Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).



Милетская школа – 6в. до н.э. – Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон), Анаксимен (воздух). Центральное в учение – учение о первоначале из которого возникают все вещи. Они полагали, что ничто не возникает и не исчезает. Проблема как раз и состояла в поиске вечного: того, что роднит все вещи. Оттуда и предложения о первоначале. Фалес таким образом открыл, что есть нечто умозримое, кроме чувствозримого. Они подошли к идее о том, что в мире есть основа, которая чувствам недоступна.

Появляется представление о двух формах познания – чувственное и мышление. Умозримое – то, что недоступно органам чувств, доступно только сознанию.

 

У другой философской школы – Элейской (Ксенофант, Парменид, Зенон) – эта идея развилась. Суть их учения в том, что главное понятие – понятие бытия. Есть бытие, а небытия быть не может. Из ничего ничего не возникает, бытие является вечным. Оно было, есть и будет – бесконечно во времени. Таким образом они открыли две формы познания (чувство, ум), но оторвали одно от другого и пренебрегли чувствами. Мышление у них – единственная форма познания. Чувственное вообще ложно.

 

Третья попытка – знаменитый Демокрит. Он вводит понятия бытия и небытия. Неделимое бытие Элиадов он раздробляет на множество атомов бытия. Атомы неделимы. Опять же макромир и микромир. А также мегамир – мир миров. Во Вселенной существует бесконечное число самых разных миров. Механизмчувственного познания заключается в том, что от вещей отделяются эйдолы– оболочки, достигают органов чувств и мы втыкаем. От вещей! не от атомов! Вещи выступают как целостное, не сводимое к атомам. Так откуда мы знаем, что существуют атомы? Только разумом. Истинная сущность мира доступна только разуму. Существует история, что он ослепил себя, чтобы чувства не мешали.

 

Это был материалистический «эссенциализм» , а есть еще и идеалистический (объективный) «эссенциализм» – Платон.

Проблема отношения явлений и сущности.

Философия открыла не только то, что мир существует в нашем сознании, но и то, что в нем есть нечто умозримое, недоступное органам чувств. Открыв это, стало ясно, что есть умозрение – зреть можно не только органами чувств, но и умом. Чтобы возник эссенционализм, потребовалось немало времени.

Большинство первых философов считало, что начало всего материально, а именно то, что из чего состоят вещи. Из него они возникают, и в него же превращаются, когда погибают. Сущность меняется в своих проявлениях. Они полагали, что ничто не возникает и не исчезает. Проблема как раз и состояла в поиске вечного: того, что роднит все вещи. Оттуда и предложения о первоначале.

 

см. также вопрос 41 «Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит)»

 

Дальнейшие материалисты почти все признавали, что мир есть единство явлений и сущностей, правда, некоторые из них приходили к выводу, что людям доступны только явления, а сущности нет. Часть идеалистов шла по той же линии: Платон, у Аристотеля идеалистический эссенциализм. Некоторые из иделистических эссенциалистов приходили к выводу, что явления познаваемы, а сущности нет.

Виды эссенциализма.

Материалистическийэссенциализм. Эпикур: существуют вещи, и мир, прежде всего – совокупность вещей. Вещи целостны. Они отражаются в нашем сознании, чувства – отражения вещей, свойства присущи самим вещам. Мир есть единство явлений, сущностей. Здесь впервые чувства и разум выступают не как две формы, а как две ступени познания. Первая – чувства, они нас подготовляют, это критерий истинности. Мир таков, каким мы его видим, а его глубины дальше доступны разуму.

Его поклоник – Тит Лукреций Кар «О природе вещей».

Идеалистический эссенциализм. Аристотель: мышление независимо от тела — мыслящий дух. Есть сущность мира – абсолютный дух. Мир познаваем полностью, включая сущность мира (объективно - идеалистический эссенциализм).

Человек как единство духа и тела. Сократ о соотношении духа (души) и тела.

Существует 2 ступени познания: чувственное и мышление. Коренное различие: чувственное познание – есть просто реакция организма, восприятия и ощущения, иначе говоря – это явление биологическое. Чувства (абстрагируясь от мышления) – реация тела. Но вот мышление – это никак не реация организма. Мышление – это деятельность человека. Человек не сводится к организму (в отличие от животного; биология полностью исчерпывает животное). Человек – единство тела и души, есть личность, его действия (совершаемые организмом) – не реакция организма, действия управляются душой.

Человек не только познаёт мир, но и обратно воздействует (сознанием) на мир, что принято называть волей. Человеческий дух включает по крайней мере: 1) сознание 2) воля. Воспринимает – организм, мыслит – дух.

Некоторые философы оторвали дух от тела. Аристотель: чувства не существуют без тела, но мысль может существовать. На самом деле (утверждает Семёнов) – мышление не сущетсвует без работы мозга, но не является лишь работой мозга. Дух мыслит и управляет организмом и через организм воздействует на окружающую среду.

Впервые такое понимание находим у Сократа. Один из первых открыл, что человек суть единство души и тела; тело – инструмент в руках духа. В духе – сущность человека. Тело важно, но чтобы понять человека – нужно понять суть. Есть не только познание, но воля. Открыл 2 формы воли: телодвигательная (руки, ноги, движения тела) и социальнорегуляторная. Дух человека управляет телом, а тело в руках духа. Но дух надо сформировать, тот есть дать ему образование. У человека есть животные стимулы. Дух обуздывает эти животные инстинкты. Если человек не обуздывает, то он раб страстей. Свобода – это обуздание и ограничение. Вот это открытие Сократа. Дух – управляет телом. Какой человек – такой и его дух.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 446; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!