Использованиеинтерактивныхметодовмузыкально-сценическогообучения вокального коллектива в учрежденияхдополнительногообразования



Своевременное выявление и развитие у каждого ребенка творческих способностей является важной задачей системы образования.

Поставленные задачи в значительной степени решает музыкальное искусство. Среди предметов эстетического цикла именно музыка особенно стимулирует учеников к творческой деятельности, способствует развитию творческого мышления, коммуникативности.

Детское творчество играет ведущую роль во многих системах художественного и музыкального образования: Е. Жак-Далькроза, К. Орфа, З. Кодая, Ш. Сузуки, Д. Кабалевского, Н. Ветлугиной. По мнению педагогов, музыкальная творческая деятельность направлена на создание учащимися нового художественного продукта.

Музыкально-эстетическое воспитание учащихся учреждений дополнительного образования осуществляется в различных формах коллективного музыкального творчества. Одной из самых популярных и любимых форм коллективной музыкальной деятельности учащихся является пение в вокальных ансамблях. Сейчас продолжают набирать популярность вокальные студии, вокально-хореографические ансамбли, шоу-группы, где ребенок со средними вокальными данными может раскрыть свой творческий потенциал,научиться управлять собственным голосом, имеет возможность развить свои творческие способности и всегда получает попытку самовыражения и имеет поддержку товарищей.

Итогом музыкальной деятельности является концертное выступление, т.е. музыкально-сценическая деятельность, которая подразумевает воплощение музыкального образа.

Проанализировав собственный опыт работы с детскими вокальными ансамблями, хочется обратить внимание на ряд трудностей, которые возникали в сценическом воплощении музыкальных образов: некоторые дети слишком эмоциональные (они используют много жестов, мимики – возможно, они пытаются подражать преподавателю или какому-нибудь исполнителю), что не всегда совпадает с замыслом автора, но чаще детям присуща эмоциональная скованность (вялые мышцы лица – маловыразительная мимика, вялый артикуляционный аппарат, неумение свободно владеть жестами). Эта проблема остро возникает именно в работе с вокальными ансамблями, потому что в вокальном ансамбле поют много детей и все они разные. Если об исполнении одного ребенка можно сказать, что его выступление было более или менее эмоциональным, то в вокальном ансамбле эта разность исполнения очень заметна.

Вокальный жанр – синкретический вид искусства, который объединяет музыкальное искусство, ораторское, театральное, хореографическое.Поэтому песню можно назвать своего рода маленьким музыкальным спектаклем. И, соответственно, от вокальных исполнителей требуется владение широким спектром умений и навыков.

Мы определили «умение сценического воплощения музыкальных образов» как способность детей воспроизводить и доносить до слушателей образное содержание произведения, используя при этом выразительность мимики, пантомимики, элементов хореографии, и сохраняя в условиях публичной деятельности творческое самообладание.

Процесс музыкально-сценического обучения учащихся будет эффективным и интересным при использовании интерактивных методов и приемов, направленных на формирование умений сценического воплощения музыкальных образов, а именно:

- художественный тренинг, который направлен на формирование и совершенствование межличностного общения участников вокального ансамбля.

Средство воздействия, направленное на развитие определенных знаний, умений, установок и опыта в области определенной деятельности можно интерпретировать как тренинг.

Методика проведения тренинга поведения строится на принципах воспроизведения сложных для участников группы тренинга ситуаций посредством использования ролевых игр и групповых дискуссий.

Художественный тренинг осуществляется путем привлечения учащихся к ролевой игровой деятельности и предусматривает выполнение комплекса художественно-технических упражнений на развитие и коррекцию вокальных умений, в который входит:

- артикуляционная гимнастика, которая включает в себя комплекс упражнений, например: упражнение «Заборчик», «Дудочка», «Окошко» или «Скалится страшный лев», «Грибочек»).

Во время выполнения упражнений необходим визуальный контроль педагога. Эти упражнения являются важным и необходимым звеном в исправлении недостатков речи и в работе над вялостью артикуляционного аппарата. Для достижения необходимого эффекта упражнениям необходимо уделять 3-5 минут перед пением.

- Мимическая разминка

Задачи: активизировать мышцы лица, определить, какое выражение лица подходит для воплощения определенного настроения.

Для того, чтобы выступление было ярким и живым, нужно, чтобы мимика лица тоже была живой. Например:

- Наморщить лоб, поднять брови (удивление);

- Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь);

- Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно – равнодушие)

- Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас);

- Расширить глаза, рот открыт, вдохнуть, немного улыбнуться (удивление, восхищение);

- Улыбнуться, подмигнуть (улыбка – залог успеха).

Определенные группы мышц лица отвечают за выражение соответствующих эмоций. Научиться свободно владеть мимикой, уметь применять выражение лица для определенного настроения,уметь читать эмоции других участников ансамбля помогут упражнения: «Воплотить настроение», при выполнении которого дети по очереди дают друг другу задания передать настроение: веселое, грустное, торжественное, злое, удивленное, обиженное, тревожное и тому подобное. Затем ученики оценивают, удалось ли передать настроение в достаточной степени, или нет, какой мимики не хватило, над какими мышцами лица необходимо работать.

 Упражнение «Угадай настроение»: один из учеников изображает определенное эмоциональное состояние (на его выбор), другие ученики должны угадать настроение, которое выражает ученик.

Упражнение на развитие эмоций в процессе пения «Создай фразу»: ученикам можно предложить фразу «Я пойду на концерт» и домашнее задание: придумать мелодию на эту фразу в определенном настроении (с интересом, с радостью, с удивлением, со страхом, торжественно, печально). Затем на уроке все по очереди должны продемонстрировать ее и обратить внимание, как мелодия влияет на настроение.

С целью активизации творческих проявлений учащихся в процессе ансамблевого пения целесообразно применение в работе методов коррекции пения и художественно-сценического поведения, которые предусматривают применение импровизации на репетициях и в ситуациях публичного выступления.

Анализ вышесказанного объясняет важность интерактивных методов музыкально-сценического обучения учащихся,посколькутворческий, коллективный подход на занятиях способствует формированию умений сценического воплощения музыкальных образов

Контрольные вопросы

1. Почему формирование музыкального восприятия является одной из основных проблем музыкального воспитания?

2. Раскройте содержание понятия «музыкальное восприятие».

3. Назовите возрастные особенности музыкального восприятия детей.

4. Каким образом осуществляется процесс руководства и корректировки музыкальным восприятием. Приведите примеры прямого и косвенного влияния на учеников.

5. Как можно оценить качество музыкального восприятия?

6. Поясните целесообразность рассмотрения художественно-педагогического общения учителя и учеников как метода руководства музыкальным восприятием.

7. Какое влияние, по вашему мнению, оказывает психологическая атмосфера на занятиях на готовность детей слушать музыку?

8. Дайте определение понятиям «музыкальные способности», «музыкальный слух».

9. Что является основным признаком музыкальности?

10. Почему пение является одним из основных способов музыкального образования детей?

11. Каким образом классифицируются детские голоса?

12. Назовите методы и приемы музыкального воспитания и образования. Раскройте их суть.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 470; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!