Древний Китай: основные философские школы, их представители, социально-философские и этические учения.



В древней китайской философии господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. Существовало 6 основных школ, это:

Даосизм. Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель, — который оставляет людей в покое. Дао – естественный закон самих вещей, путь по которому в своем развитии должны следовать люди, природа и космос. Представитель: Лао-Цзы -древнекитайский философ. В его трактате излагается, что природа,жизнь людей и общество подчиняются естественному закону всех вещей Дао, и вместе с субстанцией Ли (воздух, эфир) образует основу мира.

Конфуцианство-это прежде всего морально- этическое учение, пытавшеесяответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире. Конфуций - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. Его изречения собраны в книге Лунь-Юй (Суждение и беседы). Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Легизм - социальное учение Древнего Китая. Его основателями были Шан Ян и Хань-Фэй. Основной вопрос легизма:как управлять обществом? Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Основные постулаты легизма:

- человек изначально обладает злой природой

- законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам

-государство-главный регулирующий механизм общества

- движущей силой человеческих поступков являются личные, эгоистические интересы и т.д.

Моизм– философская школа, которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Особенностью этой школы было провозглашение принципов «всеобщей любви и взаимной выгоды», а также «умеренности в расходах».Моисты полагали, что плакать по покойнику нужно только по дороге на кладбище и по дороге с похорон. Управление государством у моистов осмыслялось как забота о благополучии народа, только в этом случае народ будет любить государя и в империи установится мир.

«Школа имен», или номиналисты, занималась исследованием соотношения слов («имен») и реально существующих вещей. Школа прославилась парадоксальными рассуждениями, принадлежащими Гунсунь Луну, типа «белая лошадь не лошадь», «камень не может быть одновременно белым и твердым» и т.п. Целью этих рассуждений было доказательство независимого существования общих понятий.

«Школа натурфилософов» возникла в III в. до н.э. и основывалась на более ранних идеях. В ней обсуждались проблемы, связанные с полярными силами инь (женское, темное, пассивное начало) и ян (мужское, светлое, активное начало), разрабатывалась теория пяти первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода). Позднее учение школы было включено в конфуцианство и даосизм.

 

Античная философия. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Проблемы первоначала, становления диалектики.

Античная философия-это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с 6 века до н.э. до 6 века н.э.

Мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм . Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Открывается новый мир - мир мысли, в котором "живут" понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.Зарождение диалектики связано с периодом античности (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон). Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику, имея в виду, прежде всего, то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики. Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нём, то есть, прежде всего, на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой такой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о, «диалектике понятий», о субъективной диалектике. Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность — тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает процессы по одному принципу: либо да, либо нет; Объективность диалектического познания — учёт двух принципов познания(нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1540; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!