Глава 7. Безмолвное слово как щит и меч 4 страница



Потому и говорят, что не-делание — вещь одновременно простая и очень трудная. Простая — ибо в самом этом дей­ствии для любого человека, воистину, нет ничего сложно­го. И трудная — потому что практикующему не-делание необ­ходимо всегда сохранять бдительность, что, согласитесь, не так-то и легко. Повторяем, последнее станет для вас значи­тельно доступнее, если вы будете действовать напрямую из вашего центра-созерцателя, исполненного внутренней ти­шины. И еще, от вас требуется непреклонная решимость сберечь свою эмоциональную энергию.

Стоит, наверное, подчеркнуть, что наша индивидуаль­ная психическая сила имеет свойство быстро накапливаться

- при том, конечно, условии, что мы предотвратим ее не­прерывную «утечку» через наши многочисленные психиче­ские «щели». Так вот, «щели» эмоциональные — из числа наиболее серьезных. В древней восточной притче говорит­ся: «Каждый лень чаша нашей жизни наполняется по капле, и каждый день смерть отпивает из нее глоток; сделай кап­лю больше глотка, и ты обретешь бессмертие!» Так поче­му бы вам не попробовать это совершить?

Вообще-то, толтеки распространяют метод не-делание на всю свою жизнь, ибо нашу психическую силу способен уносить не только гнев, но и прочие бесконтрольные эмо­ции - и даже радость. Не так давно в русский язык вошло заимствованное из английского словечко «индульгировать» (опять-таки благодаря переводным книгам о традиции (талтеков). Так вот, индуЛьгироватъ означает подчиниться эмо­ции, настроению, мысли, позволить проявлениям или ре­акциям нашего «я» завладеть нами. Следовательно, техника не-делание есть противоядие от индулъгирования в сфере эмо­ций - наших превосходных инструментов восприятия.

Теперь еще раз беспристрастно посмотрим на них в этом контексте и выявим для себя еще один немаловажный факт: для зарождения и вызревания любой эмоции необ­ходимы две составляющие. Во-первых, некое явление, ко­торое мы и склонны считать ее причиной, а во-вторых, - и эту, отнюдь не менее важную составляющую, мы почему-то предпочитаем вообще не принимать в расчет — наши конкретные умственные установки, связанные с данным яв­лением и опирающиеся на наше «я». Тогда, уж, коли мы не можем уничтожить или изменить само явление, то почему бы нам не попытаться поэкспериментировать с нашим взглядом на него?

Это - другой аспект техники не-делание. Специалисты по нейролингвисгаческому программированию в пределах своей системы обозначают эту методику, которой, между прочим, придают большое значение и многие мистические или духовные школы и традиции (от чань или дзэн до риту­альных магических культов), термином<<рефреймино>>. В связи с рефреймитом ими принят еще один термин — «рам­ка»; им обозначается контекст, в который мы помещаем яв­ление и который определяет его восприятие или интерпре­тацию нами. Именно рамка придает явлению в наших гла­зах то или иное значение и определяет связанные с ним эмоции. Вне какой-либо рамки любое событие ничего для нас не значит.

Представьте, что вам нужно попросить приятеля о ка­ком-то серьезном одолжении. Если вы рассмотрите ситуа­цию исключительно в рамке вашей цели, то все ваши мо­ральные терзания, связанные с необходимостью выступить в роли просителя, отодвинутся на самый дальний план или даже сотрутся вообще. Если же вы намерены поместить для себя данное явление в рамку личностных отношений или

ролей (проситель-благодетель), то приготовьтесь к самым мучительным душевным борениям. Беда в том, что в по­добных случаях, как правило, сама жизнь (в суровом облике необходимости) подталкивает нас к действию, то есть на­сильственно навязывает нам рамку цели, и в то же время ус­тановки нашего сознания, можно сказать, по привычке из­бирают рамку отношений. В итоге в нашей психике обра­зуется мощнейшая трещина, в которую психическая энер­гия уходит «с еще пущей силой».

А потому, чтобы этого избежать, следует решительно и безоговорочно использовать для восприятия того или ино­го явления в каждый конкретный момент лишь одну-единственную рамку. Потом, конечно же, можно (а зачас­тую и целесообразно) ее поменять на какую-то иную, но тогда прежнюю рамку следует решительно «выпроводить» из своего сознания, хотя бы на время.

Но это — лишь один аспект метода. Чтобы овладеть реф реймингом в полной мере, вы должны научиться свободно помещать любое явление в самые разные рамки. К примеру, жена опять намекает, что к ее новой сумочке отлично по­дошла бы и норковая шубка, но ваши финансовые воз­можности в данный момент не позволяют вам с этим со­гласиться. В общем, вы в глубине души кипите от негодо­вания, поскольку рассматриваете ситуацию в рамке своих возможности. Попробуйте последнюю сменить, допус­тим, на рамку отказа от любых личных интерпретаций. В этом случае вы начнете рассматривать ситуацию как бы со стороны, используя полученную от жены информацию исключительно как средство достижения взаимопонима­ния; затем в этот процесс вовлечется и ваша спутница жиз­ни. Безусловно, шубу из этого не сошьешь, а вот энергию сберечь можно.

Кстати, эффективно «работают» на нас именно непри­вычные рамки. Тогда, возвращаясь к нашему примеру, если вы привыкли рассматривать безответственные поползнове­ния супруги на семейных бюджет именно в рамке отказа от интерпретаций или даже в рамке цели, то для вас будет не-деланием ввести данное явление именно в рамку своих воз­можностей.

Между прочим, как раз неожиданная смена рамки и есть юмор в чистом виде. Потому-то истинные мудрецы, как правило, умели пошутить.

Теперь ненадолго вернемся к «пусковым устройствам» нашего индульгировемия в различных сферах жизни, нарабо­танных нами в процессе социализации для собственных нужд. Иногда какое-то из них почему-либо не удается вы­явить путем прямого самонаблюдения. На этот случай у томтеков припасена специальную техника пересмотр, или припоминание (вспоминание), которая заключается в том, что мы сначала воссоздаем в памяти до мельчайших подробно­стей, а затем как бы заново переживаем события своего прошлого.

В этой книге мы не станем специально останавливаться на перепросмотре, поскольку данная методика достаточно подробно изложена в книгах Кастанеды, Мареза и некото­рых других авторов (чего, к сожалению, не скажешь в от­ношении техники не-делание).

В заключение этой главы, кратко повторим постулаты об эмоциях. Во-первых, эмоции — это наш важнейший ин­струмент восприятия окружающего мира и средство само­ощущения в нем. А потому ни в коем случае не следует принудительно их «гасить»; эмоции, напротив, должны сознательно нами высвобождаться, чтобы затем использо­ваться для некоторых особых целей (к этому вопросу мы еще вернемся в одной из последующих глав).

Далее, эмоция становится неуправляемой только на оп­ределенном этапе своего развития; до этого критического момента ее можно контролировать без какого-либо прину­ждения. Чтобы предотвратить спонтанный эмоциональный взрыв и не допустить имдулыирования на какой-либо эмоции, досгаточно воспользоваться психотехникой не-делаше. Для работы с эмоциями в повседневной жизни можно также использовать рефрейминг или сознательную замену при­вычных рамок восприятия тех или иных явлений.

Наконец, безэмоциональное состояние, в котором про­изводится психическое воздействие, конечно же, не пред­полагает насильственного подавления собственных эмоций вплоть до полного их искоренения, но лишь их контроль, осуществляемый из центра внутренней тишины.

 

Глава 2. Кто есть кто

Согласно всеобщему «закону некомпетентности», сфор­мулированному знаменитым английским социологом, са­тириком и знатоком армейского юмора Паркинсоном, все мы в этом мире занимаем не те должности и выполняем не те функции, что должны бы. В пресловутый лериод застоя ходила такая басня. Дескать, в одном лесу благополучно трудился слон. Он выполнял нормальную слоновью рабо­ту в полном объеме, однако числился на должности зайца и потому получал заячью зарплату. Так продолжалось до тех пор, покуда бедняга не прознал, что в этом же лесу не­кий заяц, выполняющий, естественно, заячью работу, чис­лится на должности слона и преспокойно получает слоно­вью зарплату. Слон возмутился и написал жалобу, прове­рить которую на месте приехала львиная комиссия. По­следняя быстро разобралась в деле. Полистав соответст­вующие документы, львы единодушно постановили, что все в лесу обстоит благополучно, и слон не имеет основа­ний на что-то претендовать: в бумаге-то черным по белому написано, что он — заяц. Мораль же басни заключалась в том, что на должностях львов в том лесу состояли ослы.

Так вот, истинный суггестор никогда не позволит себе такой небрежности, ибо даже для него она, как говорится, бывает чревата. К примеру, вы запросто можете «приту­шить» гнев активного экстраверта какой-либо наглой вы­ходкой - скажем, стукнув у него перед носом кулаком по его собственному столу (разумеется, будучи у него в каби­нете). Скорее всего активный экстраверт — допустим, в;ип начальник - на какое-то время растеряется или, как некогда говорили, будет ввергнут в изумление и резко сбавит топ. Новели вы, не дай Бог, проделаете то же самое перед но­сом пассивного экстраверта — среди начальников таковые тоже встречаются, - то моментально наживете себе серьез­ные неприятности. Пассивный экстраверт способен тут же «высвистать» охрану или выкинуть что-нибудь еще более отвратительное.

Итак, любая работа с биологическим объектом предва­ряется его тестированием. Существует несколько видов, и способов такового. При первом контакте с человеком проще всего «начерно» тестировать его по одежде. Запом­ните: черный цвет выражает авторитарность, убежден­ность, силовой нажим, стремление подавить, а также выде­литься; белый тоже свидетельствует о стремлении при­влечь внимание (как правило, «люди в белом» с легкостью вступают в контакты, однако столь же просто и разрывают отношения при малейшем на них нажиме); голубой выра­жает холодность в отношениях с окружающими; синий — склонность к эмоциональной привязанности, а также ро­мантизм и мечтательность; красный — агрессию, гнев, ярость и в то же время сексуальную неудовлетворенность; зеленый - себялюбие, эгоизм, преследование какой-то ко­рыстной цели; коричневый - тягу к комфорту («люди в ко­ричневом» не в меру любят развлечения); розовый — не­удовлетворенность отношением окружающих к себе, сен­тиментальность, тяту к нежности; серый - эмоциональную пассивность или спокойную уверенность в себе; желтый -интеллектуальную эффективность; фиолетовый или сире­невый - напротив, низкую продуктивность интеллекта и, вместе с тем, мечтательность и легкую внушаемость.

Далее, холодные цвета свидетельствуют об интроверси-рованности того, кто их предпочитает, а цветовые сочета­ния - о соответствующих сочетаниях психических качеств. Всевозможные клетки, полоски, крупные рисунки на одежде говорят о неврастеничности, инфантильности человека. В то же время истероидный тип выражается в блестящих украшениях, «наворотах» и «прибамбасах». Например, оби­лие металлических заклепок на куртке мужчины средних лет с большой долей вероятности свидетельствует о том,

 

что ее владелец в эмоциональной сфере постоянно ожида­ет подвоха от всех и каждого.

Допустим, к вам и кабинет пожаловала незнакомка лет тридцати-тридцати пяти, и вы хотите мгновенно ее тести­ровать, чтобы избрать правильную линию поведения с нею. Условно поделите ее фигуру на четыре части. Пусть голова представляет ее интеллектуальную сферу, туловище до бедер - эмоциональную, бедра и ноги до щиколоток -сексуальную, а ступни - общую устремленность, жизнен­ную цель. В таком порядке мы и будем действовать.

Итак, в ушах у незнакомки скромные серебряные сереж­ку ее губы слегка тонированы коричневатой помадой, я волосы стянуты сзади коричневой же лентой. Что ж, мож­но предположить, что интеллект вашей гостьи тяготеет к стабильности и комфорту, что она консервативна и не лю­бит загадок (коричневый цвет). Что же касается сережек, то в какой-то степени истероидный радикал характерен для любой женщины. Б данном же случае он, безусловно, не является доминирующим, во всяком случае, на интеллекту­альном уровне - в конце концов, практически все женщи­ны сегодня носят серьги.

Перейдем к сфере эмоциональной. На гостье однотон­ный коричневый пиджак, под которым розоватая блуза, застегнутая у ворота крупной коричневой брошью с блестя­щими металлическими краями. Вы замечаете браслеты на запястьях незнакомки и множество колец на ее пальцах. Кроме того, ее коричневая сумочка украшена серебристы­ми заклепками. Итак, в сфере эмоций это, видимо, все-таки истеричка (обилие блестящих украшений), так что в обще­нии с нею проявите осторожность - избегайте двусмыс­ленностей и вообще любых действий, которые Moгут бьпъ истолкованы нежелательным образом. Что же касается тяги к комфорту и удовольствиям (коричневый пиджак, сумоч­ка), то в эмоциональной сфере это может выразиться и стремлении к стабильности (допустим, к замужеству и к расчету), к определенности отношений с людьми (любит их выяснять), а также в нежелании менять к ним собственное отношение (с этой особой, вероятно, куда легче поссо­риться, чем помириться). В целом ваша гостья не удовле­творена отношением к ней окружающих; ей бы хотелось чувствовать к себе больше внимания, больше нежности (розоватая блуза).

Затем вы незаметно переводите взгляд пониже (некото­рые начали бы именно с этого). Вы удивлены: на незнаком­ке черная короткая юбка и черные же колготки. Следова­тельно, в сексуальной сфере она ощущает себя лидером, стремиться доминировать и не боится это подчеркнуть. Возможно, ее партнерам сексуальный нажим дамы не осо­бенно нравится, и потому незнакомка закинула ногу на но­гу (жест сексуальной неудовлетворенности у женщин). Но о том немного позже.

Наконец, вы обращаете внимание на ее коричневые туфли. Что ж, стремление к комфорту и удовольствиям у этой особы все-таки является доминирующим. Скорее все­го, она сильно экстраверсирована, и все устремления у нее так или иначе связаны с материальным благополучием и развлечениями, посулив которые, от этой особы можно кое-чего добиться. Видимо, если вы с нею познакомитесь и пригласите ее в приличный ресторан, ей будет трудно от­казаться.

Безусловно, это лишь «черновое» тестирование, так ска­зать, предварительный диагноз, который затем будет вами уточняться, а возможно, и корректироваться при дальней­шем исследовании биологического объекта. Преимущество этого метода — в его оперативности. Вы тестируете незна­комого человека по одежде, когда вам срочно требуется сформировать о нем изначальное мнение. (Между прочим, в психологии даже неверная стратегия все-таки лучше пол­ного отсутствия таковой.)

Безусловно, следует учитывать, что данное тестирова­ние возможно лишь по отношению к тем объектам, кото­рые хоть сколько-нибудь следят за своей внешностью. К примеру, желтые рваные носки на ногах лица БОМЖ от­нюдь не свидетельствуют о его устремлении к интеллектуальной эффективности. Как правило, по одежде легче тес­тировать женщин. Но при этом следует делать поправку на их чрезмерную приверженность моде в юном возрасте и на стремление скрыть дефекты своей внешности любою ие­ной в зрелости.

Более точную карту психического состояния человека можно составить по его мимике, жестам и позам. Кстати, по этой категории признаков проще диагностировать муж­чин. Начнем с мимики.

Знаете, почему цыганка, гадающая вам по руке, всегда зорко следит за вашими глазами? Потому что ваши зрачки подсказывают ей, то ли она говорит, не завралась ли. Дело в том, что при появлении в сознании человека критическо го импульса, не согласия с чем-то, желания что-то опроте­стовать, у него непроизвольно сужаются зрачки. При по­вышенном доверии в сочетании с вниманием и эмоцио­нальной заинтересованностью зрачки, напротив, расши­ряются. Правда, они могут расшириться и от ужаса. В общем, примите этот эффективный цыганский прием себе на вооружение.

Далее, бегающие глаза собеседника выдают его неуве­ренность в себе, быть может, подавленность, чувство вины.

Между прочим, любой из нас предпочитает обращать к собеседнику и вообще к миру только одну сторону лица, смотреть преимущественно одним глазом. (Этот глаз, кста­ти, специалисты по стрельбе называют командным.) Так rot, рационалисты инстинктивно предпочитают пользо­ваться левым глазом, а люди эмоционального склада пра­вым. Будучи же обеспокоенным, любой человек, как пра­вило, часто меняет свой командный глаз; отсюда и эффект бегающих глаз. Причем, чем чаще он это делает, тем более он напряжен.

Если вы задали кому-то вопрос, а его глаза скользнули вверх, то можете с большой долей уверенности предполо­жить, что ваш собеседник собрался солгать. Можно даже уточнить: если глаза прыгают вверх и влево, значит, чело­век врет насчет чего-то, что он якобы видел собственными глазами; когда же глаза отклоняются вверх и вправо, то, скорее всего, биологический объект грешит в отношении того о чем ему, якобы, довелось услышать. Причем это -лишь первая модель мимики лжеца. В соответствии с дру­гой моделью, последний просто опускает голову; при этом его глаза точно так же уходят вверх.

Если же взгляд человека скользит в горизонтальной плоскости чуть выше уровня вертикали, то, возможно, он врет о какой-то ситуации.

Когда глаза человека скользят вниз и влево, то можно предположить, что он говорит правду, которую ему трудно выразить логически. Если же глаза скользят вниз и вправо, значит, сообщить вам истину человеку нелегко по причи­нам эмоционального характера.

Напряжение во внешних уголках глаз свидетельствует о подозрительности вашего собеседника по отношению к вам. Такая подозрительность может отлично сочетаться с общим агрессивным настроением. Напряжение во внут­ренних уголках его глаз говорит о презрении к вам или же о высокомерии.

Поднятые брови свидетельствуют о наигранном удив­лении.

Кривая улыбка левой половиной рта говорит о крайней стенени ехидства или же о стремлении таковое изобразить; когда же человек, глядя на вас, задействует в улыбке лишь правую сторону рта, то это обычно выражает era готов­ность к совместному веселью и даже приглашение к тако­вому.

Верным признаком профессионального неудачника служат опущенные при улыбке угОАки iy6.

Теперь перейдем к позам и жестам. В переводной око­лопсихологической литературе полно околесицы на сей счет. Вероятно, душевный склад и манера поведения наших с вами соотечественников действительно никак не стыку­ются с менталитетом и привычками жителей Запада. К примеру, в одной из работ известного американского пси­холога нам довелось вычитать буквально следующее.

 

«Если в своем рабочем кабинете вы принимаете посети­теля, и тот свободно развалился в кресле перед вами, заки­нул ногу на ногу так, что его ступня поднята вровень с ко­леном, то знайте: этот человек чувствует себя с вами легко и свободно; он к вам расположен».

Ничего себе «расположен»! Да такого наглеца, по на­шим меркам, еще очень мало просто выставить из кабине­та; лучше же дополнительно спустить его с лестницы или, если вы человек благодушный и отходчивый, всего лишь поддать ему коленом пониже спины.

Итак, позы и жесты. Их язык достаточно однозначен, чтобы его мог безошибочно понимать компетентный че­ловек.

Крепкий парень стоит напротив вас, опустив плечи и слег-

ка подав их вперед. Эта поза безошибочно свидетельствует о

его внутренней агрессии. Вот он приближает подбородок к плe-

чу, не выпуская вас из поля зрения. И этот красноречивый


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!