В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ АЛЕКСАНДЕР-МЕТОД?



Nbsp;   Крейз Р.

Александер-метод

К здоровью через естественную осанку

 

 

Москва

Фаир-пресс

1999

 


АЛЕКСАНДЕР-МЕТОД — ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Ранние годы Александера

Фредерик Александер родился в 1869 году в Уиниарде, на острове Тасмания, в небогатой семье. Он был старшим из восьми детей и рос на уединенной ферме, в северо-западной части острова. Фредерик был слабым и болезненным ребенком, хронически страдавшим от приступов удушья. Сегодня ему бы поставили диагноз — астма. Часто, из-за болезни, он не посещал школу и оставался дома, где учился чему только мог. Проводя много времени дома, он, конечно же, был лишен компании сверстников, а поэтому с ранних лет в нем проявились такие черты, как индивидуализм и нестандартное мышление. Его считали не по возрасту развитым ребенком. Годам к девяти он немного окреп, хотя его по-прежнему держали дома. Мальчик начал учиться обращению с лошадьми, которых разводили на ферме, он объезжал их и ухаживал за ними. Страсть к лошадям осталась у него на всю жизнь. Он также стал интересоваться театром, что было вполне объяснимо для такого уверенного в себе и смышленого ребенка. Не забудьте, это были 70-е годы прошлого века, когда еще не изобрели ни радио, ни телевизор, от фермы Александеров до ближайших соседей путь измерялся милями, а у мальчика было семь младших братишек и сестренок — попробуй их развлеки! Примерно в эти годы он открыл для себя Шекспира и стал заучивать наизусть известнейшие монологи из шекспировских пьес. Тогда же он решил, что непременно будет актером. Однако в 1885 году, когда ему только исполнилось шестнадцать, экономическое положение семьи ухудшилось, и он был вынужден искать постоянную работу.

Юноша в Мельбурне

Фредерику Матиасу Александеру пришлось согласиться на любую работу, и он оказался в шахтерском городке Маунт-Бискофф — в качестве клерка на оловянных рудниках. Ему удалось не только прижиться там, но он даже умудрялся регулярно посылать семье деньги, а через три года, кое-что сэкономив, перебрался в Мельбурн. К этому времени дела семьи немного поправились, и Александер смог, благодаря сбережениям, снимать комнату с полным пансионом и брать уроки актерского мастерства. А еще он увлекся музыкой.

Ему было девятнадцать, и хотя прежде Александер никогда не жил в большом городе, он легко освоился в Мельбурне. Часто ходил в театр, водил дружбу с актерами, посещал художественные галереи, бывал на концертах и даже сумел организовать собственную любительскую драматическую студию.

Поденщина

Молодой актер упивался жизнью, а когда кончались деньги, брался за всякую работу, какая бы ни подвернулась. Он был счетоводом и клерком, продавцом в магазине и дегустатором чая. И никогда подолгу не задерживался на одном месте. По трем причинам: во-первых, он презирал то, что называл «ремеслом», во-вторых, был довольно вспыльчивым человеком, и, в-третьих, он не собирался связывать себя каким-то делом, ведь он знал, что будет актером, причем выдающимся актером.

Александеру только минуло двадцать, а он уже был известен как прекрасный молодой исполнитель с известной репутацией. Его заслугой стало создание театра одного актера: Александер выступал с произведениями, драматическо-юмористическими по характеру, но главным его кумиром по-прежнему оставался Шекспир. Александер, несомненно, обладал даром оратора. И если бы не постоянные недомогания, объяснявшиеся его астмой, можно было бы считать, что ему уготован успех на актерском поприще.

Без голоса

Популярность Александера росла, его все чаще приглашали выступать с сольными концертами, а он... узнал поистине страшную для актера беду — он стал терять голос.

Когда это случилось с ним впервые, он смог позволить себе отдых в течение двух-трех дней, а вновь обретя голос, продолжил выступления. Но случаи повторялись, более того, состояние артиста ухудшалось. Он испробовал все средства, которые прописывал ему доктор, все снадобья, эффективные при заболеваниях горла, но ничего не помогало. Он не сдавался и выступал с декламациями, но проблема обострялась. Александер посещал специалистов по постановке голоса, обращался к врачам, и все советовали только одно — полный покой.

По рекомендации врача он однажды полмесяца провел в молчании. К концу этого срока его голос вошел в норму, и Александер в тот же вечер решил дать концерт. Но посередине выступления голос у него совершенно пропал, и актер был вынужден покинуть сцену. На этот раз врач посоветовал ему не пользоваться голосом в течение целого месяца. Совет не показался Александеру стоящим. «Если у меня с голосом было все в порядке в начале выступления, а в середине концерта голос пропал, то я, — возразил он врачу, — должен был чем-то повредить ему». Доктор признал, что пациент, возможно, и прав в своих рассуждениях, но какой-либо иной помощи оказать не смог.

Образ действий

Александер принялся наблюдать за собой, стоя перед зеркалом во время репетиций. Он хотел понять, что же он делает не так, вызывая тем самым потерю голоса. Ведь в обычных речевых ситуациях голос ему никогда не изменял! Только во время декламаций... И Александер стал детально рассматривать себя в зеркале в то время, когда просто говорил, а также когда декламировал. Он отметил, что при обычной речи с ним ничего особенного не происходит, но вот непосредственно перед началом декламации он делает три вещи: напрягает мышцы шеи, так что голова его откидывается назад, напрягает мышцы горла и, наконец, начинает дышать быстро и глубоко. Во время декламации он, по его собственным наблюдениям, не только продолжает делать то же самое, но даже, отдаваясь вдохновению, еще больше усердствовал в этом. Однако именно таким телодвижениям он обучился, когда брал уроки дикции как профессиональный артист. Александер продолжал пристально наблюдать за собой и обнаружил, что и в обычных ситуациях, пользуясь речью, он делает те же три вещи, пусть не в столь выраженной форме. А ведь раньше он ничего этого за собой не замечал...

Ф. М. Александер выясняет, в чем коренится его проблема

Подобные наблюдения за образом своих действий, как он выражался, Александер вел, пользуясь даже несколькими зеркалами, которые позволяли ему видеть, что и как он делает, сразу со всех сторон.

Изучив свой образ действий, Александер справедливо заключил, что если он сможет больше не делать тех трех вещей, то у него не будет проблем с голосом. Артист также считал, что легко избавится от привычного образа действий. И вот тут он ошибся. Ему удалось заставить себя не напрягать мышцы шеи, но когда он попытался перед началом декламации контролировать напряжение мышц горла и дыхание, он обнаружил, что привычка сильнее его.

Не делая

Не имея возможности побороть привычку, Александер не мог справиться со своей проблемой. Но он сказал себе, что будет решать ее шаг за шагом — начиная с расслабления мышц шеи, что ему удавалось. И вот тогда он сделал открытие, приведшее к появлению Александер-метода. Оказалось, что если он перестанет напрягать мышцы шеи и одновременно откажется от попыток скорректировать два других момента в своем образе действий, то последние придут в норму сами по себе. Не делая — ему удалось сделать это! Александер понял, что за этим его «не делать» скрывался сознательный выбор в пользу решения проблемы. Вот он — главный и основной принцип учения Александера: выбор определяет качественную сторону действий тела. Александер назвал эту способность к выбору «использованием» тела.

Александер продолжал следовать установке «не делать», и к нему вернулся голос. А значит, артист смог вновь работать. Он задался целью пойти в своем эксперименте дальше и начал подавать голову вперед, поскольку помнил, что напряжение мышц шеи и движение головы назад непосредственно связаны между собой. Александер полагал, что, если он будет подавать голову вперед, он еще успешнее решит проблему голоса. Ставя свой эксперимент, он, с помощью зеркал, заметил, что как только он подает голову вперед, то вновь напрягает мышцы горла, отчего происходит сужение гортани, кроме того, грудь его поднимается, спинной отдел позвоночника укорачивается, и рост его становится меньше. Таким образом, всего лишь подавая голову вперед, он полностью менял свой физический облик и мышечный тонус.

Исходный контроль

Александер понял, что мышечное напряжение в теле сказывается на всех его функциях. И не надо пытаться вернуть голос, не надо видеть причину проблемы с голосом в том, как он, Александер, стоит на сцене, не надо пробовать все исправить — в надежде, что он избавится от своей проблемы. А вот что необходимо, так это научиться умению не делать. Он уже знал, что если его голова поднята и подвинута вперед, он будет владеть своим голосом на сцене в той мере, в какой захочет. Единственное необходимое условие для этого — не напрягаться. Он вновь вооружился зеркалами — и сделал второе важное открытие: если он думал, что вот сейчас он поднимает голову и подает ее вперед, в действительности он совершал как раз обратное — он откидывал голову назад.

Да, он знал, что он должен сделать: воспрепятствовать движению головы назад и сделать ею движение вперед. Но чем больше он старался, тем хуже у него получалось. В теории легко — на практике недостижимо. Он уяснил для себя, что позиция головы определяет поведение всего тела, но он просто не мог добиться того, чтобы голова двигалась так, как ему хотелось. И вообще его представление о положении головы никогда не совпадало с ее реальной позицией, как Александер выяснил с помощью зеркал. Но все-таки он теперь нисколько не сомневался в том, что голова... всему начало, что положение головы, шеи, с одной стороны, и положение, и функции тела — с другой, связаны напрямую. Александер обозначил эту связь между головой и телом как исходный контроль.

Психофизическое единство

Доверяя чувствам...

Александер был поражен этими открытиями и начал руководствоваться ими буквально на каждом шагу в своей жизни. Он наблюдал за тем, как он ходит, стоит, разговаривает, жестикулирует и так далее. Все движения, как он заметил, соотносились с положением его головы — если это положение было неустойчивым или неправильным, все тело оказывалось перенапряженным. Однако ему было трудно судить о том, правильное ли положение у его головы, на основании ощущений или предположений. Так, если в зеркале он видел, что положение неправильное, очень часто, если не всегда, он ощущал это положение как правильное. А когда, доверяя чувствам, он полагал, что держит голову неправильно, зеркало опровергало его.

Александер понял, что некоторые привычки, касающиеся положения головы, у него закрепились так давно, что он перестал их осознавать. И он считал эти привычки правильными как раз потому, что они были застарелыми. Правильное же, в действительности, положение головы воспринималось как неправильное потому, что было для него новым и непривычным. Александера осенило: он не может доверять своим чувствам, если речь идет о положении тела! Да, конечно же, он испытал шок. Разумеется, такой факт подрывает фундамент, на котором мы строим свою жизнь. Если мы не можем доверять собственному восприятию в отношении того, где мы находимся и что мы делаем, тогда во что нам верить? Александер, однако, решил, что восстановить доверие к себе вполне возможно. Если мы, делая что-то, делаем это неправильно, значит, надо постараться не делать этого.

Работа

Наряду со своим главным делом, сценой, и дополнительными занятиями по постановке голоса, Александер продолжал изучать, как человек двигается. Работа – так он определил свой новый интерес, который владел им более полувека.

Наблюдения позволили ему подняться на новый уровень осознания действительности; суть воззрений Александера теперь сводилась к тому, что так называемое «духовное» и так называемое «физическое» - нераздельные сущности, а потому заболевания и людские пороки нельзя подразделять на «духовные» и «физические», что подразумевает специфический подход к тем и другим; напротив, привитие любых навыков, любая тренировка должны базироваться на представлении о неделимости человеческого организма.

Работа

Обосновавшись в Лондоне, Александер вернулся к карьере артиста и одновременно открыл практику, а точнее, занялся обучением людей по своему методу. Через несколько лет его называли не иначе, как «покровитель Лондонского театра», а среди пациентов Александера были почти все знаменитые актеры того времени, включая сэра Генри Ирвинга. Вскоре Александер уже консультировал архиепископа Кентерберийского, а также Олдоса Хаксли, Льюиса Мамфорда, Джорджа Бернарда Шоу, Генри Джеймса и многих других выдающихся людей. Девятнадцать врачей подписали направленное в «Ланцет» письмо, в котором призывали коллег-медиков признать и оценить Александер-метод как доказавший необыкновенную эффективность в лечении множества их пациентов.

К 1910 году популярность метода настолько возросла, что появились не слишком щепетильные в нравственном отношении «первооткрыватели» метода, создавшие свою практику. Закрепляя за собой приоритет, Александер написал и выпустил свою первую книгу, посвященную разработанному им методу, — «Величайшее наследие человека». Эта книга не раз переиздавалась при его жизни.

В Америке

Когда разразилась Первая мировая война, Александер в 1914 году уехал в Америку, где открыл практику, и в течение следующего десятилетия проводил полгода в Америке, а полгода в Лондоне. Александер-метод получил признание у американцев, и вскоре его родоначальник основал весьма процветающий бизнес. Александер всегда охотно пропагандировал свою работу, ведь его актерская подготовка означала, что он умеет показать себя. Американцы даже обвинили его в том, что он создает себе «культ». Это было беспочвенное обвинение, но вполне объяснимое, поскольку Александер действительно оставался единственным учителем своего метода. Впрочем, в течение нескольких последующих лет Александер упрочил свое положение в Америке.

Первая школа

Первая школа предназначалась не для тех, кто, желая быть последователем Александера, стремился овладеть его методом, а для маленьких детей. В 1924 году в своей Лондонской студии Александер открыл школу для детей от трех до восьми лет. Он намеревался обучать их с раннего возраста правильному «использованию собственного "я"». Эта школа просуществовала до 1940 года, когда была переведена в Америку, где пользовалась не меньшей популярностью.

Первый учитель

Первая школа для обучающих Александер-методу была создана Александером в Лондоне в 1930 году и предполагала трехлетний курс обучения. Он был абсолютно непреклонен, когда кто-нибудь из обучающихся хотел приступить к обучению других, прежде чем сам полностью овладевал курсом. Альберт, младший брат Фредерика Матиаса Александера, был, пожалуй, первым из учеников. Упав с лошади, Альберт сломал позвоночник и, по приговору врачей, был обречен на неподвижность. Старший брат обучил Альберта торможению, исходному контролю и сознательному включению. Альберт тренировался на больничной койке, пока не смог встать и не начать немного передвигаться. Менее чем через два года после несчастного случая, приведшего к параличу, Альберт полностью оправился от болезни и стал ходячим примером эффективности Александер-метода. И конечно же, Альберт до конца жизни оставался последователем метода, учителем и живым «экспонатом».

Дело о клевете

Наставницей в первой школе Александера для детей была Айрин Таскер, руководившая школой в течение десяти лет, пока в 1934 году она не эмигрировала в Южную Африку, где занялась собственной практикой. Таскер рекомендовала себя как инструктора по Александер-методу и с одобрения основоположника метода намеревалась приложить все силы для его широкого распространения. В ее планы входило добиться того, чтобы Александер-метод был включен в курс физической подготовки повсеместно в школах Южной Африки. Глава Южноафриканского национального комитета по физической культуре, доктор Эрнст Джокл, однако, не был приверженцем метода, более того, доктор Джокл позволил себе чрезвычайно оскорбительные выпады в адрес Александера, которому не оставалось ничего другого, как подать на обидчика в суд за клевету.

Судебное разбирательство тянулось долгие годы, и только в 1948 году Александер выиграл процесс. Хотя Александер и не присутствовал лично на заседаниях суда, он был измучен, ему вот-вот должно было исполниться восемьдесят, так что неудивительно, что с победителем случился удар. Это печальное событие послужило толчком к самой серьезной перепроверке своего метода, которая не шла в сравнение с восстановлением пропавшего голоса. Разумеется, Александер лечил себя сам и спустя несколько недель смог вернуться к работе и преподаванию. Он прожил еще семь лет и умер в 1955 году, в возрасте восьмидесяти шести лет. Неплохая продолжительность жизни, если учитывать, что Фредерик Матиас Александер рос слабым и болезненным ребенком, причем даже не мог посещать школу.

Популярность

При жизни Александера эффективность его метода была ясно доказана. Многие выдающиеся представители медицины и ученые характеризовали Александер-метод как чрезвычайно результативный. Знаменитые люди того времени обучались методу и сообщали об успехах, достигнутых благодаря применению этого надежного «средства». Казалось бы, действительно необычный, новый подход в изучении человеческого организма должен был заинтересовать миллионы людей, во всяком случае, должен был иметь куда больше поклонников. Увы, этого не случилось. Почему? Частично виной тому была сама личность основоположника метода. Александер совсем не был врачом в том смысле, в каком мы понимаем профессию врача сегодня, — он не терпел глупцов и становился настоящим деспотом, когда речь шла об установленных им правилах применения метода.

Александер, к тому же, не был конформистом и мало обращал внимания на общественное мнение. Он даже поселил любовницу в том же доме, где жил с женой, а разразившийся в связи с этим скандал ничуть его не смутил. Он был заядлый игрок, а страсть к скачкам порой угрожала отодвинуть на второй план работу. Однажды он был объявлен банкротом, так как не смог заплатить долг. Он был сильной личностью, наслаждался всем тем, что покупают на деньги, — отменными кушаньями, редкими винами. В нем угадывался денди. Иногда его отвергали из-за дерзости и крикливости, но он в ответ никогда не сбавлял тон и не менял своих манер. Александер был закоренелый индивидуалист и, без всякого сомнения, многим за это не нравился. Впрочем, в наши времена ему бы жилось значительно легче, и в средствах массовой информации его метод оставался бы неизменной темой дня.

Александер-метод сегодня

После смерти Александера его метод постепенно укоренился в широкой практике. Многие знаменитые люди по-прежнему дают ему очень высокую оценку, метод входит в программы, принятые в школах и колледжах. Сегодня нет недостатка в специалистах, обучающих этому методу, существует координационный центр со множеством отделений по всему миру. И сейчас у вас есть возможность брать частные уроки у специалиста-инструктора, вы можете ознакомиться с методом по книгам, подобным той, что перед вами, можете в составе группы посещать тренировочные семинары, наконец, можете слушать кассеты. Спектр применения Александер-метода чрезвычайно широк и многообразен. Когда-то его рассматривали как средство снять напряжение, рекомендованное актерам и музыкантам, но со временем он получил распространение в качестве своеобразной психофизической гигиены тела, соблюдая которую, каждый может научиться хорошо владеть и управлять своим телом. Он также помогает предупредить различного рода физические нарушения, как, например, боли в спине и привычный вывих.

Поскольку Александер-метод не предполагает эффективной демонстрации и «вещь» сугубо личная, его всегда могут потеснить другие способы лечения, с более наглядными средствами воздействия. Возможно, Александер-метод больше, чем какой-либо другой, порождает разнотолки. Самому основоположнику метода не без труда удалось подобрать необходимые для его описания понятия, а может быть, Александер и пренебрегал теорией.

Независимо от того, стремитесь ли вы избавиться от какого-то физического недуга или недомогания, обучившись Александер-методу, вы получите несомненную пользу и только потому, что этот метод позволяет справиться с неестественными нагрузками, которые испытывает тело человека в условиях современной цивилизации. Как раз этим Фредерик Матиас Александер и был озабочен. Однажды, когда он разъяснял свой метод отцу, тот спросил, зачем нам учиться чему-то подобному, если животные прекрасно справляются со всеми предусмотренными их физической природой действиями естественным образом. На что первооткрыватель метода ответил: если бы от животных требовалось выполнять хотя бы половину того, что предписывается человеку в цивилизованном обществе, то и животных пришлось бы лечить. Мы подвергаем наше тело непомерным нагрузкам в результате того образа жизни, который ведем, и поскольку с детских лет мы привыкаем к этим нагрузкам, то мы даже не замечаем их, нам кажется, что с нами все в порядке. Мы сидим на стульях, водим машину, смотрим телевизор, пользуемся лестницей... тешимся «спортом» и делаем еще тысячу и одну противоестественную вещь, которых животные не делают.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ АЛЕКСАНДЕР-МЕТОД?

Основы

Сейчас я хочу познакомить вас с терминологией метода, а также с областью его применения.

Терминология не переусложнена, не беспокойтесь, просто Александер предпочитал пользоваться новыми терминами при характеристике некоторых принципиальных моментов своего метода. Для того чтобы не возникало путаницы, я и предлагаю эти разъяснения. Некоторые из терминов незнакомы вам. Но понять их совсем несложно, к тому же в предыдущей главе они уже частично упоминались.

Исходный контроль

Александер сделал справедливый вывод о том, что положения головы, шеи и туловища, в их взаимосвязи, воздействуют на тело в целом. Если голова и шея правильно выровнены по линии спины, тогда все тело принимает не напряженную, а естественную позу. Проблема в том, что нам неизвестно, что это значит — «правильно выровнены». Нас никогда этому не учили. И в этом, пожалуй, важнейший обучающий аспект Александер-метода. Похоже, что упомянутая проблема знакома только человеку. Может быть, наш вид — ошибочная ветвь эволюции? Посмотрите на других млекопитающих: как плавно передвигается кошка, как грациозно перебирается с дерева на дерево обезьяна, с какой естественностью плывет дельфин и бежит леопард. А теперь посмотрите на человеческое существо. Нелепое создание! Мы сутулимся, ходим с трудом, болеем и выбываем из строя. Нас, кажется, тянет опуститься на четвереньки. Неужели мы «запрограммированы» держаться вертикально и передвигаться на двух нижних конечностях? Оставленные без наших облегчающих жизнь приспособлений, мы, возможно, большую часть жизни провели бы, приникнув к земле. Мы сидели бы, скорее, на корточках... а не на стульях, укладывались бы на пол, а не разваливались на диване. Понаблюдайте за детьми — они так и норовят повозиться на полу. Родители постоянно велят детям «встать с пола» — уверенные, что, лежа на ковре, детям проще подхватить какую-нибудь заразу... А ведь дети просто-напросто пытаются оставаться верными природе.

Солдаты на параде, как вы не раз видели, стоят навытяжку. Они — наша защита, лучшие наши воины и должны быть в прекрасной физической форме. Но если вы приглядитесь к ним, то заметите, что они напряжены и чувствуют себя неловко.

Александер утверждал, что голова должна быть поднята и подвинута вперед. Это положение достигается не в результате намеренных манипуляций головой, а благодаря сознательной проекции. Как только голова будет правильно выровнена, тело последует за головой.

 

а - Невыровненное положение

б -Невыровненное положение

в -Выровненное положение

Существуют разные способы стоять. Когда мы пытаемся встать прямо, или правильно... или же в соответствии с нашим представлением о том, что такое «правильно», мы обязательно в какой-то мере меняем положение спины, груди или верхней части туловища. Александер понял, что голова управляет положением тела в целом. Держите голову прямо — и остальное... приложится. Впрочем, держать голову прямо — это самое сложное. Вот почему большинству обучающихся Александер-методу всерьез рекомендуют индивидуальные занятия с инструктором, который и поможет вам научиться держать голову так, как надо.

ЧТО ТАКОЕ «ПРАВИЛЬНО» И ЧТО ТАКОЕ «НЕПРАВИЛЬНО»?

Я рассуждаю о «правильном» и «неправильном», как будто существует для всех общее верное положение головы. Такового нет. Есть правильное положение для вас и единственно для вас одного. У нас у всех тела разные, головы разные... разные манеры стоять, ходить, садиться и ложиться. Невозможно для всех указать какое-то одно правильное положение головы. Мы можем только попытаться найти такое правильное положение лишь лично для себя.

Неправильно употреблять слово «правильное». Когда мы говорим «правильное», мы обычно подразумеваем «хорошее». Александер-метод не предполагает таких понятий, как «правильное» и «неправильное». Существует более подходящее положение для головы, которое позволяет телу в целом расслабиться, но не существует правильного и неправильного... Возможно, вы знаете, какое положение более подходяще для вас, и знаете, как его достичь, и, однако, предпочитаете держать голову «неправильно». Главное,

опять же — выбор. Что-то может быть неправильным, только если мы это делаем, не имея выбора. Но если у нас появляется выбор, мы поступим, как захотим.

КАК НАУЧИТЬСЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ

Упражнение

Закройте глаза и представьте, что к вашей макушке прикреплена нить, и она мягко тянет вас вверх. Просто сидите и какое-то время воображайте это. И вчувствуйтесь в то, что происходит с вашим телом. Я уверен, что вы почти невольно для себя поднимите голову.

Ваша спина выпрямится, и вы будете держаться прямо.

Впрочем, указание было такое — вообразить, что совершает нить.

Теперь попробуйте сделать упражнение еще раз — зная, что нет необходимости в каких-то движениях тела. Просто вообразите, что происходит. Александер был прекрасно осведомлен о чрезвычайно мощной связи, существующей между разумом и телом. Исходный контроль формируется в уме. Если вы дадите указание вашему разуму, он будет очень тонко контролировать ваше тело.

В последующие несколько дней постоянно в разных ситуациях воображайте, что нить мягко тянет вас вверх. Вам не нужно ничего делать. Позвольте вашему разуму воздействовать на тело на подсознательном уровне.

Сознательная проекция

Александер, осведомленный о тесной связи между разумом и телом человека, сделал вывод, что если вы перепрограммируете свой разум, то тело автоматически последует за ним. Но вот заменить программу сложнее всего. Александер предположил, что достичь такой замены можно, если постоянно повторять определенные указания, — с тем, чтобы слышать их, двигаясь. Проблема заключается в том, что вскоре вы перестаете слушать себя — вы начинаете воспринимать указания разума как своего рода мантру, а когда думаете, что в этом повторении нет смысла, прекращаете его. Однако каждый, кто пользовался мантрой во время медитации, открывал для себя, что разум оперирует на очень тонком уровне восприятия. И перемены происходят, когда мы этого даже не замечаем.

Сознательные проекции Александера таковы:

• пусть шея будет ненапряженной;

• пусть голова будет поднятой и выдвинутой вперед;

• пусть спина распрямится.

Опять же — это не то, что вы должны делать, это то, о чем вы должны думать. Речь идет о сознательных проекциях. Вы можете использовать их в качестве мантры: повторяйте их, как только выдастся минутка, повторяйте их, когда вы садитесь, встаете, ходите, жестикулируете. Но каждый раз, когда вы обнаружите, что делаете соответствующие движения во время мысленного повторения сознательных проекций, вам надо остановиться и напомнить себе, что это только мысли, а не действия. Мысли первичны — действия следуют за ними автоматически. У нас нет необходимости делать что-то. Фактически, как выяснил Александер — и на это у него ушло десять лет, — чем больше мы стараемся что-то делать, тем больше портим дело.

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ... НА КАЖДОМ ШАГУ

Возможно, вам покажется любопытным проанализировать собственно ваш режим «достижения цели». Разве вы не торопитесь жить? Мы все мечтаем о следующем отпуске, а проводя отпуск, мысленно уже возвращаемся к работе...

Режим «достижения цели» в конечном счете определяется рассудочной установкой — быстрее вперед... и ну их, «путевые картины»... Но, как выяснил Александер, разум воздействует на тело. Когда мы разучимся достигать цели, мы будем испытывать меньшее напряжение. Мы, конечно же, доберемся до пункта назначения и — за то же время, но, возможно, не будем так уж измучены в конце пути. Речь идет о любой сфере жизни от самого незначительного дела или короткой поездки до главного путешествия, совершаемого человекам, путешествия между рождением и смертью.

«Опосредующие средства»

Режим «достижения цели» — это привычки. Возможно, когда-то полезная привычка помогла нашим пещерным предкам, первобытным охотникам, выжить. Мы можем отучить себя от этой привычки, но нам необходимо расчленить нашу деятельность на мельчайшие отдельные действия и посмотреть, почему мы их совершаем. Применительно к такому анализу Александер говорил об «опосредующих средствах». Каким образом мы действуем? Мы действуем опосредующими средствами. Каждому действию соответствуют свои опосредующие средства. Так, мы садимся или вновь встаем с помощью опосредующих средств. И когда мы начинаем рассматривать каждое действие, необходимое для осуществления какой-то задачи, мы задаемся разными вопросами.

Как я осуществляю эту задачу? Какие мышцы включены в действие? Какое положение у моего тела? Какие у меня ощущения? Как я ощущаю разные части тела в соотношении со всеми другими частями? Зачем я осуществляю эту задачу? Какую цель я хочу достичь? Каков будет результат, когда я выполню эту задачу? Зачем мне следует продолжать выполнение этой задачи? Какие у меня мотивы, чтобы осуществить эту задачу? По силам ли мне осуществление этой задачи?

Упражнение

Читайте эти строки и не теряйте время зря. Не меняя положения тела, мысленно проведите опись всех частей тела — с ног до головы — и их состояния. Итак, вы проверяете каждую часть тела. Где она? Какое действие совершает? Как вы ее ощущаете? С чем она соприкасается? Она напряжена или не напряжена? Какой вы видите ее мысленным взором? А как представляете все свое тело? Какие испытываете ощущения?

Вы приняли эту позу — а каким образом? И почему? Почему ваши руки именно в таком положении? И почему ваши стопы в таком положении? Как вы держите голову и почему именно так? Отметьте все, но пока совсем не двигайтесь.

Теперь вам, возможно, совершенно ясно, что некоторые части тела занимают странное положение. И вы постепенно осознаете, что ваше тело приняло какую-то позу, кажется, без вашего участия. Не волнуйтесь, в соответствии с Александер-методом, подобное открытие закономерно. Мы вдруг обнаруживаем, что внутри нас есть как бы некое вместилище воли, не совпадающее с нашей... Итак, вы знаете все о положении каждой части вашего тела и пока совсем не двигались. Теперь переходите к пункту 2 этого упражнения. Начинайте мысленно размещать — не двигайтесь! — все части тела, задавшись целью сесть удобнее и избавиться от ненужного напряжения. Повторю: пока не двигайтесь, сначала подготовьтесь мысленно.

Пункт 3 — встаньте и не спеша приготовьтесь снова сесть и продолжить чтение. Во время подготовки обратитесь к сознательной проекции. Непосредственно перед тем, как сесть, постарайтесь вспомнить, где была каждая часть вашего тела, когда вы сидели, и каким образом вы решили изменить позу. Это немного похоже на то, когда вы, удобно устроившись в постели и засыпая, вдруг понимаете, что вам надо в туалет, а вернувшись, не можете найти прежнее, такое удобное положение и, пока вновь уляжетесь, чувствуете себя в постели неудобно. Новая поза иногда кажется неудобной, потому что она непривычна.

Это упражнение вы можете выполнять в любое время и в любом месте. Что бы вы ни делали, остановитесь, проверьте положение всех частей тела и выполните упражнение.

Александер настоятельно советовал своим ученикам сосредоточиваться на опосредующих средствах, а не на достижении цели, и тогда ученики естественным образом расслаблялись и управляли телом успешнее. Если нам не удается проанализировать опосредующие средства наших действий, мы двигаемся как автоматы. Когда же мы анализируем их, мы начинаем действовать как человеческие существа: мы держим все под контролем, берем ответственность на себя и совершаем сознательный выбор.

Торможение

Этот, введенный Александером, термин обозначает приобретение навыка останавливать себя непосредственно перед началом какого-то действия или движения. Позже термин стал употребляться и в других контекстах, но я буду вкладывать в него тот смысл, какой вкладывал автор метода.

Уточню, что речь идет не просто о том, чтобы научиться останавливать себя, — надо останавливать себя и спрашивать, что мы делаем, надо анализировать «опосредующие средства», которые мы применяем. Торможение — также прекрасный способ избежать вовлеченности в режим «достижения цели». Если всякий раз, когда вы готовы ринуться вперед, вы прежде прибегнете к торможению, у вас появится возможность перевести дыхание — мгновение, чтобы собраться с мыслями и сознательно оценить, что вы делаете. А тогда вы сможете подвергнуть проверке мотивы, побудившие вас взяться за эту конкретную задачу, обдумать, как ее надо выполнять, что последует за ее выполнением и что вы чувствуете, взявшись за эту задачу. Все это займет какую-то долю секунды — вам незачем усаживаться и часами взвешивать ваше начинание. Речь идет просто о коротенькой паузе перед действием, когда вы убеждаетесь, что вы и в самом деле намерены сделать этот шаг.

Упражнение

На этот раз вам понадобятся ручка и лист бумаги. Я бы хотел, чтобы вы точно описали, как вы совершаете три ежедневные процедуры.

1. Как вы одеваетесь по утрам? В каком порядке надеваете одежду? Вы одеваетесь стоя или сидя. Объясните, пожалуйста, в письменном виде, почему вы делаете все именно таким образом. Репетиции запрещены! Описывайте все по памяти.

2. Как вы ложитесь спать вечером? Как забираетесь в постель? В каком положении привыкли лежать? Какое именно положение занимает каждая часть тела? И опять же — почему вы делаете все именно таким образом?

3. Как вы готовите чай (кофе)? Чем вы заняты, пока закипает чайник? В каком положении вы стоите? В каком положении каждая часть тела? Почему?

Все это легко, так ведь? Или же вам трудно точно вспомнить ваши обычные действия?

Впрочем, неважно — вскоре вы перейдете к пункту 2 упражнения. Отложите лист с детальным описанием в сторону, а когда придет время описанных действий, вы сможете свериться с записями и выяснить, насколько они были точны.

Затем выполняйте пункт 3 упражнения: перед совершением каждого из обычных действий в положенное для него время прибегайте к торможению. Пауза позволит вам проконтролировать каждое действие и убедиться в том, что вы на самом деле хотите его совершить. Пусть вас не беспокоит мысль, правильно или неправильно вы совершаете эти действия, — просто осознайте факт, что, возможно, всю жизнь вы действовали бессознательно. Александер-метод как раз и нацелен на пробуждение сознания, в результате чего мы задаемся вопросом, что мы делаем, а вслед за этим ищем лучший, более эффективный и сознательный способ действия.

Антигравитация

Воздействие гравитации хорошо известно каждому. Что следует подчеркнуть, так это момент постоянности гравитации. Мы не перестаем испытывать воздействие гравитации, переставая думать о ней. Гравитация в силе все двадцать четыре часа в сутки — притягивая к центру Земли все на ее поверхности, в том числе и нас с вами. Каждая наша мышца, каждое сухожилие в ней, каждая фибра постоянно противостоит воздействию гравитации. А если бы это было не так, то мы оказались бы бесформенными кучками на полу. Человеческое тело является антигравитационной сущностью. Оно способно бороться с гравитацией на продолжении всей жизни человека. Однако мы за это недешево расплачиваемся. С годами такая битва делает наше тело обвисшим и сгорбленным. Да, мы гнемся, но не сдаемся! Хотя и выглядим израненными, покрытыми боевыми шрамами.

Александер считал, что мы можем лучше приспособиться к воздействию гравитации, если будем осознавать, что происходит, и получим некоторую помощь. Он знал о силе разума, и поэтому предложил, чтобы мы вообразили прикрепленную к нашей голове нить, которая тянет нас вверх. Эта нить не подвластна гравитации (потому что она воображаемая!), и, таким образом, она может держать нас в более распрямленном положении, «не изнашиваясь» в битве с гравитацией. Если вы хотите убедиться в силе разума, просто вспомните о своем имени. Оно — это вы, оно оформлено и тождественно вам, вы пишите его, другие знают вас под этим именем, оно при вас всю вашу жизнь, оно является неотъемлемой частью вас и всего, что вы собой представляете. Так ведь? Да, так. Но оно нереально — в действительности оно не существует. Однако если нечто несуществующее обладает подобной силой, только подумайте, чего вы сможете достичь, когда будете пользоваться этой силой.

Функции

Каждая часть нашего тела имеет свою функцию. Эта функция является составляющей человеческого тела как механизма. Функция и соответствующий ей орган или органы приспособлены к выполнению определенных задач. Функции некоторых частей тела очевидны — их не перепутать. В качестве примера назову уши. Посредством ушей мы слышим и вряд ли можем использовать их для чего-то иного. А теперь возьмем спину. Какова ее функция? Для чего, в действительности, предназначена спина? Поддерживать верхнюю часть нашего тела? Обеспечивать нам возможность поднимать тяжести? Или мудрый Создатель подумал о спине, чтобы было на что «повесить» две человеческие руки?

В главе 8 мы подробно рассмотрим человеческое тело, его составные части и их функции. Пока будет довольно знать, что каждая часть тела имеет свою функцию, а также может быть использована в функциональном отношении неправильно. Если нам неизвестна конкретная функция какой-то части тела, мы не в состоянии заменить неправильное использование этой части на правильное.

Стимулы

Предположим, что ваш близкий друг, которого вы действительно хорошо знаете и уважаете, входит в комнату. Он смотрит на вас, а потом говорит, что вы дурак, чучело гороховое и вообще пустое место. Как вы отреагируете? Он послужил раздражителем, или толчком, или стимулом для вашей реакции. Возможно, вы разразитесь слезами. Или броситесь вон из комнаты. А может быть, накричите на него. Все эти действия будут физическим ответом на стимул. Но вспомните-ка про торможение. Вы можете чуть помедлить — прибегнуть к торможению, прежде чем реагировать, а затем выбрать, как реагировать. Вы даже можете, подумав, не реагировать вовсе. А тогда ваш друг, возможно, широко улыбнется и скажет, что это был розыгрыш, или же проверка, что он слегка навеселе, — да мало ли что еще он скажет вам?!

А когда звонит телефон, вы всегда спешите поднять трубку и ответить? Предположим, вы

как раз заняты чем-то очень важным: ведете дискуссию, предаетесь любви, ужинаете. Стимул есть: телефонные звонки. Какова ваша реакция? Большинство людей, не знающих про торможение, бросятся к телефону, чтобы ответить. Но теперь вам известно о торможении, и вы можете помедлить долю секунды и задаться вопросом, а не важнее ли звонка то, что вы в этот момент делаете, и, может, вам не отрываться от дела? Кроме того, вас всегда выручит автоответчик, если вы захотите.

Стимулы — это все то, что побуждает нас к действию. Стимул может быть эмоционального воздействия — каждый раз, когда мы слышим определенную мелодию, мы грустим; физического воздействия — телефонные звонки заставляют нас вскакивать; умственного воздействия — когда мы вспоминаем о том, сколько работы нам предстоит сделать, голова у нас идет кругом.

Некоторые стимулы запускают реакции, которые являются приобретенными привычками, а поэтому их трудно избежать. Готов поспорить, что все мы оглядываемся, слыша полицейскую сирену; мы знаем, что происходящее не имеет к нам никакого отношения, но все равно — невольно реагируем. Иногда такие стимулы приобретают чрезвычайную важность, они просто жизненно валены. Так, если в театре кто-то крикнет «Пожар!» — мы должны отреагировать. Но теперь, поскольку мы знаем о торможении, мы, возможно, не будем впадать в панику, а выберем более продуктивный способ действий.

ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭТОТ МЕТОД?

Бегство или битва?

В том случае, если упомянутые реакции запускаются без необходимости, с нами происходит следующее: мы испытываем стрессовое состояние, которое ведет к напряжению мышц всего тела. Некогда выработанная человеком реакция «бегства или битвы» по-прежнему присуща ему, но теперь используется в значительно меньшей степени. Впрочем, мы так же, как и наши далекие предки, невольно реагируем на потенциальную опасность, только в современном обществе не принято расправляться с врагами, применяя физическую силу, и в прямом смысле слова спасаться бегством.

Человек разумный или — падающий?

Итак, как же мы используем защитные механизмы, которые включаются, когда мы думаем, что нам грозит опасность? Обычно мы накапливаем эти реакции в виде мышечного напряжения, с которым приучаемся жить день за днем. То же относится и к внутренним стимулам. Каждый раз, когда наше тело настраивается на то, что вот сейчас потеряет равновесие, оно реагирует — напрягаясь и готовясь к травмам; но даже если мы удерживаемся от падения, напряжение не исчезает, а накапливается в нас. Проблема состоит в том, что по причине способа, которым мы привыкли передвигаться, наше тело постоянно настроено на потерю равновесия. Настоящая глава поможет вам научиться распознавать такие накопленные реакции и избавляться от них. Мы не можем остановить реакции тела, но мы можем менять их.

Как избавиться от избыточного напряжения

Прежде чем мы сможем избавиться от избыточного напряжения, мы должны разобраться в том, как и почему мы «напрягаемся» и почему сохраняем напряжение. Все объясняется страхом. Мы почти постоянно, а может быть, и на самом деле постоянно испытываем страх. Я догадываюсь, что вы сейчас качаете головой — вы не согласны со мной. Позвольте, я поясню...

Природа дает нам возможность позаботиться о самих себе, наделяя нас определенными рефлексами. Эти рефлексы включаются очень быстро. Они постоянно активизированы, хотя и не всегда в действии — они находятся в состоянии постоянной готовности, чтобы включиться при первом намеке на опасность. Иными словами, мы проводим всю жизнь... настороже.

У некоторых людей спусковой механизм рефлексов слишком чувствителен — наверняка вы знаете таких людей, они по малейшему поводу, даже от телефонного звонка, вздрагивают. У других людей время реакции кажется более замедленным — вы не заметите, чтобы они вздрагивали. Впрочем, они тоже реагируют.

Применительно ко всем этим реакциям можно говорить об определенных базовых симптомах. Обычно их объединяют под названием «модель испуга»; вы можете наблюдать физическое проявление симптомов, а также регистрировать их с помощью приборов.

 

Модель испуга

Физические изменения:

• учащение пульса;

• прекращение процессов пищеварения;

• продуцирование гормонов, в частности адреналина;

• сужение сосудов.

Происходят также и другие изменения, которые могут быть включены в любой из вышеприведенных перечней: увеличивается потребность легких в кислороде, меняется цвет кожных покровов, температура тела падает, активизируется потоотделение... даже поднимаются волосы! В общем, весь человеческий организм претерпевает радикальные изменения. И это случается с нами каждый раз, когда мы активизируем модель испуга. Только представьте, что с вами происходит, когда раздается телефонный звонок! Модель испуга, разумеется, проявляется в большей или меньшей степени в зависимости от конституции конкретного человека, частоты стимула, его привычности или непривычности для человека, от способности человека противостоять стрессу.

• голова опускается и подается назад;

• плечи поднимаются, и спина сутулится;

• грудь западает;

• руки выпрямляются;

• ноги сгибаются в коленях.

Физиологические изменения:

• загустение крови;

• повышение кровяного давления;

Как противостоять стрессу

Благодаря Александер-методу мы узнаем о наших реакциях и о том, как мы можем изменить некоторые из них. Возможно, вы будете не в состоянии контролировать модель испуга, если вы всерьез напуганы, да это и незачем. Все превращения, происходящие с нашим телом, необходимы для того, чтобы мы смогли устоять, когда наша жизнь в опасности. Однако после исчезновения опасности, реальной или воображаемой, мы сохраняем напряжение, а ведь мы можем научиться снимать его. Кроме того, овладев техникой торможения, мы способны уже не проявлять реакций на подобном инстинктивном уровне. Воспользовавшись тысячной долей секунды, мы оценим ситуацию и решим — а есть ли необходимость в столь предельной реакции?

Может быть, «отделаемся» недолгой рефлекторной паникой? Зачем мобилизовать весь организм по сигналу «Тревога!» — если раздается лишь телефонный звонок? Оставим предельную реакцию на тот случай, когда нам выпадет встреча с диким зверем...

Однако потребность во всех описанных изменениях тела более чем необходима, если мы действительно должны вступить в схватку или же спасаться бегством. Дополнительный приток кислорода и крови пойдет нам на пользу, а отведя голову назад, мы убережемся от направленного на нас смертельного удара. Но когда опасность прошла, мы можем избавиться от напряжения. Контролируя весь организм, мы быстро учимся распознавать возникшее напряжение и затем целенаправленно снимать его.

И вновь падая

Ясно, что большую часть времени стимулы, порождающие у нас модель испуга, будут внешними — нервотрепка на автодорогах, общение с трудными людьми, неприятные ситуации, несчастные случаи, катастрофы... кара Господня. Это — большую часть времени... Но что если все время — без передышки — мы сами себя запугиваем? Мне очень не хотелось бы сообщить вам такую новость, но так оно и есть.

В том случае, если мы подвергаемся воздействию внешних стимулов, мы обычно способны понять, что же происходит, но внутренний стимул гораздо труднее выявить. Что если мы думаем, что мы падаем, но даже не подозреваем о своих мыслях? Включаются все защитные механизмы организма, а мы ощущаем стресс или усталость от избыточного мышечного напряжения или даже раздражения из-за чувства неустойчивости, но мы не знаем, откуда все это у нас.

Я позволил себе грустную шутку по поводу видового названия современного человека — «человек падающий», поскольку большинство из нас почти постоянно... падают, но не догадываются об этом. Один из важнейших уроков для овладевания Александер-методом — умение садиться и вставать. Те, кто проходят обучение у инструктора, обычно недоумевают: «Почему он только и делает, что усаживает нас и вновь поднимает на ноги?» Иногда человек, кажется, справляется с задачей, но чаще всего — нет. Так в чем же причина, по которой обучающие Александер-методу посвящают так много времени этим процедурам — сесть, встать?.. Эти действия — сесть, встать — занимают большую часть периода бодрствования у человека и, к тому же, действительно прекрасные примеры, чтобы разобраться в том, как и почему мы начинаем испытывать напряжение.

Внутренние датчики

Внутренние датчики определяют наше состояние, касающееся равновесия и положения в пространстве. Совершенствование этих датчиков не поспевает за шагом цивилизации, поэтому они действуют на том же примитивном уровне, что и реакция «бегства или битвы». В основном они информируют наш мозг о том, что мы делаем, и какие конкретные мышцы помогут нам выполнить задачу. Когда мы встаем, нам не обойтись без помощи больших мышц спины, которые удержат нас в вертикальном положении. Когда мы ложимся, эти большие мышцы можно отключить, поскольку телу известно, что мы собираемся спать. Некоторые из обсуждаемых датчиков действуют, отталкиваясь от конкретного положения наших стоп. Если стопы всей поверхностью опираются на пол, то, значит, мы встаем и следует активизировать мышцы. Если стопы не касаются пола, значит, мы ложимся и те лее самые мышцы могут бездействовать. «Переключатель» занимает только одну позицию из двух — включен, когда мы встаем, выключен, когда мы ложимся. Вот так все просто, но механизм срабатывает. Однако какой-то глупец из рода человеческого придумал стул и все запутал. Сидеть — это не стоять и совсем не то же, что лежать. Когда мы садимся, мы временно теряем равновесие и на какую-то долю секунды падаем назад. Результат? Вы уже догадались: включается модель испуга, и мы испытываем чрезвычайное напряжение каждый раз, когда садимся, чтобы... отдохнуть. Не удивительно, что мы путаемся в ситуации.

Наверное, вам интересно, как человек сидел раньше. А он и не сидел. Наши далекие предки, подобно тому, как это делают представители современных туземных племен, опускались на корточки. В таком случае стопы всей поверхностью опираются на землю, а значит, большие мышцы спины остаются активными и поддерживают человека в этом положении.

Человек падающий

Итак, что же мы можем сделать? Мы можем либо перестать сидеть на стульях и вернуться к положению на корточках, либо научиться садиться, не падая назад, что довольно просто.

Упражнение

Попробуйте несколько раз сесть. Выберите стул с жесткой спинкой. Разумеется, вам нужно будет столько же раз вставать, сколько вы садитесь. Каждый раз сосредоточивайтесь на движениях головы и шеи.

А теперь попробуйте садиться и вставать, положив руки на затылок. Просто держите кончики пальцев на затылке и наблюдайте за тем, что происходит. Шея подается назад, так ведь? Вы ощущаете, как вы напрягаетесь? Большинство людей садятся, помогая себе опускаться на стул руками, а когда седалище почти касается стула, они опускают руки примерно на дюйм и падают. Тут же включается рефлекторная модель испуга, голова подается назад и происходят все другие упомянутые изменения. Именно поэтому вы сели и почувствовали себя хуже прежнего.

Попробуйте садиться очень медленно — все так же держа кончики пальцев на затылке, — воображайте при этом, что кто-то вот-вот выдернет из-под вас стул. Вы должны суметь остановиться в своем движении в любой момент, ведь вы больше не «отпускаете» себя. Вы будете сохранять равновесие и больше не будете падать. А это значит, что вы больше не включаете рефлекторную модель испуга, следовательно, вы избегаете напряжения и обязательно расслабитесь.

Вам необходимо потренироваться, потому что единственный способ, каким вы можете встать, предполагает, что ваше тело будет слегка наклоняться вперед, как при падении вперед. Но тело не допустит этого падения, оно лишь подастся вперед и затем примет вертикальное положение.

Так садятся те, кто не владеет Александер-методом

 

 

Так садятся по Александер-методу

ДИВАН-ЛОВУШКА

Лучше всего, если вы, выполняя описанное упражнение, будете садиться и вставать, пользуясь довольно жестким стулом с прямой спинкой. Если же вы попробуете использовать диван, вас ждут трудности. Для того чтобы научиться вставать с дивана, вам следует подвинуться к внешнему краю сиденья, тогда вы займете оптимальную позицию для «падения».

Диван оказывается для нас ловушкой, и нам приходится потрудиться, чтобы встать с него.

Если мы подвинемся к внешнему краю сиденья, а затем будем «падать вперед», встать будет намного проще

ПОДНИМАНИЕ СЕБЯ

Описанное «падение» вы можете использовать всякий раз, когда вам нужно встать из положения сидя. Стоит проанализировать и два других действия — как вы встаете с постели и выбираетесь из машины. Опять же — сначала совершайте все, как обычно. Затем повторите действия, уже держа кончики пальцев на затылке. Такая манипуляция рекомендуется в двух целях: во-первых, с помощью пальцев вы ощутите напряжение, которое обычно испытываете, вставая на ноги; во-вторых, ваши руки теперь заняты и вы не сможете использовать их в качестве рычага, чтобы поднять себя. А ведь большинство людей именно это и делают, когда хотят встать из положения сидя, — поднимают себя.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ – ВСТАТЬ?

Если вы посмотрите на рисунок, то увидите, что для того, чтобы встать в действительности необходимо изменить треть положения сидя.

Пропорция бедер и всего тела при перемене положения сидя на положение стоя

Когда вы сидите, вы уже на две трети стоите. Ваши голова, шея и туловище находятся в положении стоя, ноги от колен до стоп тоже находятся в положении стоя; вам необходимо изменить лишь положение бедер — только бедра занимают положение сидя. Слегка подавая и наклоняя бедра вперед и делая движение головой вперед и вверх, вы затем легко меняете положение бедер на 45°.

Ваши голова, шея и туловище должны двигаться вперед, но они не меняют своего угла. Ваши стопы и голени не меняют своего положения. Двигаются на самом деле только бедра. Встать — это, по сути, простая операция, в осуществление которой мы вкладываем слишком много усилий. Нам нет необходимости поднимать себя, а также тратить драгоценную энергию, включая ненужные для этого действия мышц. То же относится и к операции «сесть».

Два вида мышц

В действительности у нас два вида мышц: произвольно сокращающиеся (неосаночные) и непроизвольно сокращающиеся мышцы (осаночные). Они различаются в качественном отношении, а также по своему назначению, имеют свои характерные преимущества и недостатки.

• Произвольно сокращающиеся мышцы, такие, как мышцы рук и ног, очень подвижны, они быстро утомляются и приводятся в действие нашими усилиями. С их помощью мы берем, носим, держим предметы, передвигаем и передвигаемся, а также выполняем общие функции. Главное назначение этих мышц — обеспечить нам возможность совершать действия.

• Непроизвольно сокращающиеся мышцы, такие, как мышцы спины, не слишком подвижны. Они могут находиться в рабочем состоянии неограниченное время и «включаться» нашими внутренними датчиками без волевых усилий с нашей стороны. Они отвечают за нашу осанку, противостоят напряжению при нагрузках, таких, как подъем нами тяжестей, и позволяют нам менять свое положение. Главное их назначение — поддерживать нас в вертикальном положении.

Не путайтесь в отношении вида мышц: вы пользуетесь непроизвольно сокращающимися мышцами, когда встаете на ноги, и произвольно сокращающимися мышцами, когда держите газету, читая ее. Вы не предполагаете, что непроизвольно сокращающиеся мышцы спины будут помогать вам держать газету, и однако же ожидаете, что произвольно сокращающиеся мышцы рук помогут вам встать!

Моральное превосходство

Применительно к обсуждае мым нами предметам не подходят нравственно-этические категории «хорошо» и «плохо». Вы не обязаны сидеть прямо, вы можете сидеть, скрес тив ноги, и — горбиться, сколько захотите. Александер-метод предполагает выбор, а не жесткие предписания. И не вынесение приговора за какие-то отклонения от нормы.

 

Вы можете посмотреть на человека и поду мать — а ведь он сидит плохо; но это его дело. И в том, что вы стоите «лучше» кого-то, вам не сле дует искать вашего морального превосходства. Если Александер-метод приносит вам пользу, следуйте ему, но не поднимайте шумиху вокруг своих успехов и результатов. Понуждая других применять этот метод или заявляя людям, что они стоят неправильно, вы только отвратите их от желания обучиться методу. Если метод помогает вам — прекрасно. Пусть окружающие удивляют ся тому, с какой грацией вы теперь двигаетесь, пусть поражаются вашему окрепшему здоровью и энергичности. Когда они захотят узнать ваш сек рет, они вас спросят, а вы им расскажите. Тем временем сосредоточьтесь на самом себе.

Три способа действий

Существует только три способа делать что-то:

 1. Вы делаете что-то не думая.

Невыровненная осанка — вы стоите, не думая о своей осанке

 

2. Вы намеренно делаете что-то.

Невыровненная осанка — вы стоите с намерением сохранить правильную осанку

 

3. Вы делаете что-то предназначенным для этого способом.

Выровненная осанка — ваше тело предназначено для такой осанки

 

Александер утверждал, что, чем больше вы стараетесь сделать что-то хорошее, тем хуже по лучается. Поскольку мы имеем представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», мы склонны руководствоваться этим представ лением, когда занимаем положение стоя, и — ошибаемся: Возможно, неправильным будет даже не наш способ принимать положение стоя — неправильной будет наша идея о его правильности. В силу воспитания наше представление о том, что «правильно» и что «непра вильно», складывается на основе заблуждений, которые мы усваиваем от других людей, не зна ющих путей к совершенствованию. И когда мы держимся за наше представление о «правильном» и «неправильном», мы всегда ошибаемся. Когда же мы отказываемся от наших представ лений, все решает случай. Мы должны поис кать какой-то свободный от шаблонов способ действовать.

Четыре ступени действий

Александер-метод продвинет вас от первой ступени к четвертой. Первая ступень действий не представляет для вас трудностей — это привычный вам путь действий. Четвертая ступень тоже не представляет трудностей — такой путь действий вам был свойствен в детстве. А вот на промежуточных ступенях вам будет нелегко. Четыре ступени действий таковы:

• Первая ступень.Неосознанное неумение. На этой ступени вы сейчас и находитесь — вы действуете не тем способом, который предназначен для вас.

• Вторая ступень. Осознанное неумение. К этой ступени вы двигаетесь — вы действуете не тем способом, который предназначен для вас, но теперь вы знаете об этом и можете увидеть разницу.

• Третья ступень. Осознанное умение. На этой ступени вы начинаете действовать тем способом, который предназначен для вас, но вынуждены думать о своих действиях, и поэтому они кажутся вам странными.

• Четвертая ступень. Неосознанное умение. На этой ступени ваши действия становятся для вас естественными, и вы вновь двигаетесь с легкостью и грацией ребенка. Вы действуете умело и уже не думаете о своих действиях, отсюда у вас ощущение, что вы все делаете правильно.

Итак, если при рождении мы занимаем четвертую ступень, то каким образом мы оказываемся на первой ступени, почему и вынуждены учиться всему заново?


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!