Политико – правовые идеи Г. Гроция (о праве войны и мира)



 

Гуго Гроций(1583-1645) - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей школы естественного права. Г. Гроций - автор более 90 произведений. Его основной труд - "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625), в котором ученые всех стран находили систематическое изложение всех основных начал правоведения.Естественное правопри этом определяется как "предписание здравого ума". Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым.Учение о государстве. Гроций является сторонником теории общественного договора. По его мнению, при переходе от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". В этом состоянии отсутствовала частная собственность, люди пребывали в "великой простоте", находились между собой "в некоей чрезвычайной взаимной приязни" и пользовались "общностью имущества". Появление частной собственности, необходимость её защиты привели к тому, что "люди объединились в государство". Государство, следовательно, является, по Гроцию, чисто человеческим установлением, хотя оно и было, потом одобрено богом как благодетельное для человечества. "Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". очевидны как его отрицательное отношение к тирании (которое основано на насилии и где отсутствует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления. Гроций не отрицает саму возможность суверенитета народа (принадлежности ему верховной власти), однако, в своих трудах опровергал, что "верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать". Гроций допускает право подданных на сопротивление властям, но лишь в случае крайней необходимости и при условии, если вооруженное сопротивление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных

Теория естественного права (Г.Гроций, Б.Спиноза)

В XVII в. обозначились многие принципиально значимые правовые и политические идеи, в том числе основы гражданского общества. Целесообразно выделить работы двух авторов – голландский юрист Гуго Гроций (1583 – 1645) и голландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677).

Наиболее известное произведение Г.Гроция «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Гроций считал, что право коренится в стремлении индивида к спокойному, разумному общению с себе подобными. Именно в общении заключается и сущность государства. Под правом Гроций имел в виду естественное право – «право в собственном смысле слова», «предприятие здравого разума». Его источник – справедливость, разумная природа человека как социального существа, «которому присуще стремление к спокойному, руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными». Волеустановленное (позитивное) право – источник воли человека или Бога и, соответственно, делится на право человеческое (внутригосударственное и международное право) и право божественное (закон Божий, выраженное в Писании). Оба они основаны на естественном праве. Но естественное право – справедливость между равными (право равенства), а волеустановленное позитивное право регламентирует отношения между господствующими и повинующимися (право господства). Гроций сформулировал естественнонаучное определение государства как «совершенного союза свободных людей ради соблюдения права и общей пользы».

Г.Гроций провел отличие между юриспруденцией как «наукой права» и «наукой политики». Предмет юриспруденции – право и справедливость, предмет науки о политике – целесообразность. в работе были выделены циклы государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин в юриспруденции. Наряду с догматическим, историческим и филологическим способами рассмотрения права, Гроций применил формально логический метод изучения и толкования права. (Арифметическое и геометрическое равенство, формальный синтез и анализ, логическое конструирование, обоснование и толкование определений догмы в виде формализованнной системы постулатов). Закон выражает право, когда обязывает совершать нравственные поступки. Значит, закон не тождественен праву.

Б.Спиноза рассматривал институты государства и права как органические части природы. Сила и мощь есть право природы, а сила и мощь индивида есть его право природы. Право соразмерно силе, оно заключено в страстях людей. Отсюда конфликты, ограничения прав. Все люди живут в определенном гражданском состоянии, в котором заключаются причины и естественные основы государства. Чтобы перейти к такому состоянию наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Под верховной властью (и верховным правом) подразумевается суверенитет государства. Государство, по Спинозе, «ночной сторож» по поддержанию порядка в обществе. Естественное право государства – общий гарант и защитник безопасности в лице верховной (суверенной) власти, которая является и общим духом государства. В ее ведении находятся издание законов, их толкование, вопросы правосудия, избрание должностных лиц, право войны и мира и т.д. Верховная власть не связана никаким законом.

Б.Спиноза выступал за республиканско-демократическую форму государства, ибо при ней все индивиды передают государству свою волю, ограничивая свои права. Приемлема и монархия, если она ограничивается волей народа, участвующего в работе ряда государственных органов.

Политические и правовые идеи XV – XVII вв. обозначили многие принципиально значимые идеи, заложившие основы гражданского общества. Именно с этого периода политико-правовая идеология стала базироваться на рационалистической методологии. (Главное условие, определяющее необходимость государства – природа человека (Макиавелли)). Государство и право стали рассматриваться в связи с интересами людей, их отношениями, историческим процессом.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!