Ход движения Ивана Болотникова



Системный кризис 70-80-х годов XVI века. Смутное время является одним из ключевых моментов в понимании русской истории. Классовая борьба – последствия правления Ивана IV. Системный кризис – кризис всего: системы управления, общества, социальных групп, семьи, культуры. Его можно преодолеть, но есть точки невозврата. Для России возникла именно такая точка. Кризис носил системный характер, это была совокупность факторов и причин: 1. Тяжелейший экономический кризис; 2. Соц. кризис, который охватил все слои русского общества; 3. Культурно-психологический (культурный) кризис; 4. Династический кризис. Экономический кризис. Значительная часть территорий была разорена и опустела. Опричный террор привел к «перебору людишек», ибо когда выбивается боярин, то получает весь клан, разоряется их вотчина, а это – бегство крестьян. Они бегут на окраины страны. Крупнейшие города оказались в состоянии кризиса, города разорены, а это удар по ремеслу, удар по купечеству. Когда восстанавливали Москву, то везли купцов и ремесленников из других городов, что отразилось на экономическом развитии городов. Перенапряжение ресурсов из-за опричнины вели к запустению казны. И прежде всего, экономический кризис был связан с последствиями Ливонской войны. Соц. кризис. Опричнина вела к столкновению правящей элиты. Это привело к конфликту между земщиной и правящими кланами. Началось бегство населения. Во время правления Ивана IV, он держал все под контролем, а после его смерти система «рухнула». Культурно-психологический кризис. «В русском государстве выработалась неприятная привычка не ценить жизни ближнего своего» (с) Соловьев. Во время правления Ивана IV, по определению Ключевского, «духовные скрепы общества» - нравственные и религиозные чувства. Казни без суда, опал возвели насилие и произвол в норму. Русский боярин даже во хмелю не говорит то, что он думает. Династический кризис. Проблема династии заключалась в том, что Иван IV четко распределил власть между своими сыновьями: Иваном и Федором. Львиную долю получил Иван, который был женат на Елене Шереметьевой. Федора женили на сестре Бориса Годунова – Елене. В этом браке не было детей. Но ситуация изменилась, когда умер Иван Иванович. Есть две версии того, как он умер. По первой версии, Иван Грозный застал сноху – царевну Елену – в одной рубахе на лавке, в жарко натопленной комнате. По тем временам, это считалось недопустимым. Елена была беременна, но царь не ведал жалости. Он прибил сноху. От страха и побоев у царевны случился выкидыш. Иван Иванович попытался защитить жену, он схватил отца за руки, тогда тот прибил и его. По второй версии, Иван IV ударил посохом Ивана Ивановича, когда он читал письмо посла. Ситуация была катастрофической: Федор был бездетный и слаб здоровьем, а сын Ивана IV от Нагой – Дмитрий – был мал. Иван просил Федора развестись, но тот отказался. Со смертью Фёдора Иванович династия была прервана, а династический кризис еще больше усилился. Не помогло и избрание Земским собором в 1598 г. Бориса Годунова на царствование. Кроме того, на протяжении 2-х предыдущих столетий наблюдается тенденция сокращения рода. Старшие братья запрещали жениться младшим.Ликвидация последствий политики «опричнины». Начало законодательного оформления крепостного права. На 80-90 г.г. XVI в. Приходится составление писцовых книг. Все население было включено в специальные книги, и появилась возможность устанавливать, кому из феодалов принадлежит крестьянин. Впоследствии, писцовые книги стали считаться основанием крестьянской крепости. Этот государственный акт явился обобщением долголетней практики использования писцовых книг и выписей из них для удостоверения владельческих прав на крестьян. Псицы осуществляли сыск беглых тяглецов и предпринимали попытки вернуть их на свой места. С глав крестьянских семей брали письменные обязательства, что они не уйдут со своего места. Так на территории охваченной писцовым описанием уезда устанавливался временный запрет крестьянских переходов. Иван IV вводит указ (1581г.), которым впервые были введены «заповедные лета» - годы, в которые запрещался переход даже в Юрьев день (от слова «заповедь» - запрет). 1581 г. уже был «заповедным годом», между тем как в 1580 г. и до него крестьяне еще уходили от своих господ по Судебнику. Продолжая линию наступления на права земледельцев, правительство в начале 90-х гг. уже исходило из того, что «заповедные лета» действуют на всей территории Русского государства. «Ныне по государеву указу крестьянам и бобылям выхода нет», — отмечалось в делах, связанных с бегством крестьян от своих помещиков. В 1597 г.«заповедные лета» были дополнены введением пятилетних урочных лет. Именно за этот урочный срок землевладелец должен был сыскать своих беглых или вывезенных крестьян. В противном случае он утрачивал на них права. Сами урочные лета, по всей видимости, первоначально имели значение чисто «техническое» — они должны были стимулировать под угрозой утраты владельческих прав помещика к поиску беглого крестьянина-тяглеца. Это было необходимо сделать, поскольку бесконечные тяжбы о крестьянах грозили парализовать деятельность приказов. Однако в первой половине XVII столетия именно урочные лета стали центральной проблемой дальнейшего развития крепостничества. Крепостное законодательство этого периода — важный этап в развитии крепостничества и крепостного права. Мы видим, насколько далеко общество продвинулось по этому пути. Земледелец уже не мыслится вне рамок феодальной зависимости. Заповедь, прикрепляющая его к земле, носит всеобщий характер. Даже «выживая» урочные лета — свою зависимость от старого помещика, — беглый одновременно закреплялся за новым. Надо, однако, иметь в виду, что в писцовые книги — основные крепостнические документы — заносились имена дворовладельцев, глав крестьянских семейств. Иными словами, далеко не все в крестьянской семье утрачивали возможность выхода — крепостному праву было еще куда развиваться. В 1597 г. ограничены были права и другой группы феодально-зависимого населения — кабальных холопов. Отныне они не получали освобождения даже после уплаты долга и оставались в холопстве до смерти владельца. Служившие по вольному найму, добровольные холопы, после полугода службы тоже превращались в холопов и уже не могли в одностороннем порядке разорвать зависимость. № 2. Ликвидация последствий политики «Опричнины». Начало законодательного оформления крепостного права. Опричниной издавна назывался удел, который выделялся вдове князя, «опричь» (т. е. кроме) всей земли. Теперь опять же «опричь» всей Русской земли выделялась государева опричнина, своеобразный личный удел государя всея Руси. В опричнину была взята тысяча служилых людей (к концу опричнины число опричников выросло примерно до 6 тыс.). Они составили отдельные от земских полки, возглавлявшиеся опричными воеводами. В опричнине действовала и своя Боярская дума. Приказы остались в земщине, но часть дьяков Иван IV взял в опричнину. Опричное руководство по своему социальному составу почти не отличалось от старого Государева двора. Там было много князей, отпрысков старых боярских родов, существовало и местничество. Роль опричнины определял не ее состав, а тот факт, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Тем самым усиливались и самодержавие, и его деспотические черты. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть пыталась компенсировать жестокостью. Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю. Ведь выселение земских из опричных уездов фактически осталось на бумаге, а ссылка под Казань князей ряда родов (Ярославских, Ростовских, Стародубских) закончилась через год их амнистией и возвращением вотчин. В результате опал и казней изменился персональный, но не социальный состав феодалов-землевладельцев. Крупное феодальное, в том числе княжеское, землевладение пережило опричнину. Но тем не менее опричнина серьезно подорвала пережитки удельной старины в стране, хотя вряд ли царь ставил перед собой именно эту задачу: он стремился лишь к усилению своей личной власти. Первым из этих пережитков была относительная самостоятельность церкви, которая выступала еще как союзница, а не простой придаток царской власти. В 1566 г. оказался вакантным митрополичий престол: митрополит Афанасий не хотел быть «опричным» митрополитом. Иван Грозный призвал на митрополию игумена Соловецкого монастыря Филиппа Колычева. Отпрыск боярского рода, он постригся в монахи из-за участия в мятеже Андрея Старицкого. С самого начала он потребовал отменить опричнину, но затем дал обещание в нее «не вступаться». Однако многочисленные казни, часто невинных людей, к тому же из близкой Филиппу среды, заставили его смело выступить с обличением царя. Митрополита по клеветническим обвинениям низложили и заточили в монастырь. Свержение Филиппа подорвало самостоятельность церкви. Достижение, быть может даже помимо воли самого Ивана IV, некоторых успехов в централизации в результате опричнины не дает оснований считать прогрессивной опричную политику. Борьба с пережитками удельной старины вытекала из всего хода развития страны, она шла и в годы правления Избранной рады, и даже более успешно. Эту борьбу можно было вести разными методами. Путь опричнины был не лучшим, он был разорителен для страны и мучителен для народных масс. И все же в целом итоги царствования Ивана IV были неутешительны. В результате опричнины не произошло серьезных изменений в структуре общественных отношений, зато опричные репрессии и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной резко ухудшили положение народных масс. Усугубили народные бедствия также крымские набеги, походы Стефана Батория и свирепствовавшая несколько лет эпидемия чумы, охватившая широкую территорию. Результатом был хозяйственный кризис. Центр и северо-запад были опустошены. Села и деревни стояли заброшенными, зарастала лесом пашня: одни крестьяне умерли от голода и эпидемий, другие были убиты вражескими войсками или царскими опричниками. Наконец, многие бежали из разоренных родных мест — на юг (в район Орла, Тулы, Курска и т. д.), в Среднее Поволжье, в Приуралье, а в самом конце века — и в Западную Сибирь. Выход из кризиса правительство искало в административных мерах. Ответом на бегство крестьян стало крепостническое законодательство. 1581/82 г. впервые был объявлен «заповедным», в этот год отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян. «Заповедными» стали и последующие годы. Сохранившиеся источники не дают ответа на вопрос о том, по всей ли стране распространился режим «заповедных лет» или это была локальная мера, подтверждался ли указ о «заповедных летах» каждый год или их ввели «до государева указа». Но в любом случае это законодательство означало важный шаг на пути к оформлению крепостного права в России. Закрепощение стало возможным в результате опричной политики. Только деспотическое правление при неразвитости государственного аппарата могло удержать крестьян в повиновении. Ухудшение экономического положения народных масс, закрепощение крестьянства вызывали рост недовольства. Сохранился рассказ о том, как в конце царствования Ивана Грозного царские соглядатаи записали тайком разговоры на московском торгу. Когда «список речей» принесли царю, он «удивишася мирскому волнению». № 3. Борьба у трона и усиление влияния Бориса Годунова Федор Иванович становится правителем государства. Перед смертью Иван Грозный, зная о неспособности Федора управлять страной, в своем завещании поручил его регентскому совету состоящий по сообщениям большинства источников из пяти бояр: Б. Ф. Годунова, И. Ф. Мстиславского, И. П. Шуйского, Н. Р. Юрьева, Б. Я. Бельского. Этот регентский совет, фактически и должен был управлять страной вместо царевича Федора. Такая точка зрения о регентском совете при царе Федоре Ивановиче в исторической науке сложилась по сообщениям некоторых иностранных и частью русских источников. Но в связи с многими неясностями в источниках, по мнению Зимина А.А., Федор Иванович вступил на престол в полном согласии с традицией престолонаследия и в соответствии с завещанием отца. Точка зрения Зимина о воцарении Федора соответствии с завещанием отца, можно подтвердить чином венчания царя Федора Ивановича, где также говориться о «справедливом» характере священной власти государя и его долге заботиться об обеспечении мира и порядка в своей стране. К тому же, многие источники, а в частности Горсей, говоря о регентском совете, прямо не говорят о назначении его как реального совета, который правил бы вместо царевича Федора. Данные источники говорят лишь о том, что Иван грозный создал совет лишь в помощь царевичу Федору. Поэтому мы можем так же предположить, что Иван Грозный перед смертью, желая предотвратить борьбу бояр за вхождение в Ближнюю думу, составил список не регентского совета, а список наиболее приближенных и имевших практику в государственных делах лиц, которые по мнению Грозного и помогали бы его сыну царевичу Федору в первые годы его правления. Помощь и советы опытных бояр очень пригодились бы новому царю, так как Федору доставалось государство в тяжелом положении после последствий опричнины и разорительных войн отца Ивана IV Грозного. Столкновение между членами совета, разделенного на две противоборствующие группировки, было неизбежным. Поначалу Захарьин-Юрьев, опираясь на московское дворянство и посад, попытался примирить служилых князей (Шуйского и Мстиславского) и выдвиженцев Ивана IV (Бельского и Годунова). Но Бельский сразу же занялся опасными политическими интригами. Тогда 2 апреля 1584 г. против него были инспирированы волнения московского посада и он был удален в ссылку - воеводой в Нижний Новгород. В конце того же года Юрьев заболел и отошел отдел, что резко обострило противоборство Бориса Годунова с Шуйским. Годунова поддержала приказная бюрократия во главе с думными дьяками Андреем и Василием Щелкаловыми, сторонниками сильного централизованного государства. Это позволило Годунову избавиться от еще одного соперника - И.Ф. Милославского, отправленного в 1585 г. в Кирилло-Белозерский монастырь и насильно постриженного там в монахи. В 1586 г. руководители боярского клана Шуйских попытались, под предлогом бесплодия царицы Ирины, добиться развода ее с Федором Ивановичем и отстранить тем самым Б. Годунова от власти. При этом они опирались на московских посадских людей. Борису удалось подавить возникшие в столице в мае 1586 г. волнения, а вскоре И.П. Шуйский и его братья были сначала сосланы в свои вотчины, затем перевезены в Белоозеро и Каргополь, где тайно умерщвлены. После этого с боярской оппозицией было покончено, и Борис Годунов мог теперь гласно стать регентом государства. Он получил титул "правителя, слуги и конюшего боярина и дворового воеводы", ему Боярской думой было предоставлено право внешних сношений. Англичане называли его "лордом-протектором России". Возрастание влияния Б. Годунова началось еще при его отца, который был постельничим у Ивана Грозного. Влияние Годунова еще более возросло, когда Федор Иванович женился на сестре Годунова Ирине. № 4. Правление Федора Ивановича: внутренняя политика. (1584-1598) В 1584 году Московским Земским собором Федор 1 Иванович избирается царем и Великим князем всея Руси. Однако многие (в том числе Иван Грозный) считали, что он был совсем не пригоден для правления. Историки говорили о нем, как о человеке со слабым умом и здоровьем. За время своего правления, Федор Иванович практически не участвовал в управлении государством, полностью полагаясь на мнение вельмож и Бориса Годунова. Считается, что именно Годунов управлял государством от имени Федора и стал его приемником после смерти царя. Женой Федора Ивановича была дочь Бориса - Ирина Годунова, родившая ему дочь Феодосию (скончалась в младенчестве). Наследников у царя не было. За все годы своей жизни, Федор Иванович уделял достаточно много времени на молитвы в монастыре. Во внутренней политике государства, за время своего правления, царь Федор Иванович успел сделать к сожалению не так уж много. Рассмотрим основные события в период его царствования: В 1584 г. - на верность Федору Ивановичу присягнули Донские казаки; В 1585 - 1591 гг. - Федор Савельевич Конь (русский зодчий) воздвиг башни и стены Белого города; В 1586 г. - Андрей Чохов (пушечный литейщик) отлил известную Царь-пушку; В 1589 г. - в России впервые обосновалось патриаршество. Первым Патриархом Московским стал Иов; При Федоре Ивановиче вся власть была сосредоточена в руках правительства во главе с Борисом Годуновым. Для укрепления экономического положения государства правительство Годунова на церковном Соборе в 1584 г. добилось отмены податных льгот церкви и монастырей. В это же время проводится перепись земель для учета всего земельного фонда, в связи с чем запрещаются крестьянские переходы в Юрьев день, а в 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Это было важным этапом в установлении крепостного права в России, укреплявшим тем самым экономическое положение служилого дворянства. Но крестьянин прикреплялся еще не к личности помещика, а к земле. Кроме того, прикрепление касалось только хозяина двора, но не его детей и племянников. Стремясь ограничить экономическое могущество церкви, правительство Годунова, вместе с тем, заботилось о росте ее авторитета, что нашло выражение в учреждении в 1589 г. патриаршества в России (русская церковь добивалась этого с середины XV в.). На церковном Соборе первым московским патриархом был провозглашен Иов - ревностный сторонник Годунова. Учреждение патриаршества делало русскую православную церковь юридически независимой от константинопольского патриарха. Утверждение патриаршества отразило возросшее значение русской церкви в православном мире. Вместе с тем русская церковь все более превращалась в церковь национальную. Не случайно с ее деятельностью окажутся тесно связанными процессы формирования национального самосознания. Становясь национальной, церковь все более сближалась с государством: освобождение от власти константинопольского патриарха оборачивалось для нее возрастанием зависимости от светской власти. № 5. Правление Федора Ивановича: внешняя политика. Во внешней политике Федор Иванович склонялся более к дипломатическим средствам разрешения возникающих противоречий. Было продлено перемирие с Речью Посполитой, внушительной демонстрацией силы был удержан от вторжений крымский хан. Когда же в 1591 г. Казы-Гирей все же попытался разорить Москву, то его удалось обратить в бегство. Война со Швецией. Вполне успешно завершилась кратковременная война со Швецией в 1590—1593 гг. По Тявзинскому миру 1595 г. Россия вернула ранее утраченные земли и города Ям, Ивангород, Копорье, Корелу. Правда, главная цель начавшейся войны — Нарва осталась за шведами. В 1590 г. ее осадил сам Годунов. Но, будучи опытным политиком, он оказался бездарным полководцем. Несмотря на значительное превосходство сил и сильную артиллерию, осада окончилась безрезультатно. «В делах воинских не отличался искусством: не пришло еще тому время», — замечал не без лести один из современных авторов. На востоке дела русских шли удачно. После гибели Ермака, казалось, погибнет и его дело и полудикие татарские орды снова будут владеть богатым Сибирским краем; но Годунов понимал, как важно обладание этой страной для торговли, и посылал в Сибирь отряд за отрядом; владычество русских здесь мало-помалу упрочивалось и постройкой городов Тюмень, Сургут, Тобольск — будущая столица русской Сибири — и др. Правительство уделяло много внимания укреплению южных рубежей государства. Крымские татары держали в постоянной тревоге южную украину. Хан Казы-Гирей заговаривал с московским правительством о союзе против Литвы, требовал щедрых подарков, и в то же время шайки татар нападали на русские села и деревни, грабили их и жгли. 26 июня 1591 г. не менее полутораста тысяч татар быстро идет к Туле. Крымцы так внезапно очутились на Оке, что русским оставалось думать только о защите столицы. На беду, главные военные силы наши находились на севере, так как со дня на день ждали разрыва со Швецией. Годунов, однако, не упал духом, приказал всем воеводам степных крепостей с их отрядами спешить к Серпухову. Таким образом собралась значительная рать; начальство над нею было вручено князю Мстиславскому. Москва приготовилась к осаде. Быстро были построены деревянные стены вокруг предместья за Москвой-рекой, чтобы татары не могли снова сжечь столицу, как двадцать лет тому назад. Пригородные монастыри были обращены в настоящие крепости. Русское войско у самого города в поле укрепилось и ждало врага. 4 июля подошли татары к Москве. Годунов обращал большое внимание на военное дело: в Москве в это время иностранные и русские мастера отливали пушки, иногда даже огромных размеров (царь-пушка). Стрельцы обучались стрельбе из ручных пищалей. В русском войске были отряды иностранных опытных мушкетеров. Хотя тогдашние пушки и ружья были еще очень несовершенны, но все же вреда наносили гораздо больше, чем татарские стрелы, а своим громом пугали лошадей, и татарская конница не могла действовать как следует. С рассветом в Москве разнеслась радостная весть, что хан бежал. Русские захватили большую добычу, перебили и забрали в плен множество врагов. В конце века идет освоение лесостепи южнее Тульской оборонительной линии (так называемой «засечной черты»). Строятся города Орел, Курск, Воронеж, Ливны, Елец, Белгород и др. Это медленное «сползание» границ на юге имело два следствия: затруднялись набеги татар и одновременно осваивались плодородные земли. Деятельные сношения с Англией не прерывались; английская королева, видимо, очень дорожила дружбою Москвы, величала Годунова своим "кровным, любительным приятелем". Для Англии была очень выгодна беспошлинная торговля с Россией. В свою очередь Годунов старался усилить торговые сношения с Западной Европой; на Белом море, по его приказу, была заложена Архангельская пристань.   Царь Федор Иванович скончался 7 января 1598 г. Династия Рюриковичей прекратила свое существование в России. Царица Ирина вскоре постриглась в монахини. Русский трон оказался свободным. № 6. Понятие «Смуты» и «Смутного времени». Причины, сущность, история употребления, проблемы периодизации. В начале XVII в. в России произошла первая гражданская война, которую современники метко назвали «Смутой». Историография «смутного времени» весьма обширна. На взгля­ды ранних дворянских историков определенное влияние оказала летописная традиция. В. Н. Татищев искал причины «Смуты» в «безумной распре знатных шляхетских родов». Дворянский историограф Н. М. Карамзин не видел законо­мерности в народных выступлениях начала XVII в. и утверждал, что в то время «разврат» затронул все слои общества — «от черни до вельможного сана». По мнению Н. М. Карамзина, в наиболь­шей мере «Смута» была вызвана вмешательством иноземных вра­гов России. Крупнейший буржуазный историк С. М. Соловьев связывал «Смуту» не с внешними, а с внутренними факторами — с «дурным состоянием нравственности», династическим кризисом и в особен­ности с выступлениями противообщественных элементов в лице казаков, людей безземельных и бродячих. С. М. Соловьев реши­тельно отвергал мнение историков, полагавших «причиной Смуты запрещение крестьянского выхода, сделанное Годуновым». В. О. Ключевский впервые разработал цельную концепцию «смутного времени» как порождения сложного социального кри­зиса. Поводом к «Смуте», писал В. О. Ключевский, явилось пресе­чение династии Калиты, но ее подлинные причины коренились в самом строе государства, в неравномерном распределении государст­венных повинностей, порождавшем социальную рознь. Смута – острый внутриполитический кризис в начале 17 столетия и сопровождавшийся открытыми социальными противостояниями. Границы Смуты размыты и не однозначны. Традиционно считают с 1598 – 1613. Но некоторые ученые придерживаются мнения, что смута начинается с 1605 года, со смерти Бориса Годунова. События рубежа XVI—XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «Смутное время». Время лихолетья затронуло вес стороны русской жизни — экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце правления Ивана IV и при его преемниках.  Поруха 70—80-х годов XVI в. Тяжелейший экономический кризис получил название «поруха 70—80-х годов XVI в.». Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Одна часть населения разбежалась, другая — погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570— 1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего недоставало средств для ведения войны и управления державой. Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя — крестьянства — к земле феодалов-землевладельцев. В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Фактическое закрепощение крестьянства в конце XVI в. Крепостное право — высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении его к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т. п.) или феодального государства (при отсутствии частного собственника земли, когда крестьянские общины несут повинности в пользу государства). Ряд историков считает, что крепостное право было введено царским указом в 1592 или 1593г. Однако текст указа не найден, имеются лишь косвенные доказательства его существования. Большинство историков придерживаются мнения, что крепостное право сложилось в результате последовательного издания серии указов, ограничивших, а потом на практике отменивших право свободного перехода крестьян от одного феодала к другому. Этапы закрепощения русского крестьянина. Как государственная система крепостничество фактически сложилось в конце XVI в. и было окончательно юридически оформлено Соборным уложением 1649г. В 1497г. Судебник Ивана III в общегосударственном масштабе ввел Юрьев день осенний — 26 ноября как время крестьянских переходов. При этом устанавливалась плата за «пожилое» — за проживание на земле феодала. Судебник, принятый при Иване IV в 1550 г., подтвердил право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличил размеры «пожилого», что еще более затрудняло переход. В конце XVI в. правительство приняло ряд постановлений, приведших на практике к закрепощению крестьян. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» — годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» — запрет). До сих пор не совсем ясно, вводились ли заповедные годы на территории всей Руси или в отдельных землях. Неясна также периодичность их введения. На 80—90-е годы XVI в. приходится составление писцовых книг. Все население к 1592 г. было включено в специальные книги, и появилась возможность установить, кому из феодалов принадлежали крестьяне. Тогда, по мнению ряда историков, и был издан специальный указ о запрещении крестьянских переходов, что означало установление крепостного права. В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. (срок сыска — 5 лет), должны были возвращаться прежнему владельцу. В 1607 г. по «Уложению» царя Василия Шуйского срок сыска беглых устанавливался в 15 лет. Те, кто принимал беглых крестьян, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу. 65 В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти господина. Государство должно было обеспечить розыск и возвращение беглых крестьян к их владельцам. Введение государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений. Обстановка в России накалилась. Обострение социальных отношений — одна из причин смутного времени.  Царь Федор Иоаннович. Другой причиной смуты стал династический кризис. Опричнина не разрешила до конца разногласия внутри господствующего класса. Она укрепила личную власть царя, оставалось еще достаточно сильное боярство. Господствующий класс не достиг пока прочной консолидации. Противоречия обострились в связи с прекращением законной династии, ведшей счет от легендарного Рюрика. 18 марта 1584 г. во время игры в шахматы умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева (1581), младшему сыну Дмитрию было лишь два года. Вместе со своей матерью, седьмой женой Ивана IV Марией Нагой, он жил в Угличе, отданном ему в удел. На престол вступил средний сын Грозного — двадцатисемилетний Федор Иоаннович (1584— 1598), мягкий по натуре и не способный к делам правления государством. Личность Федора Ивановича, выросшего в обстановке средневековой жестокости, привлекала внимание многих писателей и художников. «Я царь или не царь» — сакраментальная фраза, вложенная в его уста А. К. Толстым, удачно характеризует Федора Иоанновича. Понимая, что престол переходит к блаженному Федору, Иван IV создал при сыне своеобразный регентский совет. В развитии смуты в Московском государстве исследователи различают обыкновенно три периода: династический, во время которого происходит борьба за московский престол между различными претендентами (до 19 мая 1606 г.); социальный - время классовой борьбы в Московском государстве осложненной вмешательством в русские дела иностранных государств (до июля 1610 г.); национальный - борьба с иноземными элементами и выбор национального государя (до 21 февраля 1613 г.). № 7. Царствование Б. Годунова. В 1598 г. Б. Годунов по решению Земского собора был избран на царствование. При вступлении он обещал народу покончить с нищетой. Он но так никогда не осуществил свои помыслы. В начале XVII века на Россию обрушились неслыханные стихийные бедствия, вызвавшие массовое разорение деревни. В аграрной России сельскохозяйственное производство целиком зависело от погодных условий. Изучение погодных условий привело ученых к выводу, что во второй половине XVI-XVII века произошло похолодание. Как и в Европе, так и в России земледельцы сталкивались с одной проблемой: сокращение продолжительности теплых летних сезонов, необычными морозами и обильными снегопадами. Климатические перемены были столь значительными, что вызвали общее снижение сельскохозяйственного производства. В Начале XVII века сельское хозяйство России испытало последствия общего похолодания. Длительные дожди помешали созреванию хлебов во время холодного лета 1601 года. Ранние морозы довершили беду. Крестьяне использовали незрелые, «зяблые», семена, чтобы засеять озимь. В Итоге на озимых полях хлеб не пророс, либо дал плохие всходы. Посевы на которых земледельцы возлагали все свое надежды, были погублены морозами в 1602 году, а в 1603 году крестьянам нечем было засеивать поля. Наступил страшный голод. Уже весной 1601 года цены на хлеб сильно выросли. Через год рожь стали продавать в 6 раз дороже. Затем эта цена возросла еще втрое. Не только малоимущие, но и средние слои населения не могли покупать такой хлеб. Люди умирали от голода. На дорогах, по которым везли повозки с хлебом, начались разбои. Правительство Годунова не жалело средств на борьбу с голодом. В Москве голодающим были розданы огромные суммы денег. Но деньги теряли цену день ото дня. На эти деньги не могла прокормиться не только семья, но и отдельный человек. В связи с этим, по всему государству были разосланы чиновники для выявления хлебных запасов. Годунов приказал продавать хлеб по умеренным ценам. Но запасы в царских житницах быстро истощались. Немало хлеба попало в руки скупщиков, которые продавали его втридорога. Чтобы пресечь хлебную спекуляцию, царь велел казнить всех нескольких столичных пекарей, мошенничавших на выпечке хлеба. Но это не привело к желаемой цели. Но Годунов боялся не голода, а социальных потрясений. Своими указами о сыске беглых Борис нанес смертельный удар по надеждам крестьян, которые рассчитывали на «государевы выходные лета». При Борисе страна впервые пережила голод в условиях закрепощения крестьян, что создавало трудности для мелкого крестьянского производства. На протяжении века Юрьев день играл роль своего рода экономического регулятора. При неурожае крестьяне немедленно покидали помещиков, отказываясь им помочь, и уходили к землевладельцам, готовым ссудить их семенами и продовольствием. В условиях закрепощения небогатые поместья превращались в своего рода западню: крестьянин ни подмоги не получал, ни разрешения уйти прочь. Законы Годунова открыли двери ловушке. Борис пытался пойти на уступки крестьянам. Он пытался восстановить Юрьев день сроком на год, но с множеством оговорок. Об этом страна узнала 28 ноября 1601 года. Но дворянство противилось любым уступкам в пользу крепостных. Так при повторном издании закона о восстановлении Юрьева дня в 1602 голу власти внесли в него пункт против помещичьего самоуправления. В 1603 году закон о Юрьеве дне не был подтвержден. Б. Годунов признал неудачу своей крестьянской политики, и в среде мелкого дворянства популярность династии Годуновых стала быстро падать. Борису не удалось завоевать народные симпатии. Также в разгар восстания Хлопка Годунов издает указ о немедленном освобождении всех холопов, незаконно лишенных пропитания своими господами. Голод ожесточил население городов и деревень. К 1602-1603 годам во всех уездах страны появились отряды повстанцев. На протяжении года власти направляли по крайней мере два десятка дворян в такие города, как Владимир, Рязань, Вязьму, Можайск и др. В выступлениях 1602-1603 гг. трудно провести разграничительную черту между разбойными грабежами и голодными бунтами неимущих. Самое крупное народное движение – движение Хлопка. Возникло оно тогда, когда многочисленные мелкие шайки объединились в один крупный отряд. Его предводителем был Хлопко. По словам современников, среди «разбоев» преобладал боевые холопы. Прозвище атамана тоже говорит о том, что он был холопом. В сентябре 1603 года Хлопко действовал на смоленской и тверской дорогах. В то время порядок в западных кварталах «по тверскую улицу» охранял воевода Иван Басманов. Понадеявшись на свои силы, он вышел из городских ворот и попытался захватить Хлопка. Но повстанцы приняли бой, и Басманов был убит. Лишь получив подкрепление из Москвы, правительственные войска смогли разгромить восставших. Хлопка и других пленных привезли в столицу и повесили. После разгрома Хлопка многие повстанцы бежали на окраины – в Северскую землю и в Нижнее Поволжье. Прямым продолжением разбоев в Центре стали разбойные действия казаков на нижней Волге в 1604 году. № 8. Начало политического кризиса. Лжедмитрий I и его политика. Все время на протяжении начала XVII столетия по миру шел слух о чудом спасшемся царевиче Дмитрии. Самозванец объявился в пределах Речи Посполитой в 1602—1603 годах. Им немедленно заинтересо­вался Посольский приказ. Правительству Годунова нетрудно было выяснить биографию Лжедмитрия. Как только самозванец появился в Польше, правительство Годунова заявило что он самозванец Юшка Богданов сын Отрепье, дьякон-расстрига Чудова монастыря, стоявший при патриархе Иове. Видно правительству было выгодно назвать подлинное имя самозванца, а выяснить правду тогда было легче. В Галиче жила вдова Варвара Отрепьева, мать Григория, а родной дядя Смирной Отрепьев служил в Москве как выборный дворянин. Как только всплыло имя Отрепьева, как самозванца, Смирной сразу был вызван к царю Борису для дачи показаний. В письме к венскому двору, Борис утверждал, что до своего пострижения Гришка был во служении у Михаила Романова. Затем. После ареста Романовы, не желая разделить их участи Гришка постригся в монахи. Почему же всплыло имя Романова. Романовы были важнейшими соперниками Годунова на пути к власти. И наверно прав был Ключевский, когда писал о Лжедмитрии, что « он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Польше не только не принадлежала инициатива авантюры Лжедмитрия, но, но против король Сигизмунд III Ваза долго колебался, стоит ли ему поддерживать претендента. Он лишь разрешил польским шляхтичам, если пожелают, вступать в войско Лжедмитрия. Их набралось чуть больше полутора тысяч. К ним присоединилось несколько сотен русских дворян-эмигрантов да еще донские и запорожские казаки, видевшие в походе хорошую возможность для военной добычи. Претендент на престол располагал, таком образом, лишь горсткой воинов – около четырех тысяч. С ним он и перешел Днепр. Лжедмитрия уже ждали возле Смоленска, откуда открывался прямой и короткий путь на Москву. Но он предпочел путь подлиннее: через Днепр перебрался возле Чернигова. Ему предстояло идти через Северскую землю, где накопилось много горючего материала: недовольные своим положение мелкие служилые люди, остатки разгромленных войсками Годунова казаков, поднявших под руководством атамана Хлопка восстание, множество беглых. Именно эти недовольные массы, а не польская помощь, помогли Лжедмитрию дойти до Москвы. Это была первая точка зрения, на то, кому было выгодно появление Лжедмитрия. Вторая точка зрения, говорит о том, что именно польской шляхте было выгодно его появление. Говорят что Отрепьев обратился в Речь Посполитую к Сигизмунду III, польским и литовским магната и папе римскому за помощью для возвращения якобы принадлежавшего ему трона. Королю он обещал передать спорные территории – Смоленщину и Северскую землю, папе – обращение России в католичество. Сигизмунд разрешил одному из магнатов Юрию Мнишку, рассчитывавшему женить Лжедмитрия на своей дочери и в случае победы приобрести для себя разные блага в России, присоединится к Лжедмитрию.  Но в обеих версиях говорится о том, что состав отряда Лжедмитрия входило недовольное население и казаки. С казаками у Годунова был конфликт. Используя благоприятную международную обстановку, русское правительство сумело продвинуть свои опорные пункты на Диком поле далеко на юг, вплоть до Северского Донца, и там как форпост была поставлена крепость Царев Борисов. Она была построена рядом с казацкими поселениями. Власти в Москве попытались поставить под свой контроль эти поселения. Воеводам крепости было поручено провести перепись живших там казаков. Это вызвало отрицательную реакцию казаков. К войску Лжедмитрия присоединялось все больше и больше отрядов казаков. Также власть Лжедмитрия признавали все больше городов и крепостей. Годунов был вынужден послать в Северские земли крупные военные силы. 20 января под Добрыничами царские войска разгромили войско Лжедмитрия. Но туту неожиданно, в разгар борьбы, 13 апреля 1605 года умирает Борис Годунов, успев благословить сына на царство. Но Федор Борисович не предпринял решительных мер для сопротивления Лжедмитрию. Одной из крупной его ошибкой был отзыв в Москву главных воевод. Оставшиеся без них войска стали переходить на сторону самозванца в массовом порядке. Царь Федор оказался настолько беспомощным, что даже не усилил охрану кремля. Поэтому 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, и посланцы Лжедмитрия убили вдову Годунова и его сына Федора. Придя к власти в Москве Лжедмитрий подтвердил свое желание жениться на дочери Мнишка, приглашал к себе на службу поляков и предлагал им покровительство. Но обещания, данные им королю и папе, он не торопился исполнять. Православие оставалось государственно религией, более того он не разрешил строить в России католические церкви. Ни Смоленск, ни Северскую землю он не отдал королю и предлагал только заплатить за них выкуп. Он даже вступил в конфликт с Речью Посполитой. Дело в том, что в Варшаве не признавали за русскими государями царского титула и именовали их только великим князьями. А Лжедмитрий стал называть себя императором. Лжедмитрий принял ряд мер, чтобы изменить состав правящей элиты в свою пользу – наиболее верные сторонники царя Бориса были сосланы и возвращены из ссылки его противники, кроме того, в состав Думы вошел ряд дворян южных уездов, отличившихся при приходе Лжедмитрия I к власти. Он также не жалел усилий, чтобы обеспечить себе поддержку тех сил, которые привели его к власти. Одним из его распоряжением, было освобождение населения Северской земли от уплаты налогов на 10 лет. Также он принял решение о походе на Азов Все действия Лжедмитрия, заставило недовольную самозванцем политическую элиту, возглавляемую В. Шуйским поторопится к выступлению против самозванца. Кроме того, сыграло свою роль и высокомерное поведение польских шляхтиче, съехавшихся на свадьбу к Лжедмитрию с Мариной Мнишек в мае 1606 года и пренебрегавших русскими обычаями и религиозными традициями. Такие поступки поляков убеждали горожан Москвы, и стоявшие в ее окрестностях дворянские отряды в справедливости утверждений бояр-заговорщиков, что самозванец хочет править Россией с помощью поляков и обратить русских людей в католическую веру. Утром 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание. Под звон набата толпы восставших собрались на Красной площади и вошли в Кремль через Спасские ворота. Пытаясь спастись. Лжедмитрий выпрыгнул в окно, сломал ногу, и был схвачен и убит. Одновременно москвичи напали на дворы, в которых находились поляки. № 9. Царствование Василия Шуйского. Принятие Шуйским крестоцеловальных обязательств. Василий Иванович Шуйский принадлежал к роду Рюриковичей, происходя из той его отрасли, что некогда княжила в Нижнем Новгороде и Суздале. Родившись около 1553, он играл довольно видную роль в конце царствования Ивана Грозного, а после его смерти вместе с другими членами семьи Шуйских принял участие в интригах вокруг судьбы русского престола. Слабоумный сын Грозного, Фёдор Иоаннович, не имел наследников. По старшинству в династии Рюриковичей род Шуйских имел больше всего прав на занятие трона, однако при дворе возобладало влияние брата жены Фёдора Иоанновича, Бориса Годунова. В жестоком дворцовом соперничестве Годунов вначале оттеснил Богдана Бельского и семью бояр Романовых, а потом и фамилию Шуйских. Два самых видных её представителя – Андрей Иванович и герой обороны Пскова от поляков Иван Петрович – были сосланы и потом, как говорят, удавлены. Василия Ивановича, ставшего теперь главой своего семейства, Годунов оставил в Москве, но постоянно притеснял, даже не позволяя ему жениться и продолжить род. Именно Василию Шуйскому Борис поручил в 1591 следствие по делу о загадочной смерти в Угличе царевича Дмитрия. Убеждённость в том, что этого последнего наследника Грозного погубил Годунов с целью окончательно расчистить себе дорогу к престолу, была почти всеобщей, и Борис как бы в издёвку повелел главе своих прежних соперников, Шуйских, доказать обратное: царевич сам случайно убил себя, играясь с ножом. Побоявшись перечить воле Годунова, Василий привёл следствие к требуемому результату. 19 мая сторонниками В. Шуйского был созван импровизированный Земский собор, на котором, как позднее утверждали противники нового монарха, Василий Иванович был "выкрикнут" царем. Сам Шуйский не особенно заботился о соблюдении всех тонкостей для волеизъявления "всей земли". Его более беспокоила позиция Боярской думы. Чтобы привлечь ее, новый царь пошел навстречу притязаниям аристократии, давно мечтавшей огородить себя от самодержавного произвола целым рядом обязательств, которые возлагал на себя монарх. Шуйский дал крестоцеловальную запись, в которой обещал соблюдать феодальную законность: не налагать ни на кого опал и не казнить без суда, не отнимать имущества у родственников осужденных, не слушать "ложных доводов", править вместе с Думой. В подобной записи многие историки смуты видят робкий шаг к ограничению царской власти. Правление Шуйский пытался укрепить войско после унизительных поражений, нанесённых царской армии сторонниками Лжедмитрия. При нём в России появился новый воинский устав — результат переработки немецких образцов. В то же время усилились центробежные тенденции, наиболее заметным проявлением которых было восстание Болотникова, подавленное только в октябре 1607 года. В августе 1607 года на смену Болотникову пришёл новый претендент на престол — Лжедмитрий II. Царские войска были разбиты под Болховом (1 мая 1608). Царь со своим правительством был заперт в Москве; под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией —Тушинский лагерь. Свидание Скопина-Шуйского с Василием Шуйским в Москве К концу 1608 года Шуйский не контролировал многие регионы страны.Выборгский трактат начала 1609 года обещал территориальные уступки шведской короне в обмен на вооружённую помощь царскому правительству (см. поход Делагарди). Командование русско-шведской армией принял на себя князь М. В. Скопин-Шуйский. Многие видели в молодом и энергичном полководце преемника пожилого и бездетного государя. № 10. Движении И.И Болотникова (1606-1607 гг). Причины движения Ивана Болотникова.основные причины движения Ивана Болотникова кроются в тяжести положения крестьян, которые были готовы по первому зову восстать на борьбу с царем и боярами. Кроме того, причины движения Болотникова кроются и в системе наследования престола, а также в отсутствии законного правителя. В 1598 году со смертью царя Федора Ивановича оборвалась династия Рюриков. Занявший незаконно престол Борис Годунов был убит. Его место занял Лжедмитрий и уже после Шуйский. Но все это время в стране проходили народные волнения. Причины движения Болотникова в том, что народ ждал перемен к лучшему и с надеждой хватался за иллюзию того, что царевич Дмитрий выжил.

Ход движения Ивана Болотникова

Болотников был холопом князя Телятевского. В отличие от других невольных, Иван был военным. Он сопровождал князя во всех его походов. Во время одного из таких походов Иван попал в плен к татарам, которые в последующем продали его в Турцию. Там он стал гребцом-невольником. В одном из морских сражений ему удалось бежать в Венецию. Оттуда он отправился в Речь Посполитую, где ему повстречались ближайшие сподвижники Лжедмитрия 1. Движение Ивана Болотникова началось осень 1606 года. Это была первая крупная крестьянская революция в России. Войско лидера восставших собиралось в Путивле. Ход движения Ивана Болотникова начался именно из Путивля. Оттуда его войска двинулись на Москву. Первоначально движение Ивана Болотника складывалось удачно. Ему удалось нанести ряд незначительных поражений армии русского царя, тем самым расчистив для себя путь к Москве. По ходу продвижения войск восставших вглубь России к нему примыкали все новые члены. Здесь были крестьяне, невольные, военные, казаки, торговцы – все те, кто был недоволен Василием Шуйским.

В конце осени 1606 года войско подошло к Москве и стало лагерем у Коломенского. Началась осада Москвы. Движение Ивана Болотникова набирало обороты. К его лагерю стягивались все новые представители революции. Осада Москвы длилась ровно 5 недель. По истечение которых, в декабре 1606 года случилось сражение у Коломенска. Царские войска нанесли мятежникам поражение, вынудив войска того отойти к Калуге. Ход движения Ивана Болотникова приобрел новый характер. Теперь повстанцам требовалось обороняться. Болотников начал укреплять город, готовясь к новой битве с царским войском. Активно развивалось восстание и в Туле. Василий Шуйский, заняв денег для выплаты жалования армии, заручился поддержкой дворян, пойдя им на большие уступки, сумел выставить большое войско. Генеральное сражение произошло в мае 1607 года у населенного пункте Кашира.Движение Ивана Болотникова было уничтожено. Руководвтель движения потерпел жесткое поражение, однако сопротивлялся вплоть до 10 октября 1607 года. Поводом для капитуляции послужил тот факт, что в Туле, где укрывались войска, начался голод. В результате Иван был отправлен в монастырь. Очень скоро в стране узнали, что в монастыре Болотников был сначала ослеплен, а потом и убит. Говорят о том, что его утопили.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!