Прычыны існавання мноства канцэпцый (тэорый) пахо-джання дзяржавы і права і іх класіфікацыя.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой
древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях
возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному
отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется
различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы,
разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия,
поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и
распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:
- теологическую (божественную),
- патриархальную,
- договорную,
- насилия,
- психологическую,
- расовую,
- материалистическую (классовую) теории.
13. Характарыстыка тэалагічнай і патрыярхальнай канцэпцый паходжання дзяржавы і права
Теологическая теория получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство —продукт божественной воли, в силу чего государственная власть —вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле.
|
|
Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.
Вместе с тем данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.
Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.). Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека. Правовая власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
|
|
Дагаворная і арганічная тэорыі паходжання дзяржавы і права
Концепция общественного договора:сформулирована в XVII-XVIII вв. в работах Ж.Ж. Руссо, Т. Гоббса, Г. Гроция и др.
Государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, обладающими естественными правами, превращающего их в единое целое -народ. На основе первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма -государство. Далее заключается вторичный договор о подчинении индивидов определенному лицу, которому передается власть над ними и которое обязано осуществлять ее в интересах народа. Иначе народ имеет право на восстание и свержение нарушающей договор власти.
|
|
Органическая теория возникновения государствабыла выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли.
Сутьорганической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;
- между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в XVIII в. – Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.)
|
|
Достоинствамиорганической теорииявляется следующее:•восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;•признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;•оригинальность теории.
Недостаткамиорганической теорииявляется следующее: • прямое проецирование биологических законов на жизнь общества •отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!