СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ



является особым видом СКД общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Термин «анимация»(от лат. animation - оживлять, вооду­шевлять, одухотворять) впервые появился в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ас­социаций и трактовался как деятельность, направленная на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству. СК анимация является одной из относи­тельно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику СКД. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом СКД, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения различных стран мира. Досуговая сфера превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно-воспитательных и социально-педаго­гических проектах. В российском обществе тенденция инициации общественных движений в сфере досуга в настоящее время является весьма актуальной. Поэтому важно обращение к мировому опыту организации целесообразной, доступной и ненавязчивой социально-культурной деятельности. Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации СКД аниматоров во Франции, Е. Б. Мамбеков дал развернутое определение: «СК анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации (учреждения, предприятия )СКД: как совокупность элемен­тов (учреждений, государственных органов, организаций, ауди­торий), находящихся в постоянных отношениях, которые харак­теризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессио­нальные или добровольные, обладающие специальной подготов­кой и использующие, как правило, методы активной педагогики». Феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии, и идеологией освобождения через участие. Анимация в туризме представляет собой целостный про­цесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформаль­ного лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. Основные направления анимационной рабо­ты - преодоление личностных тенденций к социальной дезинте­грации (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состоя­ний личности; помощь в творческой самореализации личности.

СК анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людь­ми. Именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

СКД в КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Современное развитие СКД и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства – от экономики до идеологии. В современных условиях, когда российское общество переживает период социокультурной трансформации, на первый план выдвигаются проблемы активности человека, его сознательного участия в социокультурной жизни, формирования его культурной компетентности, ответственности перед собой и другими, готовности к самостоятельному жизненному выбору.

В 1992 г. выступил в силу ФЗ «О защите прав потребителей», в котором речь шла о всех потребителях страны, вклю­чая потребителей культурно-досуговых услуг. В течение 90-х годов XX в. были выработаны и стали действовать многие законы, связанные с регулирование сферы культурной деятель­ности, искусства и художественного творчества. ФЗ «Основы законодатель­ства Российской Федерации о культуре» регули­рует правовые отношения в сфере создания, использования и обраще­ния в стране культурных ценностей. Ряд специальных федеральных законов также регулирует правоот­ношения по вопросам культуры и художественно-творческой деятель­ности: ФЗ от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих органи­зациях» регламентирует правовые отношения в сфере деятельности орга­низаций культуры; законы регламентируют те или иные аспекты организа­ции проведения КДД, а также бизнеса в сфере культуры и досуга. На рубеже XX-XXI вв. многие тенденции в социальной практике и экономике России приобрели более стабильный и определенный харак­тер, что позволило осмыслить как утраты, так и конструктивные сдвиги в освоении новых видов досуговой деятельности. К этому времени воз­никли новые культурные производства, появились современные типы информационных сетей, в сфере досуга родилось предпринимательство - производство компакт-дисков, рекламных клипов, развитие сети Интернет, шоу-бизнеса, модельного и др. Ведущим фактором, определившим стремительное развитие КД сферы, стало становление российского среднего клас­са. Представители среднего класса сти­мулируют стремительное развитие в крупных городах страны развлека­тельных форм досуга, функционирующих на базе массовой культуры. Занятия, связанные с аудиовизу­альными средствами, в постсоветский период занимают все больше сво­бодного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг, связанный с компьютером. В России интенсивно развиваются такие рас­пространенные в развитых странах виды досуга, как:

· обращение к продукции экранной культуры (телевидению, кино, компьютеру);

· зарубежный и внутренний туризм;

· оздоровительные занятия в фитнес-клубах, аквапарках, бассейнах;

· игровая деятельность (многообразные виды игр, включая азарт­ные);

· посещение ресторанов, развлекательных центров;

· посещение обучающих центров.

Среди горожан постепенно стал расти спрос на посещение учреж­дений культуры и развлекательных центров, чьи услуги становились более качественными, а досуговые занятия — более многообразными. в современной России сохраняются расхождения между:

- невысоким уровнем доходов основной части населения и относительно высокой стоимостью досуговых услуг современного типа;

- многообразием досуговых потребностей основной части населе­ния и стремительным развитием в общественной практике преимуще­ственно развлекательно-игровых форм организованного досуга;

- национальными, а также духовными традициями в культурно-досуговой сфере и насаждением чисто потребительских вкусов, стандартов по­ведения, распространяемых массовой культурой постмодерна.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 926; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!