ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА РАЗНЫМИ СОСЛОВИЯМИ 18-19в



Досуг крестьян. Сохранение традиционных черт досуговой деятельности. Влияние общинного образа жизни. Восстановление сил крестьянина. Зависимость времени досуговых занятий от сельскохозяйственных работ. Общинные праздники, посиделки, игрища. Традиции проведения совместных праздничных «увеселений», пиршеств за общим столом. «Братчины», «складчинами» и «ссыпчинами» (общее застолье). Комбинация некоторых досуговых форм с определенными видами работ: «супрядки», «работные» посиделки. Весенне-летние хороводы. Досуговые занятия и развлечения дворянства. XVIII век как поворотный момент в жизнедеятельности высшего российского сословия - дворянства. Петровские реформы. Европейская модель поведения в сфере досуга. Раскованность, раскрепощенность. Учреждение «Ассамблей». Обучение манерам общаться по западному образцу, приобщение к музыке, танцам. Ввод системы государственных праздников. Обязанность дворян принимать в них активное участие. Участия в торжественных шествиях, маскарадах. Фейерверки. Катания на гребных и парусных судах по Неве. Праздник-зрелище - «Учения Невского флота». Народные праздники, связанные с важными церковными датами. Участие в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Стремление «отгородиться» от «простонародья». Создание «Московского Благородного дворянского собрания». Создание более узких дворянских объединений клубного типа: Императорский яхт-клуб. Развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных. Появление первых музеев (Кунсткамера, Эрмитаж и др.), публичных театров, художественных выставок. Развитие индивидуальных видов досуговых занятий дворян. Купеческая и мещанская среда. Представители крупного торгового, банковского, промышленного капитала, средних и мелких предпринимателей. Ориентацияпредставителей богатых кругов на формы досугового времяпрепровождения дворянства. Формирование вкуса к светским условиям жизни. Создание купеческого клуба - «Московское купеческое собрание»: организация балов, маскарадов, концертов, музыкальных вечеров, библиотека, игры, сад для прогулок. Московское купеческое собрание как центр российского купечества. Сохранение старых традиций в среде купечества. Сохранение традиций семейных и церковных праздников. Участие в народных гуляниях в праздничные дни. Церковь как место общения купцов. Коллекционирование, меценатство, благотворительность. Тяга к образованию. Ограниченность досуга мужчин из мещанского сословия от домашних забот. Общение в мужских компаниях. Карты, бильярд. Рукоделие как самый распространенный вид досуга женщин-мещанок. Общение с родственниками, знакомыми, соседями.

 

ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология- это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности.

По мнению Григорьевой Е.И. технология - это средства, формы и методы СКД, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Рассматривая СКД как особый вид пе­дагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обу­словливают формирование качественно новых общественных отношений, Н.Н. Ярошенко предлагает следующее определение: «СКД должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы». Дефиниция СКД, предложенная Н.Н, Ярошенко, является исчерпывающей и содержательной. А.Д. Жарков рассматривает технологию на основе анализа составляющих КДД, выделяя «организацию» и «методику». По мнению А.Д. Жаркова, организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как процесса профессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленной влиянием социально-экономических и культурных факторов. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности», по мнению А.Д. Жаркова, идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм; взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга.  По мнению Новиковой Г.Н., социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направлен­ных ни достижение планируемых результатов.  Цели и содержание социально-культурной технологии Технологии социально-культурной деятельности направлены на разви­тие личности, включение ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения как главный смысл воспитания. Проблема цели и содержания социально-культурных технологий явля­ется основополагающей при разработке любой социальной программы или проекта, поскольку их содержание, являясь основным фактором и средством развития личности, подчиняется точно спрогнозированной, на­учно определенной, социально значимой цели. Цели подчиняется не только содержание, но и средства, формы, методы, организация и управление всем технологическим процессом.

ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КДД

Т.-набор приемов труда работника, организ.труда и испол-е инструментов и приспособлений; научно обоснованная система знаний об условных формах и методах и приемах создания материальных и духовных ценностей практич. испол-ие которых обеспечивает направленное воздействие на дух. мир личности. Технология КДД  обеспечивает по своей линии "внутреннюю" жизнедеятельность учреждения культуры и в то же время является концентрирующим началом их внешних взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны. Разработка понятия "технология КДД" вызвана нарастающей потребностью в обобщающей, логически четкой конструкции нового управленческого подхода, способного отразить принципы, формы, методы оптимального взаимодействия как внутренних, так и внешних процессов, присущих учреждениям культуры. основные составляющие технологии КДД, — "организация" и "методика". Технология КДД как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема (ее компоненты — штатное расписание, долж-ностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.); подсистема методической деятельности (сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.); психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д.). Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого (технология), учреждения культуры "вписана" в систему КДД региона. Важнейшие черты технологии культурно-досуговой деятельности:

· целостность, · целесообразность, · функциональное единство составляющих ее компонентов.

Как целостная система технология КДД имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям обществен-ного развития.

Технология КДД включает следующие основные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы. Расчленение на этапы позволяет нагляднее и глубже разобраться в технологии подготовки и проведения программы.

ПРИНЦИПЫ КДД

Принцип – руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки. Под принципами КДД принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации. Раскрытие и конкретизация принципов КДД – это обоснование теоретических, социально – политических и организационных основ ее функционирования. Важнейшим принципом КДД является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Основное содержание КДДвозрождение духовного населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач.

- дифференцированный подход к различным слоям населения. Этот принцип означает организацию КДД с учетом специфических особенностей различных групп населения как одно из необходимых условий доходчивости и действенности КД- программ. - опора на самостоятельность людей. Необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения. - принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация общих целей КДД, выстраивается ее система, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение. – принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения дух. и нравств. ценностей. – принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизация, самоутверждение личности. – принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам и потребностям личности. – принцип диалектического единства и приемственности культ-историч, соц-педагогич, нац-этнич опыта, традиций. – принцип общественно-государств соуправления соц-культ деятельностью

ПРИНЦИПЫ СКД

Все принципы СКД можно отнести разделить на 3 группы:

1). Общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность СКД. Эта группа принципов связывает СКД с областью идеологической работы, в нее входят следующие принципы:

- принцип демократизации - принцип научности - принцип связи с жизнью.

2). Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность СКД и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:

- принцип дифференцированного подхода - принцип комплексного подхода

- принцип преемственности и систематичности.

3). Специфические принципы СКД. Эта группа принципов отличает СКД от предприятий и организаций идеологического и воспитательного характера:

- принцип добровольности и общедоступности СКД - принцип инициативы и самодеятельности

- принцип духовного наполнения досуга.

Принцип - это первооснова. Нет более и менее важных принципов. Все они в одинаковой мере предопределяют сущность, природу и специфику СКД.

Принципы ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, ВЗАИМОЗАВИСИМЫ, ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ЕДИНСТВЕ, ДОПОЛНЯЯ И ОБОГАЩАЯ ДРУГ ДРУГА. Каждое направление, каждая форма СКД строится по своим технологиям, обладает определенными, порой уникальными особенностями. Однако есть факторы, объединяющие всех, кто связан с этой сферой духовной жизни. Это ПРИНЦИПЫ СКД как наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.

ПСИХ-ПЕД ОСНОВЫ СКД

Поскольку СКД относится к сравнительно молодым, набирающим силу отраслям научного знания, постольку её методологическая база постоянно нуждается в пополнении и качественном обогащении. Включение разделов психолого-педаг. цикла в курс основ СКД является естественным и закономерным. Предметом данного цикла служат психологические и педагогические факторы и феномены, определяющие эффективность любого вида и уровня СКД. Характерным признаком СКД является органическое единство и взаимодействие целей, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм и методов занятий людей в условиях их свободного времени. Именно поэтому она объективно нуждается в научно обоснованной интерпретации и прежде всего - в надежном, аргументированном, подкрепленном обоснованными выводами и рекомендациями психолого-пед обеспечении. В основе современных концепций СКД лежит подлинно гуманный, человекоцентристский взгляд на суть и смысл решений и действий, предпринимаемых в этой сфере. Именно личность как высшая ценность рассматривается совокупностью гуманитарных дисциплин - философии, социологии, педагогики, психологии, культурологии, составляющих методологическую основу теории, методики и организации СКД. В настоящее время мы являемся свидетелями последовательного разворота содержания и организации СКД в сторону психологизации, поскольку именно психологические факторы, условия, механизмы во многом определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей. В практике СКД достаточно ощутима роль такого психологического феномена как внушение, Не менее известен эффект метода психологического заражения, гипертрофированного возбуждения в массе людей, особенно в подростковой, молодежной аудитории, «стадного чувства», полной отключентости от личного отношения к окружающему. Именно на методе психологического заражения замешана агрессивная природа современной массовой культуры, вся практика продвижения и утверждения её «звезд». В процессе СКД получили большое распространение такие методы психологии, как метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента. Определение креативности как способности удивляться и умения находить решения в нестандартных ситуациях, введенное в психологию П.Торренсом имеет принципиально важный смысл для организаторов, педагогов, технологов СКД. В методике изучения и учета социально-психологических особенностей детей, подростков, взрослых — участников социально-культурных процессов - особое место занимает подсистема индивидуально-семейного выбора и проектирования форм и способов проведения свободного времени. СКД по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, так или иначе неизменно приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки.

К ним относятся:

- межсубъектное сотрудничество партнеров, учет влияния окружающей среды и факторов воспитания, выбор наиболее эффективных педагогических методов и технологий, выявление их социальной направленности, педагогически продуманная организация деятельности от планирования до контроля и оценки ее результатов;

· наличие сенсорных качеств (обилие и острота ощущений и восприятий, устойчивость внимания, любознательность, тяга к новизне), память, способность узнавания, экстравертивность - интровертивность; «

· наличие характера как совокупности отличительных психических особенностей (черт), приобретенных личностью в процессе её формирования; главными характерологическими чертами являются интеллектуальность (рациона;!ьность - иррациональность); развитие логического мышления, интуиции, ассоциативного мышления, фантазии, воображения; владение речью;

· этические отношения к самому себе (эгоизм, альтруизм, совесть, чувство долга, самолюбие, честолюбие); к другим людям (доброжелательность, коллективизм, симпатии, антипатии, недоверчивость, подозрительность, откровенность);

· эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии, переживание прекрасного;

· наличие или отсутствие воли - умение и готовность сознательно управлять своим поведением (целеустремленность, решительность, выдержка, мужество, способность к волевым воздействиям на окружающих и качества, противоположные перечисленным);

· образованность (культурность) - знания, умения, навыки, вера (убеждения), идеалы, почерпнутые в результате социализации (репродуктивная деятельность) и выработанные самостоятельно (продуктивная творческая деятельность индивидуализирующейся личности). Образованность влияет на черты характера, облекая их в культурные формы, и сама зависит от природных данных (память, восприятие) и характера человека;

· духовность; степень развитости и гармоничности духовных потребностей, представление о смысле жизни, ответы на «вечные вопросы», выработанные личностью самостоятельно в результате самопознания и умозрительного созерцания.

Т. о., психологические и педагогические компоненты в СКД находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. Как важная сторона общекультурного процесса, как средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, СКД обретает надежную методологическую основу и методологический инструментарий в педагогике сотрудничества и творчества.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 438; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!