Общественное сознание и его структура. Уровни и формы общественного сознания.



ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - это духовная жизнь общества в совокупности чувств, настроений, взглядов, идей, теорий, отражающих общественное бытие и влияющих на него. Отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Субъектом общественного сознания является социум, а не индивид. Индивид способен изобрести идеологию или дать толчок некому явлению социальной психологии, но в общественное сознание оно станет лишь тогда, когда «овладеет массами». Его структура: оно состоит из двух частей-полюсов «Идеологии» - осознанной, теоретически обработанной, отрефлектированной. «Социальной психологии» или «ментальности», которая является сферой коллективного бессознательного, характеризуется сокрытостью, глубинностью, стихийностью. Формы общественного сознания. Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Анализируя общественное сознание, социальная Ф особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса. Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, над индивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

Формационный и цивилизованный подходы к пониманию исторического процесса.

 

В целом, на сегодня определились два методологических подхода. Один - формационный, другой - цивилизационный. В рамках первого выделяют две концепции - марксистская теория и теория постиндустриального общества. Марксистская концепция связана с признанием способа производства в качестве основной детерминанты общественного развития и выделением на основе этого определённых стадий или формаций. Концепция постиндустриального общества выдвигает в качестве основной детерминанты технический фактор и различает в истории три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. На основе цивилизационного подхода выделяют множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. Коренная идея первого подхода - единство человеческой истории её прогресс в форме стадиального развития. Коренная идея второго - отрицание единства истории человечества из его прогрессирующего развития. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Авторы (К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом)

«Немецкой идеологии» выделили структуру общества, включающую в себя производительные силы - производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная 2) античная 3) феодальная 4) буржуазная 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности. Уже в этой работе видны основы будущей формационной периодизации истории общества. Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. О сущности цивилизационного подхода к истории В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические типы" (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок. Единой цивилизационной теории как таковой не существует. Суть цивилизационного подхода к истории - раскрытие сущности исторического процесса через призму людей в рамках того или иного сообщества или всего человечества, в какой-то конкретный период времени или на протяжении истории людей в целом.

 

46. Роль народных масс и личности в истории.

 

Главной силой истории являются народ, передовые классы, трудящиеся массы. Не личность определяет роль народа, а народ определяет роль личности. Народные массы, это те классы и социальные слои, которые приводят в движение общественное производство, живут за счет собственного труда, то есть массы трудящихся. Из каких общественных классов и социальных групп состоят народные массы, зависит от эпохи, характера общественно-экономической формации .Массы играют большую роль и в политической жизни. Без их политической деятельности немыслимо развитие общества и, прежде всего социальных революций. Главной движущей силой всегда были народные массы. Но даже в эволюционные периоды истории массы играют великую роль. В часы величайших национальных испытаний именно народные массы, а не эксплуататорские классы, решали судьбу своей страны, вставая на ее защиту. Велико творчество .Несмотря на решающую роль народных масс в истории общества, марксизм важное место отводит роли личности - роли выдающихся людей, руководителей, вождей, лидеров - показывает, что они выполняют необходимую для общества функцию. Это относится как к ученым, художникам и писателям, без деятельного участия которых невозможно движение вперед науки и культуры, так и политическим и общественным лидерам. Они выполняют функцию идеологического, культурного и политического руководства массами, общественными классами и общественными группами.В заключение, роль народных масс и роль личности в истории носит всегда объективно и субъективно ограниченный характер. В основе лежит господствующий в обществе способ производства и возникающие из него общественные отношения, продуктом которых являются как массы, так и личность.

 

47. Личность и общество, их взаимосвязь и взаимодействие.

Взаимодействие личности и общества- это взаимосвязанный процесс, 1)активных действий индивида, способного изменять и изменяющего как социальную среду, так и среду обитания, 2)- воздействия на индивида самой социальной системы и среды обитания. Отношения, которые формируются и реализуются в процессе такого взаимодействия, называются социальными. Социальные отношения- это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По существу это отношения, складывающиеся между людьми, включенными в различные социальные группы.Пример: Для того чтобы иметь продвижение по службе, мало быть хорошим специалистом. Необходимо еще уметь построить правильные отношения и с начальниками, и с сослуживцами. Таким образом все, что мы делаем, есть результат социальных отношений, и что бы мы не делали, мы прежде всего строим, воспроизводим эти отношения.

 

48. Проблема сознания в истории философии. Социально-историческая природа сознания, его структура, функции и основные характеристики.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга отражать предметы объективного мира в идеальных субъективных образах. Структура сознания:

•знания – совокупность физических и психических процессов и явлений. Уровни: предметно-чувственный, теоретический

•воля – осознание стремления человека к чему-либо

•эмоции – осознание переживания, отношения, оценки

•самосознание – осознание человеком самого себя

Функции сознания:

•познавательная – обобщенное отражение внешнего мира

•аксиологическая – формирует оценку отношения к предметам действительности

•целеполагание – человек проявляет активность в достижение поставленных целей

•регулирование – управление своим поведением

•продукт творчества – активность сознания, познание человеком объективного мира я, своего места в жизни и себя как личности

Характеристика:

•высшая форма отражения действительности.свойственная только человеку

•функция мозга, связанная с его физиологической деятельностью, но не сводимая с ней. Сознание не зависит от объема мозга

•продукт общественно-исторического развития

•оно объективно по содержанию и субъективно по форме

•непосильно отражает мир, активно его преобразует

•являясь идеальным по своему характеру, способно материализоваться с помощью языка (система знаков, обладающих значением и служащих для приема, хранения, обработки и передачи информации) и речи (процесс, способ формирования и использования языка)

•включает самосознание: человек отражает себя вторично

•связано с психикой, но не сводимо с ней, т. к. психика – более широкое понятие, а сознание – часть психических процессов.

 

49. Познание как отражение действительности в сознании человека. Познаваемость мира как одна из важнейших проблем гносеологии.

 

 Познание- это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъектов, результатом которого является новое знание о мире. Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Цель познавательной деятельности - получение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами. Средствами познания выступают наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также во вненаучном. Целью познания является получение достоверного знания об изучаемом предмете. Круг объектов познавательной деятельности широк (объектом изучения может быть как доступный для нашего непосредственного воздействия предмет, так и, к примеру, удаленные от нас на многие тысячи световых лет звезды). В процессе познания две стороны: субъект познания и объект познания. Субъектом познания в узком смысле слова подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком смысле - все общество. Объектом познания является либо познаваемый предмет, либо весь окружающий мир; объектом познания может быть и сам человек. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание.

 

50. Чувственное познание и его формы.

Ощущение – это простейший чувственный образ, отражение отдельных свойств предмета. Так, например, в яблоке мы ощущаем определенный цвет, запах, вкус, твердость его структуры и т.д.

Восприятие связано с деятельным отношением человека к окружающему миру. В деятельности происходит выделение значимых предметов, явлений, процессов, которые воспринимаются как целостность различных качеств и свойств.

Представление – высшая форма чувственного отражения мира. Оно заключает в себе все отмеченные стороны и моменты предшествующих форм и опирается на них. Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!