Понимание общества и социального развития в истории философии.



Общество (в широком значении) — это общность, совместная жизнь людей, мир социальных явлений. Это форма бытия, характеризующаяся целенаправленной совместной трудовой деятельностью людей, создающих мир социокультурных явлений, отличных от мира природы.

Модели понимания общества в истории философии:

1) Натуралистическая модель, то есть жесткая привязка общественного развития только к различным природным факторам: климату, географической среде, расовым особенностям людей.

2) Идеалистическая модель — это абсолютизация роли сознания в жизни общества, рассмотрение его как определяющей силы общественного процесса.

3) Материалистическая модель, то есть признание конечного первенства реального бытия людей над их сознанием.

Понятие «социальное развитие» фиксирует факт социальных перемен, факт социального изменения, содержит определенную оценку этого изменения. Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения. Социальное развитие как реальный процесс характеризуют три взаимосвязанные черты – необходимость, направленность и закономерность.

Принципиально важная характеристика социального развития – время, промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие.

Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие.

Материальное и идеальное в обществе. Категории общественного бытия и общественного сознания.

Основной вопрос в философии: что первично - материальное или идеальное – находит свое продолжение в осознании истоков деятельности людей.

Основополагающим вопросом социальной философии является вопрос о том, как соотносятся между собой сознание и бытие людей, что первично и является определяющим? Идеализм в социальной философии основывается на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной. Прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности – духовной, экономической, политической и т. д. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению в какой-либо практический результат. Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в обществе вторично, производно от сознания и определяется им. Все предметы материальной и духовной культуры есть воплощение и олицетворение сознания и в целом духовного начала. Материалистический подход к пониманию общества заключается в признании объективных основ его существования и развития. Это обосновывается в социальной философии марксизма. Первопричины развития общества усматриваются не в духовных образованиях, а в материальных условиях, прежде всего в развитии материального общественного производства. Тем самым, принципиально меняется исходное начало. Создается иная картина причинно-следственных взаимозависимостей внутри общества.

Проблему поиска объективных оснований в жизни общества разработали Г. Гегель и К. Маркс. Г. Гегель – высказал идею, что основой всемирной истории является экономическая деятельность (труд, преобразование природы с помощью орудий труда). Противоречия, конфликты – двигатель прогресса.

К. Маркс – завершил начатое, доказав, что: 1) существует зависимость сознания и бытия: «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»; 2) ввел понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». Именно общественное бытие людей – объективная реальность (социальная материя), которая отражается в общественном сознании, определяет его направление;

Следовательно, общественное бытие - есть та жизнь, которой живет общество, объективная реальность, отражающаяся в общественном сознании, своего рода социальная материя. Общественное сознание - это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности.

Особенности общественного сознания: 1) вторичность (обусловленность общественным бытием); 2) относительная самостоятельность: а) оно активно, способно влиять и даже изменять породившее его бытие; б) оно имеет внутреннюю логику своего развития. Следовательно, для понимания прошлого, настоящего и анализа тенденций будущего надо начинать не с того, что думала и думает о себе та или иная эпоха, а с анализа общественного бытия людей этой эпохи.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1672; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!