Становление и развитие марксистских политико – правовых идей в 19 веке



 

Марксизм возникв 40-х гг. прошлого столетия.Карл Маркс(1818–1883)и Фридрих Энгельс (1820–1895) пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности. Плодом такого обращения и явилась марксистская историко-материалистическая концепция государства и права. Капитализм, победивший в этом обществе, достиг, по их мнению, пика, предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными средствами производства и обмена, которые вызрели в лоне буржуазных отношений. Последние стали явно мешать приращению производительных сил, превратились в тормоз социального прогресса. Классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к развязке. Пролетарская революция у порога: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма». Рабочий класс в грядущей революции должен уничтожить частную собственность и разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало ее В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы В «Манифесте Коммунистической партии» подчеркнуто, что добившийся своего политического господства пролетариат осуществит (наряду с другими мерами) деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения, сосредоточит все орудия производства в руках государства, централизует транспорт и кредит, введет одинаковую обязательность труда для всех и создаст промышленные армии (милитаризация труда рисовалась тогда авторами «Манифеста» одним из способов его организации). Пролетариат «в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения». Живым примером диктатуры рабочего класса была для Маркса и Энгельса Парижская коммуна (1871). Они высоко ценили ее как рождающуюся систему «управления народа посредством самого н

 

Политические и правовые учения в Западной европе в начале 20 века

 

Либерализм во Франции Бенджамин Констан.

2. Либерализм в Англии. Взгляды Джереми (Иремии) Бентама на государство и право.

3. Возникновение юридического позитивизма Джон Остин.

4. Немецкий либерализм. "Теория надклассовой монархии" Лоренц фон Штейн.

5. Политико-правовое учение Огюста Конта.

6. Политическое и правовое учение марксизма.

7. Фридрих Ницше о государстве и праве.

1 Французский либерализм.

Наиболее значительным идеологом либерализма во Франции был Бенд­жамен Констан (1767-1830).Его теория изложена в "Курсе конституционной политики 1816-1820.

Констан уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимае­мой как свободы совести, слова, свобода предпринимательства, частной ини­циативы. Отстаивает идею "личной, гражданской свободы", состоящей в "доле" независимости индивида от государственной власти. Государство (по его мнению) не должно вмешиваться в промышленную деятельность так как ведение коммерческих дел у государства получается пло­хо; государство не должно законодательно регламентировать заработную плату рабочих, называя такую регламентацию возмутительным бесполезным насилием; в государстве должна быть свобода мнений, печати, свобода совести, передвижений, религии собраний и шествий; оптимальная форма правления - та где, присутствуют идеи индивиду­альной свободы, общественное мнение, разделение и равновесие властей; граж­дане должны принимать участие в выборах представительное учреждение выс­ших органов власти. Это представительное учреждение должно быть органом выражения общественного мнения

2. Либерализм в Англии. Взгляды Джереми (Иремия) Бентама на государство и право.

Своеобразную концепцию права и государства в Англии этого периода разрабатывал Иеремия Бентам (1748-1832).

Счинениям Бентама присущ дух резкой критики устаревших политических и правовых учреждений Англии и континентальной Европы.

Бентам ратовал за реформу права, его кодификацию, отмену ряда фео­дальных институтов, за совершенствование системы наказаний, уделял значи­тельное внимание вопросам процесса, теории доказательств и т. п. Со своими проектами он обращался к правительствам Англии, Франции, Испании, США и других стран.

3 Возникновение юридического позитива Дж. Остин.

Одним из первых представителей юридического позитивизма был уче­ник Бентама Джон Остин (1790-1859),издавший в 1832 г. книгу "Лекции о юриспруденции или философии позитивного права".


Остин различает и разграничивает этику (область оценок суждений о добре, зле и др. ) науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию. Последняя, "имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотре­ния того, плохи они или хороши". В таком понимании право - приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или "логика правовых конст­рукций".

Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и со­вершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических от­ношений. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой фор­мально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений.

4 Теория "надклассовой монархии" Л. Штейна.

С развитием буржуазного общества и ростом пролетариата в общест­венном движении Франции и других стран все большее распространение полу­чали идеи социализма и коммунизма. С критикой этих теорий выступил немец­кий государствовед, историк и экономист Лоренц фон Штейн (1815-1890). В 40-х годов он приезжал в Париж, после чего опубликовал книгу "Социализм и коммунизм современной Франции" (1842).

Штейн полагал что если общество делится на классы, то государст­во должно носить надклассовый характер. Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и использовать ее в своих интересах.


Единственной формой государства, независимой от классов, Штейн счи­тает конституционную монархию.

5 Политико-правовое учение Огюста Конта.

От либеральных концепций государства и права резко отличается поли­тико-правовая теория основателя позитивизма ("положительной философии") Огюста Конта (1798 - 1857)

Социология Конта делится на две части: социальную статику, изучаю­щую строение общества, и социальную динамику, изучающую его развитие. То и другое Конт обобщает в знаменитой формуле: "Порядок и прогресс".

В центре внимания Конта стоит общество как органическое целое; при этом взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как солидарность. Признавая в современном ему обществе наличие противоположных классов (капиталистов и пролетариев), Конт настойчиво проводит идею их солидарно­сти, утверждая, что каждый из них выполняет общественно необходимую функцию.

7.Политическое и правовое учение марксизма.

Марксизм возник в 40-х гг. прошлого столетия. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895), пытались выяснить условия и указать пути ре­ального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчу­ждение труженика от собственника и власти, наиболее разумно организует об­щественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности.

Специфика марксистского подхода к изучению государства и права -отказ от усмотрения в политико-юридических институтах феноменов религиоз­ного, психологического, этнического и тому подобного порядка. Упомянутый подход зиждется на идее зависимости государства и права прежде всего и глав­ным образом от уровня общественного разделения труда, классовой структуры и соотношения сил в обществе.

Свои итоговые суждения создатели марксизма изложили в "Манифесте Коммунистической партии" — программе Союза коммунистов.

Живым примером диктатуры рабочего класса была для Маркса и Эн­гельса Парижская коммуна (1871).

Идея соединения в одном органе как законодательной, так и исполнительной властей стала одним из краеугольных камней большевистской концепции Советов.

8 Политико-правовое учение Ф. Ницше.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900)Вопросы политики, государства и права освещаются им в таких работах, как "Греческое государ­ство", "Воля к власти", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Происхождение морали" и др.

Ницше непримиримый противник идей народного суверенитета, реали­зация которых ведет, по его оценке, к потрясению основ и падению государст­ва, устранению противоположности между "частным" и "публичным", допуская в принципе исчезновение государства в отдаленной исторической перспективе. Ницше развивает аристократическую концепцию права. Право, по Ницше, нечто вторичное, производственное от воли к власти, ее реф­лекс. С этих позиций он атакует различные версии исторически прогрессивной интерпретации естественно-правовой доктрины, отвергает идеи свободы и ра­венства в человеческих отношениях, обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и неравенства.

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!