Место курса «Теория и технологии музыкального воспитания» в профессиональной подготовке специалистов



Дополнительного образования.

Повышение профессионализма будущих специалистов педагогического образования обусловлено качеством их практической подготовки по технологиям дополнительного образования и умением связать теоретические знания с их применением на практике. Решению данной задачи во многом способствует освоение курса «Теория и технологии музыкального воспитания».

Предмет и задачи курса.

Предмет курса – развитие творческих качеств личности ребенка средствами педагогической технологии музыкального воспитания.

Задачи курса:

а) усвоение теоретических основ музыкального воспитания и обучения детей;

б) понимание основных задач и тенденций музыкального образования;

в) знание методологических основ музыкального образования;

г) знание основных функциональных обязанностей и содержание деятельности по руководству процессом музыкального воспитания детей;

д) формирование умения изучать, анализировать, оценивать традиционные и современные технологии музыкального образования детей;

е) развитие умения применять усвоенные знания на практике с целью осуществления музыкального воспитания детей и формирования у них музыкальной и общей культуры;

ж) развитие основных профессионально значимых умений и навыков в области организации и управления педагогическим процессом музыкального развития детей;

з) формирование навыков планирования работы по музыкальному воспитанию и обучению детей.

 

Научные основы музыкального воспитания детей.

Влияние музыки на гармоничное развитие ребенка.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становление и формирование личности ребенка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других. Музыка развивает  и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному труду.

Начать заниматься с детьми стоит с раннего возраста. Регулярные занятия музыкой улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждают канадские ученые. Им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание.

Влияние музыки, непосредственно воздействует на чувство ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Ознакомляя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство к музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

В античной философии (Платон, Аристотель, Аристоксен, Пифагор) определено значение музыки в жизни общества и ее влияние на духовное развитие человека с помощью ритма, лада, мелодии. В эстетических взглядах того времени особое место занимает мысль о том, что музыка имеет большое воспитательное значение для развития духовности личности и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Развитие гармонично развитой личности было актуальным в эпоху Возрождения, но это направление воспитания не утратило своей проблемности и в наше время. Музыка уже не была подчинена морали и математике, в ней видели искусство, которое содержит эстетическое и эмоциональное начало. Наивысшим достижением эпохи Возрождения является рассмотрение искусства как средства развития самодеятельного творчества личности. Философы того времени Дж. Царлино, М. Лютер отводят обучению пению место в области музыкального воспитания.

Важную роль в становлении современной системы воспитания играет чешский педагог эпохи Просвещения Ян Амос Каменский, который стал основателем классно-урочной системы обучения. Педагог стремился охватить музыкальным воспитанием все периоды обучения, начиная от рождения ребенка. Французский ученый Шарль Фурье важным средством музыкального обучения и воспитания определял оперу, которая сочетает в себе различные виды искусства. Ученый считал целесообразным привлекать детей с раннего возраста к участию в театральных спектаклях и предложил программу создания музыкально-драматических школ и институтов.

Проблемам музыкального воспитания, влиянию музыкального искусства на развитие личности, ее духовный мир посвящено значительное количество работ в различных отраслях музыкальной педагогики XX века (А. Апраксина, Н. Ветлугина, Н. Гродзенская, Э. Жак-Далькроз, Д. Кабалевский, З. Кодай, К. Орф, В. Шацкая).

В своем исследовании А. Ростовский делает сравнительный анализ методических компонентов систем музыкального обучения Е. Жак-Далькроза, К. Орфа, Б. Тричкова, З. Кодая, Н. Леонтовича, К. Стеценко, В. Верховинца, Б. Яворского и Д. Кабалевского. Педагог приходит к выводу, что каждая система является специфической, содержит своеобразные новые черты, и в то же время ни одна из них не является абсолютно оригинальной. Особенность любой рассматриваемой системы заключается не в принципиальной новизне составляющих элементов, а в их специфическом сочетании. Именно синтетический характер каждой из систем определяет оригинальность того или иного пути музыкального воспитания.

Различие подходов в музыкальном воспитании заключается также в выборе различных ведущих видов музыкальной деятельности. У Э. Жак-Далькроза – это ритмичное движение под музыку, у З. Кодая, Н. Леонтовича, К. Стеценко – хоровое пение, у В. Верховинца – игра, как метод обучения, музыкально-двигательная импровизация, у Б. Яворского – взаимодействие различных видов искусства, в К. Орфа – элементарное музицирование, у Б. Тричкова – усвоение нотной грамоты, сознательное пение с нот, у Б. Кабалевского – музыкальное восприятие. «Но общим для названных педагогов-музыкантов является стремление средствами музыки повлиять на духовный мир ребенка, способствовать гармоничному развитию личности, воспитанию эмоциональной чувствительности и музыкальных способностей, усвоению музыки как специфического языка человеческого общения».

Историко-философский анализ проблемы свидетельствует о том, что на всех этапах развития человеческого общества музыкальное воспитание существовало как составная часть духовного развития личности.

Психологический аспект проблемы нашел отражение в трудах Б. Теплова, Л. Выготского, П. Якобсона, которые интерпретируют проблемы эстетического воспитания как сложный психологический процесс становления личности, как многогранную способность к восприятию, изучению, пониманию, переживанию, наслаждению, оценки художественного содержания музыкальных произведений и тому подобное.

В. Петрушин в своих исследованиях по музыкальной психологии акцентирует внимание на гуманистическом обучении. Демократические приемы и средства руководства (уважение личности ученика) наиболее совершенные, поскольку создают благоприятный психологический климат для музыкального обучения.

Главная задача современной музыкальной педагогики – углубление инновационной направленности музыкального образования с учетом требований современности, поиск новых форм и моделей музыкального обучения и воспитания, адекватных настоящей культуре.

Основными категориями музыкальной педагогики является музыкальное обучение, физическое воспитание, физическое развитие.

Основными задачами музыкального обучения являются: развитие творческого потенциала личности, развитие общих и музыкальных способностей; формирование способности учащихся использовать приобретенные музыкальные знания и навыки; формирование способности воспринимать и интерпретировать музыкальные произведения; формирование представлений о сущности, видах и жанрах музыкального искусства, особенностях его интонационно-образного языка, обогащение эмоционально-эстетического опыта; воспитание музыкальных интересов.

Известный музыковед Б. Асафьев основной задачей музыкального обучения в общеобразовательной школе считает развитие музыкального восприятия, воспитание музыкальных вкусов учащихся. По его мнению, развитие этих способностей предполагает «практическое усвоение музыки», которое успешно совершается в творческой деятельности и хоровом пении.

В изучении проблемы музыкального обучения школьников важную роль играют исследования выдающегося психолога Б. Теплова. Психолог обращает внимание на раннее проявление музыкальных способностей, которые есть у каждого ребенка. Понятие «музыкальность» он рассматривает как способность к гармоничному развитию музыкальных способностей в привлечении к различным видам музыкальной деятельности. Б. Теплов подчеркивал, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая отдельная способность изменяется, приобретает качественно новый характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Психолог считает, что занятия ритмикой в значительной степени способствуют совершенствованию музыкально-ритмического чувства, а пение развивает звуковысотный слух.

Музыкальное искусство выступает одновременно и носителем высоких духовных ценностей, и средством развития творческих способностей школьников. Во внешкольных учебно-воспитательных заведениях музыкальное искусство направлено на познание окружающего мира средствами музыки и понимания учащимися ее связей с другими видами искусства. Использование взаимодействия различных видов искусств, актуализация межпредметных связей – еще одна из тенденций современных методических исследований.

А. Ростовский подчеркивал, что древние греки долгое время не представляли себе «чистой» (инструментальной, бессловесной) музыки, в их сознании и практике она всегда ассоциировалась со словом, танцем или жестом. Настоящей музыкой считалось только пение со словами. Это объясняется синкретизмом художественного мышления, который требует, чтобы музыка была связующим звеном, объединяющей поэзию и танец.

По мнению Э. Печерской, для эффективного музыкального воспитания чрезвычайно важно, чтобы ребенок с ранних лет мог приобщиться к живым источникам искусства, учился со слова, ритма, движения творить музыку.

Возможности развития музыкальных способностей личности на основе певческой деятельности по применению синтеза искусств рассматривают в своих работах Т. Гризоглазова («Специфика работы над музыкальной сказкой»), С. Дорогой, О. Хижная («Наш музыкальный театр»), О. Климанова (« Действие и музыка.Сценическая педагогика »), В. Козлов, А. Гиршон, Н. Веремеенко («Интегративная танцевально-двигательная терапия ») и др.

Музыка содержит возможность к выражению ее содержания в пении, в пластике, в рисунке. В этом аспекте рассмотрены работы, посвященные взаимосвязи изобразительного искусства и музыки (Н. Ветлугина, Т. Комарова и др.), Психологические особенности однократного восприятия музыки и цвета (А. Леонтьев), использование пластического интонирования как одного из средств «проживания» образов (Д. Кабалевский, Т. Вендрова), сочетание пения с элементарными движениями и музицированием на элементарных инструментах (Т. Тютюнникова, К. Орф).

Как предполагают Н. Ветлугина, А. Шибицкая, Л. Фурмина детское творчество в театрально-игровой деятельности включает элементарные собственные проявления детей, предусматривает исполнение своего замысла или замысла автора. Для решения этой проблемы педагоги используют два подхода: один из них предполагает репродуктивный тип обучения, другой, предполагает организацию условий для творческой переработки материала, создание новых музыкальных образов.

Разделяя мнение о значимости музыкального обучения ребенка, подчеркнем необходимость специального обучения основам театральной и хореографической деятельности в вокальных кружках эстетически-воспитательных заведений.

Чередование различных занятий, видов деятельности (пения, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку и т.д.) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияют на волю ребенка.

Именно поэтому, музыка и искусство, уже в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждой личности.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 979; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!