Политические учения в России в ХV-ХVII вв.(Филофей, И. Пересветов, А. Курбский).
В XV-XVI вв. наблюдается развитие политической концепции иосифлянина Филофея "Москва — третий Рим". Теория эта получила большое распространение и была усвоена передовыми русскими общественными кругами. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство, и в этом отношении ее вполне возможно считать официально признанной доктриной. Это была, по существу, новая версия политической философии, в которой высшим назначением светской власти считалось сохранение единственно истинного, православного христианства. Искусство власти оказалось здесь подчиненным решению вселенской задачи — утверждению и сохранению идеала "Москвы—третьего Рима". "Внимай, благочестивый царь, — обращалсяФилофей к князю Василию III, — тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать"
В середине XVI в. широкую программу политико-юридических преобразований предложил служилый дворянин Иван Пересветов. И. Пересветов был близок именно к модели сословно-представительной монархии, развивая принципы политической теории, намеченные М. Греком, 3. Отенским и др. Противоположную тенденцию в политической идеологии наиболее полно сформулировал царь Иван IV (1530-1584). Иван Грозный утверждал принцип неограниченного самодержавия, он отказался от преобразований и ввел в стране террористический политический режим — опричнину.
|
|
Лишь князю А. Курбскому, бежавшему в Литву, оказалось под силу полемизировать с Иваном Грозным и отвергнуть принцип неограниченного самодержавия. Князь А. Курбский отстаивал форму власти, организованную в виде сословно-представительной монархии, в которой все властные и управленческие полномочия могли бы быть реализованы только на основании надлежащим образом принятых законов. Теоретическое положение, вьщвинутое И. Волоцким, о праве народа на оказание сопротивления злонамеренной власти получило последовательное развитие в государственно-правовой концепции А. Курбского.
Политико-правовые учения в России в ХVII в. (С. Полоцкий, Ю. Крижанич).
Основным направлением развития передовой общественно-политической, философской и естественнонаучной мысли в России XVII в. была борьба за "обмирщение" культуры, за освобождение ее от церковного засилья. Большую роль в распространении "мирского", светского просвещения сыграл Самуил Петровский-Ситнианович (1629-1680), известный под именем Симеон Полоцкий. Белорус по происхождению, С. Полоцкий отстаивал самостоятельность славянских народов и, выступая против католической экспансии, стремился развивать русскую и славянскую культуру в целом, насаждать светскую образованность. Он бичевал паразитизм и распутную жизнь духовенства, в особенности монахов. В истории политических и правовых учений С. Полоцкий был одним из первых серьезных идеологов просвещенного абсолютизма в России.
|
|
В развитии общественно-политической мысли в России XVII в. значительную роль сыграл видный славянский политический мыслитель Юрий Крижанич (1617-1683), хорват по национальности, писатель. Ю. Крижанич был идеологом объединения славянства. Его политический идеал приближается к "просвещенному абсолютизму". Ю. Крижанич верил в определяющее значение законодательства. Социальный строй, считал Ю. Крижанич, может и должен быть разумно реформирован законодательным путем. По своей социально-политической программе Ю. Крижанич предстает как идейный предшественник петровских реформ.
Политико-правовые учения в России ХVIII в. (В. Татищев, М. Щербатов, А. Радищев).
Выдающимся русским мыслителем был Василий Никитич Татищев (1686-1750). Будучи поборником "просвещенного абсолютизма", он требовал расширения мануфактур и торговли, которые рассматривал как главные источники процветания государства, и настаивал на распространении науки и просвещения в России. По мнению В. Татищева, из "естественного закона жизни" общества следует необходимость договора между государством и подданными. Хотя В. Татищев считал вольность, свободу наиболее достойным состоянием людей, все же он оправдывал крепостнический строй и монархические порядки. Стремление освободить философию и науку от подчинения религии, церкви, проповедь веротерпимости, обличение обскурантизма, призывы к развитию просвещения, науки и техники характеризуют В. Татищева как одного из самых прогрессивных мыслителей и государственных деятелей того времени.
|
|
В конце XVIII в. в России продолжалось разложение крепостнических отношений, усиливались крестьянские волнения. Представители крепостнической знати выступали в это время с теориями, в которых утверждалась "пагубность" каких-либо изменений в общественном и политическом устройстве России. Идеолог феодальной аристократии князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) отстаивал неприкосновенность феодально-крепостнических привилегий, особенно "родовых", требовал беспрекословного повиновения властям, сетовал на "повреждение нравов" в России, проповедовал религиозное учение о бессмертии души, божественном промысле, небесном правосудии и т. д.
|
|
Особое внимание следует обратить на политико-правовое учение Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В его политической теории содержались исчерпывающие ответы на все волновавшие современное ему общество вопросы. До конца дней своих А. Радищев не оставлял мысли об уничтожении крепостничества. Возвращенный из ссылки после смерти Екатерины II, он в 1801-1802 гг. пытался через комиссию, занимавшуюся составлением свода законов, провести проекты законов, которые облегчили бы положение крестьянства. Проекты А. Радищева вызвали бешеную ярость у членов комиссии — крепостников. Доведенный царизмом и его сатрапами до отчаяния, он покончил с собой.
Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 584; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!