Культура и ее социальные функции. Культура и цивилизация. Основные культурфилософские концепции.



 

Культура - это вся совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в результате познавательной деятельности человека.

Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда. К духовной культуре относятся наука, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе.

Функции культуры: 1) социализации (обеспечивает «вписывание» человека в конкретные социальные роли); 2) познавательная или информационная (основывается на том, что культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности, является носителем определенного объема социально значимой информации); 3) коммуникативная (культурная коммуникация выступает как средство воспроизведения, хранения и созидания различных культурных программ); 4) игровая, развлекательная, компенсаторная (эта функция культуры связана с восстановлением физических и духовных сил человека);

Сопоставление культуры и цивилизации.В основе любого древнего государства лежал один город. Культура и цивилизация тесно переплетены, но между ними есть не только сходства, но и различия, в некоторых аспектах даже доходящее до враждебной противоположности.Первым ввёл отличие культуры от цивилизации Кант. Ранее было сказано, что под культурой понимается всё то, что создано человеком. Но ведь человек в своём творчестве иногда делает злодеяния, например убивая других людей, что никак нельзя назвать феноменом культуры. Кант разрешил этот вопрос. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Таким образом чисто внешний технический тип культуры он назвал цивилизацией. Он предвидел бурное развитие цивилизации, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идёт впереди гораздо медленней цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несёт с собой многие беды народам мира, так как цивилизация порождает опасность технического самоуничтожения человечества.Культуро-философские концепции:

1) Ницше - первый культур - философ на раннем этапе своего творчества обращался к понятию культура.Выделяет 2 движущие силы культуры: аполлоническое и дионистическое начала. Первое начало отвечает состоянию сновидения, а второе – состоянию опьянения.

2) Данилевский ("Россия и Европа"): на мировую историю смотрит как на процесс развития локальных цивилизаций. У каждой культуры есть свой срок жизни, в который она проходит 3 этапа: расцвет, цветение, закат. Средний срок жизни культуры- 800-1300 лет. Но она может быть уничтожена внешними силами.

3) Фредитская модель понимания культуры (по Фрейду) строится на основе психоанализа.культура возникает из сублимации (подмены) человеком своих изначальных желаний в социально приемлемые формы. Сублимация – это использование сексуально-биологической энергии не непосредственно для биологического удовольствия, а согласно целям разума и культуры.

Природа ценностей и их классификация.

Ценность – понятие, используемое в философии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а отношением человека к этой вещи.Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира.

Природа ценностейв философии понималась по-разному. Платон считал, что ценности носят абсолютный характер, софисты полагали, что ценности относительны и индивидуальны. В Средние века ценности связывали с божественной сущностью и преобретают религиозный характер. По Канту человек существует в двух мирах: свободы и природы. Мир свободы — мир ценностей. Новое время акцентировало внимание на ценностях науки.

Подходы к объяснению природы ценностей: а) натуралистический психологизм — ценности носят объективный характер, ценности кроются в природе; б) аксиологический трансцендентализм — ценности есть идеальное бытие, проявление эмоций, предпочтений (Брентано); раскрывает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие. Они независимы от человеческих желаний. Это такие ценности, как добро, истина, красота, имеющие самодоста­точное значение.ценность — это не ре­альность, а идеал, носитель ее — «сознание вообще», т. е. тран­сцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. В действительности сами по себе ценности в природе не существуют. Ценности представляют собой субъективное отношение человека к миру и возникают при взаимодействии человека с внешним миром.

Ценность - это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Классификация ценностей: С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные, на относительные и абсолютные, на объективные и субъективные.

По содержанию различаются религиозные, правовые, нравственные, познавательные, политические, эстетические, художественные. Предметные ценности связаны с целью, духовные - со смыслом поведения. Духовные ценности включают в себя познавательные, эстетические и нравственные.

Виды ценностей:подсознательные, осознаваемые, сознательно-социальные, позитивные, негативные, фальшивые, реальные, исключающие друг друга, совместимые, фоновые, локальные, глобальные, индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие. За традиционной классификацией ценности разделяют на материальные (ценности, которые существуют в форме вещей — одежда, продукты питания, техника, храм, картина) и духовные — моральные, религиозные, художественные, политические и др.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 888; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!