Тэорыя гвалту і марксісцкая («класавая») тэорыя паход-жання дзяржавы і права



Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе. Каутский также видит источник происхождения права во внешнем насилии, в войнах. Племя -победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально- экономические последствия.

Материалистическая (классовая) теория происхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим. Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Паняцце, сутнасць і азначэнне дзяржавы

Государство это исторически возникающее и развивающееся явление, продукт общественного прогресса. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции.Сущност государстваэто то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уясняет, почему общество не может существовать и развиваться без государства, чьи интересы оно выражает.В СССР сущность государства рассматривалась с классовых позиций как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса.В западных теориях государство представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, выражающий интересы всего общества.

17. Дзяржава і дзяржаўная ўлада. Прыметы дзяржавы, якія адрозніваюць яе ад іншых відаў палітычнай улады

Проблема соотношения государственной власти и государства относится к числу мало исследованных. Государственная власть и государство находятся в сложном диалектическом единстве, а потому к вопросу о соотношении между ними можно подходить с разных точек зрения. Если под государством понимать политико-территориальную организационную форму общества, то государственная власть выступает важнейшим признаком государства, корни которого уходят глубоко в общество. Если под государством имеется в виду особым образом организованный механизм (аппарат) политической (государственной) власти, то они соотносятся как содержание и форма. Причем характер государственной власти определяет особенности государства, его механизма. Так, принадлежность власти эксплуататорскому меньшинству (властвующей олигархии), необходимость навязывать волю властвующего меньшинства подвластному большинству выдвигают в механизме государства на первый план принудительные, карательные органы. Напротив, в демократических странах государство, его органы служат обществу, а в механизме государства важнейшими становятся органы, осуществляющие общесоциальные функции.

Отличие государства от общественной власти родового строя:

1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных 2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением 3) для содержания большого аппарата государственных служащих, которые представляют политическую власть, обязательными становятся налоги, сборы, обложения.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность-распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) использование системы выплаты налогов;

8) использование государственного принуждения;

 


18. Тыпалогія развіцця дзяржаўнасці

Для понимания сущности государства важное значение имеет его типология. Типология – это научное отражение естественно-исторического процесса развития государства, исторически неизбежная смена одних типов государства другими.

Первые попытки типизации государств встречаются уже в концепциях мыслителей Древней Греции и Рима.

Платон делил государства на идеальные и государства второго рода.

Аристотель – на правильные и неправильные.

Полибий – считал, что развитие государства, смена его типов – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу (фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели).

Формационный подход типологии гос-ва

В основе лежит категория общественно-экономической формации, которая является историческим типом общества, основанном на определенном способе производства.

Марксистская типология государства выделяла: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое государство, которое должно было перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.

Цивизационный подход

За основу берется причастность государства к той или иной цивилизации.Цивилизация это относительно устойчивое состояние общества, которое отличается общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков (А. Дж. Тойнби.).

Типология государств с точки зрения цивилизационного подхода:

1. Древние государства (древневосточные, древнегреческое, древнеримское);

2. Средневековые государства (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские);

3. Современные государства (развитые социальные, правовые, развивающиеся).

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!