РАСШИРЕНИЕ ИСКУССТВА ВРАЧЕВАНИЯ 6 страница




ГЛАВА ПЯТАЯ

Сон и бодрствование

Бессонница — актуальная болезнь. В западном мире многие из наших современников мучаются от расстройства сна, но также и «от расстройства бодрствования», поскольку, если они плохо спят ночью, то часто плохо чувствуют себя и днем. Но проблему бодрствования и сна можно решить, лишь хорошо понимая то, что происходит в этих двух состояниях.

Ритм сна. В чередовании этих двух состояний мы немедленно увидим ритмический процесс, колебание между двумя полюсами: тем, на котором мы полностью владеем нашим сознанием, и тем, на котором сознание исчезает. Между этими двумя полюсами существует переходное состояние, состояние сновидения, внутри которого сон пробуждения и сон засыпания являются лишь нюансами, направленными к одному или другому полюсу.

В состоянии бодрствования мы имеем восприятия, формируем представления, испытываем чувства, мы можем проявить нашу волю. Мы ощущаем себя отличными от внешнего мира, от других людей, ощущаем себя индивидуумами. Сверх того, когда мы просыпаемся, мы испытываем чувство непрерывности, более точно можно сказать, абсолютную уверенность в том, что, заснув накануне с одним содержанием сознания, мы проснемся на следующий день с этим же сознанием (увеличенным в некоторых случаях лишь содержанием наших снов).

Все это подразумевает в состоянии бодрствования присутствие нашего астрального тела и нашего «Я» в нижних телах (эфирном и физическом). То, что мы испытываем в самом акте –– я просыпаюсь», не может быть передано логическими умозаключениями. Мы можем понять это, лишь наблюдая за собой изнутри, «медитируя» сами над собой. Это приоткрывает нам путь познания, основанный не на законах формальной логики, как во внешних науках, но который от этого не становится менее информативным. Мы можем также провести обратный опыт: исследовать спящего человека. Мы можем видеть его внешнюю форму, можем взвесить его, измерить, следовательно, перед нами физическое тело; мы можем наблюдать также весь комплекс физиологических проявлений, отличающих спящего человека от трупа. Мы являемся свидетелями тех же жизненных проявлений, что и у растения, а это приводит нас к выводу о наличии помимо физического, еще и эфирного тела.

«Я» и астральное тело во время сна. Ничто не открывает нам присутствия «Я» и даже астрального тела у спящего (он не переживает ни самосознания, ни сознания). Следовательно, мы обязаны предположить, что «Я» и астральное тело покинули организм во время сна, в некотором смысле, от него отделились. Теперь мы можем понять, почему верхние элементы, лишенные инструментов, каковыми являются для них физическое и эфирное тела, не могут вспомнить, что они испытывали во время сна, вне себя. Некоторые направления материализма хотели бы уверить нас в том, что психика является всего лишь продуктом жизнедеятельности мозга, поскольку вмешательство в мозг способно изменить состояние нашего сознания. Но это так же абсурдно, как абсурдно было бы предположить, что время способно останавливаться оттого, что мы разбили наши часы.

Однако сравнение спящего человека с растением не должно заходить слишком далеко. Человек — существо чрезвычайно сложное, и предложенная нами схема может быть лишь ступенькой на пути к более полному пониманию его сущности.

В предыдущей главе мы видели, что астральное тело действует неодинаково на верхнем и нижнем полюсах. Оно заведует процессами расщепления субстанций на нейро-сенсорном полюсе, открывая, таким образом, путь процессам сознания и заведует строительством и переработкой субстанций на пищеварительном полюсе. Во время сна одна только часть астрального тела, связанная с нейро-сенсорной системой, отделяется от нижних тел. Другая часть остается связанной с пищеварительным полюсом и, напротив, осуществляет очень тесные связи с нижними элементами. Процессы расщепления, необходимые для сознания, приостанавливаются, процессы регенерации, напротив, становятся более активными. Все эти феномены могут прямо наблюдаться ясновидящим сознанием; в отсутствие этого дара мы можем лишь фиксировать, констатировать внешние проявления сна и бодрствования.

Почему мы спим? Обычно думают, что желание спать вызывается усталостью. Это не точно. Можно быть очень усталым и при этом не испытывать желания лечь спать и, наоборот, можно хотеть спать, не будучи уставшим. Это немного напоминает игру слов, так как усталость и желание лечь спать являются сопряженными понятиями без ярко выраженных границ. То, что мы испытываем при желании спать, выражает, по сути, лишь потребность высших тел (астрального и «Я») отделиться от низших (эфирного и физического). Мы можем с помощью некоторых полунаркотиков, таких как кофе, чай, затормозить эту потребность и заставить ее исчезнуть на некоторое время, заставить исчезнуть чувство усталости. Мы можем при помощи других наркотических веществ спровоцировать обратное.

Если «Я» и часть астрального тела отделяются во время сна от низших тел, то они возвращаются к ним при пробуждении. Если, по какой-либо причине, нормальный процесс этого возвращения нарушен, мы просыпаемся плохо, мы испытываем чувство усталости (которое может совершенно и без малейшего отдыха пройти в течение некоторого времени). В целом, мы можем сказать, что бессонница представляет собой затруднение или невозможность для высших элементов отделиться от низших. Причины могут быть разными, мы рассмотрим некоторые из них, что укажет нам на терапевтические возможности.

Причины бессонницы. Если какой-либо орган по той или иной причине поврежден, между физическим телом и эфирным телом появляются несоответствия, дисгармония. Это влечет за собой усиление интенсивности действия астрального тела на эфирное, с тем чтобы обязать последнее к восстанавливающему усилию. Может случиться даже, что астральное тело действует прямо на физическое, что выражается в болях и судорогах. Боль, в принципе, является моментом проявления этой повышенной деятельности астрального тела. Очевидно, что более интенсивная связь астрального тела с низшими элементами в какой бы то ни было точке организма является препятствием для необходимого отрыва для наступления сна. Астральное тело и «Я» остаются привязанными к эфирному и физическому телам — и мы получаем некомпенсируемое возбуждение, нервное расстройство (см. гл. 4). Подобная связь может, однако, оставаться вне уровня сознания или не может быть оценена сознанием вследствие поражения какого-либо нерва (например, разрушившийся зуб), следовательно, не может проявиться в болезненных ощущениях (мы знаем, что некоторые органы, даже серьезно поврежденные, не вызывают боли).

Необходимость углубленного расспроса. Необходимо всегда подробно расспрашивать больных по поводу их сна. Может случиться так, что ваше внимание было отвлечено чем-то другим и вы забыли это сделать, но затем больной, которого вы лечили от совершенно другой болезни, заявляет вам о том, что бессонница исчезла. Это является доказательством главенства причинной терапии перед терапией симптоматической. Очень важно знать, как больной засыпает, как он просыпается, как оценивает качество своего сна, свое состояние бодрствования. Некоторые больные полностью просыпаются лишь к вечеру, а другие, наоборот, полны сил после момента вставания, но неспособны, бодрствовать вечером. Все эти знаки позволяют выявить связи между различными оболочками человека, каковыми являются астральное тело, эфирное тело и тело физическое.

Упражняясь в прочтении дисгармонии, которая может проявляться между различными телами, мы становимся способными назначить терапию по-настоящему причинную, что должно быть целью всякой истинной медицины.

Лечение бессонниц. Такие расстройства подчас очень долго не оставляют никаких следов в физическом теле и способны в течение нескольких лет проявляться только в области функциональной (в области эфирного тела). У таких больных расстройства сна появляются спустя некоторое время после перенесенной ангины, сопровождавшейся, может быть, скоротечным выбросом белков. Все это настолько скрыто, что анализы и функциональные пробы могут ничего не показать. В этом случае мы будем думать о функциональном состоянии почек и пропишем Equisetum D6. В течение некоторого времени сон возвратится к норме. У другого больного, просыпающегося регулярно в три часа утра, мы станем подозревать повреждение печени. Мы прописываем ему три раза в день перед едой Hepatodoron, чтобы восстановить функции печени, может быть также Choleodoron, который обращен скорее к желчной функции (десять капель после еды в половине стакана теплой воды); мы будем делать также теплые компрессы на область печени с настойкой тысячелистника после обеда и удивимся, увидев, что к этому больному, склонному к депрессии, вернулись жизненные силы и сон.

Нужно хорошо знать, что такие неочевидные повреждения образуются иногда в течение нескольких лет, отравляют жизнь этих больных, но порой, эти расстройства приписывают воображению больного, хотя хватило бы лишь немного внимания и способности сопереживать состояние пациента, чтобы прийти ему на помощь. Конечно же, почки и печень являются при таких недугах не единственными «подозрительными» органами, и я их выбрал только в качестве примера. Какой угодно орган может быть причиной. В дальнейшем мы изучим некоторые психические симптомы, указывающие на дисгармонию в определенных органах. Бессонница может быть также, не будем этого забывать, проявлением и более серьезных заболеваний. Мы часто встречаем ее у больных раком на ранней стадии. В последнем случае мы получаем великолепные результаты от курсов инъекций препаратом Iscador (это препарат «Weleda» из Омелы белой [Viscum album]). В дальнейшем, в главе о раке, мы вернемся к этому вопросу.

Не локализованная ни в каком органе, однако, особенно напряженная дисгармония может появиться вследствие душевных, моральных потрясений, о которых нужно расспрашивать всякого больного с особым усердием. При наличии в анамнезе таких потрясений, мы назначаем Argentum metallicum D6 или Argentum metallicum praeparatum D6 в тритурации или, еще лучше, в подкожных инъекциях, желательно в стадии прибывающей луны. Если шок был пережит очень давно, мы используем более высокие потенции (D15 или D20), но, в принципе, лучше начать с D6. Argentum является вообще главным медикаментом для поддержания эфирного тела (комплекса жизненных сил), и иногда хорошо начинать вообще любое лечение пациента с нескольких инъекций Argentum. В случае, если, на наш взгляд, правильная терапия оказывается неэффективной, мы можем остановить эту терапию и прописать промежуточный курс лечения Argentum, а затем вернуться к предыдущему лечению, после такого призыва эфирных сил эта терапия может стать более действенной.

Роль холода. Несколько слов о холоде, который также может быть причиной бессонницы. Холод может спровоцировать настоящее повреждение нашего «организма тепла», мешая астральному телу и «Я» отделиться от него. Все мы знаем, что охлаждение ног может прервать сон. В таких случаях достаточно набросить сверху одно или два одеяла, чтобы восстановить нормальный сон. Для больных, страдающих от холодных ног, мы выписываем ножные ванны, попеременно чередующиеся с холодной и теплой водой (1 минута в теплой воде, 15 сек. в холодной воде, повторить двенадцать раз), с последующим мягким растиранием ног мазью Ung. Cupri 0,4%). Избыток тепла также может привести к нарушению сна, но больные, как правило, лучше следят за перегревом во время сна, чем за переохлаждением. Среди причин преждевременного пробуждения могут быть также голод, гипогликемия (что заставляет подумать о том, что стакан подслащенной воды на ночь во времена наших бабушек не был вызван воображаемыми потребностями).

Пищеварительные факторы. Избыточное питание также является частой причиной бессонницы, а точнее — плохого сна. Когда мы много едим, что требует особенно большого усилия от пищеварительной системы, мы слишком активизируем силы расщепления астрального тела и «Я», исходящие из верхнего полюса; ничего удивительного в том, что тем самым мы мешаем их высвобождению, необходимому для нормального сна. Поэтому вполне естественно, что при избыточном ужине мы можем чувствовать некоторую сонливость, поскольку силы, участвующие для процесса расщепления не в состоянии заниматься на нейро-сенсорном полюсе процессами сознания. Однако в таком состоянии мы не можем ни в полную меру бодрствовать, ни обрести полноценный сон. Пока астральное тело не высвободится из активного пищеварительного процесса — нормального сна не будет. Случается также, что элементы пищи, как мы уже это видели в мигрени, переходят порог кишечной мембраны, не потеряв всех своих чуждых — «внечеловеческих» природных свойств. Они несут в этом случае инородные характеристики внутрь организма — и то, что не сделал до конца пищеварительный тракт, должны доделывать органы, отвечающие за совсем иные функции. Мы обнаружили подобный процесс у больных, страдающих мигренью; нужно знать, что существует и, «малая мигрень», — у больных подобного рода бессонница является доминирующим симптомом. Мы назначаем таким больным, как и больным, страдающим обычной мигренью, Kephalodoron.

Неврастеническая бессонница... Все вышеизложенное приближает нас к вопросу о конституциональных бессонницах, встречающихся у больных истерического и неврастенического типа. У последних, как мы это видели в предыдущей главе, связь «Я» и астрального тела с нейро-сенсорной системой слишком интенсивная, поэтому нет ничего удивительного в том, что при их отделении имеются трудности. Но у этих больных есть еще один симптом: они плохо пробуждаются утром. Если мы внимательно понаблюдаем за ними, мы увидим, что это неполное пробуждение заключается не в отсутствии сознания — их мышление достаточно активно, хотя и несколько рассеянно, — главное в том, что они неспособны к действию, к волевым проявлениям. Чтобы лучше это понять, используем следующий образ: вообразим стрелка из лука, правая рука которого — активная сторона — натягивает тетиву, выражающую силу воли. Левая рука направляет стрелу (образ силы мышления, исходящей из нейро-сенсорного полюса, которая направляет волю). Эти две силы являются выражением «Я» на различных уровнях организма. То, что не пробуждается утром у неврастеника, — это его «правая рука» — сила воли. Голова его пробудилась, но его «Я» не может завладеть метаболическим полюсом, пристанищем воли. У такого больного наблюдается множество мимолетных мыслей, поскольку мысль также концентрируется у человека при помощи воли.

... и ее лечение. Phosphor в слабом разведении (D5— D6) воздействует на «Я», как свет на человека, блуждающего в ночи, — проводя его влияние к нижнему полюсу. Он действует как «огонь Прометея» на волю больного. Помогая таким образом больному лучше управлять своим телом по утрам, мы косвенно облегчаем ему отход ко сну вечером, что показывает нам еще раз важность ритмического аспекта функций организма. По поводу фосфора мы можем спросить себя, каково будет его действие в высоких разведениях, например, D25? Если в D6 медикамент концентрирует «Я» на нижнем полюсе, то в высоких разведениях он его рассеивает, устремляет в космические пространства. Следовательно, мы можем назначать Phosphor D25 в однократном приеме вечером, чтобы облегчить засыпание.

Истерическая бессонница. В противоположность неврастеникам, долговязым астеникам, истерическая конституция наблюдается у людей упитанных, пикников с преобладанием пищеварительного полюса. Если мы вновь обратимся к образу нашего стрелка, то здесь конститутивное преобладание его «правой руки» — волевых сил. Она имеет тенденцию расходоваться без контроля, подчас до полной растраты (гл. 4). Здесь астральное тело и «Я», из-за того, что они слабы на верхнем полюсе, имеют тенденцию закрепляться, как альпинист на стене, чувствующий, что его силы истощились. Такая реакция противопоставляется потоку, исходящему из нижнего полюса. Но, поскольку астральное тело и «Я» «зацепились», они будут иметь большие трудности при отрыве. В этом причина бессонницы у истериков.

... и ее лечение. Рецептом является, как мы это видели (гл. 4), Bryophyllum, который мы даем в 5%-ном растворе десять капель в 18 часов. У некоторых больных последствия прилива сил из нижнего полюса проявляются в форме стеснения в груди, сердцебиения, удушья (кардиалгии, чаще наблюдаются у неврастеников.) Мы выписываем им Primula / Onopordon сотр., чтобы гармонизировать их ритмические функции (10—15 капель три раза в день перед едой) или же еще Aurum metallicum D10, десять капель около 9 утра.

Вспомним, что бессонницы, вызванные расстройствами печени, о которых мы говорили выше, являются характерными для больных истерического типа, хотя «качество» нашего питания приводит к их появлению также у больных неврастенического плана. Напротив, бессонницы, вызванные избытком нейро-сенсорных впечатлении, характерные для современной жизни, появляются у неврастеников и не встречаются у больных других типов.

Обманчивые представления о снотворных средствах. Обратите внимания — до сих пор мы не использовали в нашем описании терапии ни одного снотворного. В целом, возможно обойтись без снотворных, но больным, которые долго пользовались ими, лучше пройти через период постепенного отвыкания в одну или две недели. Если привычка является не слишком застарелой, то можно сразу отменить снотворные, объяснив больному, что если он хочет восстановить нормальный сон, ему придется смириться с несколькими бессонными ночами. Никогда не нужно забывать о необходимости дезинтоксикации подобных больных. Всегда бывает хорошо напомнить им, что снотворные не обеспечивают им нормального сна, так же как таблетка аспирина не может вылечить грипп или кариес. Можно было бы усилить стремление организма к обретению здорового сна назначением симптоматического лекарства, такого как Ambra/Coffea comp, или Avena sa-tiva comp. Больным, имеющим затруднения с деконцентрацией внимания (необходимой для засыпания) или испытывающим чувство страха, прописывают пять капель Aconitum D20. Тем, кто слишком возбужден, назначаем Belladonna D20. Напротив, Coffea D6—D12 хорошо действует на больных с повышенной умственной активностью, имеющих множество отрывочных мыслей.

Лечение детской бессонницы. Причиной бессонницы у маленьких детей почти всегда является рахит или даже невыраженная склонность к нему, поэтому базовым лекарством является Phosphor D6 (пять капель утром). Мы находим здесь связь фосфора со светом. Детям с ночными страхами назначаем Argentum metallicum D6 тритурация: однократный прием перед отходом ко сну (при растущей луне) попеременно с Phosphor D6: однократный прием пяти капель в момент пробуждения (при убывающей луне). Это замечательное лечение должно проводиться в течение нескольких месяцев и подкрепляться затем терапией железом — Ferrum metallicum praep. D20 от одного до двух приемов в день. Часто я замечал, что дети, получившие значительную дозу витамина Д, по ночам видят кошмары. Такие дети производят впечатление особенно «затверделых», кажутся старше своих лет, имеют слишком раннюю интеллектуализацию (что вовсе не означает, что они являются очень умными, способными). Для последних полезно заменить Argentum metallicum на Argentum sulfuratum naturale (Argentit) D6. Наконец, хорошим средством, облегчающим засыпание нервозных младенцев или более старших детей, является Chamomilla rad, decoc. D6 dil (два раза в день по пять капель перед едой).

... и старческой бессонницы. Пожилым больным назначим Plumbum mellitum D12 или D20, о котором мы еще поговорим далее в терапии артериосклероза.

Бессонница и материализм. В цикле лекций по медицине, прочитанном врачам и студентам-медикам в 1924 г. Р. Штейнер[13] говорил о том, что во второй половине нашего века можно ожидать настоящей эпидемии бессонницы. Помимо дисгармонии и дисритмизации современной жизни, существует еще одна причина, в существовании которой мы не можем не отдавать себе отчет. Как говорил д-р Хуземанн[14], человек, видящий в ближнем лишь совокупность атомов, не может иметь такое же представление о своей собственной персоне. Он приходит, таким образом, к фундаментальным противоречиям. Мало-помалу его душа теряет всякую возможность контакта с духовным миром, который становится для нее пустыней. Факт возвращения в духовный мир во время сна — поскольку отрыв астрального тела и «Я» по сути и является частичным возвращением человека в духовный мир — воспринимается этой душой как падение в ничто, перед которым она испуганно отступает; эта неосознанная боязнь мешает отрыву, следовательно, сну. Однако у больных, которых постигла «бездна материализма», часто встречается неосознанная ностальгия по духовной пище. Можно прийти на помощь таким больным, посоветовав им посвящать ежедневно хотя бы пять минут медитации, одной из тех, что предлагает Р. Штейнер. При этом нужно остерегаться любого рода проповедничества и назидательности, уважая личную свободу больного, и рекомендовать подобные медитации так, как если бы мы выписывали лекарство. Однако, естественно, что советовать человеку ту или иную медитацию следует только в том случае, если сами мы уже в течение довольно долгого времени знакомились с работой над медитированием и представляем, что это такое. Ибо медитация является как достаточно мощным средством развития познавательных способностей врача, так и мощным терапевтическим орудием, поэтому прописывать то, чего мы сами еще не понимаем, просто нельзя.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!