Глава 7. Безмолвное слово как щит и меч 2 страница



- Зачем ты это делаешь? Теперь-то ты знаешь, что ты - вовсе не рыбка, а нормальный человек... И слышит в ответ:

- Я-то знаю, но знают ли о том кошки?

 

 

Быть может, как анекдот эта история и годит­ся. Но принять ее в качестве возможности челове­ческого сознания мы никак не можем. С позиций психиатрии, это - чистейшей воды бред, вымысел, фантастика! Или же просто злостная симуляция. Да, потому что, если у человека в подсознании ка­ким-то образом столь жестко закрепится и станет доминировать над прочими некая установка, то не-избежна трансформация самого человека в соот­ветствии с этой установкой. Данный закон доход­чиво сформулирован в пословице «Назвался груздем, полезай в кузов». В общем, если бы у пациента из анекдота вдруг отрос хвост в чешуе, то это не по­казалось бы нам более фантастичным.

Кстати, о чудесах (разумеется, в контексте этой книги). По нашему убеждению, незачем за ними охотиться в исторически чуждых нам угодьях йоги, буддийских школ или суфийских сект. Наверное, проще (и, наверняка, надежнее) всерьез обратиться к психологии и поискать с ее помощью эти самые чудеса в собственной психике. Поверьте, их там сыщется немало. Среднестатистический житель планеты Земля использует возможности своей пси­хики (заметьте, вполне нормальные возможности} не более, чем на 7 процентов- А основной психиче­ский потенциал, данный ему Природой, что называ­ется, по праву рождения, так и остается не рас­крытым. И это не говоря уже о наших сверхвоз-можностях, которые действительно безграничны. А потому человеку, этому воистину чудесному суще­ству, нет ни малейшей нужды отправляться за чу­дом в мистицизм. Во всяком случае, ему не повредит сперва разобраться в себе самом.

Заканчивая эту вводную часть книги, мы сочли полезным малость посетовать на специфические не­приятности, связанные с публикацией подобного

материала, да и вообще с работой в этой области знания, все еще числящейся где-то на стыке мисти­цизма всевозможного толка, околонаучных или же наукообразных описаний и реально подтвержденно­го, но не всеми признаваемого практического искус­ства. Именно за последним мы и вынуждены «ны­рять» порою в мистику и добывать его там, словно жемчужину на дне моря. В итоге мистики различ­ной окраски, а заодно и просто религиозные люди обвиняют нас в рационализме и безбожии, а побор­ники западной науки, которая зиждется на логике, и прочие атеисты - в мистицизме. Этот досадный казус побуждает нас сознаться: в действительно­сти мы приверженцы логики и рационализма, причем настолько, что готовы полностью отвергать и то и другое всякий раз, когда это, с нашей точки зре­ния, логично и рационально.

 

Глава 1. Не прописные истины

Начнем с того, что при некотором навыке нетрудно ма­нипулировать практически любым нормальным биологи­ческим объектом, за исключением отдельных лиц с тяже­лыми психическими расстройствами, наркоманов после «дозы», а также некоторых фанатиков, религиозных или политических. Кстати, перечисленные категории живых существ психологически весьма схожи. Возможно, кого-то покоробил сам термин «биологический объект», коим обо­значен нами «венец творения». И напрасно. Представьте себе хирурга, роняющего горькую слезу на пациента, что распростерт перед ним на операционном столе. Да, такой сердобольный эскулап запросго что-то не то бедняге отре­жет и не туда пришьет, а то еще грохнется в обморок, а в придачу напорется на собственный скальпель... Хирургу нужна отрешенность - быть может, даже в большей степе­ни, чем мастерство. Точно так же и при выполнении пси­хической операции совершенно необходимы безэмоцио­нальность и максимальная отстраненность. Запомните: в момент осуществления психологического воздействия вы не должны быть подвластны никаким эмоциям, даже желанию добиться результата. Иначе у вас попросту ничего не полу­чится. Нужная степень отрешенности возможна лишь в том случае, когда вы относитесь к лицу, с которым работаете, как к некоему безличному биологическому объекту. Примерно так люди обыкновенно взирают на какую-нибудь улитку или стрекозу: не испытывают к ней ни особой симпатии, ни ан­типатии - вообще ничего. К счастью, такая отрешенность потребуется вам лишь на то время, покуда вы проводите психологическую операцию. Закончив же ее, можете вновь запылать любыми страстями, какими пожелаете.

Но вернемся к тому, с чегомы начали эту главу. Итак, воздействовать можно практически на любого человека, только на каждого — по-своему. Из классической психоло­гии большинству наших читателей, наверное, уже извест­но, что по своему отношению к окружающему миру и ощущению в нем себя всех людей можно условно поде­лить на две большие категории: экстравертов и интровер-тов. В свою очередь каждая из них также условно подраз­деляется на активный и пассивный подтипы. Таким обра­зом, можно выделить четыре группы человеков мыслящих. Лиц, объединенных в первую из них, называют активны­ми экстравертами.

Это наиболее деятельные люди, внимание которых преимущественно поглощено окружающим миром. При этом обычно им присуще стремление что-то в жизни по­менять, исправить и как можно прочнее в ней утвердиться, или же - на уровне интеллекта - осчастливить мир своими идеями (впрочем, обычно не совсем своими). Импульсив­ные и напористые, экстраверты активного типа - это при­рожденные лидеры. У них нет психических комплексов. Они живут сегодняшним днем и превосходно его чувству­ют. Рассчитывать, прогнозировать, строить долгосрочные планы - это не их стихия, Именно они руководят предпри­ятиями и политическими партиями, религиозными объе­динениями и неформальными силовыми структурами. Президенты и криминальные авторитеты получаются ис­ключительно из этой категории лиц.

Что касается пассивных экстравертов, то и для них в жизни припасен неплохой кусок пирога. Чаще всего этих холодноватых и довольно-таки приземленных созерцате­лей бытия можно увидеть на вторых ролях, но непременно рядышком с лидерами. Это прирожденные помощники, соратники, доверенные лица, заместители всевозможных мастей и рангов. Именно они, пассивные экстраверты, со­ставляют основу неистребимого чиновничьего племени. Пассивный экстраверт, как черт ладана, боится серьезных решений. Поменять что-то коренным образом, рубануть с плеча, сняться с насиженного места — все это для него не­посильный подвиг. Зато он умеет досконально разобраться в любой ситуации, обожает вычислять и систематизиро­вать, запоминать на всякий случай все, что угодно, и вооб­ще вести учет и подводить итоги. Без такого помощника активный экстраверт, человек обыкновенно не очень-то собранный, как без рук. Пассивные экстраверты бывают хорошими собеседниками, чудесными супругами и дотош-нейшими фининспекторами. Преобладающее их качество - здравый смысл. Как правило, им всего хватает, за исклю­чением звезд с неба...

Теперь об активных интровертах. Этих можно назвать вечными студентами жизни. Как и подобает вообще всем интроверсированным субъектам, активные интраверты с удовольствием фокусируются на собственном внутреннем мире, но при этом не боятся его дополнять и даже перио­дически осуществлять в нем перестановки. Они готовы учиться чуть ли не до могилы. Активные интроверты не­превзойденные генераторы неосуществимых идей, мечта­тели и фантазеры. Именно среди них - всевозможные со­чинители, музыканты, художники и, как ни странно, среди них же - математики, изобретатели, философы. В общем, активные интроверты занятые люди. К тому же они неред­ко бывают симпатичны - если только их психическая кон­струкция не осложнена каким-нибудь неприятным радика­лом, вроде истероидного.

Наконец, пассивные интроверты. Этих питомцев ду­шевной лени полным полно среди фанатиков всех мастей, особенно же среди религиозных фанатиков. Это они гото­вы до одурения щебетать во след своим гуру «Харе Криш­на!» или «Вся власть - советам!», (Заметьте, сами их лидеры никогда не относятся к данному психическому подтипу.) Что же касается обычных, так сказать, не идеологизирован­ных пассивных интровертов, то в большинстве своем люди они незлые, покладистые и даже душевные. Впрочем, до той лишь поры, покуда вы не попытаетесь насильственно вывести их из привычной психической позиции, весьма близкой к дремоте.

Наверное, достаточно о психотипах - они подробно описаны во множестве книг по психологии. В крайнем случае, чтобы ^окончательно .прояснить для себя этот во­прос, попробуйте самостоятельно соотнести предложен­ную систему классификации с традиционной, берущей за основу соотношение возбудимости и способности к тор­можению нервной системы человека, или же так называе­мые «темпераменты» - сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Вероятно, сделать это будет нетрудно.

Нас же, стремящихся во всех случаях извлекать из тео­рии реальную пользу, в данном вопросе более всего инте­ресуют именно ключевые психические позиции перечис­ленных психотипов, или же их основные психо-эмоци-ональные состояния. Как ни странно, чтобы в этом разо­браться - опять же не формально, а практически, — нам придется обратиться к очень древнему и, по представлени­ям большинства наших современников, чрезвычайно ту­манному мистическому учению о первосязихиях. Припомним четыре первичные составляющие всего сущего в трудах по магии и алхимии., приписываемых Гермесу Трисмегисту. Вот они; земля, вода, воздух и огонь. Так вот, с точки зрения иррациональной психологии, все это суть ключе-кые состояния человеческой психики, различные сочета­ния которых и образуют весь спектр наших психо­эмоциональных возможностей. (На досуге соотнесите принцип первостихии с представлениями толтеков о четырех сторонах света или о четырех ветрах.)

Чтобы опробовать их «на ощупь», или «примерить» на себя, мы должны предварительно освоить одно, казалось бы, нехитрое действие. Но, между прочим, именно к нему сводится в конце концов любой реальный психологиче­ский метод. Следовательно, вовсе не случайно этому дейст­вию придается огромное значение всеми мистическими школами, восточными или западными, и в их числе столь популярной сегодня традицией толтеков. Мы говорим о сознательном вхождении в состояние умственной тишины,о намеренной остановке непрерывной деятельности рас­судка, об умении освободить свой ум ото всех мыслеформ. В книгах Карлоса Кастанеды это называется остановкой умст­венного диалога; в буддийской традиции Махамудры — реа­лизацией великого символа и постижением своей истин­ной природы; мы же привыкли говорить о сознательном вхождении в состояние умственной тишины, или в состоя ние пустоты.

На протяжении тысячелетий различными мистическими традициями изобретено множество психотехник, подчи­ненных основной цели — реализации состояния умствен-ной тишины. На наш взгляд, в своем подавляющем боль­шинстве они чрезмерно громоздки, трудоемки, неоправданно усложнены ритуальной атрибушкой и вообще мало пригодны для современного человека. Имея определенный опыт психологической подготовки специалистов некото­рых категорий, мы можем утверждать, что сегодня быстрее и надежнее прочих «работает» весьма простой метод «раз­двоенного внимания», которому мы и намерены вас обу­чить.

Если вы читали книги Кастанеды, то можете припом­нить нечто подобное, а именно особый способ ходьбы с одновременным обзором всего пространства перед собою периферийным зрением; этот прием дон Хуан настойчиво рекомендовал своему ученику, как основной способ «оста­новки внутреннего диалога». В принципе наш метод анало­гичен, только он еще проще.

Но прежде примите к сведению; будучи в своем обыч­ном состоянии сознания, человек способен фиксировать внимание лишь на двух объектах одновременно, и не более того. Теперь проделаем опыт. Вытяните перед собою обе руки и посмотрите на них. Сосредоточьтесь одновременно на ощущениях обеих кистей и постарайтесь чувствовать их одинаково отчетливо. При этом вынепроизвольно входите и особое сосюяние, при котором у вас в голове не остается никаких мыслей, никаких посторонних образов. Вы как бы повисаете в какой-то наполненной пустоте. Это и есть остановка внутреннего диалога. Если вам не сразу удастся «нащупать» искомое состояние, попробуйте поэксперимен­тировать со своим вниманием самостоятельно. К примеру, продолжая удерживать его на обеих кистях, немного ими покачайте: левая рука медленно идет вниз, и одновременно правая поднимается, затем наоборот. Подобных упражне­ний, или «ловушек» для внимания можно выдумать сколько угодно. Важно, чтобы с их помощью вы почувствовали со­стояние пустоты. Не ищите его где-то вне себя; оно, можно сказать, буквально у вас «в руках». Наверняка с вами уже та­кое случалось: вроде бы, вы о чем-то задумались, и тут вас кто-то окликает и спрашивает: «О чем ты думаешь?» Вы че­стно пытаетесь это уяснить и никак не можете, потому что на самом-то деле вы ни о чем и не думали вовсе. Было та­кое? Конечно же, было много раз. Так что ничего нового в этом состоянии безмыслия для вас нет. Нужно лишь хоро­шенько его прочувствовать и научиться свободно в него погружаться всякий раз, когда это требуется для наших особых целей.

Допустим, вы более или менее освоили остановку умст­венного диалога методом раздвоенного внимания. Тогда вы уже способны почувствовать и несколько иное измененное состояние сознания, которое можно назвать отрицатель­ным полюсам .психической позиции безмыслия. Когда че­ловек пребывает в своем обычном состоянии сознания, «биение» его мысленного фона не утихает ни на миг. При этом он в большей или в меньшей степени отождествляет­ся со своим мысленным фоном, то есть с последним связы­вается самоощущение человека, его «я». Когда же вы реали­зуете состояние пустоты описанным выше методом, то ва­ше «я» замирает и растворяегся в наполненной пустоте. Вы как бы чувствуете свое сознание перелившимся через лоб­ные доли мозга на объекты вашего внимания.

Можно действовать и по-другому. Будучи в состоянии глубокой релаксации (здесь подходит любой из множества распространенных ныне способов его достижения), вы мо­жете отстраниться от своего мысленного фона, выделив всобственной психике некий молчаливый и бесстрастный центр и позволив ему спокойно созерцать этот самый мыс­ленный фон. Вы чувствуете свое сознание как бы отсту­пающим, точно море при отливе, через затылочную часть мозга и позвоночник. При этом мысленный диалог посте­пенно стихает, и вы то же входите в состояние пустоты, но уже как бы с другого конца. Правда, само безмыслие, реа­лизованное таким способом, будет качественно отличаться от аналогичного состояния, которого вы достигаете при помощи раздвоенного внимания. Во втором случае оно связано с шизоизацией вашей психики, или, выражаясь иначе, с разделением вашей личности на множество суб­личностей. (Не пугайтесь слов «шизоизация» и «паранои-зация»; будучи подконтрольны, и тот и другой процесс -лишь инструменты практикующего психолога.) В первом же случае остановка мысленного фона сопряжена с пара-ноизяпией психики, пли же с укреплением единства, спа­янности всех ваших субличностей. Обратите внимание на этот факт, имеющий существенное значение для некото­рых наших опытов.

Итак, состояние пустоты, или умственной тишины, обеспечивает внедрение в наше подсознание определен­ных установок, или кодов, и закрепление их там в целях последующей реализации. О самовнуитении, или самоко­дировании, мы уже подробно рассказывали в предыдущей работе. Но, поскольку данный раздел практической психо­логии весьма важен и в контексте этой книги, мы сейчас вкратце его повторим.

В книгах Кастанеды нередко упоминается искусство управления намерением, или некой безличной абстрактной силой, способной изменять нашу психическую позицию, то есть трансформировать наше мироощущение и одно­временно самоощущение. Именно с остановки внутренне­го диалога и начинается это искусство. Дело в том, что че­ловеческий разум, вполне способный нечто сконструиро­вать, является в то же время главным препятствием внедре­ния собственных конструкций в подсознание. А потому,

чтобы вывести на интуитивный уровень какую-либо новую психофизическую функцию, нам приходится временно его «остановить».

Покуда вы думаете, в вашей психике автоматически за-действуется тот же механизм, что и в известной истории с соловьевским Ходжой Насреддином и ростовщиком Джаффяром. Веселый плут - с нашей же точки зрения, превосходный психолог - засадил последнего в мешок, пообещав ему скорейшее телесное исцеление при том од­нако условии, что Джаффар, покуда сидит в мешке, ни в коем случае не будет вспоминать об обезьянах. И конечно же, получив такое предупреждение, богач ни о чем ином думать уже не мог. Так действует человеческий разум -преимущественно наперекор нашим очевидным устремле­ниям. Следовательно, чтобы перехитрить собственный ум, мы должны уметь «отключать» его в нужный момент. Это достигается путем сознательного погружения в состояние пустоты.

Перейдем к самовнушению. Эта техника также весьма проста: вы задаете себе некую установку, а затем реализуете пустоту и таким образом позволяете этой установке закре­питься у вас в подсознании. Покуда ваш мысленный диалог «включен», вы никогда не сможете себе поверить, ибо со­мневаться всегда и во всем есть неотъемлемое свойство ума. Именно состояние пустоты и вооружает нас верой, необ­ходимой для того, чтобы ввести в действие великую силу намерения.

Возвращаясь к истории о ростовщике Джаффаре, отме­тим, что главный психический механизм, лежащий в ее ос­нове, это - неспособность нашего центра образного мыш­ления (правого полушария головного мозга) «работать» с негативными формами описания того или иного явления. Допустим, вы говорите кому-то «не кури», и человек тут же представляет себе зажжешгую сигарету или же какие-то иные атрибуты, связанные с процедурой курения. Для об­разного мышления отрицание чего-либо равнозначно дек­ларации того же самого, поскольку наше правое полуша-

 

рие способно оперировать лишь позитивно выраженным!! понятиями. Следовательно, при формулировании установ­ки мы должны раз и навсегда отказаться от негативной терминологии, подбирая вместо негативных какие-то пози­тивные выражения.

Далее, выбранную установку не обязательно формули­ровать словесно. Можно зримо представить себе олице­творяющий ее суть образ. К примеру, если вы решили уси­лить свою правую руку, то можете вообразить ее в виде стального рельса, намертво вмонтированного в бетонную тумбу (ваше тело). В некоторых случаях лучше всего «рабо­тает» ассоциативное самокодирование. Допустим, готовясь к спортивному состязанию, вы можете вспомнить себя в том самом состоянии, когда вы были в наилучшей спор­тивной форме, и все вам легко удавалось. Затем вам следует войти в состояние пустоты, выводя тем самым заданную программу на подсознательный уровень.

Иногда наилучших результатов позволяют добиться комбинированные способы задания установки. Например, в вышеприведенном случае, припоминая себя в отличной спортивной форме, вы можете одновременно определить желаемый результат и словесно. Но любая установка долж­на быть сформулирована предельно конкретно. Иначе у вас в лучшем случае выйдет то же самое, что и у героя из­вестной песенки, исполняемой Аллой Пугачевой: «Сделать хотел утюг - слон получился вдруг». А скорее всего, и во­обще ничего не выйдет.

Теперь мы можем вернуться к первостихиям, или к четы-рем ключевым психическим состояниям, которые аллего­рически названы огнем, воздухом, водой и землей. Проведем психотренинг.

Сядьте спокойно, не скрещивая рук и ног, расслабьтесь. Пред­ставьте, что вокруг вас бушует яркое неистовое пламя. (Глам! можно закрыть, но в данном случае лучше действовать с откры­тыми или с полу прикрытыми глазами.) Пламя охватывает ваше те. !о и сознание. Оно струится в ваших жилах. Ярко пылает вся ваша нервная система. Одновременно задайте себе словесную установку: Я - пламя, ревущее бушующее пламя. Я - огонь, стремительный, порывистый, не ведающий преград. Мое сознание и тело растворяются в пламени, и сам я становлюсь подобен огню.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!