Структура теории государства и права



 

Структура теории государства и права органично объединяет два блока - общую теорию государства и общую теорию права. И право, и государство - самостоятельные социальные явления и объекты исследования. Несколько факторов которые позволяют объединить их изучение в рамках единой научной дисциплины:

единые источники, такие, как «общество», «публичная власть», «социальное управление», реализующиеся в этих явлениях;

общий генезис. Государство и право возникают более или менее одновременно в силу одних и тех же причин;

общие закономерности развития государства и права;

соответствие исторических типов государственных и правовых систем;

государство и право неразрывно связаны между собой, не могут существовать изолированно, взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга. Право - атрибутивный признак государства. Государство ничто без соответствующей правовой системы. Права без государства тоже не бывает.

Указанные факторы позволяют изучать государство и право в их единстве и взаимодействии. С другой стороны, несмотря на органическую взаимосвязь между собой, государство и право могут рассматриваться и как самостоятельные, достаточно автономные объекты исследования. Таким образом, государство и право изучаются как самостоятельные, но взаимосвязанные, взаимодействующие, органично дополняющие друг друга социальные феномены.

 

 

Современные подходы к пониманию причин возникновения государства.

 

Современные исследователи государства и права сходятся во мнении, что переход к государству стал возможен под воздействием различных факторов, он не был однороден и отличался в зависимости от культурных и географических различий.

Итак, причины возникновения государства – это совокупность факторов, культурных и географических предпосылок, которые привели к возникновению такого способа общежития человека, как государство.

Классификация причин и предпосылок возникновения государства

Переход от протогосударств к государству был возможен при наличии следующих предпосылок:

Социально-экономические предпосылки.

Возникновение государства не представляет возможным без наличия сложной структуры социальной и экономической организации общества.

Военные и политические предпосылки.

Возникновение государства не представляется возможным без наличия политической воли отдельных влиятельных представителей племенной знати. Зачастую этому процессу предшествовала военная агрессия и завоевания одних племен другими.

Естественные предпосылки.

Возникновение государства не представляется возможным без наличия естественных (биологических и психологических) предпосылок природы человека к самоорганизации и социализации.

Теологические предпосылки.

Возникновение государство, как правило, связано с определенной религиозной или мировоззренческой доктриной, которая способствовала объединению человеческого общества вне рамок одного клана или семьи.

На сегодняшний день мы можем смело утверждать, что такой способ общежития как государство возник при наличии всех или нескольких вышеописанных предпосылок.

 

Институты власти и нормативного регулирования в первобытном обществе

В первобытной общине существовали следующие институты власти: а) лидер (предводитель, вождь); б) совет старейшин; в) общее собрание всех взрослых членов общины, которое решало наиболее важные вопросы жизни. В первобытном обществе существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, т.е. лица, входящие в эти институты, могли быть смещены общиной и осуществляли свои функции под контролем общины. Совет старейшин формировался также путем выборов из числа наиболее уважаемых членов общины, по их личным качествам. Помимо авторитета власть основывалась и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть. Управление делами общины осуществлял лидер, избираемый общим собранием общины или советом старейшин. Его власть не была наследственной. В любой момент он мог быть смещен. Он также участвовал наряду с другими членами общины в производственной работе и никаких льгот не имел. Аналогично было положение и членов совета старейшин. Религиозные функции выполнял жрец, шаман, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил. Таким образом, для власти первобытного общества на первом этапе его существования свойственны такие особенности: 1) верховная власть принадлежала общему собранию членов общины, мужчины и женщины обладали равными правами голоса; 2) внутри общины не было аппарата, осуществляющего управление на профессиональной основе. Смещенные лидеры становились рядовыми членами общины и не приобретали каких-либо преимуществ; 3) власть основывалась на авторитете, уважении обычаев; 4) род выступал органом защиты всех своих членов, и за убийство члена общины назначалась кровная месть. Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 2090; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!