Политико – правовые идеи Т. Гоббса (левиафан)



 

 

Томас Гоббс (1588 - 1679) (окончил Оксфорд; с приближением революции эмигрировал во Францию4 после написания «Левиафана» ему разрешили вернуться в Англию; «О гражданине» (доказывается необходимость неограниченной легитимной королевской власти».Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (развиваются идеи первого политического сочинения;Нестабильность положения, неспособность обеспечить мир, угроза всеобщего уничтожения лежат в основе людских союзов (чтобы избавиться от страха, обеспечить безопасность люди объединяются в общество и учреждают по своему усмотрению верховную власть, которая может быть доверена одному лицу или собранию).Не утверждает, что все государства возникли путем договора - два пути для достижения верховной власти:физическая сила (государство, основанное на приобретении);2) добровольное соглашение (государство, основанное на установлении - политическое государство).Представление о государстве (естественное состояние - все люди равны, каждый руководствуется своими потребностями и интересами; человек эгоистичен, наделен страстями, желает власти, богатства, наслаждений; человек стремится получить как можно больше благ и избежать страданий; его свобода ничем не ограничена,Все естественные законы (законы природы) вечны (обязывают совесть, но эффективны только там, где надежно гарантированы; в естественном состоянии не действуют - царит полная свобода, право на все (борьба всех против всех);Государство (единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и защиты).Цель государства (покончить с войной всех против всех, обеспечить мир и безопасность; достигается сосредоточение в руках соверена всей полноты власти; только неограниченная власть способна гарантировать общественное спокойствие).Формы государства (идеальное государство).Три формы государства:1) демократия (не одобряет - черни недоступна большая мудрость; возникают партии, что ведет к гражданской войне);2) аристократия (тем лучше, чем больше сближается с монархией);3) монархия (лучшая форма, более других соответствует идеалу абсолютной и нераздельной власти).Пытался решить проблему - как уберечь человека от анархии, потрясений, обеспечить ему спокойствие и достаток (решение - отказаться от мечтаний о совершенном государственном строе, от привычки иметь свое суждение, критиковать и полностью подчиниться существующей власти, если она крепка и обеспечивает порядок)

 

Политико – правовые идеи Дж. Локка (Два трактата о гражданском правлении)

 

Джон. Локк последнийкрупнейший политический мыслитель Англии XVII (1632г.-1704г.) а затем преподаватель Оксфорда Основное политическое произведение Локка- «Два трактата о гражданском правлении» было в значительной мере подготовлено в 1679-1681г. в момент критического обострения отношений между короной и вигами повопросу престолонаследииПолитические трактаты Локка преследуют двойную цель: Опровержение традиционной Английской теории о всесилии королевской власти и обоснование государственного устройства, отвечающего природе человека. Критика сосредоточенна главным образом в первом трактате. Объектом ее служит Фиммер. При этом Локк широко пользуется всем тем, что накопила богатейшая английская литература XVII в. Локка считают родоначальником английского свободомысления XVIII в. Единственный законный источник политической власти Локк видит в согласии народа, т.е. в общественном договоре, представляющем методологическую базу всей его политической системы.Политической властью, вытекающей из общественного договора, Локк считает право издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Разграничение разных видов власти, разного рода связей между людьми приводит Локка к проблеме соотношения политической власти и общества гражданина, стоящей в центре всей его теории и противоречащей средневековым концепциям об их единстве, и нерасторжимости. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Джону Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии.Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников Цель этого объединения – общее благо.На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Первым из них Локк считал : право собственности – и любое посягательства на него (лишение части собственности, повышения налогов ) рассматривалось как проявление деспотизма.свобода мнений– по Локку, неотъемлемое право человека. В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия) не исключая возможность промежуточных .


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 562; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!