Глава 7. Безмолвное слово как щит и меч 8 страница



Пятый голосовой режим.Аналогичен первому, толь­ко при этом голос как бы течет из живота, или же, как го­ворят вокалисты, «опирается» о живот. Ощущение такое, будто, произнося слова, вы легонько поглаживаете себя по животу чем-то бархатным. Это — эротический голосовой режим. Его воздействие совмещает в себе тормозящий эффект первого голосового режима со стимуляцией сексу­ального центра у лиц противоположного пола. На лиц од­ного пола с суггестором он воздействует аналогично пер­вому голосовому режиму.

Шестой голосовой режим.Негромкая и слегка замед­ленная речь в нижнем регистре специфическим голосом с хрипотцой. Автоматически стимулирует чувство вины у то­го, кому адресована.

Хорошенько отработав эти голосовые режимы в сольном исполнении - допустим, перед зеркалом или -на своей кошке, - вы можете перейти к экспериментам в словесных внушениях и на живых людях. Только не особенно мучайте своих близких — ведь поначалу у нас обычно получается далеко не все или не совсем так, как мы того хотим. В общем, будет лучше, если ваши опыты на первых порах за­тронут лишь не особенно близких знакомых, в крайнем случае, сослуживцев.

Итак, основные принципы словесного внушения. Во-первых, таковое может быть мотивированным или же не мотивированным, В первом случае биологический объект знает, что вы собрались проделать с его психикой какой-то фокус, и в принципе против этого не возражает. Причем совсем не обязательно (и даже не желательно), чтобы он отчетливо себе представлял, в чем именно этот фокус за­ключается. Нужно лишь его согласие подвергнуться некоей процедуре. К примеру, вы беретесь «пощупать» биополе у весьма привлекательной особы противоположного пола. Попутно вы намерены стимулировать ее эротический центр. На первое эта особа согласна, а знать о втором ей и не нужно.

При не мотивированном внушении объект не сознает, что им манипулируют. Но и в этом случае он должен внуг-ренне согласиться — хотя бы на контакт, на беседу с вами. Иначе говоря, внушение возможно лишь при прямом или косвенном согласии объекта на таковое.

Наверное, здесь будет не лишним еще раз подчеркнуть, что в этой книге авторы сознательно абстрагируются от различных этических норм и принципов, религиозных убеждений, философских определений и концепций, ос­танавливаясь лишь на технологических, если можно так выразиться, проблемах практической психологии.

Возвращаясь к принципам внушения, сообщим вам, что вздействовать на активного экстраверта (или на временно экстраверсированное лицо) методом прямого словесного внушения возможно в том случае, если мы принудительно

погрузим его в транс (при помощи внешних раздражите­лей — допустим, звуковых, стробоскопического эффекта, пассов и т.п.), либо введем в состояние ступора. Как уже было сказано, первый способ мы оставим сценическим гипнотизерам и магам, поскольку в реальной жизни он практически не применим. Что же касается состояния сту­пора (резкое понижение способности сознательного вос­приятия информации на фоне особого рода эйфории), то организовать таковое для экстраверсированного лица, ко­торому вы намереваетесь нечто внушить, вполне возможно и в обычной житейской ситуации. Основная техника этого действия очень проста для описания, однако, чтобы ее гра­мотно применять, требуется некоторая тренировка.

Выполняется техника так: осуществив подстройку к биологическому объекту, вы избираете голосовой режим, соответствующий его состоянию в данный момент (пер­вый, второй или даже третий), и затем начинаете попере­менно разгонять и тормозить собственную психическую активность, индуцируя при этом (то есть увлекая за собою) и психику объекта вашего эксперимента. Через некоторое время (оно зависит и от вашего искусства, и от индивиду­альных особенностей объекта) последний «сорвется» в со­стояние ступора и без помех «заглотит» ваше внушение, которое в этом случае следует провести достаточно быст­ро. В принципе это — тот же самый стробоскопический эффект, нацеленный на слуховое восприятие.

Между прочим, вы слышали когда-нибудь записи пуб­личных выступлений Адольфа Гитлера? Если так, то, на­верное, помните эмоционально-интонационные модуля­ции его голоса. Вождь нации попеременно то психически «разгонялся» чуть ли не до истерии, то уходил в глубокую «заторможенность». Это — наглядный пример массовой гипнотизации вышеописанным методом. При работе с ау­диторией он (то есть метод) имеет еще и то преимущество, что позволяет одновременно и с высокой эффекгивностью апеллировать к людям, пребывающим в различных психических состояниях (с высоким и низким уровнем активно­сти). В общем, примите его на вооружение.

Наверное, следует указать вам и еще на одно полезное свойство (полезное, конечно, для сугтестора) состояния ступора. Последнему сопутствует особого рода эйфория. Следовательно, биологический объект, неоднократно вво­димый вами в это состояние, автоматически попадает в психологическую зависимость от вас. Покуда он в ступоре, можно проделывать с ним самые разные вещи. К примеру, провести мягкое и, на первый взгляд, совсем безобидное внушение такого типа: «Теперь мой голос будет постоянно с тобою. Он станет возвращаться к тебе снова и снова...» Между прочим, это уже — шизофрения. Или же вы можете довести буквально до суицида психоэнергетически зависи­мое от вас лицо, поставив какое-то невыполнимое для него условие контактов с вами.

Впрочем, противостоять такого рода зомбированию не так и сложно (разумеется, тренированному человеку); нуж­но лишь помешать биологическому объекту, стремящему­ся на вас воздействовать., манипулировать своею (а заодно, и вашей) психической активностью. (Он «разгоняется», а вы «тормозитесь»; он «тормозится», а вы «разгоняйтесь».) Этим же путем можно также противостоять воздействию наркотиков или же алкоголя (конечно, в определенных пределах). К примеру, наркотики резко повышают психи­ческую активность, но вы-то, надеемся, способны теперь (или же вскоре научитесь) самостоятельно ее «гасить». Ана­логичным образом, преодолеть тормозящее воздействие алкоголя позволяет нам психическая «разгонка».

Мы уже рассматривали в «Паралогии» и то, и другое — эазгонку и торможение психической активности. (Очень подробно эта основополагающая психическая технология иасана в книге В.В.Шлахтера «Человек-оружие».) Здесь мы не менее обстоятельно разберем несколько иной йюсоб этого важнейшего действия, увязав последнее с те-

навыками, что получены вами в результате работы с первостихиями.

 

Для начала вам потребуется небольшое пламя. Подой­дет свеча, зажигалка, спичка — все, что может гореть. Со­средоточив внимание на пламени и реализовав состояние пустоты, позвольте своему сознанию ощутить, а затем как бы впитать в себя его энергетику, его импульсивное., поры­вистое состояние. В данном случае ваше внимание концен­трируется именно на том вибрирующем «живом» качестве пламени, которое, собственно, его и создает. Осознайте без какой-либо мысли, что в течение каждого мгновения пламя полностью обновляется, но, тем не менее, остается все тем же пламенем, тем же облаком частиц «живого» огня. По­чувствуйте, как быстро нарастает ваша внутренняя «взве-денность», скорость восприятия, особого рода эмоцио­нальность — без малейших, впрочем, эмоций. Это и есть психическая разгонка.

Теперь, глядя на внешний мир — на шкаф, деревья, об­лака или же на какой-то биологический объект, - попытай­тесь ощутить в его основе (или просто вообразите) вот это вибрирующее свойство огня и «разгонитесь» психически, «опираясь» на него. Попробуйте проделать то же самое с закрытыми глазами, «усмотрев» в темноте перед ними ту же кипящую энергию.

Тем из вас, чья «родная» первостихт Вода, видимо, пока­жется проще «разгоняться» именно с ее помощью, визуали-зируя стремительный бурный водный поток и ощущая его кипящую энергию.

Людям аудиального типа восприятия, как правило, бы­вает легче при разгонке психической активности «опе­реться» на какой-то воображаемый звук - например, на вой сирены, - «пропитав» им свое психическое пространство.

Для сознательного торможения психической активно­сти в себе, действуя аналогичным образом, можете вос­пользоваться качествами покоя и инертности первостихш Воздух или Земля, выбрав ту из них, которая вам ближе. Не жалейте времени на такую тренировку: умение свободно разгонять и тормозить свою психическую активность ле­жит в основе многих суггестивных техник.

Но вернемся к состоянию ступора. Существуют и дру-гае способы введения в это состояние (правда, лишь на ко­роткое время) интересующего вас лица. Вот, пожалуй, наи­более простой; его мы продемонстрируем, что называется, прямо в действии. Представьте, что вы — чиновник, и в ваш просторный кабинет пожаловал посетитель - допустим, не особенно близкий ваш знакомый, - на которого вы решили психологически воздействовать. Вы отрываетесь от бумаг, глядите на него с улыбкой и радушно говорите что-нибудь такое: «Проходите, пожалуйста. Очень вас жду». Но одно­временно рукою вы делаете резкий отторгающий жест в горизонтальной плоскости —«Пошел вон!»

В результате такого нарочитого диссонанса реакция ва­шего знакомого на смысл того, что он услышал, вступает в конфликт с подсознательной реакцией на жест отторже­ния, и человек оказывается в кратковременном ступоре. Вы уловили суть метода? Все очень просто: говорите что-то приятное, а жестами или мимикой демонстрируете прямо противоположное.

Итак, в состояние легкого кратковременного ступора погружает человека мыслящего некая неадекватность, аб­сурд, разрыв потока сознания. Вот вам примеры использо­вания в этих целях ассоциативного разрыва. Вы вещаете кому-то нечто «заумное» в академической манере, а в про­межутке отпускаете какую-нибудь реплику совершенно иной эмоциональной окраски, допустим, «Не сопи!» или «Чего пасть разинул?». Или же вы встречаете кого-то, с кем знакомы очень мало, буквально с распростертыми объя­тиями. Тут ассоциативный разрыв вызывает само ваше по­веден ие.

Уже упомянутый нами в этой книге президент Горбачев постоянно вводил в ступор своих оппонентов методом аб­сурда. К примеру, его излюбленным выражением была ис­каженная (не сомневайтесь: искаженная сознательно,, а во­все не от косноязычия советского лидера) поговорка «Вот, где собака роется».А вспомните, как на первом съезде на­родных избранников Михал Сергеич, отключив у какого-нибудь особенно разгоряченного оратора микрофон, я-;госклонно отвечал на протесты последнего: «Да, я вас по­нимаю, я вас очень понимаю...» Но микрофон не вклю­чал. Это уже — абсурд в реакции.

Подобных приемов., вводящих в ступор, можно изо­брести превеликое множество. Как вы, наверное, поняли, их уже немало и придумано, и многие из них постоянно воздействуют сегодня на массы людей. Возьмите к примеру дискотеки, на которые, точно на мед, липнут наши <сгинэй-лжеры». Л вы не задумывались, почему? Между тем, это просто. Громкая ритмичная музыка в сочетании со свето­выми эффектами (сродни стробоскопическому), да к тому еще прибавьте взаимное индуцирование в толпе - все это быстро вводит молодых людей в ступор, а то даже и в транс. Одновременно ими овладевает эйфорическое со­стояние, которое они затем и стремятся испытать вновь и вновь. Вы правы, современные дискотеки в чем-то сродни наркотикам, ибо точно так же вызывают зависимость (слава Богу, только психологическую). Теперь представьте, что за информация закладывается в подсознание любителей дис­котек в состоянии ступора, ведь тексты современных песен, мягко говоря, не проходят цензуры.

Итак, задача суггестора, намеренного провести словес­ное внушение, сводится к следующему: овладеть внимани­ем объекта, тем или иным способом ввести его в ступор и, покуда его сознание подавлено, а подсознание, напротив, активно,, заложить в последнее нужную информацию.

Для того, чтобы просто временно подавить психику ак­тивного экстраверта., достаточно разогнать собственную психическую активность выше уровня разгонки его психи­ки и затем как следует на него «надавить» в усиленном третьем голосовом режиме. Некоторых лиц этим приемом также можно ввести в ступор или даже в транс, а затем провести их кодирование.

Пожалуй, труднее всего поддаются прямому словесному внушению пассивные экстраверты или же лица, пребы­вающие в соответствующем состоянии сознания. Если активного экстраверта можно погрузить в транс, так сказать, в приказном порядке или же ввести в ступор при помощи какой-нибудь хитрости, то пассивного экстраверта так про­сто не возьмешь, ибо он не отождествляется с ситуацией и постоянно сохраняет критичность. Тут требуется особая уловка - индивидуальная в каждом конкретном случае. Проще всего сыграть на присущей всем пассивным экстра­вертам страсти к вычислениям и учету, к дотошному «об­нюхиванию» новой информации. Б этом случае мы зани­маем сознание биологического объекта какой-нибудь за­дачкой, а сами, что называется, «под шумок», осторожно проводим внушение. Б качестве такой задачки подойдет все, что угодно, - скажем, учредительные документы вашей фирмы, которых данное пассивно экстраверсированное лицо еще не видело, или какой-нибудь завалящий договор, или что-то другое. Важно лишь, чтобы это «что-то» имело хотя бы косвенное отношение к служебным или личным интересам нужного вам лица.

Как, вы уже знаете, существует два принципиально раз­личных метода внушения. Первый - это авторитарное ко­дирование или гипноз в состоянии транса. Его используют сценические маги и гипнотизеры. Чтобы их метод работал, им предварительно нужно ввести объект опыта (с его со­гласия - прямого или косвенного) в достаточно активное экстраверсированное состояние. Чего они и добиваются, фиксируя всевозможными приемами внимание объекта на своей персоне, а также используя различные зрительные и слуховые эффекты.

По-другому действуют различные экстрасенсы, целите­ли, колдуны. Их предварительная задача - интроверсиро-вать объект опыта, чтобы затем провести мягкое внушение в первом или пятом голосовом режиме.

Итак, при работе с интроверсированными лицами мы в первую очередь должны их поудобнее устроить (допустим, в кресле), мягко предложить им расслабиться и закрыть глаза, Практикующие психологи знают: если веки пациен­та, которого вы усадили для работы, тут же сами собою

смыкаются, значит, человек интроверсирован и готов к восприятию внушения. Если же пациент с интересом на вас пялится, следовательно, он экстраверсирован; потому-то ему и хочется следить за вашими действиями. В таком случае следует мягко, но настойчиво предложить ему рас­слабиться и ощутить нечто, относящееся к нему самому -скажем, его волосы, тепло в руках и в позвоночнике и т.п. Затем вы можете предложить ему что-то представить, по­чувствовать, ощутить - причем обязательно с закрытыми глазами.

Кстати, это еще и превосходный тест на интроверсиро-ванность вообще. Как бы между прочим в контексте беседы вы можете предложить кому-либо нечто себе представить или припомнить, а сами продолжаете зорко следить за его глазами. У интроверта они тут же «поплывут», то есть зату­манятся, расфокусируются.

Подстроившись к интроверту и убедившись, что он пребывает в достаточно активном состоянии, чтобы нечто воспринять, можете приступить к внушению. Непременно свяжите последнее с какими-нибудь радужными планами на будущее, с надеждами и желаниями объекта.

Свою работу с интровертом, который находится в пас­сивном состоянии, весьма близком к депрессивному, начи­найте с подстройки и затем - при помощи той же под­стройки - непрерывно ее контролируйте. Тут недопустим никакой силовой нажим. Если вы чувствуете, что психика объекта как бы от вас ускользает и опять «скатывается» в депрессивный провал, тут же снова к ней подстраивайтесь и продолжайте настойчиво, но мягко «вытаскивать» психи­ческую активность нужного вам лица. Внушение проводи­те, когда объект уже достаточно активен, но при этом все еще интроверсирован и максимально расслаблен.

Как правило, всевозможные экстрасенсы при работе с пациентами сочетают метод внушения с другими приемами суггестии. К примеру, со стимуляцией сексуального центра (конечно, в тех случаях, когда пациент — лицо противопо­ложного пола). В этой связи сообщаем вам, что продольные пассы вдоль тела — от головы к бедрам — способствуют сексуальному возбуждению (для предоргазменного состоя­ния характерны тепловые волны, распространяющиеся сверху вниз).

Но к проблеме эротического кодирования мы еще в этой главе вернемся. Пока же нам предстоит закончить этот ее раздел, посвященный прямому вербальному внуше­нию.

При индивидуальной работе с людьми следует уделять особое внимание так называемым зонам подхода, или же расстояниям от объекта до вас. Собственно, нас интересу­ют лишь зона оценки (иначе, критичная зона — расстояние до двух-трех метров) и интимная зона, или же то расстоя­ние, с которого начинает обоюдно восприниматься тепло чужого тела (60-70 см).

Если во время диалога с биологическим объектом (или же вашего монолога) последний проявляет стремление приблизиться к вашей интимной зоне и даже в нее войти, значит, вы правильно подстроились к нему, и объект под­готовлен к внушению. Если же вы уловите обратную тен­денцию, то есть стремление объекта уйти из интимной зо­ны в критическую, то повремените с внушением и улелите больше внимания подстройке. Кстати, это не только тест, но и весьма эффективный прием суггестии, некогда посто­янно эксплуатируемый небезызвестным вам Григорием Распутиным. При контакте с дамой старец вначале к ней подстраивался, стимулируя ее сексуальный центр, а затем начинал плавно уходить из ее интимной зоны, заставляя тем самым женщину непроизвольно тянуться к нему. Это простое действие мощно влияет на подсознание. В итоге это не Распутин добивался своих избранниц, но они его.

Большинство современных людей считает себя не под­верженными внушению извне и очень этим гордится. Это, конечно же, бред! Человек есть воспринимающее сущест­во; его нервная система специально для того и устроена, чтобы воспринимать сигналы и на них реагировать. Совсем не подвержено психическому воздействию разве что высохшее бревно, которое, будучи деревом, все же в той или иной степени таковому поддавалось. Но это даже неплохо, что люди чувствуют себя как бы в психической броне. Так­ими легче манипулировать.

Теперь сформулируем основные правила суггестора, ориентированного на внушение (мотивированное или ж мотивированное). Во-первых, нельзя в присутствии объек­та воздействия проявлять свое истинное отношение к ка­кому-либо явлению или событию; также не стоит обнару­живать подлинные мотивы собственных действий.

Во-вторых, никогда не следует предлагать свои услуги; нужно добиться того, чтобы объект сам вас о них попро­сил. Это правило связано со специфической реакцией подсознания на чей-либо подход к нам (если некто по соб­ственной воле к нам подходит, то это значит, что он согла­сен на подчиненную роль).

Наконец, суггестор должен постоянно помнить, что любое действие биологического объекта обязательно име­ет мотив, или же корысть. Мотивация экстраверта, как пра­вило, связана с материальным миром, мотивация интровер-та — с миром духовным; корысть последнего — ваш духов­ный опыт.

Покуда вы читали эту главу, вам в голову, возможно, за­кралась одна мысль: пожалуй, в этой жизни все мы в ос­новном тем и занимаемся, что пытаемся друг другом мани­пулировать... Вот именно, так оно и есть. В психологиче­ском воздействии одного человека на другого (и даже в не­вербальном) сверхъестественного не более, чем, скажем, в нашем умении говорить или ходить. Все мы так или иначе этим занимаемся. Только у одних это получается хорошо, а у других плохо.

Возвращаясь к словесному внушению, коснемся еще одного его вида, по нашему мнению., самого простого, ко­торый связан с так называемым эффектом Плацебо. Про­демонстрируем его на примере. Доцустим, у вашей знако­мой разболелась голова, и вы по совокупности признаков определили, что боль эта носит невралгический характер.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!