим входила центральная часть Апеннинского полуострова. В III в. в эту территорию вошла вся Италия. К I-II вв. н.э. Древний Рим превратимся в мировую империю, раскинувшуюся по всему Средиземноморью.

Апеннинский полустров омывается Лигурийским, Тирренским, Ионийским и Адриатическим морями. Состоит из следующих исторических областей (с севера на юг): Истрия, Венеция, Трансподанская Галлия, Циспаданская Галлия, Лигурия, Этрурия, Умбрия, Пицен, Лаций, Самний, Кампания, Апулия, Лукания, Калабрия, Бруциум, Великая Греция. Включает и острова Корсика, Сардиния, Сицилия.

С севера Италию ограждают горы Альпы, по центру вдоль острова тянутся Апеннинские горы с действующим вулканом Везувием.

Почвы Италии довольно плодородны, особенно пригодны для земледелия Этрурия, Кампания, Лаций и Апулия.

Реки: Пад(ус), Рубикон впадают в Адриатику; В Тирренское море впадают Арно, Тибр, Вольтурн. Много и озер.

Климат: до середины I тыс. до н.э. был более прохладным и влажным, северная часть была в зоне умеренного, а южная – субтропического климата.

В древности страна была богата растительностью. Здесь произрастали сосна, пихта, ель, буки, дубы, каштаны, кипарисы, лавры, мирт. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, серны, газели. Моря и реки были богаты рыбой. Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень, мрамор, соль, глина.

 

1.6. Хронологические рамки античного общества.

 

1. Архаический – до 500 до н.э.

2. Аттический – V-VI до н.э.

3. Эллинистический – IV-I до н.э.

4. Эпохи римского владычества – до IV н.э.

1.7. Периодизация античного общества.

 

Первый период охватывает историю возникновения и упадка государственных образований эгейского мира, расцвета критской, кикладской, троянской и микенской культур (это предыстория античной цивилизации).

Второй период включает в себя исторические процессы и события «темных веков», или предполисного времени, формирование государств в форме полисов, историю греческой и финикийской колонизации, расцвет полисного строя и вступление его в полосу кризиса, завершившуюся насильственным объединением полисов Балканского и Апеннинского полуостровов Македонией и Римом.

Третий период объединяет средиземноморский мир в эллинистическую эпоху. Это история эллинистических царств и полисов как системы социальных отношений, сложившейся после завоеваний Александра Македонского, и политических перемен, приведших к созданию крупных эллинистических держав и кардинальным изменениям в сфере культуры.

Четвертый период ознаменован образованием римской мировой державы в ходе войн в Средиземноморье и связанными с этим изменениями в сфере социальных отношений, экономики, политики, права, культуры.

Пятый период – кризис и падение Римской республики. Он охватывает столетие от Гракхов до Августа, рассмотрен как в плане дальнейшего территориального расширения и реорганизации римской державы, так и в аспекте социальной и политической борьбы, завершившейся установлением диктатуры Цезаря.

Шестой период – империя в эпоху принципата – включает исторические процессы и события двух с половиной столетий истории римской державы времени Юлиев-Клавдиев, Флавиев, Антонинов и Северов.

Заключительный, седьмой период – кризис III в. и период домината. Объединение кризиса III в. и домината в рамках единого периода обусловлено трактовкой домината не как преодоления кризиса, а как недолгой стабилизации и развития процессов, довершивших гибель империи.

1.7.1. Периодизация истории Древней Греции.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!