Казахская философия. Миросозерцание, проблемы нравственности в творчестве акынов и жырау 14-19 вв.



Система духовной культуры казахов начиналась с древних элементов фил.мысли и в современных условиях составила основу полнокровной классической философии. ЕЕ основныенаправления:

- наивно-диалектические мысли

- первоначальные мировоззренческие ориентиры

- философские размышления о религии и формах свободомыслия

- проблемы нравственности

- человекознание

- идеи ненасилия, нац. Согласия.

Сказатели и певцы, акыны и жырау, политики и батыры, ханы и полководцы-все они на разных уровнях в силу своего таланта и ума мыслили и рассуждали о свойствах объективного мира, человеке и т.д. Однако они не могли создать в силу объективных обстоятельств развитое философское учение, хотя и выразили основную тенденцию общ. Развития своей эпохи. Элементами этого учения выступили:

-характеристика некоторых сторон знания

- основы свободомыслия

- гуманизм

- этические вопросы и т.д. особенности казахской философии:

- природные силы, обычаи, общественные закономерности и фил. Мысль слились в один поток искания истины

- основой философии явл. миф, однако миф трансформировался через эпос

- экономические и военные проблемы решались через преодоление политических кризисов с помощью философских размышлений

- философская мысль не замкнута в строго нац. рамках.

 

Философские взгляды и гуманизм классиков казахского просвещения 19 века (Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, И. Алтынсарин)

Исторические предпосылки и закономерности возникновения казахского Просвещения В истории развития духовной культуры казахского народа вторая половина 19 века была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура просвещения. Её главными, классическими представителями стали Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев. Просвещение в Казахстане возникло в силу действия общих закономерностей развития духовной жизни человечества. Возникновение просвещения в Казахстане былопредопределено не только процессом исторического развития казахского общества на определённом этапе его становления.

И.Алтынсарин– первый народный учитель, педагог-новатор, написавший казахскую хрестоматию и открывший множество школ; его мировоззрение носит условно-деистический характер.Особенности мировоззрения И.Алтынсарина – близость к деизму, признающему объективное существование мира одновременно с Богом, принимающим участие в его творении. Наряду со стихами на общественно-просветительские темы, в поэтическом творчестве Алтынсарина есть такие произведения, где раскрывается социальное неравенство в ауле, обличается скупость и жестокость баев. Гнет несчастный народ свои спины в поклоне, Над народом — всесильные ханы на троне, Бедняков обирают по-зверски, бесчестно, а богатых одаривают повсеместно.

Абай Кунанбаев–великий поэт, писатель и т.д. По своему мировоззрению Абай приближен к деизму. В основу закономерного развития он ставил Бога. Абай высмеивал религиозный фатализм, двуличие и невежество. Слепой вере он противопоставлял разумное изучение ислама. Абай считал, что мир меняется, развивается. Вместе с тем каждая вещь имеет измерение, а уметь определять его – большое дело. В его произведениях прослеживается мысль о жизни, роли человека в ней, целях и его нуждах.

ШоканУалиханов-Глубокая сущность философского осмысления политики Ч. Валихановым состояла в обосновании органической связи политики с властью и способом ее устройства. Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что политика, согласно казахскому просветителю, это не только власть. Что политика связана с властью, было хорошо понятно многим и до и после него. А вот, что политика есть не только и не просто власть, а есть еще и способ ее устройства, учитывали далеко не многие. Именно в этом заключается глубочайший смысл валихановского подхода к философским проблемам политики. Как показывает анализ работ Ч. Валиханова, он превосходно знал религиозную догматику ислама, буддизма, христианства и т.д. Это дает основание рассматривать его не только как выдающегося борца против религии, но и как одного из крупных религиоведов дореволюционного Казахстана, внесшего довольно серьезный вклад как в русское, так и в мировое религиоведение. Ч. Валиханов с поразительной для своего времени глубиной раскрывает антинаучную сущность мусульманских догм, их полную и коренную противоположность научным данным.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2457; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!