Субъективный идеализм в философии Нового времени: (Беркли, Юм)



Субъективныйидеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознаниясубъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:

во-первых, единственной реальностью является идея;во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.

Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

1.само понятие материи ложно;

2. существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

3.материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

4. наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

5.единственная очевидная реальность есть сознание человека;

6.со смертью человека и его сознания исчезает все;

7. идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

8. высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

1.проблема отношения бытия и духа неразрешима;

2.человеческое сознание склонно к идеям;

3. сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

4. без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

5. человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;

6.аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

Просветительская философия в Европе в 18 веке. (Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо, Гердер и др.)

Философия XVIII в. в Европе продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшее обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. В эпоху просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании). Развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века. Формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

Франсуа Вольтер-выступал против религии, считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не может достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие, видел необходимость в признании Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности.

 

Дени Дидро-признавал материю единственно существующей субстанцией, движение объяснял таким свойством материи, как разнородность(взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению), отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи.

Гольбах Поль Анри (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Так, по Г., материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства ("Система природы"). Движение Г. определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. В понимании человека Г. стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Г., проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Отстаивал учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии, о формирующей роли среды по отношению к личности с ее потребностями. Г. был сторонником договорной теории происхождения общественных институтов, в том числе государства. Мерилом свободы членов общества Г. считал благо общества в целом. Выступал с резкой критикой феодальных устоев.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!