Рассмотреть развитие философии в России во второй половине 19 и 20 вв.



19-20 века - период, который назван «Серебряным веком » в истории Российской философии . Сама эта эпоха отличается тем , что практически все культурное и творческую жизнь находилась в расцвете. Впервые в истории философии России были созданы оригинальные и уникальные философские системы . Многие культурологов относят начало эпохи , основным достижением которой является русская философия Серебряного века до времени образования Философского общества при Санкт - Петербургском университете в 1897 году. Окончанием этого периода считается 1917 год, время революционных потрясений. Членами этого общества стали А. Лосев , Н. Бердяев , С. Франк , Д. Мережковский , Н. Лосский и другие выдающиеся умы. Поиски символа и истины , попытки проникнуть в мир « по ту сторону» и поиски того , как бы обустроить мир , в котором мы живем - это всего лишь несколько штрихов к портрету различных философских направлений , которыми характеризуется русская философия 19-20 века. Идейными источниками этой философии были самые разные , иногда совершенно непредсказуемые элементы философского наследия - античный гностицизм и немецкие мистики , Ницше и Кант . Причем представители философских школ , которые создавались в России , не просто переносили на родную почву эти оригинальные идеи , но на их основе , отталкиваясь от них , осуществляли собственный творческий взлет. Собственно говоря , подъем именно религиозной философии связан с « обратной реакцией » на распространение атеистических и позитивистских идей , а также с огромной популярностью мистических и эзотерических учений различного толка и ожиданием конца « старого мира ». « Богоискательство » и « богостроительства » проникло даже в марксистский и революционный лагерь , что вызвало в нем ожесточенную полемику.

На переломе эпох русская философия 19-20 века часто обращалась к такому понятию как новое религиозное сознание и требование обновления для православия в целом и церковной институции частности. Недогматичне видение христианства и особенно православного христианства у философов того времени вызвало раздражение официальной Церкви. Философы Серебряного века часто критиковали Церковь за то , что вместо того , чтобы влиять на совершенствование общества , она просто - напросто находится в услужении у государства . В частности , довольно резко против разрыва христианства и общественных дел выступил Владимир Соловьев. Основа философии Соловьева - софиология - заключалась в том , что Бог и человек должны идти навстречу друг другу , делая добро совместно .

Русская философия 19-20 века и особенно философия Бердяева часто позиционирует главную цель человечества - совершенствование творения Бога , дополняя и обогащая его . Однако и Бердяев , и другие религиозные философы , тем не менее , пытались через переосмысление античных и христианских идей решить насущные общественные проблемы.

 

Определить категорию бытия. Осветить становление проблемы бытия в истории философии.

Бытие – центральная философская категория, фиксирующая всеобщность существования реальности в единстве и многообразии, конечности и бесконечности, вечности и временности. Раздел философии, который изучает бытие, называется онтологией.

Постановка проблемы бытия и специфическое ее решение обнаруживается уже в античной философии. Впервые предпринял попытку определить понятие бытия Парменид. По его мнению, бытие подразделяется на два мира. Бытие – это то, что воспринимается разумом и то, что вечно есть и не может постигаться органами чувств. Следующий шаг в этом направлении сделан Гераклитом. Он рассматривает мир в вечном становлении и подчеркивает единство бытия и небытия, «одна и та же вещь и существует, и не существует», «единая природа – бытие и небытие». Каждая вещь, исчезая, не превращается в ничто, а переходит в другое состояние. Отсюда следует мировоззренческий вывод о безначальности и бесконечности мира.

Еще один вариант решения проблемы бытия мы обнаруживаем у атомистов. Демокрит отождествляет бытие с веществом, с минимальной, неделимой, физической частицей – атомом. Под небытием он понимал пустоту, которая непознаваема. Познать можно лишь бытие.

Родоначальник объективно-идеалистической философии Платонудваивает бытие на мир идей и мир вещей. Приэтом мир идей, по Платону, является первичным, вечным, подлиннымбытием, а мир вещей – неподлинным и только тенью вечного мира идей.

Аристотель  понимает бытие как принцип (форма) организации вещи, но существующий реально в единстве с ее материальным субстратом. Во- вторых, под бытием он понимал существование перводвигателя (или первопричины) всех вещей, форму всех форм, существующих в материальном мире. При этом он трактовал материю как пассивную, податливую, воспринимающую воздействие идеального, организующего

принципа (формы).

В христианском миропонимании, пришедшем на смену античному, Бог есть совершеннейшее сущее, беспредельное всемогущество, а всякое ограничение, неопределенность воспринимается как признак конечности и несовершенства. По Августину, Бог – совершеннейшая сущность, т.е. тот, кто обладает абсолютным и неизменным бытием, средоточием всякого бытия вообще.

Новые концепции бытия формируются в XVII-XVIII вв., где бытие рассматривается с позиций материализма как физическая реальность, которая отождествляется с природой. Бытие постигается как реальность (объект), противостоящая человеку (субъекту), овладевающему ею.

Представители немецкой классической философии И.Канти Г.В.Ф.Гегельстали рассматривать бытие преимущественно в духовно-идеальном аспекте, акцентируя внимание на проблеме идеального начала (абсолютного духа), основных ступеней его саморазвития, объективации этого начала во всемирной истории и конкретных областях культуры.

Примечательно, что у Г.В.Ф.Гегеля бытие понималось как непосредственная действительность, которая еще не раздвоена на явление и сущность: с нее начинается процесс познания. Главными определенностями бытия, по Г.В.Ф.Гегелю, выступают качество, количество и мера.

В марксизме происходит максимальное сближение содержаний понятий «бытие» и «материя». С одной стороны, под бытием понимается философская категория, служащая для обозначения всего того, что существует реально: это – и природные явления, и социальные процессы, и творческие акты, происходящие в сознании человека. С другой стороны, «в мире нет ничего кроме движущейся материи».

Категория бытия была обогащена за счет введения К.Марксоми Ф.Энгельсомв общее представление о реальности понятия «общественное бытие». Под общественным бытием понимался реальный процесс жизнедеятельности людей, и, в первую очередь, совокупность материальных условий их жизни, а также практика преобразования этих условий с целью оптимизации.

В ХХ ст. в философии экзистенциализма проблема бытия сфокусирована на противоречиях человеческого существования. В экзистенциалистской традиции получает новое звучание проблема сущности и существования человека. По мнению М.Хайдеггера, бытие природы и общества характеризуется как неподлинное, чуждое, абсурдное по отношению к человеку. В отличие от классической философии здесь проблема бытия без решения вопроса о смысле существования человека утрачивает всякую значимость. Таким образом, экзистенциалисты попытались выявить характерные черты подлинного человеческого бытия и привлечь внимание к уникальности, самоценности, хрупкости каждой человеческой жизни.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!