Причины поражения Болотникова



Причины поражения Болотникова кроются в неготовности России к кардинальным переменам. Россияне питали ненависть к полякам, не питали они любви к царю Шуйскому, но единства не было. Бояре, которые оказывали большое влияние на крестьян, преследовали свои выгоды. Главные же причины поражения Болотникова кроются в эпизодичности и малочисленности восстания. Районы Тулы и Калуги, конечно, активно учувствовали в восстании. Соседние города также всячески помогали Болотникову, но массовости не было. Основная часть страны в восстании не участвовала. Кроме того, большинство восставших были крестьянами. А противостояла им обученная царская армия. В этом тоже есть причины поражения Болотникова в восстании 1606-1607 годов.

№ 11. Лжедмитрий II – «тушинский вор». Начало открытой польской интервенции

Смута открылась авантюрой Лжедмитрия I. Представляется упрощением трактовать самозванство как только порождение «наивного монархизма» масс. Самозванство — одно из проявлений «нормального» монархического сознания, модель поведения, созданного и отточенного в годы смутного лихолетья. Самозванство имело то преимущество, что служило внутренним оправданием для выступления против правящего государя. При сакральном восприятии царской власти поддержка истинного монарха — будь то царь, сидящий на престоле, или претендент-самозванец, доказывающий законность своих притязаний, — становилась обязательной, угодной Богу, моментом спасения. Эти особенности национального самосознания и придавали самозванству на русской почве
особый размах.

Первым самозванцем стал молодой галичский дворянин Григорий Отрепьев. Существуют свидетельства, что противники Годунова готовили бойкого сына боярского к роли царевича Дмитрия еще в Москве. Опала Романовых заставила его искать спасения под монашеским клобуком. Он обосновался в Чудовом монастыре. Однако непомерное честолюбие и угроза разоблачения побудили его бежать из Москвы в Речь Посполитую. Здесь Отрепьев и открыл крупным магнатам Вишневецким свою «тайну»: он — законный московский государь, чудом спасшийся царевич Дмитрий Иванович. Ряд исследователей высказывают предположение, что сам Отрепьев
искренне уверовал в свое высокое происхождение и лицедействовал с внутренней убежденностью.

Но, конечно, решение поддержать самозванца польской стороной было принято исходя из собственных интересов. Король Сигизмунд III решил использовать его для ослабления Бориса Годунова. Прельщали и обещания, сделанные самозванцем. К Речи Посполитой должны были отойти Смоленск и Северская земля, невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы Юрия Мнишека, — Новгородская земля. Приняв тайно католичество, Отрепьев заручился поддержкой Папы Римского. Несмотря на тайное покровительство короля и поддержку ряда влиятельных магнатов, возможности самозванца были сильно ограничены. Тем не менее, человек смелый, с авантюристической жилкой, он в конце 1604 г. С небольшим отрядом, состоявшим из поляков-наемников, русских дворян-эмигрантов и присоединившихся позднее запорожских и донских казаков, пересек границы Московского государства.

Первоначально успех сопутствовал ему — города один за другим открывали «царевичу» ворота. Здесь же он находил много сторонников: юго-западная окраина издавна служила местом сосредоточения социально-динамичных слоев русского общества, недовольных своим положением. Даже поражение в январе 1605 г. От царских воевод под Добрыничами не привело к падению самозванца. В разгар противоборства 13 апреля 1605 г. неожиданно скончался Борис Годунов. После его смерти чаша весов стала быстро склоняться в пользу самозванца, в котором оппозиция увидела силу, способную свалить ненавистную династию.

Сын Бориса, Федор Борисович, не имел ни опыта, ни авторитета, чтобы удержать власть. В мае на сторону Лжедмитрия I перешли царские полки. Это решило исход борьбы. Федор и его мать были лишены жизни. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно вступил в Москву. Победа Отрепьева на первый взгляд кажется фантастической. Поражены были сами современники: «Яко комар льва... порази». Но успех самозванца объясним: при остром недовольстве всех слоев общества побеждал скорее не он, а мечта о законном «добром государе». С именем царевича связывались самые сокровенные надежды, которые должны были осуществиться по восшествии его на «прародительский» престол.

Новый царь оказался деятельным правителем. Самозванец не боялся преступать многие православные традиции и открыто демонстрировать свою приверженность к польским обычаям. Это насторожило, а позднее и настроило против него окружение. Но не поведение главная причина падения Отрепьева.

Сесть на престол оказалось легче, чем усидеть на нем. Едва самозванец свалил Годунова, как сам стал ненужным боярству. Очень скоро был составлен заговор, во главе которого стоял В. И. Шуйский. Но заговор провалился. Лжедмитрий, желая продемонстрировать свое милосердие, помиловал приговоренного к смерти Шуйского. Скоро самозванцу напомнили о взятых обязательствах его зарубежные покровители. Однако последний прекрасно понимал, что их выполнение для него самоубийственно. Православие не было поколеблено. Лжедмитрий лишь низвел с патриаршества сторонника Годунова Иова. Не собирался он отдавать Смоленск и Северскую землю, предложив Сигизмунду III взамен денежный выкуп. Все это вело к обострению отношений с Речью Посполитой. Чтобы снизить их остроту, самозванец выступил с идеей общехристианского похода против татар и турок.

Сложным было и внутреннее положение Отрепьева. Прежняя политикаьобещаний и лавирования исчерпала себя. Обильные пожалования, с помощью которых «царь Дмитрий Иванович» надеялся упрочить свое положение, имели свой предел. Следовало пополнить казну, а это должно было привести к ужесточению налогообложения, тогда как самозванец обещал его ослабление.

Обращение же за финансовой помощью к церкви вызвало ропот духовенства, которое усмотрело в этом посягательство на свою собственность. Обманутым чувствовало себя крестьянство, мечтавшее о восстановлении выхода. Но сделать это значило столкнуться с дворянством. Лжедмитрий I оказался в заколдованном круге. Росло разочарование, которое испытывали все слои общества. Однако само это недовольство не успело принять сколько-нибудь законченные формы. Дело решил заговор, во главе которого оказался В. И. Шуйский.

В начале мая 1606 г. состоялась свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Свадебные торжества, проведенные по польскому образцу, неправославная царица, оскорбительное поведение наехавших в Москву польских магнатов и шляхтичей вызвали взрыв возмущения. Этим воспользовались заговорщики. 17 мая 1606 г. против поляков вспыхнуло восстание. Заговорщики ринулись в Кремль и убили самозванца. «Царь Дмитрий Иванович» был объявлен «ростригою», «еретиком», «польским свистуном». «Московская царица» Марина Мнишек и ее гости разосланы по городам.

19 мая сторонниками В. Шуйского был созван импровизированный Земский собор, на котором, как позднее утверждали противники нового монарха, Василий Иванович был «выкрикнут» царем. Сам Шуйский не особенно заботился о соблюдении всех тонкостей для волеизъявления «всей земли». Его более беспокоила позиция Боярской думы. Чтобы привлечь ее, новый царь пошел навстречу притязаниям аристократии, давно мечтавшей огородить себя от самодержавного произвола целым рядом обязательств, которые возлагал на себя монарх. Шуйский дал крестоцеловальную запись, в которой обещал соблюдать феодальную законность: не налагать ни на кого опал и не казнить без суда, не отнимать имущества у родственников осужденных, не слушать
«ложных доводов», править вместе с Думой. В подобной записи многие историки смуты видят робкий шаг к ограничению царской власти.

№ 12.  Гермоген – Патриарх всея Руси.

Точная дата рождения Гермогена неизвестна. Исходя из косвенных данных, можно предположить, что он родился около 1530 г. и был современником Ивана Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова, Лжедмитрия I и II, В. Шуйского и Семибоярщины. В Быту его называли Ермолаем. Происходил он из посадских людей.

Первое известие о Гермогене таково: в 1579 году, он будучи приходским священником Никольской церкви Гостиного двора в Казани, после пожара обнаружил уцелевшую икону Божьей матери. Этот факт был воспринят населением с энтузиазмом, т.к. пожар был воспринят как Божья кара. Казанский архиепископ повелел Гермогену торжественно перенести икону в церковь св. Николая и описать это событие в особом сказании. Казанское духовенство пожелало, чтобы это событие стало известно царю и митрополиту всея Руси. Вместе со своим сказанием и копией иконы Гермоген едет в Москву. В 1587 году Гермоген вновь едет в Москву и в Чудовом монастыре принимает постриг. По возвращению в Казань Гермоген стал архимандритом Спасо - Преображенского монастыря. Спустя два года его возвели в архиерейский сан и назначили первым в Казани митрополитом. На этой кафедре он пробыл 17 лет. Для укрепления духа православия среди Казанцев Гермоген стал создавать культ местных святых. В 1592 году он добился перенесения из Москвы мощей второго казанского архиепископа Германа и поместил их в Успенском соборе Свияжска. Затем он собирает о Германе сведения и пишет житие.

Общепринятым борцом за православие Гермоген показал себя в сентябре 1605 года, когда начались переговоры Лжедмитрия с русской иерархией об оформлении брака самозванца с Мариной Мнишек. Гермоген заявил, что не будет считать этот брак законным, пока Марина Мнишек не примет православие. Когда в 1606 года на престол взошел Василий Шуйский, многие современники признали его незаконным правителем. Василию для укрепления на троне требовалась поддержка церкви. Гермогена, прославившегося выступлением против самозванца, избрали по предложению Василия патриархом взамен грека Игнатия, обвиненного в ереси. Также, когда Шуйский переносил мощи царевича Дмитрия, то в прославлении нового святого большую роль сыграл Гермоген. Также Гермоген помог Василию, когда была похищена государственная печать и от имени царя Дмитрия начали издаваться указы. Гермоген разослал грамоты, в которых доказывал законность избрания Шуйского. Это помогло Василию собрать войско для защиты столицы. Когда Лжедмитрий II подступил к Москве и расположился в Тушино, Василий окончательно пал духом. И тогда Гермоген, ради спасения царя, организовал всенародные моления о даровании победы над врагом в пользу ратников, требовал от монастырей прибавки припасов для царского войска, предписывал монашествующим вооружаться. Тушинцам патриарх слал грамоты.

Когда в феврале 1609 года толпы народа ворвались в Кремль и требовали свержения Шуйского, на его защиту стал Гермоген, который сумел убедить всех в законности прав Василия на престол в отличии от «тушинского вора», после чего мятежники успокоились и ушли. 17 июля 1610 года, когда вспыхнуло восстание Гермоген пытался образумить участников, но это не помогло и Василия низвергли и вместе с женой постригли в монашество. В тяжелые годы междуцарствия Гермоген ратовал за избрание исконно русского царя и распорядился совершать молебны об избрании на трон. Был он против о вступлении в Москву польских войск. Сигизмунд III решил стать русским царем. Боярская верхушка полностью согласилась направила послам под Смоленск грамоту, извещающую об этом. Но на ней не было подписи патриарха. Послы поняли что церковь возражает. 6 декабря 1610 года Гермогену вновь принесли текст грамоты королю. Патриарх категорически отказался ее подписывать. Он продолжал рассылать по городам свои письма, призывая бороться против интервентов. По зимниму пути к Москве стало собираться Первое ополчение.

Семибоярщина и интервенты заточили Гермогена, лишив его связи с внешним миром. Когда весной 1611 года Первое ополчение подошло к Москве, боярское правительство перевело Гермогена из Кирилло-Белозерского подворья в темницу Чудова монастыря. Находясь в заточении Гермоген узнал о созыве нового ополчения во главе с Мининым и Пожарским. В это время его собственное положение становилось еще более тяжелым. Он сидел в сырой землянке, получая немного воды и хлеба. Затем изменщики начали давать ему «нечеловеческую пищу» - сноп сена овса и мало воды в кувшине. 17 февраля 1612 года Гермоген скончался. Лишь несколько месяцев он не дожил до освобождения Москвы от интервентов и изменников. Патриарха похоронили сначала там, где он был заточен, а через 40 лет его останки перенесли в Успенский собор. Там они покоятся и поныне.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 411; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!