О ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ В НАЧАЛЕ РЕМЕСЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ



Содержание

МИХАИЛ МАРШИН

РЕМЕСЛЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С 5 ПО 8 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

ЙОГАННЕС ГАЙЕР

О ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ В НАЧАЛЕ РЕМЕСЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПЕРВЫЕ УРОКИ ПО РЕМЕСЛУ

ВАЛЬТЕР ДИМГЕНН

РЕМЕСЛЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ С 5 ПО 8 КЛАСС

РЕМЕСЛЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ НАЧИНАЮТСЯ В 5 КЛАССЕ

КАК ПРОДОЛЖАТЬ В 6 КЛАССЕ?

НОВЫЙ МОТИВ 7 КЛАССА - ВОГНУТАЯ ФОРМА

ДВИЖУЩИЕСЯ ИГРУШКИ

РАБОТА В ПОЛЬЗУ ДРУГИХ

КАЖДАЯ ОБРАБАТЫВЕМАЯ ДЕТАЛЬ НУЖДАЕТСЯ В "КОЖЕ" 8 КЛАСС

ПОГОВОРИМ НЕМНОГО ОНАШЕМ ОПЫТЕ В МАСТЕРСКОЙ

ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К РАБОТЕ В ВОЗРАСТЕ 12 ЛЕТ

МИХАИЛ МАРШИН

О ЦВЕТЕ МАСТЕРСКОЙ. МИХАИЛ МАРШИН

МИХАИЛ МАРШИН.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДВИЖУЩИХСЯ ИГРУШКАХ

ЧЕЛОВЕК И ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ И МЕХАНИКА

ЛИЗЕЛЬ ГУДРУН ГИНОМИ

НАШ 7 КЛАСС ПРОХОДИЛ ЭПОХУ В ЛЕСУ

КЛАУС КАРИДИУС

ОБРАБОТКА ДЕРЕВА

Художественные аспекты ремесла

 

МИХАИЛ МАРШИН

РЕМЕСЛЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С 5 ПО 8 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

 

В предыдущих главах мы попытались заложить основу для того, о чём мы теперь пишем, т.е. о занятиях на практике. Если мы не стараемся изучать и наблюдать степени развития ребёнка, то ремесло остаётся только одним из нескольких школьных предметов. То, чем преподаватель занимается со своими детьми, зависит от его индивидуальных способностей, от обстановки в школе и, в первую очередь, от самих детей. В некоторых школах ещё и сегодня принято начинать ремесленные занятия с 6 класса. Это соответствует тому, что было принято в первой в мире вальдорфской школе в Штутгарте. В принципе, надо бы начинать раньше, но это в то время было невозможно. Целесообразным является то, что мы тренируем руки детей и делаем их крепче, начиная с 5 класса (путём вырезания, лепки и других работ).

Для развития умелости рук кроме рукоделия в первых четырёх классах есть ещё и другие упражнения. Эти упражнения входят в занятия классного учителя, которого преподаватель труда поддерживает (например, при изготовлении свеч для рождества, начиная с 1 класса, или на эпохах по ремеслу в 3 классе). Первые уроки ремесла очень впечатляют маленького ребёнка.

В следующих главах даётся лишь толчок для проведения занятий. Это не есть определённая педагогическая программа, обязывающая преподавателя. Гончарные работы, например, в рамках "предварительных ремесленных работ" только упоминаются. Мы будем затрагивать эту тему попозже.

В будущем всё более и более важным становится то, что мы даём ребёнку, живущему в городе, знание о происхождении материала, с которым он работает. Знание, а не только представление, т.е. ребёнок должен внутренне связаться с материалом.

Всё больше и больше становится "конструкторов" с готовыми частями, которые надо только комбинировать. В большинстве случаев эти части из разных пластмасс, и никакого отношения не имеют к представлениям ребёнка об окружающем его мире. В магазинах для ремесленников также находятся лишь ткани, рейки и доски, которые отношения к природе уже не имеют. Если представляется возможность проводить эпоху в лесу, то такое пребывание какого-то класса становится событием, которое всем последующим годам в мастерских заложит впечатляющую основу. Пиление и раскалывание прежде, чем дерево ложится на верстак для последующей обработки там, ощущается совсем по-другому.

Дерево словно подарок природы. Оно растёт и расцветает благодаря взаимодействию света, воздуха, тепла и воды. Форма и свойства дерева похожи во многих отношениях на космос. В начале нового времени знание о взаимоотношениях между земным миром и силами планет было довольно распространено. В настоящее время при совсем других условиях опять исследуют такие взаимосвязи.

Силы души развиваются и поощряются при обращении с деревом. Ремесленные занятия служат для того, чтобы силы души развивались и поощрялись в зависимости от возраста детей. Радость, удивление, изумление - всё это предствляет собой неотъемлемую часть ремесленных занятий. И нельзя забывать про юмор и поощрение. Таким образом мы создаём "правильное" настроение для труда. Об этом свидетельствуют последующие статьи.

 

ЙОГАННЕС ГАЙЕР

О ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ В НАЧАЛЕ РЕМЕСЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ

В нашем мире всё больше и больше впечатления перегружают органы чувств, которые в свою очередь воспринимают всё меньше и меньше. По этой причине надо особенно ухаживать за способностью к восприятию ребёнка. Мы пытаемся разными путями помогать молодому человеку найти новые сферы действия, где он сможет развивать свои самостоятельность, умелость, фантазию и чувствительность. В отличие от времени года есть большой ряд возможностей.

Осенью и зимой дети в детском саду изготавливают маленькие предметы. Мы занимаемся гончарными работами или делаем меленькие инструменты. Теперь рассмотрим изготовление таких "инструментов". Речь идёт об "игрушках". Однако, для детей младших классов это очень серьёзное дело, поскольку можно создать многое этими инструментами и делать всё новые и новые "открытия".

В наше время уши детей перегружены в первую очередь и больше всего. Внимательно слушать - это у же не само собой разумеется. Приходится упражнять эту способность. Чтобы дети опять слушали тонкие и тихие звуки, т.е. чтобы активизировать способность к восприятию ребёнка, мы изготавливаем показанные на рисунке инструменты. Вращающиеся волчки издают разные тихие звуки. Позже на ремесленных занятиях мы вспомним об этих работах и разовьём их дальше.

 

рисунок

 

Мы, например, просим детей тщательно почистить куриные косточки и принести их на занятия. До следующего дня мы кладём косточки в раствор перекиси водорода. Можно также высушивать их на свежем воздухе. Кость выщелачивается и становится совсем белой. С помощью дрели мы просверливаем два отверстия прямо посередине косточки. Затем продёргиваем верёвку в оба отверстия, натягиваем её и приводим наш инструмент во вращение. Верёвка натягивается и возникает тонкий звук. Дети заворожённо прислушиваются.

Второй показанный на рисунке инструмент изготавливается ещё проще, так как не надо сверлить. Если пользоваться пуговицами неодинаковой формы и неодинакового размера, то получаем разные звуки.

Следующий инструмент (смотри на следующем рисунке) состоит из деревянной палочки длиной примерно 35 см, которой мы протыканм насквозь яблоко или картофелину (вместо овощей и фруктов можно пользоваться деревянным шариком или деревянным диском). Мы "стираем" большой лесной или грецкий орех (две вершины орехов) на граните или песчанике настолько долго, что появляются два отверстия, противоположные друг другу на обеих половинах ореховых скорлупок. Затем мы осторожно устраняем ядро ореха и протыкаем насквозь палочкой. Получаем вертикальную ось. Пока ребёнок одной рукой кладёт палочку и яблоко на стол вертикально и держит инструмент на орехе другой рукой, он крепко тащит верёвку. Инструмент приходит во вращение как волчок, причём верёвка в конце разворачивается вокруг палочки внутри ореха. При этом возникает жужжание.

 

 

рисунок

 

 

Затем мы изготавливаем инструменты из дерева. Археологическая находка подтверждает тезис, что такие инструменты из дерева были известны уже в XIII и в ХIV веках. Этот инструмент состоит из прямоугольной или овальной доски длиной примерно 20 см. Иногда бывают зарубки по краям доски. На одном конце доски мы просверливаем отверстие и прикрепляем плетёный шнур. Доска бвстро вращается вокруг одной оси и выдаёт хриплый тон. Высота тона и его громкость зависят от размера и от скорости вращения прибора. Инструмент из дерева принадлежит к аэрофонам. Пастухи Чехословакии часто пользовались этим инструментом, который считался защитой от непогоды ещё в начале ХХ века. Пастухи говорили:"Ide burka, voztacajmy descice" ("Приближается гроза, давайте пользоваться нашими деревянными инструментами").

Внутри нас также воздух, который нам служит для создания звуков. На одном дыхании можно очень много "сделать" и звуки, возникающие при этом, сильно отличаются друг от друга. При этом никакой роли не играет, хотим ли мы сыграть простую мелодию или только дать какой-то сигнал. Немного труда и умения - и мы в состоянии достичь довольно многого в этом плане. Мы вносим лишь несколько предложений, выполнение которых возможно в основном весной и летом на свежем воздухе: флейта из растения "лук медвежий", играть на жёлуде или на травинке.

 

рисунок

 

 

Флейта из лука медвежьего в форме трубы является флейтой однозвучной. Лучше всего выбирать твёрдые и сухие стебли. Стебель отрезают ниже годичного узла. Выше этого узла делают фигурный срез крутой формы (как показано на рисунке), так чтобы получилась зарубка. На верхнем конце мы делаем срез плоским и выдалбливаем его. Если нет узла, то можно закрыть пальцем. За счёт этого изменяется звук. Звуки, возникающие разными путями, требуют от ученика очень большой чувствительности, тонкого слуха и умелых рук. Иногда даже во время прогулки мы находим предметы, с помощью которых можем получать звуки.

Если с 5 класса начинаются ремесленные занятия, то разные импульсы поощрения из времени "до этих ремесленных занятий" мы ещё помним, такие как флейта из ивы, которая представляет собой более высокую степень флейты из лука медвежьего. Её изготовление описывается в подглаве о ремесленных работах 5 класса.

 

 

 

 

ПЕРВЫЕ УРОКИ ПО РЕМЕСЛУ

 

Несколько детей ждут первого урока по ремеслу перед закрытой дверью мастерской. Все полны ожидания. Новые фартуки, затвердевшие от аппретирования, висят как рыцарские доспехи, инициалы имени и фамилии блестят на жёлтом фоне. Дверь открывается, и ученики входят в мастерскую. Сначала они воспринимают всё своими органами чувств: они ощупывают, обнюхивают, удивляются разным породам дерева, сильно отличающимся друг от друга по внешнему виду. Они также удивляются работам старших учеников. Они гладят вырезанных деревянных животных. Их радует запах тех пород дерева, которые наполнены смолой.

Однако, вскорости мы покидаем мастерскую и идём гулять на свежем воздухе. Мы находимся в маленьком лесу ив, где брёвна срубленных деревьев "ждут нас": мы будем их распиливать и расщеплять. Выбираем давний метод лесорубов: тянуть и дать тянуть другому, пилить и дать пилить другому. Наша пила как маленький корабль ходит туда и обратно, а также вниз и вверх. Плечо двигается равномерно и гармонично. Опилки ритмично падают на тёмную землю. Каждый ученик пилит. Мы не задаём вопросов о цели этой работы. Движение и процесс работы сами по себе удовлетворяют детей.

 

 

рисунок

 

 

Затем мы расщепляем стволы, которые иногда имеют длину в несколько метров. Проникновение железного клина приводит к тому, что сок вытекает из дерева. Теперь дети могут "попробовать" сок. Иногда он бывает сладкий, но у ивы он горький. Надо тщательно работать тяжёлым молотом. Трещина расширяется, потрескивая вплоть до того момента, как ствол распадается на две части. Если это не удаётся, то мы прибегаем к топору. Из внутренней части дерева "исходит" свежий запах.

Во время перерыва мы рассказываем ученикам нечто о смысле их действий. Они узнают, что дерево надо хранить на складе и что процесс его высушивания длится очень долго, чтобы можно было изготавливать интересные и ценные вещи. Они узнают о том, что этот процесс длится несколько лет. Все уже получат аттестат зрелости, когда это дерево будет обработано. Они услышат о том, что лесничий ухаживает за высокими деревьями, несмотря на то, что он их при жизни вряд ли сможет продать, скажем, скрипичному мастеру. Они также услышат о том, что скрипичный мастер хранит дерево на складе для своего внука или даже для детей внука. Затем мы аккуратно складываем поленья. Кора всегда лежит внизу, и мы защищаем поленья от дождя, накрывая. Наш маленький лес хорошо использовать для высушивания и складирования дерева. Ручей обеспечивает необходимую влажность окружающего воздуха, так как дерево нельзя высушивать ни слишком быстро, ни слишком медленно.

В конце первого урока по ремеслу нужно убирать инструменты. У каждого инструмента есть своё определённое место. Мы прощаемся с учениками, пожимая руку каждому. Но до этого должна царить абсолютная тишина.

В ходе последовательных уроков пятиклассник должен приносить свой перочинный ножик. Нож должен быть острым, так как резать тупым ножиком опасно и, собственно, не имеет смысла с педагогической точки зрения. Обращение с режущими инструментами требует полного внимания и большой ответственности преподавателя труда.

Пятиклассник берёт липовую дощечку длиной 20 см и отрезает тонкие стружки. Все ученики в восторге от этого и все молчат. Можно слышать только ножик, отрезающий стружку. Перед этим мы научили ребят правильно держать инструменты и дерево. Речь на этом этапе идёт только о стружке, которая отличается одна от другой как рукопись учеников. Стружки, отрезаемые на крае отщеплённого ствола, требуют наименьшего труда.

Результатом нашего труда является маленькая дощечка овальной формы, из которой мы изготавливаем рукоятку ножа. Затем мы раздаём всем ученикам стальные лезвия для резьбы от руки. В самом конце преподаватель труда точит лезвия (с помощью машины).

 

 

рисунок

 

 

Так появился первый инструмент, который ученик сам изготовил и который может взять домой. Мы покрываем лезвие кусочком садово-огородного поливочного шланга, так что ножик не повреждает другие предметы школьного ранца. Такие маленькие ножики (как показано на рисунке) - это инструменты пятиклассника, с помощью которых он приобретает основополагающий опыт на ремесленных занятиях.

Следующей работой будет маленькая лодка из липового поленца. Сначала мы вырезаем внешнюю форму, а затем выдалбливаем внутреннюю.

 

 

рисунок

 

 

Когда дерево особенно полно сока, тогда "пора" изготавливать свисток из молодой берёзки или ивы. На таком свистке в самом деле можно играть. Он представляет собой более высокую степень флейты из лука медвежьего. На нём звуки в объёме двух октав. Игра на нём требует некоторого умения, поскольку на духовом инструменте без всяких ступеней надо "производить" каждый отдельный тон аккуратным передвижением ядра (мундштука). Чаще всего мы пользуемся ивами, поскольку кора ивы легко отделяется от дерева и то что мы отрезали быстро зарастает.

 

рисунок

 

 

1. Отрезать прямо 

2. Отделить кору

3. Затем снять

4. Устранить оболочку

5. Отрезать вот здесь

6. Затем отделить для щели, через которую будет проходить воздух и вдвигать сверху

7. Получается флейта, на которой можно играть

 

Сначала мы ищем ветку без сучка и в растянутую руку. На высоте 10-20 см сверху мы делаем зарубку в коре. И то же самое внизу. Мы осторожно постукиваем по коре перочинным ножиком. Только тогда кора не лопается при снятии. Затем нам надо попытаться снять кору целиком. В деревне дети всегда пели песни, изготавливая флейты из дерева:

"Ивы полны сока,

 Пусть мы вырезаем свистки.

 Нам удалось изготовить свисток.

 Давайте радоваться.

 Я теперь буду весёлым

 Пока гуляю по полям со своим свистком."

(На немецком языке эти строчки рифмуются.)   

Если всё удалось, то можно плоско 1-2 см кусочек срезать от остальной палочки. Этот кусочек мы отрезаем ещё раз. Он будет мундштуком в трубке. Остальной палочкой мы можем пользоваться для упражнения настоящей гаммы. Это делать приходится очень серьёзно. На свистках из молодой берёзы можно играть только до того момента, пока они не высохли. Лучше всего заниматься этой работой на свежем воздухе, так как если бы наши ученики находились внутри здания школы, они заметно мешали бы другим...

 

ВАЛЬТЕР ДИМГЕНН


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 323; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!