Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.



В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений:

 - учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее;

 - у них развивается музыкальное восприятие-мышление – универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования.

Музыкальное восприятие – состоявшееся восприятие, прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественный эстетический феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха».

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, работа по слушанию и восприятию музыки углубляется. Она выступает и как раздел занятия, и как методический прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний и чувств. Значительная динамика наблюдается в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.

 

Исполнительская деятельность–это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях. Основные виды исполнительской деятельности в дошкольном и возрасте – это пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах.

Возрастные особенности муз.деятельности детей дошкольного, младшего школьного и старшего школьного возраста.

В рамках дошкольного возраста выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.

Школьный возраст – младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) когда ребёнок обучается в начальных классах. Старший школьный возраст, Начинается в среднем с 12 лет до 16-17 лет.

К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло. Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.

На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства –  оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). В этом возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. У них появляется интерес к познанию музыкальных и немузыкальных звуков, они с удовольствием играют на шумовых музыкальных инструментах (ложках, палочках и т.п.). Постепенно расширяются представления детей о других музыкальных инструментах и возможностях игры на них: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, металлофон и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательскийопыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры – марш, плясовую, колыбельную. Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях). 

Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один – учебная деятельность.

Анализ психологической и методической литературы позволяет выделить следующие особенности развития учащихся младших классов:

- движения и игра является жизненной необходимостью, однако поведение ребенка еще неустойчива и зависит от эмоционального состояния;

- процессы возбуждения доминируют над процессами торможения;

- ребенок не всегда может сдерживать свои чувства;

- внимание младших школьников неустойчива, ее объем незначительный, продуктивно ребенок может работать в течение 10-20 минут;

- преобладает непроизвольная память (запоминается не то, что нужно, а то, что захватывает);

- мышление конкретное (ребенок стремится изучать материал в наглядно-образном и образно-действенном аспектах);

- ребенок еще недостаточно самостоятелен (познавательные мотивы часто подчинены усилиям педагогов).

Выготский выделяет одну из существенных признаков детского творчества – его синкретическую природу, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированные». Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли.

Развитие творческих способностей личности тесно связано с развитием других способностей. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например, вокальные навыки, нам желательно развивать общие и творческие способности. А для этого необходимо заниматься многими видами деятельности: и литературой, и живописью, и танцами, и актерским мастерством, и музыкой.

Для эффективности творческой деятельности младших школьников, то есть для эффективности работы в вокальном кружке, необходимо учитывать не только психологические, но и физические особенности развития детей.

Выносливость младших школьников развита еще недостаточно. Оценка особенностей развития движений младших школьников показало, что дети не обладают достаточными возможностями регулирования собственных действий. Они еще не могут поддерживать темп движений, который от них требуют, распознавать тонкие изменения ритма, отличать и дозировать мышечные усилия различной степени. Но развитие всех этих важных качеств происходит достаточно интенсивно. Именно в начале обучения в школе ребенок начинает овладевать навыками, которые требуют хорошей координации и скорости движений.

Голосовой аппарат детей 7-8 лет еще не сформирован, голос ребенка находится еще на начальной стадии развития, гортань детей этого возраста примерно в 2-2,5 раза меньше гортань взрослых. Поскольку голосовые мышцы недостаточно развиты, диапазон голоса ограничен. Диапазон детей этого возраста примерно одинаковый в пределах первой октавы. Сила голоса ребенка в этот период небольшая, если повысить силу звука, голос приобретает крикливую манеру, нехарактерную для детского звучания. Голос детей находится на начальной стадии не только в силу того, что вокальные мышцы у них еще не развиты, но и в результате слабого развития дыхательных мышц, не способных вобрать большое количество вдыхаемого воздуха. Артикуляционный аппарат детей этого возраста развит недостаточно, именно в этот период встречается больше недостатков дикции. Голосовой аппарат детей 9-10 лет отличается от детей 7-8 лет. Их голосовые мышцы более прочные, диапазон более развит, дыхательные мышцы осуществляют подачу большего объема воздуха. Примерно с 10 лет голоса детей дифференцируются на два типа: высокие и низкие. Период 10-12 лет можно назвать периодом расцвета детских голосов: голосовые мышцы уже сформированы, объем легких увеличился, сила звука возрастает.

Важным вопросом в вокальном воспитании детей этого возраста является охрана детского голоса. Хрупкость голосового аппарата ребенка, который находится в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения. Нагрузка на голос, которая является нормальной для взрослого, непосильная для ребенка. Кроме хрупкости голосового аппарата, ребенок не может быть длительное время внимательным, активным, сосредоточенным на чем-то одном.

Во время пения к активной работе подключаются все органы голосообразования, на них ложится значительное нервно-мышечная нагрузка. Для начинающих в пении такая нагрузка не привычное. Недостаточная или чрезмерная активность одних органов может привести к перенапряжению или нарушений в работе других. Так, например, бывает при отсутствии опоры дыхания, когда нарушается нормальная работа мышц гортани и голосовых мышц, они перенапрягаются и наступает переутомление.

Наиболее специфические признаки проявления переутомления на музыкальных занятиях: снижение эмоционального восприятия и отклика, снижение слухового внимания, нарушение чистоты интонирования. Для того, чтобы избежать этой проблемы необходимо правильно распределить отдельные элементы работы в процессе занятий. Длительные перегрузки одним видом деятельности приводит к переутомлению. На возникновение переутомления влияет также последовательность составляющих компонентов урока.

В исследованиях ученых утверждается, что дети имеют разную естественную выдержку, поэтому необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка. Целесообразно менять различные виды деятельности на одном уроке при формировании вокально-хоровых навыков: дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, музыкальные игры, разучивание одной песни и повторения другой (разных по характеру), импровизация, движения под музыку.

Данные психологической науки свидетельствуют, что продолжительность умения сосредоточиваться у младших школьников меняется в зависимости от возраста. Установлено, что дети 5-6 лет могут быть сосредоточенными 15 минут, 7-9 лет - 20 минут, 10-12 лет - 25 минут. На продолжительность произвольного внимания влияет также наличие у детей интереса к занятиям, осознание их важности. Но в ежедневной работе необходимо учитывать средние результаты.

Музыканты-практики большую роль отводят вокальной технике самого педагога, занимающегося с дошкольниками: «Песня должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и во время игр, на прогулках, входить в детскую жизнь. Это возможно, если воспитатель любит песни и умеет петь». В последние годы использование комплексности и системности для более глубокого эмоционально-эстетического воздействия нашли яркое отражение в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. В ней он подчёркивает, что активное восприятие музыки – это «основа музыкально-эстетического воспитания в целом и всех его звеньев в частности. Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения». Это положение было взято за основу и в программе по музыкальному воспитанию, разработанной под руководством Н. А. Ветлугиной, в которой предлагается цикл песен-упражнений, способствующих развитию музыкальности ребёнка (ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха).

В современной практике широко используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е.Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания.

Представляет интерес технология В.Емельянова, в которой представлена разработанная система мер по охране и защите детского голоса. И, наконец, «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» Д. Е. Огороднова– научный труд, как нельзя лучше отвечающий духу нашего времени. Эту книгу можно назвать кодексом музыканта.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. 

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1026; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!