Формы графической коммуникации



Графика как вид изобразительного искусства складывается из форм коммуникации.

(коммуникация – способ или метод передачи информации). Коммуницирование – технология информирования. Свойство коммуникации – технология есть и способ, и метод и одновременно форма представления, форма заключения, и одновременно информационное целое.

Нет ничего более доступного в сфере коммуникации чем графика.

Виды графической коммуникации:

6.1 Музыкальные формы (абстрагирование, ассоциация).

Представления ассоциируют «звучание» строя, сочетания различных по форме графических элементов. Сочетания форм выражают движения музыкальных ассоциаций как пространственное состояние.

Графика начинается там, где кончаются возможности музыки и поэзии. Она музыкальна по своей природе, так как воздействует на наши чувства посредством ассоциаций, но идет дальше, представляя свои формы зрительно. Её элементы - точка, линия, плоскость воздействуют на наши чувства аналогично, как звуковой ряд.

В музыкальной форме можно выделить следующие категории:

• Графические ассоциации (графическая форма рождается как следствие ассоциативной мысли).

• Инструмент и техника работы с ним (форма уподобляется звуку, а звук уподобляется голосу, графика есть композитор и исполнитель, а лучше, чтобы сочетались 2 в 1).

• Формообразование (мелодия и ритм).

• Алгоритмы и свобода (музыкальная импровизация).

• Реальность и абстракция. Изначально музыка возникает как набор звуков, в этом её истинная красота, которая основывается на тайне восприятия (форма в чистом виде, но визуально она не доступна). Графика же действует, апеллируя формой в её абстрагированном ощущении, но преимущество её в том, что форма адекватна. Рисунок -апофеоз конкретности.

6.2 Артикуляционные формы (жестовая графика, графика движения, например: танец, балет, фигурное катание). Эта форма - ритмически организованное пластическое действие. Жест есть основа действия. Артикуляция жеста выражает суть его артистизма, суть его красоты. Характер движения определяется выбором пары «инструмент - плоскость».

Этим самым они создают графическую форму:

• Рельефно осязаемая форма (рисунок пером).

• Форма в виде царапин (линия офорта).

• Форма в виде выемок, сколов, проколов (штрихи ксилографии).

Иная картина возникает при смене модели поведения на тип «графика – танец». Движение инструмента в нем уподобляется движением танцора (особенно танцора на льду), который образует движения, как бы отталкиваясь от поверхности. Возникает эффект скольжения линии по плоскости и форма воспринимается адекватно следу движения.           

Могут быть и другие мотивации движения:

•  Точкование (проколы).

•  Печать (прикосновение).

• Смазка (случайность).

6.3 Вербальные формы (вербальная графика, каллиграфия - графика письма). Выполняются каллиграфическими инструментами, как правило, ручкой с пером и карандашом. По восточному принципу, может использоваться «для письма» кисть -графическая эстетика иероглифа. Все что фиксируется - определяется подчерком (разновидность индивидуальности). Записи могут существовать не обязательно только в письме (например: фотоаппарат - артикуляционная система, видеомагнитофон - артистичность и т.д.).

Формы существования вербальной графики:

  • Рукопись- свободное, независимое письмо. Иногда рукопись выполняется рисунками, схемами, диаграммами.
  • Каллиграфия- это то же, что и рукопись, но написано грамотно, по правилам красиво.
  • Шрифтовая графика - выполняется в правильных формах с использованием шрифтовых образцов.
  • Типографика- вершина вербальной графики, литеры из нарисованных превращаются в напечатанные. Вербальное искусство полиграфии освобождается от всего что разрушает смысл, смысл – обезличивание текста от автора.

6.4 Чертежные формы.

Чертёж – это изображение, которое выполняется с учетом специфических задач и в соответствии с формами принадлежности к этим задачам. Мотив – предельная локализация информации.

Исполняются (вычерчиваются) специальными чертежными инструментами (рейсфедер, рапидограф, чертежное перо).

Настоящий расцвет чертежной графики наступает в эпоху конструктивизма в архитектурной графике и графическом дизайне (Лисицкий, Роднеченко). Их эстетическое влияние испытывает вся современная графика до наших дней. Пространство чертежных представлений - пространство ортогоналей, аксонометрии, пространство плоскостных построений. Чертежные формы имеют много общих черт с эстетикой японской гравюры, и в плане совершенства законченности линейных форм, и в плане плоскостного выражения пространства. Сегодня чертежные формы применяются в прикладной графике, архитектуре, дизайне.

6.5 Рисованные формы (способ коммуникации средством изображения). Рисунок – самый распространенный вид графической коммуникации. Рисунку доступно все. Рисованные формы весьма сходны с письменными формами, но имеют существенные различия (не пишутся, а рисуются).

Основной формообразующий фактор рисования - моторность, движение. Форма возникает как след движения осознанного (аналитическое, рисование) или движения подсознательного, интуитивного (эмоциональное рисование). Движение регулируется скоростью, направлением и нажимом.

6.6 Живописные формы(живописная графика). Это новая ступень к артикуляции в сочетании с реальной картиной мира. Они не имеют четких границ, линейных контуров, представлены тональностью графики, выраженной энергией штриховых образований. Мягкость живописного тона, стихийность высказывания определяются непосредственностью, эмоциональностью переживания пространства.

Живопись в графике - это, прежде всего, живопись пространства, живопись фактуры, живопись стихии эмоционального чувства. Живописные иллюзии в графическом пространстве отражают, как правило, некоторую неопределенность предметных и пластических качеств пространства, то есть демонстрацию его тонального состояния.

Штрих - основная форма живописного представления линейной графики - широко используется как в перовом, карандашном рисунке, так и в гравюре. Тональные формы графики используются в архитектурной графике (отмывка) и в черно-белой живописи (гризайль).

6.7 Визуальные формы (фотографика). Адекватная визуализация, характеризующаяся отсутствием контура, наличием фактуры. Базируется на видении и способах визуализации, то есть техническом оснащении. Визуальная графика обладает фотографическими свойствами (зеркальное отражение того, на что смотрим).

Визуальные тождества:

  • Натуральность (рисунок должен быть точным, натурально передавать объект).
  • Перспектива (фронтальная, центральная; с одной точкой схода).
  • Композиция (крупный план, центральное место).
  • Ракурс (активный - сверху, сбоку, снизу).
  • Видеоэффект (выявление того, что раньше было «незаметным» - рефлекс, отражение).
  • Случайность (мгновенное, скоротечное восприятие сюжета).
  • Рисунок (ручной способ фиксирования визуальной графики).
  • Технические способы (офорт, литография, шелкография, гравюра и др. -визуализация).

Но сама по себе фотография ущербна и имеет функцию прикладного значения, это не графика, потому что она не обладает графической поверхностью. Из фотографии должны быть изъяты все ее «болячки» (перспективное искажение, деформация формы).

Эстетика изображения. Структурным элементом является атом - растр (точка), которая, множась, формирует графическое пятно (типография). От размера точки зависит характер изображения: крупная точка дает грубое изображение, мелкая –

зеркальную тождественность. В графике это достигается путем использования графических техник.

Графические техники:

  • Точечная,
  • Гризайль.
  • Мягкий материал.
  • Сухая кисть.
  • Другие.

Так же может использоваться тушовка. При растушевке (растирке) материала графический элемент настолько размельчается, что тон воспринимается как иллюзия. Материал уничтожается - плоскость дематериализуется, изображения уплощаются. Возникает эффект фотографического пространства.

 Совокупность растровых элементов (точек, микро-квадратов) образует новую реальность – фотореализм

6.8 Обрезные формы (графические рельефы, графическая скульптура). Рельефный графический рисунок возникает как проецирование контрастных светотеневых образований, где самая активная графическая линия тени либо подчеркивает (очерчивает границу формы), либо акцентирует внимание на заднем плане, как конечной стадии зрительного движения в глубину (формирует графический силуэт, организуя его пластически).

В XX столетии, начиная с эпохи авангарда, объемные формы активно внедрились на плоскость станковой графики как концептуальные элементы.

Рельефные проявления многообразны:

  • Плоские (одномерные),
  • Объемные (многомерные).
  • Глубокие (вогнутые).
  • Высокие (выпуклые).
  • Сверхвысокие (контррельефы).
  • Макрорельефы (фактурные-плоскости).

Соответственно с формой рельефа возникает и его графическое представление. Тиснение есть результат рельефного образования как факт давления на плоскость.

Рельефные проявления и проявления образующие форму:

  • Контрастная светотень.
  • Рельефный рисунок
  • Ареал
  • Абрис
  • Силуэт
  • Обрезной штрих.
  • Обрезная линии.

Техники обрезной графики:

  • Коллаж - соединение на одной поверхности различными способами (не

обязательно путем склеивания) неадекватных фрагментов графики с целью

получения новой графической реальности.

  • Аппликация ( от латинского "апликацио" - "прикладывание"), широко

распространенная техника декоративно прикладного искусства, где разноцветные

кусочки бумаги, ткани, кожи. меха, соломки нашивают или наклеивают на

материал другого цвета или выделки.

  • Трафарет - тонкая пластинка, в которой прорезаны знаки, рисунок, подлежащий

воспроизведению.

  • Картонография.
  • Продольная гравюра - изображение, полученное  путем оттиска с клише,

приготовленного гравером.

  • Линогравюра - вид гравюры, получение изображения с плоской печатной формы из линолеума или других пластических материалов.

6.9 Печатные формы (графика оттиска). Печатная графика это оттиск, след, специфическое проявление природной формы. Печатная форма реализуется в  графике двояко. С одной стороны, как буквальный перенос вещественности, материальных качеств природы (как её представление), с другой стороны, печатные виды графики -это отражение графической формы (воспроизведение графического процесса).

С одной стороны, возникает след - графический оттиск. След дает графическое ощущение текстуры как графического голоса природы. Текстура древесного листа, ткани, камня выражают многообразие фактуры как понятого и извлеченного голова материала. С другой стороны, оттиск это результат прикосновения. В этом случае оттиск обладает временными качествами проявления и возникает графический след: карандаша, иглы, резца. Печатная форма может быть выражена в монотипии одноразовом оттиске, а может быть в тираже - многократном оттиске. Монотипия есть явление уникальное, неповторимое, несущее в себе основное качество природного проявления - изменчивость. Тираж есть явление репродукции постоянства.

Виды печатной графики:

  • Тактильный (касание, прижимание поверхностей друг к другу).
  • Калькирование (использование переводки, перетирки).
  • Монотипия (гр. motos - один и typos - отпечаток). Характером изображения и материалом приближается к живописи. Техника заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик и др.). Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами тональных переходов, а также уникальностью, неповторимостью каждого оттиска.
  • Олеография - полиграфическое воспроизведение картин, исполненных масляными красками, с имитацией рельефа холста и мазков краски, которая выполняется с помощью тиснения.
  • Акватипия - печатание изображений, например, способом высокой печати водной обезжиренной печатной краской. Оттиски напоминают акварель.
  • Эстамп (произведение художественного творчества, которое, будучи один раз создано, может быть повторено во многих экземплярах). Тираж эстампа

достигается тем, что рисунок переносят на камень, линолеум, металл, деревянную доску. Каждый новый экземпляр (оттиск), не утрачивает замысел и своеобразную манеру мастера. Искусство эстампа массовое, оперативное, способное быстро откликаться на события современности. Оно необычно гибкое, его изобразительные возможности неисчерпаемые: в нем можно отразить все темы, мысли, чувства, настроения. Эстамп может быть не только черно-белым, но и цветным. Для этого нужно заготовить несколько досок, отдельных для каждого цвета. При печатании одна краска накладывается на другую, что создает цельную цветовую композицию.

Цифровая печать (ксерокс, принтер). Ксерокс отражает процесс копирования, то есть повторение образа, но в новом качестве. Ксерокопии обладают неповторимой спецификой графической выразительности. При помощи такого технического средства как принтер цифровая графическая комбинация переносится на бумагу.

Типография.

Виды типографских способов печати:

  • Высокая печать (гравюра на дереве, ксилография, линогравюра). Краска накатывается на поверхность доски, на выступающие ее части, с которых печатают, а углубления остаются без краски.
  • Плоская печать (литография). Оттиск рисунка, который нанесен на специально обработанный литографский камень.
  • Глубокая печать (гравюра на металле — офорт). Краска затирается вглубь штриха, выступающие части дают светлый тон, а углубленные штрихи темный.

6.10 Гравированные формы (гравированная графика, гравюра). Искусство гравировки, графической обработки материальной поверхности. Гравюра (фр. graver — вырезать), ювелирное искусство в графике; вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы (доска из металла, дерева или линолеума и нанесенным углубленным рисунком).

Виды гравюр:

  • Металлография (графика на металле имеющая структуру решетки, выглядит несколько суховато, но эффектно с точки зрения ювелирного искусства).
  • Литография (гр. lithos - камень и grapho - пишу, рисую). Вид тиражной графики, основанный на техники плоской печати. Литографию художник исполняет, рисуя на зернистой поверхности камнем (плотном известняке) черным жирным литографским карандашом. После травления камня кислотой, воздействующей на непокрытую жиром поверхность, рисунок смывают. Затем валиком на увлажненный камень наносится типографская краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня. Таким образом, на оттиске рисунок получается темным, а фон остается белым. Литография обладает большой свободой в передаче фактуры, а так же других средствах художественной выразительности (тираж). Литография по своим изобразительным возможностям приближается к рисунку «от руки», карандашной техники (по фактурной бумаге), технике «сухая кисть».
  • Офорт (французское eau-forte - азотная кислота), вид гравюры: рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углублённое изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. Цинкография - способ получения на цинке всякого рода изображений для печатания с них оттисков, вместо того, чтобы пользоваться для этой цели литографированием, гравированием на меди и стали и ксилографией. Первые опыты вытравления исполненных пером и карандашных рисунков на цинке взамен камня были сделаны в 1804 г. в Магдебурге Г.-В. Эбергардом, назвавшим свое изобретение хемиграфией

Разновидности офорта:                                            

  • Чистый офорт (без примеси - травленый штрих, где линия напоминает
  • рисунок пером).                                                                    
  • Акватинта (способ гравировки, когда доску протравливают через нанесённую канифольную или асфальтовую пыль. Такое травление создаёт при печати эффект тонового рисунка, более всего при однотонной печати напоминающего гризайль, при многократном травлении - рисунок пером по акварельной подложке).
  • Мецатинта (живописная гравюра без контура, имитируется при помощи чертежных инструментов, и напоминает технику скребка).
  • По сухому (без травления, обладает грубым штрихом - имитация сухой иглы, напоминает графику на мокрой поверхности).
  • Сухая игла (выполняется на чуть смоченной тонированной поверхности, при оттиске создается эффект экспрессии, форма имеет круглые края).
  • Ксилография (выполняется на твердых пародах дерева, где используется торец -груша). Трудно поддается обработке, требует тонкой ювелирной работы, получается негативное изображение (полученные штрихи - белого цвета).
  • Линогравюра (фр. graver - вырезать), гравюра на линолеуме. Одна из разновидностей выпуклой гравюры, в техничном исполнении близка к ксилографии. Выполняется с помощью специальных резцов (штихелей) различного профиля и размера, позволяющих добиваться тонких и толстых линий разной конфигурации и длины. Рисунок вырезается на линолеуме, затем наносится валиком тонкий слой краски и производится печать. В результате на листе получаются темными те части, которые на линолеуме были выпуклыми, а рисунок остается белым, потому что в углубления краска не попадает.

Основные средства художественной выразительности - это контрасты черного и белого, силуэт, декоративность, лаконизм, возможность использования большого размера листа, цветной печати. Пятно и штрих в линогравюре отличаются сочностью и живописностью. Положительная сторона этой технике в простоте исполнения и высоком тираже.

 

Заключение

 

Графика из всех видов изобразительных искусств предоставляет художнику наиболее широкий арсенал выразительных средств – разнообразные приемы, техники и их сочетания, что дает простор для художественного эксперимента и поиска образа. Графика способна как отражать действительность, так и видоизменять ее путем стилизации и других приемов, что позволяет остро схватывать красоту формы, фактуры или эмоционального состояния. Приемы и техники графики способны придать банальнейшему мотиву остроту и выразительность, передать эмоциональное состояние, избегая прямых ассоциаций. Именно в графике художник получает наибольшую свободу высказывания.

 

 

Литература

• Ампилогов O.K. «Графические технологии. Тезисы лекций специального курса»,

Красноярск, 2009

• Ампилогов О.К. «Графика как образ мышления», Красноярск, 1993

• Гильденбранд А. « Проблема формы в изобразительном искусстве» М., 1991

• Аксенова М.Энциклопедия «Искусство»

•  Зорин Л. «Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам»

• Кузин B.C., Кубышкина Э.И.  «Изобразительное искусство»

• Интернет энциклопедия – Википедия

•   Интернет портал студии Артемия Лебедева

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 680; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!