Улада и систэма киравання у першабытным грамадстве



Прадмет агульнай тэорыi права.

Предмет науки-это сов-ть изучаемых закономерностей образования,функционирования, развития,взаимосвязей,явл в опред сфере объект. реальности.

Предметы ОТП-общие закономерности(ГиП) возникн.,функционир-я. и развития в их диалектич. Единстве а также их сущность и соц. назначение.Гос-во и право изуч. Много юрид.наук, которые дел. на общ.-тер. И ист.-прав. науки, на отрасли и прикладные

1)общ.-тер. И ист.-прав. науки

-отп

-ИГиП

-История полит. и прав. учений

2)отрасли

-конституционное право, адм., уголовное…

3) прикладные

-судебная статистика, криминология…

 

Метадалогiя i метады АТП

Метод научного познания-это приемы, способы изучения реальной действительности, а также получение о ней объективных знаний. Методами ОТП явл. сов-ть особыхметодов и способов для получения знаний о зак. Возникновения, функционирования и развития гос-ва и права.

3 группы методов научного познания.

1)философ. мировоззренческие методы(во всех науках без икслючения,для познания любого явления)

2)общие методы

(в разных науках, +учет специфики)

3)метод системного структурного подхода

4)анализ и синитез

SWOT-анализ

PEST-анализ

Полит,эконом,соц,техн

5)индукция и дедукция

6)частные научные методы(сравнит., правовой, структурно-правовой толкование правовых норм)

Эти методы назыв. спец. -правовыми или формально-юрид. методами исслед.

 

Месца i функцыi АТП у cicтэме навук, якiя вывучаюць дзяржаву i права.

Наука-(в широком смысле) это накопленные человеком знания о мире.

Все научные знания подразд. на:

естественные и общественные науки.

Естеств. изуч. природные закономерности(физика,химия,биология).

Обществ. изуч. зак. форм. Функц. И развития. Чел. Общ-ва(юридические, исторические,эконом., социологич.)

Иногда в нач. отд. Науки выдел. философию(наиболее общие законом. развития природы и общ-ва,всвязи с этим ОТП- общ. Наука и выполняет связ. Роль между общетеоретич. Общ. Науками и юрид. Науками,часто ОТП именуют философией права, т.е. продолжением философии , особенно той ее части,которая исследует общие законы развития)

Роль ОТП по отношению к другим юрид. Наукам:

1)ОТП явл вводной наукой юриспруденции и изуч базовые понятия и категории государствоведения и правоведения.

2)ОТП выявляет и формирует объективные закономерности,которые исп. При изуч других юрид. Дисциплин.

3)ОТП исп. Достижения других дисциплин юриспруденции,как общетеоретич. Так и отраслевых и прикладных юрид. Наук

4)ОТП явл. методологической и мировоззренческой наукой в юриспруденции.

 

Характарыстыка эканамичнай систэмы першабытнага грамадства

Господствующей формой собственности в условиях первобытного общества, особенно на его ранних этапах, была коллективная собственность, а характер распределения и потребления - уравнительным;

Homo habilis («Человек умелый»)

изготавливал примитивные каменные орудия труда и охотился на разнообразных животных.

Огромную роль в развитии человека сыграл огонь. Первоначально огонь, возникавший естественным путем (от молнии) постоянно поддерживался в течении сотен, а может быть и тысяч лет. Впоследствии (в эпоху среднего палеолита) человек изобрел способ получения огня.

Огонь:

- защищал от холода и диких зверей;

- предоставлял возможность употреблять вареную пищу;

- совершенствовать орудия труда.

Этот период характеризуется простой общественной организацией. Первой социальной организацией считается первобытное стадо (первобытная стадная община).

«Все что вместе добывалось, вместе и потреблялось на основе уравнительного распределения».

Сацыяльны лад першабытнага грамадства

Социальная система первобытного общества прошла путь от первобытного стада к родовой общине (первоначально материнской, затем отцовской) и закончилась образованием территориальной (соседской) общины с присущим ей групповым и парным браком.

Если во главе первобытного стада стоял вожак, который решал сам вопрос ы его жизнедеятельности, то в родовой общине самой высокой властной инстанцией являлось – общее собрание сородичей.

В этот период люди не знали индивид. Брака и практиковались неупорядоченные групповые половые отношения. И такое поведение называлось промискуритет или эндогамией. Т.е брак внутри стада. Эндогамия вела к кровосмешению и большой смертности. Происходил естественный отбор людей и средний возраст жизни не достигал 30 лет. Высокая смертность приводила к быстрому распаданию стада, численность людей в стаде была небольшой. Те кто не входил в стадо-чужак. При эндогамии постеп. Форм. Коллектив,основанный на кровном родстве,чтто способствовало созд-ю предпосылок для перехода к родовому строю.В верхнем палеолите нач. расцвет кремневой индустрии,углубляется разделение труда между мужчиной и женщиной.Развивается оседлость и стр-во постоянных жилищ.

В эпоху верх. Палеолита-«человек разумный» « homo sapiens”

Внешний вид чел-ка схож с совр. Физ.типом,которому характ. Экзогамия-запрет на брак между родственниками.

Возникает групповой брак(между братьями и сестрами в другой общине).

Происх дел-е стад. Общ. На 2 пол-ы:

Женскую и мужскую,которые со временем обр. единый хоз. Коллектив-род, это существенно улучшило биофизич. Организациючел-ка.

Связи между представителями разных родов уст. По линии детопр-ва.

В кач-ве отца детей женщин одного рода мог выступать любой мужчина одного рода с кот. Разр. пол. Связи, связи с этим един. Способ. Уст-ю отца явл маер линия что способств. Повышени. Роли женщины в общ-ве и привело к трансформации стадным общинам в рождовую орг-цию.

Матриархат-родовая организация, где главой рода, считается женщина.

Патриархат-родовая организация, где главой рода, считается мужчина.

Переход от матриархата к патриархату обусловлен:

прогрессом в области изготовления орудий труда, связанным с открытием и использованием металлов (меди, бронзы, железа);

- развитием скотоводства и появлением плужного земледелия;

- установлением родства по мужской линии.

Отсутствие кровосмешения, лучшая обеспеченность продуктами питания приводили к увеличению численности населения и разрастанию родов. Из последних выделялись коллективы близких родственников, которые давали начало новым так называемым дочерним родам.

Братство (фратрия) = первоначальный + дочерний род.

Несколько фратрий образовывали племя, которые объединялись в союзы.Длительное существование союзов племен явилось важнейшим фактором в формировании народностей, выработке общего языка и формы культуры.Постепенно групповой брак все более ограничивался, уступая местопарной семье, зарождение которой относится к концу верхнего палеолита.В этот период зарождается обычай покупки и похищения женщин.

Парная семья характеризовалась непрочным сожительством мужчины и женщины, брачные связи легко утрачивались.

 

Улада и систэма киравання у першабытным грамадстве

Для первобытнообщинного общества характерно отсутствие политической организации и правовых норм – инструментов государственного управления. Власть в догосударственный период носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, фратрии, племени, которые непосредственно формировали органы самоуправления. Властные функции осуществляли взрослые члены рода-мужчины и женщины, имевшие равные права. Таким образом субъект и объект власти при первобытной демократии совпадали.

Если во главе первобытного стада стоял вожак, который решал сам вопрос ы его жизнедеятельности, то в родовой общине самой высокой властной инстанцией являлось – общее собрание сородичей.

Кроме родовых (племенных) собраний, органами общественной властибыли старейшины, военачальники и жрецы, которые избирались из наиболее авторитетных членов рода. Их влияние в обществе полностью зависело от личных качеств.

Должностные лица за провинность могли быть смещены собранием, которое являлось инструментом контроля за осуществлением возложенных на них полномочий.

Власть не имела территориального характера, распространялась только на членов рода (племени), выражала их волю и базировалась на кровных связях.

Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин соответствующих родов, а во время войны – военачальников родов. Совет старейшин избирал вождя племени. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза.Вывод:Власть в первобытном обществе являлась не политической, а потестарной, то есть совпадала с населением, где все были равны.Patestus – лат. – сила, мощь. Основным регулятором общественных отношений в догосударственный период были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного и длительного применения.

Со временем появились связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы.

Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию не очень сложных общественных отношений. Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной морали, религиозных норм, обычаев, традиций дало основание называть их мононормами, которые характеризовались также нераздельностью прав и обязанностей людей того времени. Вывод:Соц. Нормы не закр. В пис. Форме, а сущ. Исключит. В ум. Форме,обеспечю силой привычки,а также убедит. Методами принужд-я,убежд-я.

 


Асноуныя шляхи и агульныя заканамернасци паходжання дзяржавы(дзяржауна-арганизаванага грамадства). Прыметы дзяржавы,якия адрозниваюць яе ад улады и арганизацыи киравання у першабытным грамадстве.

Примерно 20 тысяч лет назад на земном шаре стали возникать кризисные явления, связанные с неблагоприятным изменением климата, вызвавшим вымирание мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов и др.) бывшей основным источником питания людей.

Результатом кризисных явлений и появления новых орудий труда стал переход человечества от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей – к пастбищному, а затем и кочевому скотоводству, а также к подсечно-огневому, а затем и поливному земледелию.

Этот процесс в научной литературе получил название «неолитической революции», которая продолжалась с Х тысячелетие до н.э. до V тысячелетние до н.э.

Перемены в экономической жизни общества содействовали росту производительности труда и появлению определенного избытка продукта, а перспективе - накоплению богатства.

Отделение скотоводства от земледелия (разделение произошло между разными родами и племенами).

Отделение ремесла от скотоводства и земледелия (разделение произошло внутри рода и племени).

Появление купцов, не участвовавших в процессе производства.

Это способствовало дифференциации производства, которая в свою очередь содействовала значительному повышению производительности труда и усилению товарообмена . Вместе с тем это вело к имущественному неравенству сначала между родами и племенами, а затем и внутри их.

Увеличение объема избыточного продукта, который сосредотачивался в руках отдельных лиц обуславливало появление частной собственности и обособление членов рода.

Предпосылкой разложения родового строя явилось появление частной собственности, первоначально на движимое имущество (орудия труда, скот), затем – на недвижимое (землю).

Возникновение частной собственности и имущественного неравенства привело к расхождению индивидуальных и общих интересов и кризису власти.

Органы первобытного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами и для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.

Признаки государства

1. Появление таких властных структур, интересы которых не совпадают с интересами населения (в отличие от коллективной власти родового общества).

Государственная власть не сливается с обществом, а стоит над ним. Она отделена от общества и выражает прежде всего интересы экономически господствующего меньшинства. Такую власть называют особой публичной властью.

2. Разделение населения по территориальному признаку.

Властеотношения строятся не на кровно-родственных или предполагаемых родственных связях между людьми, а на основе их проживания на определенной территории в пределах государственных границ.

3. Наличие суверенитета.

Суверенитет – это свойство (атрибут) государственной власти, заключающееся в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

4. Наличие налогов.

Государственные налоги – это учрежденные особой публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в определенные сроки.

5. Издание правовых норм.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!