Вопрос 3. Предпосылки возникновения современной “синтетической” антропологии.



Слово «новое» означает не более чем воскрешение существовавшего в первые десятилетия XX в. синтеза антропологических, психологических, медицинских знаний, впоследствии разрушенного. Возврат к прежнему единению научных подходов был постепенно подготовлен настойчивыми запросами медицинской, спортивно-тренировочной, педагогической практик, которые в отсутствие концепции «целостного человека» истощили свой теоретический потенциал, исчерпали до предела методические возможности и нуждались в обновленной теоретической парадигме. Ею могла стать концепция соматопсихического единства человека.

Запросы спортивной и медицинской практик встретили в нашей стране адекватный ответ со стороны профессиональных антропологов: в классической антропологии обособилось направление (спортивная морфология), рассматривающее особенности телосложения спортсменов разных специализаций в интересах спортивного отбора.

Медицинская заинтересованность классических антропологов выражалась в совместных исследованиях со специалистами здравоохранения по проблемам конституции и болезни, морфофизиологии раневого процесса и др.

Расширение научного профиля антропологических исследований позволило в рамках классических представлений говорить о создании «современной антропологии» (Никитюк Б.А., Тегако Л.И., 1983; Тегако Л.И., Саливон И.И., 1989). Однако при этом отечественная классическая антропология продолжала оставаться «обезглавлено» депсихологизированной, хотя интересы к сотрудничеству проявляли как антропологи - Я. Я. Рогинский, В. П. Алексеев, так и психологи - в первую очередь ленинградской (Б.Г. Ананьев) и пермской (B.C. Мерлин) научных школ. Например, при Ленинградском университете была создана и успешно действовала лаборатория психологической антропологии.

Когда в 1979 г. после учредительской научной конференции в г. Виннице начала функционировать секция медицинской и спортивной антропологии ВНОАГЭ, где высказывались взгляды на антропологию как на систему наук, эти подходы получили поддержку не у всех специалистов. Оппоненты отстаивали идею самобытности, монолитности классической антропологии и не видели в ней места для медицинской, спортивной и других антропологических направлений как пограничных, прикладных по своему значению в рамках различных наук. Идеи интегративности (обязательные для медицинской, спортивной антропологии) могли не найти себе достойного отклика, ибо за ними стояли признание соматопсихического единства человека и требование целостного подхода к изучению проблемы конституции, к чему не все еще были готовы.

Однако в 80-е гг. доказала жизнеспособность и полезность биомедицинская антропология (новообразованный термин отличает эту науку от медицинской антропологии в западном ее понимании как составной части социокультурной антропологии). К началу 90-х гг. в ее составе выделились разделы валеологической и клинической антропологии, соответственно связанные с особенностями здоровья человека и запросами клинической практики.

После распада СССР в конце 1991 г., когда под вопросом оказалось сохранение прежнего научного пространства на основе существовавших более десяти лет и хорошо себя зарекомендовавших секций антропологии ВрНОАГЭ и ВНОАГЭ, была создана Международная независимая научная ассоциация биомедицинских, клинических и спортивных антропологов (Минск, Раубичи, июнь 1992 г.). Именно тогда возникла идея создания академии, которая, по предложению одного из нас (Н.А. Корнетов) получила название «интегративной». Термин «антропология» ориентирует на рассмотрение форм и факторов изменчивости. Определение «интегративная» предполагает междисциплинарное рассмотрение всего многообразия фенотипических свойств индивида и личности в условиях нормы, патологии, в социокультурном, валеологическом, психологическом и педагогическом контекстах (Колесников Л.Л., Корнетов Н.А.,Никитюк Б.А., 1993). В науковедческом отношении правильно выбранные понятия и определения в существенной степени обусловливают направление развития тех или иных концепций. В данном случае, в ходе обсуждения эти представления породили многозначность предложенного определения - принцип «тройной интеграции». Во-первых объединение ученых, исследователей и практиков вокруг идей о целостности человеческой индивидуальности в его соматопсихическом и личностно-социокультурном выражении. Во-вторых, создание междисциплинарного союза ученых, что всегда стимулирует умы и формирует новые направления на стыках различных наук о человеке; в-третьих, на период распада отечественной науки с ее неизбежной автономи-зацией по национальному признаку необходимо было противопоставить организационную систему сохранения общего научного и интеллектуально-духовного поля. Как показало дальнейшее развитие ин.тег-ративной антропологии, данное решение было исторически верным.

Итак, в дальнейшем по решению, принятому на 2-й научной сессии (Минск, Раубичи, июнь 1993 г.), в декабре 1994 г. в Виннице состоялось первое учредительное собрание Международной академии интегративной антропологии (МАИА) , а спустя год прошел первый международный конгресс по интегративной антропологии (Тернополь, 1995), в котором участвовали 108 делегатов из 8 стран ближнего и дальнего зарубежья. Организационно отделение клинической и психологической антропологии своим центром представлено в Томске (Учредительное собрание клинических и психологических антропологов, апрель 1996 г.), отделение биосоциальной антропологии в Санкт-Петербурге (Учредительное собрание биосоциальных антропологов в Санкт-Петербурге, март 1998), отделение биомедицинской антропологии - в Виннице, а философской антропологии - в Перми (1997).

Помимо чисто организационных структур МАИА, в настоящее время созданы отдельные научные группы, междисциплинарные объединения, лаборатории и отделы, занимающиеся теми или иными проблемами философской, биомедицинской, валеологической, клинической и психологической антропологии в Красноярске, Москве, Новокузнецке Новосибирске, Перми, Санкт-Петербурге, Томске. В Содружестве независимых государств наиболее действующие научные объединения представлены в Виннице и Тернополе (Украина), Минске и Гродно (Беларусь), Бишкеке (Кыргызстан), Симферополе (Украина, Крым).

Девизом Академии может служить призыв: «От иллюзорности разобщенного (майя) - к могуществу целостного знания (МАИА)». Он основан на воззрениях индийского просветителя второй половины XIX в., имевшего мировую известность, Свами Вивекананда (1989, 1993).

Слово «майя» на санскрите означает «иллюзия». Учение адвайтизма, сторонником которого был Вивекананда, провозглашало иллюзорность, ошибочность раздельного восприятия объектов мира ввиду их изменчивости. Не разделяя по сути взглядов Вивекананды и адвайтистов, мы ценим в них стремление «за деревьями» майи увидеть «лес» целостного начала в природе. Международная академия интегративной антропологии своими отделениями по биомедицинской, бяосоциальной и клинической антропологии выступает гарантом синтетического подхода к человеческим проблемам, признания реальности соматопсихического единства и изучения последнего в интересах человеческих практик (медицинской, спортивной, педагогической, психологической и др.).

Стержневым разделом современной интегративной антропологии служит поэтому психологическая антропология, заложенная трудами B.C. Мерлина (1986) и В.В. Орлова (1975) об интегральных особенностях индивидуальности и социальности человека, познающая архитектонику его со-матопсихической целостности и внутренние механизмы единства. Среди составляющих «материнской» науки наибольшей зрелости достигли разделы валеологической и клинической антропологии, выдвинутые на передний план задачами охраны здоровья людей, совершенствованием диагностических и лечебных возможностей современной медицины.

Охват проблем интегративной антропологии необычайно широк - от изучения соматопсихического единства человека до познания личностно-социокультурной целостности, совмещающего рассмотрение особенностей личности с ее окружением в виде системы социальных и культурных влияний. Проследить соматопсихические зависимости легче (рельефнее) всего на примере отдельных психических и соматических повреждений организма и личности. «Биологически-клиническое изучение становится общей проблемой взаимоотношения между телесной формой и психическим укладом» (Гаупп P., 1930). Этим занимаются клиницисты - психиатры, специалисты в области психосоматики, поставляющие свои наблюдения для обобщения клинической антропологией. Однако последние десятилетия интегративный морфофункциональный подход используется, как правило, и анатомами-функционалистами (начиная с П.Ф. Лесгафта), а психофизиологический - многими психологами.

Изначально интегративна современная спортивная наука, включая ее медико-биологический раздел (спортивная биохимия, спортивная морфология, спортивная физиология и др.). Она использует комплексные знания о психобиологическом, двигательном потенциале человека для совершенствования его соревновательных возможностей. Изначально интегративна и любая область клинической медицины, где на смену локально-изоляционистским подходам к выяснению причин и механизмов развития заболеваний пришел целостный, видящий в конкретной болезни результат поражения всего организма. Таким образом, интегративность не есть нечто, навязанное насильственно извне антропологии, медицине, психологии, спортивной науке и пр. Она имманентно присутствует в каждой области знания как философский стержень, методологическая основа. Активное выявление интегративного начала необходимо для сохранения общих ориентиров при неминуемом и оправданном во многих случаях соскальзывании специалистов на решение частных задач конкретной науки. Необходимо - чтобы не потерять видение того леса, который может оказаться неразличимым за составляющими его деревьями. Необходимо - для предупреждения дробления знания на части и обособления друг от друга носителей этих частных знаний. Необходимо - для совершенствования человеческих практик во всем многообразии, ибо залогом их успешности сегодня должна послужить парадигма «человека целостного».

Рассмотрим специфику содержательных сторон (стратегии, тактики, научной проблематики, преобладающего уровня познания материи) для общего, валеологического и клинического направлений современной интегративной антропологии.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!