Православие» и ленинизм: конфликт двух разновидностей атеизма
Начнём рассмотрение этой темы с того, что приведём некоторые фрагменты стенограммы, относящиеся к верованиям.
2:18. Ю.П. Изюмов: «А вот, что говорил Ленин по этому поводу…»
Г.В. Теряева перебивает: «По поводу чего?»
2:24. Ю.П. Изюмов: «По поводу религии и всех перегибов. На первом всероссийском съезде работниц, 19 ноября 1918 года, цитирую: “Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно. Много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбления религиозных чувств. Нужно бороться путём пропаганды, путём просвещения. Внося остроту в эту борьбу, можно озлобить массу»[15].
2:52. Г.В. Теряева: «Юрий Петрович, а можно ещё одну цитату? — «Вера была одной из самых гнусных вещей, какие только есть на свете». Это тоже говорил Ленин».
Изюмов: «Где?»
Г.В. Теряева и А.Н. Закатов чуть ли не хором: «В полном собрании сочинений».
А.Н. Закатов: «Ленин называл веру в боженьку труположеством».
———————
Прежде всего укажем на то, что Ю.П. Изюмов тоже утратил самообладание вследствие чего в ходе дискуссии пошёл на поводу у оппонентов: оба приведённые высказывания (1. Вера была одной из самых гнусных вещей… и 2. Бороться с религиозными предрассудками … нужно путём просвещения…) не противоречат друг другу. Первое даёт негативную оценку исторически сложившимся религиозным предрассудкам, и это не беспричинно; а второе представляет собой следствие этой оценки и говорит о целесообразной политике их искоренения.
|
|
Однако цитаты из работ В.И. Ленина с указанием их названий в дискуссии не приводились, полное собрание его сочинений, пятое издание — 55 томов: там много чего есть, и много чего в нём можно понадёргать и из контекста работ, и из историко-политического контекста, к которому относятся те или иные высказывания, для того, чтобы вложить их в иной контекст, в том числе и в контекст фабрикуемого под заказ исторического мифа. Поэтому конкретно-цитатно, мнение В.И. Ленина на тему вероучений как «труположества» и мерзости, гнусности «всяких религиозных идей»:
«…всякий боженька есть труположство… всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».
Ваш В.И.
13 или 14 ноября 1913 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226, 227, 228. — Из ленинского письма М. Горькому. Отчитав выдающегося писателя за богоискательство, Ленин заканчивает письмо: «Зачем Вы это делаете? Обидно дьявольски».)»[16].
И это — один из примеров того, как выдергивают цитаты из контекста и как их употребляют для обоснования жизненной состоятельности иного — конструируемого контекста. Исходный контекст выглядит так:
|
|
«Богоискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Говорить о богоискательстве не для того, чтобы высказаться против всяких чертей и богов, против всякого идейного труположства (всякий боженька есть труположство — будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, все равно), — а для предпочтения синего черта желтому, это во сто раз хуже, чем не говорить совсем.
В самых свободных странах, в таких странах, где совсем неуместен призыв «к демократии, к народу, к общественности и науке», — в таких странах (Америка, Швейцария и т. п.) народ и рабочих отупляют особенно усердно именно идеей чистенького, духовного, построяемого боженьки. Именно потому, что всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость, особенно терпимо (а часто даже доброжелательно) встречаемая демократической буржуазией, — именно поэтому это — самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».[17]
Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что В.И. Ленин пишет о богоискательстве, а также и о богостроительстве, богосозидательстве, боготворчестве.
|
|
· Богоискательство — поиски Бога, который предполагается реально, объективно существующим.
· А богосозидательство, боготворчество, богостроительство — это конструирование некоего бога или сонма богов, исходя из своих представлений и соответственно решаемым общественно-политическим задачам.
Ошибка В.И. Ленина в том, что он действительно не видел разницы между богоискательством в указанном выше смысле и конструированием богов, вероучений и религий под решение определённых общественно политических задач. Но «богостроительство» В.И. Ленин охарактеризовал предельно точно.
Однако оппоненты В.И. Ленина с канала «Спас» совершают (в лучшем случае, если не лицемерят) более тяжёлую ошибку — они не видят самой возможности конструирования «богов», вероучений и религий под решение определённых общественно-политических задач, вследствие чего не интересуются вопросом, как эта возможность реализовывалась в истории человечества, и не является ли само «православие» продуктом реализации этой возможности.
Поэтому ссылки на В.И. Ленина с обвинениями его в стиле, что он называл «всякого боженьку» — «труположеством», и сконструированные под решение определённых общественно-политических задач «религиозные идеи», а равно «религиозные предрассудки» — мерзостью, гнусной «заразой» — не только безосновательны, но и клеветнические по своему существу.
|
|
Да, характеристика В.И. Лениным исторически сложившихся к 1913 г. вероисповеданий лежит вне русла традиции миропонимания «казённого православия» времён империи и вне русла традиции миропонимания «православия» наших дней, мечтающего о том, чтобы снова стать «казённым» (государственной религией) не только де-факто, но и де-юре. Однако, если мыслить процессами, то неизбежен вопрос: как и почему, человек, рождённый в лоне православной культуры, выросший в ней, получивший в ней стандартное образование, пришёл именно к такой оценке всех исторически сложившихся к тому времени конфессий?
И в ходе дискуссии этот вопрос был затронут.
8:10. Ю.П. Изюмов: «Дело в том, что Ленин родился в православной семье». (Димитрий вклинивается: «Был отличником по закону божьему»). Ю.П. Изюмов повторяет его слова: «был отличником по закону божьему», — и продолжает свою речь.
8:33. Г.В. Теряева: «Юрий Петрович, а как же так его воспитывали в православной семье, что он стал ненавидеть русских людей, стал ненавидеть православную религию?»
9:13. А.Н. Закатов: «Коммунистическая идеология была интернациональной. Борьба с религией велась независимо от религиозной принадлежности членов партии и этого правительства. Они ненавидели саму по себе веру».
В «сухом остатке» этого фрагмента дискуссии: Ленин родился и воспитывался в семье православных, был отличником по гимназическому предмету «закон божий», до 16 лет участвовал в работе «Общества Сергия Радонежского» (этот факт сообщил иеромонах Димитрий), т.е. был «православным активистом» (своего рода идейно убеждённым «пионером» и «комсомольцем» той эпохи) и вдруг ни с того, ни с сего? — стал противником вероучения, в котором вырос, и церкви, которая придерживалась этого вероучения на протяжении всей истории.
В ходе дискуссии иеромонах Димитрий (от 21:04) назвал в качестве возможных причин этого прелесть[18] (23:03) либо маниакальное состояние (23:05), вызванное тем, что общество людей, почитающих себя христианами, отторгло семью, в которой вырос Александр Ульянов — государственный преступник, покушавшийся на жизнь «помазанника Божиего»[19]. И.Б. Миронов также характеризовал В.И. Ленина как маньяка-властолюбца и террориста.
Соответственно, в случае прелести — виноват сам Володя Ульянов, впавший в гордыню и озлобленность по отношению к обществу, и не проявивший должного христианского смирения и любви к нему; а во втором случае внутренние причины (в том числе и соматического характера) возникновения психиатрической патологии неизвестны, а реакция общества на смертный приговор Александру Ульянову была только внешним стимулом для возникновения маниакального состояния. Но в любом случае, при таком взгляде В.И. Ленин был одержимым или маньяком на протяжении всей своей последующей жизни.
Однако, такой взгляд — односторонний, поскольку при взгляде с другой стороны есть и вероучение «православной» церкви, которое в деталях «православным» мало известно (им вполне хватает ритуала и бесед с «батюшками»), и тем более им не известны взаимосвязи исторически сложившегося вероучения и жизни. Поэтому, чтобы понять, почему большевики «ненавидели саму по себе веру», как это утверждает монархист А.Н. Закатов, то следует обратиться к вероучению. — Но именно этого телеканал «Спас» делать и не желает на протяжении всего времени своего существования.
Если же обратиться к «священному писанию» «православной» церкви, то можно выявить следующую глобально-политическую доктрину:
Часть 1: иудеям — программа «господства» над миром, над всеми народами, программа поголовного истребления несогласных с нею, которую иудеи должны осуществлять в режиме «зомби» в интересах хозяев проекта, остающихся за кулисами Истории.
«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что возможно отдавать в рост; иноземцу (т.е. не иудею) отдавай в рост, чтобы господь бог твой благословил тебя во всём, что делается руками твоими на земле, в которую ты идёшь, чтобы овладеть ею», — Второзаконие, 23:19, 20. «…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобой господствовать не будут]. Сделает тебя господь [бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям господа бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы идти во след иных богов и служить им», — Второзаконие, 28:12 — 14. «Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои; ибо во гневе моём я поражал тебя, но в благоволении моем буду милостив к тебе. И будут отверзты врата твои, не будут затворяться ни днём, ни ночью, чтобы было приносимо к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народы и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся», — Исаия, 60:10 — 12.
Для реализации именно этого необходимы иудейские диаспоры во всех странах мира: если все иудеи компактно и обособленно проживают в Израиле или Иудее, то нет инструмента господства над жизнью народов, живущих во всём остальном мире.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!